это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1332193
Ознакомительный фрагмент работы:
Монашество как социальный институт не было изобретением
западноевропейского Средневековья. Его формирование берет свое начало в
III-IV веках н.э., когда христианство упрочило свои позиции, и перешло на
положение официальной религии.
Монастыри представляли собой особенный институт в христианской
Средневековой Европе, а само монашество вполне можно назвать
колоритным социальным феноменом того времени.
Монашеская обитель довольно быстро превратилась в одну из важнейших
и неотъемлемых частей мира Средневековья, оказывая большое влияние в
общественной жизни, в сфере медицины, науки, культуры и политики. В
некоторых местностях, вокруг монастырей образовывались новые города.
Какова же была роль монастырей в экономическом развитии
Средневековой Европы. Какое положение занимали аббатства в экономике
средневековых государств?
В период Раннего Средневековья в экономике господствовало натуральное
хозяйство. Хозяйственную жизнь того периода невозможно представить без
феодального поместья. Основной отраслью Средневекового производства
оставалось сельское хозяйство. На раннем этапе земледельцы по-прежнему
сеяли зерновые культуры, используя систему двуполья и используя
примитивные орудия труда. Хозяйство развивалось экстенсивным путем за
счет введения в севооборот новых земельных площадей
Монастыри довольно быстро превратились в крупных землевладельцев.
При этом их владения постоянно увеличивались, в связи с чем, историками
отмечается большая роль монашества в экономической жизни
Средневековой Европы.
Каковы были основные способы расширения земельных владений для
аббатств?
Духовенство оказывало определенное влияние на политику и власть. К
примеру, "английские короли, начиная с Вильгельма Завоевателя, были
вынуждены искать поддержку среди влиятельных епископов, аббатов
крупных монастырей и др." 1 . За оказанную поддержку, представители
духовенства получали от светской власти вознаграждения, в том числе и
землями.
Многие феодалы завещали аббатствам часть своих имений, в обмен на
молитвы об их душах. Известны случаи, когда сами "сеньоры, дабы избежать
дележа своих имений, завещали земли какому-нибудь аббатству" 2 .
На протяжении веков основой аграрного средневекового общества
являлись пастбища, лес, виноградники, поля, и всем этим в избытке владели
аббатства.
В городах не редкими были случаи, когда именно "высшее духовенство,
как белое, так и черное, представляло собой феодальную власть" 3 .
Не ставя перед собой подобной цели, монастыри, тем не менее, создали
экономику, которая "стала самым мощным фактором накопления в Средние
века" 4 . Согласимся с утверждением, что монастырская средневековая
экономика состояла из парадоксов, где соседствовали стремление к нищете и
получение прибыли, стремление к уединению и прием паломников,
проведение на своей территории шумных торговых ярмарок, и пр.
Монастырское землевладение, по сравнению с поместьями светских
феодалов, имело ряд весомых преимуществ. В то время, как светские
поместья зачастую ликвидировались в результате обмена, продажи или
дробления, связанного с передачей в наследство, земли аббатств
расширялись за счет пожертвований и дарений. К VIII – X векам многие
аббатства представляли собой обширные феодальные сеньории.
Таким образом, отсутствие проблем, связанных с разделом имущества
между наследниками, давало явное преимущество монастырскому
землевладению. Кроме того, в отличие от светских сеньоров, от рыцарей,
монахам не приходилось отвлекаться от хозяйствования на военные походы
или развлечения, что также сказывалось на более умелом ведении хозяйства.
На землях аббатств лучше был поставлен контроль и учет за исполнением
крестьянских повинностей. Именно в монастырских владениях появлялись
новые типы упряжки лошадей, более производительные мельницы, плуги и
пр. Согласимся с тем, что "монахи более, чем кто-либо, были заинтересованы
в техническом прогрессе" 5 , что закономерно вытекало из необходимости
экономить физический труд в противовес молитвенному служению. Не
случайно все первые железные мельницы в Германии, Дании, Англии и
Южной Италии были построены монахами, а именно цистерцианцами. Для
подобного рода изобретений в распоряжении монастырей находились
ценные труды античных ученых и мыслителей. Можно сказать, что в
Средневековой Европе монахи обеспечивали так называемое "техническое
содействие" 6 : они давали советы крестьянам, создавали образцовые фермы,
обладали техническими знаниями, а также капиталами для вложения в
производство.
Можно утверждать, что монашество внесло немаловажную лепту в
изменения средневековой экономики. Говоря о внедрении нововведений,
отметим распространение водяных мельниц, которые позволяли многократно
увеличить производительность труда. Несколько позже, в XII веке
тамплиеры построили элеватор и сукноваляльную машину. В то же столетие
в Нормандии для аббатства Сен-Совер-ле-Виконт была построена первая
ветряная мельница. Подобные новшества существенным образом влияли на
изменения в производстве и экономике в целом.
В историографии можно встретить такие характеристики монастырского
хозяйства: «передовое землепользование», «образцовые фермы».
Наряду с земледелием, садоводством и огородничеством, монахи
занимались также и разведением скота. Несмотря на то, что скотоводство
играло в сельском хозяйстве второстепенную роль, монастыри обеспечивали
себе пропитание и доход главным образом, разводя скот: коров, овец, свиней,
и пр.
Помимо этого, аббатства напрямую вмешивались в экономику через
контроль над ремесленными цехами, расположенных на их землях.
Монашеские общины защищали ремесленников, и ходатайствовали за них
перед сеньорами, чтобы тому или иному мастеру были даны привилегии.
Сами монахи занимались различными видами ремесла и производства.
Рассмотрим еще один фактор влияния монастырей на развитие сельского
хозяйства в Европе. В развивающихся орденах численность братии быстро
увеличивалась, "а затем горстка монахов, как правило дюжина, отрывалась
от основной обители и переселялась" 7 на другую территорию. Благодаря
такому расселению осваивались новые земли, расчищались и обрабатывались
новые участки.
Подобные расселения повторялись многократно, "и в итоге вся Европа
покрылась плотной сетью небольших аграрных центров, деятельных и
образцовых" 8 .
В эпоху Раннего Средневековья монахи были вынуждены сочетать
крестьянский, физический труд и служение Богу, "молитвенное служение".
"Первым монахам приходилось тяжёлым и самоотверженным трудом
отстаивать своё существование" 9 . В дальнейшем, когда "сочувствие мира
обогатило монастыри" 10 , монахи могли в случае необходимости нанять
работников или воспользоваться трудом крестьян-арендаторов. За несколько
столетий "экономическая эволюция поставила монастыри в совершенно
новое положение" 11 , при котором уже не было прежней необходимости
физическом труде монахов.
К концу эпохи Раннего Средневековья в земледелии наметился прогресс,
элементы которого были связаны "с переходом к трехполью, применением
многократной вспашки с помощью легкого, а местами и тяжелого колесного
плуга, использованием минеральных удобрений" 12 . Наряду с зерновыми
стали выращивать бобовые и технические культуры, активно разбивать
сады, огороды и виноградники. Немаловажное влияние, опять же, оказывали
монастырские хозяйства с их стремлением к совершенствованию
производства.
Прогресс в ведении сельского хозяйства ускорил проникновение товарно-
денежных отношений в самодостаточные поместья. Внутренняя торговля
реализовывалась в форме городских рынков и сельских ярмарок. Ее развитие
сдерживало господство натурального хозяйства, отсутствие инфраструктуры
и высокие пошлины в условиях феодальной раздробленности. Тем не менее,
развитие торговых отношений становилось все более важной частью жизни
средневекового европейского общества. Монастыри также занимались
торговлей, проводили ярмарки на собственных местах, периодически вступая
в конфликты со светскими феодалами. Отмечу, что аббатства и светские
сеньории конкурировали друг с другом как в сфере торговли, так и в сфере
производства, что имело определенный эффект для средневековой
экономики. Со временем укрепится новый конкурент монастырскому
хозяйству – городская коммуна.
Не будем забывать о том, что аббатства, особенно в раннее Средневековье,
были наиболее важными финансовыми центрами. Такая роль была
обусловлена несколькими причинами. Немалые капиталы, накопленные в
стенах монастырей, международное влияние и связи, покровительство
крупных сеньоров и князей предрасполагали аббатства к роли финансистов и
банкиров Средневековой Европы. Аббатства широко практиковали ссуды
крестьянам, коммунам, феодалам, королям и императорам. Частные лица
имели обыкновение отдавать монастырю на хранение самые ценные вещи,
наиболее важные документы. Помимо этого, именно аббатства могли
обеспечить пожизненную пенсию, а также обратить недвижимое имущество
в деньги на основании различных форм залога.
XII-XIII века предстают перед нами как вершина средневекового
христианства. Это была эпоха монастырей и кафедральных соборов.
Используя множество источников обогащения, монастыри продолжали
расширять земельные владения и увеличивать доходы. Однако с течением
времени, начинают проявляться противоречия, копившиеся внутри
монастырского хозяйства долгое время.
Эпоха Позднего Средневековья внесла кардинальные перемены, как в
жизнь общества в целом, так и в жизнь духовенства в частности.
Увеличились расходы аббатств, в то время, как их доходы, по разным
причинам, сокращались. Налоговое бремя также непрерывно росло.
Помимо всего прочего, к XIV веку закончился период обширной распашки
новых земель, использования пустошей и болот, а обработка земли
непосредственно монахами практикуется все меньше, уступая место
наемному труду и труду арендаторов.
У монастырей уже не было средств покупать землю, и вся прибыль
извлекалась из угодий, непосредственно прилегавших к монастырю.
В тот период укрепляется государственная власть, сеньоры все меньше
жертвуют земельные угодья монастырям, к тому же зачастую характер таких
пожертвований существенно менялся, и больше напоминал куплю-продажу.
Великие географические открытия перекраивают экономику, меняются
направления основных торговых путей, а Реформация приводит к тому, что
на определенных территориях были проведены церковные реформы, закрыты
монастыри, частично была проведена секуляризация церковных и
монастырских земель. К примеру, секуляризованные монастырские земли
составили 1/4 всех обрабатываемых земель Англии.
Помимо прочего, в преддверии Нового Времени складывается новое
мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр мира ставилась
конкретная личность, а не церковь.
Аббатство "потеряло свое экономическое и духовное величие и переживало
денежные затруднения… Монахи запутались тогда в огромных долгах…
Дух, вера, создавшие в X веке «наиболее влиятельное течение из всех, что
знала экономическая история» (Ж. Дюби)" 13 , к XIII-XIV векам уже иссякали.
Итак, "квазимонополия аббатств" 14 , которой они пользовались долгое
время, была обречена. Возможно, это было вполне закономерно, если
исходить из самой сути монастырской экономики с ее парадоксами и
противоречиями. Как утверждают исследователи, "монахи должны были
разбогатеть неизбежно!" 15 . Этому способствовали и личный труд братии, и
торговля, и аренда, и умение управлять большими доменами, а также многое
другое, о чем шла речь выше.
Обобщая роль монашества в хозяйственной жизни Средневековья, можно
сказать, что в тот период монахи являлись руководителями, советниками,
«экономическими воспитателями» 16 (А. Пиренн) крестьянства и
ремесленников.
Не так давно имел место в историографии тезис о том, что успехи
средневекового сельского хозяйства необходимо приписывать одному только
монашеству. Считаю такое утверждение некорректным, по причине того, что
монашество никогда не было многочисленным, даже во времена своего
расцвета. "Несомненно, именно крестьяне образовывали ту общность людей,
которая должна была обрабатывать землю" 17 . И они действительно
обрабатывали землю, прибегая, в том числе, и к помощи монастырей.
Аббатства предоставляли, как возможность арендовать землю, так и
возможность работы по найму. Иногда. Как уже упоминалось выше,
монастыри снабжали крестьян усовершенствованными орудиями труда, а
также вкладывали в освоение нового способа производства свой капитал.
Думаю, что нет необходимости впадать в крайности суждения,
преувеличивая или преумножая роль монастырей.
Их значение было исключительно важным как в экономике, так и в жизни
общества в целом.
Еще раз подчеркну, что глубокое влияние, оказываемое монахами, не
зависело от их количества. Аббатства были малочисленными.
Монахи являлись «просвещенными руководителями крестьянской массы»
(Ж. Блон) не только в сфере науки, культуры, но и в области хозяйствования.
Монашество вполне можно назвать "инициаторами и предпринимателями"
Средневековой Европы. При этом, речь идет не только о сельском хозяйстве,
торговле, но и о банковской, финансовой деятельности. Аббатства "явились
настоящими предтечами в области всякого рода банковских операций на
протяжении первых столетий Средневековья» (П. Гросси)" 18 . Аббатства
служили своеобразными банками, куда вкладывались деньги и где
выдавались кредиты.
Таким образом, трудно переоценить то влияние, которое оказывали
средневековые аббатства на экономику Европы в течение нескольких
столетий рассматриваемого периода.
Список использованной литературы
1. Ру С. Повседневная жизнь Парижа в Средние века / пер. с фр. Е.В.
Колодочкиной. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 252 с.
2. Муравьева Л.А. Экономика Средневековой Европы в XV-XVI вв. //
Страницы истории. № 24 (318). – СПб: Издательский дом "Реальная
экономика", 2014. – С.52-62.
3. Минеева Т.Г. Государство и церковь в Средневековой Англии. //
Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010. –
№2(1). – С. 286-290.
4. Мулен Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной
Европы (X-XV вв.) / Пер. Балакин В.Д. – М.: Молодая гвардия, 2002. –
352 с.
5. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. – М.: Высшая школа,
1992. – 34 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!