это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1332641
Ознакомительный фрагмент работы:
Несколько десятилетий назад, и на продолжении всего времени после, все мировое сообщество стоит перед необратимым выбором, к которому привело неумение большей части человечества разумно и бережно взаимодействовать с природой и гармонично сосуществовать с окружающим миром. Выбор тот заключается в том что: либо оставить неизменным существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо приведет окончательно к катастрофическим последствиям для экологии и человека, либо остановиться и как можно скорее коренным образом перестроить сложившийся тип деятельности. Это означает перестроение общего мировоззрения людей пересмотр материальных и моральных ценностей, образа жизни и формирования обновленной экологической культуры. Стоит уточнить, что такое экологическая культура, и как она исторически складывалась. Экологическая культура – это форма и уровень восприятия человечеством природы, окружающего мира, оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Важно понимать, что это именно отношение человека к миру, к живой природе. Экологическая культура несет такой сценарий взаимодействия с планетой и жизнеобеспечения, при котором потребности общества, и способы их реализации не влекут угрозу жизни на Земле в самом широком и всеобъемлющем понимании. Кроме того, безусловно, это личная ответственность каждого человека в отношении к природе. Культура поведения, образа жизни, воспитания потомства, сознательность, ограничение и пересмотр излишеств в материальных потребностях. Все это крайне важно для полноценного развития общества. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть просто некуда… Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок планету».
Это очень важно понимать и действовать так. Мировое сообщество, вооружённое техникой, технологиями, масштабным производством, применяющее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю и её ресурсы. Это влияние зачастую не учитывает законов природы. Именно поэтому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть необратимыми и плачевными. Люди много раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью. А потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны. Экологическая культура также это способность людей использовать свои экологические познания и достижения в практической деятельности. Помимо всего, экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Также важно отметить как уровень экокультуры коррелируется с состоянием дел в мире и с глобальным экологическим кризисом. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической мировой ситуации. Поэтому эту проблему требуется изучать повсеместно и гораздо глубже, внимательнее.
В историческом развитии человека можно обозначить 3 этапа экологической культуры.
Первый этап, мифологический.
Его особенностью является синкретический тип мышления, при котором человек не выделяется из природного мира. Он неразрывно связан с природой, являясь ее неотъемлемой частью. Наглядно это видно по образам человека-животного в мифологии (сирены, Сцилла, Харибда и прочее).
На втором этапе экологической культуры происходит ее дифференциация на отдельные отрасли.
В это время рождается и развивается антропоцентрическое мышление. Оно характеризуется способностью человека выделиться из природного мира и возглавить природную иерархию. Возникает потребительское отношение человека к природе.
Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный.
На этом этапе человек осознанно стремиться к гармоничному единству с природой, появляется экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на нем является формирование экологической личности. Инструментом же формирования становится экологическая этика.
Экологическая этика - это направление философских исследований в котором в качестве моральных проблем человека рассматривается ответственность за благо будущих людей, планеты, живой и неживой природы и всех форм жизни. Это знания о моральном и духовном отношении человека к окружающей планетарной среде. С обострением экологического кризиса вопрос о месте и роли человечества в экосистеме Земли стало объектом повышенного внимания экологов, философов, культурологов и многих других. Этим также обусловлен усиленный интерес к аксиологической проблеме этики, которая никогда не занимала такого видного места, как на современном этапе развития общества. Экологическая идеология, максимально соответствует задаче формирования общественной культуры. Она представлена отраслью экологического знания — экологической этикой. Которая призвана определить теоретические основы нравственности человеческого отношения к природе, сформировать чувство ответственности, любви и сострадания к природе. По определению предметом экологической этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек общество природа. Однако нужно сказать об экологической этике нечто большее. В силу того что ее объект это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и природы, она выделяется своей значимостью среди других составляющих аспектов общей этики при всей их безусловной важности. Проблема духовно-нравственного становления человека, его этического, нравственного отношения к природе и формирования экологической культуры общества в целом актуальна в современных условиях. Возрождаются традиции рассмотрения природы как источника формирования личности человека во всех ее проявлениях, прогрессивного развития всего общества. Только полноценный человек с верным отношением к миру, к природе, к жизни, может войти в слаженное отношение к другим людям, стать условием человеческого существования для другого человека. Необходимо, «чтобы человек и ощущал, и осознавал себя как... часть природы». Поэтому роль нравственно-духовных ценностей во взаимоотношениях человека и природы весьма значительна и основополагающая. В замечательном фильме «HOME. Дом. Свидание с планетой.», это продемонстрировано на протяжении всего фильма. Оно исходит от самих создателей фильма. То, с каким отношением, болью и осознанием, проникновенно, они пытаются донести до каждого зрителя смысл, достучаться очень раскрывает и заставляет задуматься над многими проблемами экологии. Лишний раз почувствовать, что это наш дом, и он нуждается в благодарности, оберегании и спасении от самих себя по всем фронтам.
Экологическое воспитание рассматривают как целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности. Противоречие экологического воспитания состоит в том, что подавляющее большинство населения под экологическим воспитанием понимают его, исходя из узких, предметных позиций. В первую очередь надо уделять внимание семейному экологическому воспитанию. Известно, что «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоциоэкосистему, в которой члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях. В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний и бездумным эгоистичным членом потребительского общества. Воспитание экологического чувства является одним из самых важных среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека. В вышеупомянутом фильме это можно увидеть на многих ярких и повсеместных примерах плачевного состояния и следствия отсутствия экологического воспитания, низкого развития экокультуры в большей части земных стран. Например, в ОАЭ при больших финансовых возможностях и наличии огромного количества солнечной энергии практически не применяются технологии солнечных батарей и эффективного использования энергии солнца. Вместо этого неуемно эксплуатируются и потребляются невосполнимые источники энергии. Леса. Это важнейшая часть экосистемы от которой напрямую зависит наша жизнь и множество других форм жизни. Это ареал обитания 3\4 жизни на Земле. Но за последние 40 лет одни из самых древних лесов Амазонии уже вырублены на катастрофические 20%. Леса уступают место пастбищам и местам по выращиванию соевых бобов. Так лес превращается в «мясо» и пальмовое масло. Лес на острове Барнео такими темпами вырубки исчезнет полностью с лица земли уже через 10 лет. Истребление лесов большей частью обусловлено неуемностью экономики, бестолковым потреблением и неминуемо движется к очередной экологической катастрофе. По схожим с современностью проблемам экологического характера, возможно, исчезла цивилизация Рапа нуи с острова Пасхи. Но история, как правило, ничему не учит большей частью эгоистичное и глупое человечество.
Примерами личного экологического воспитания для меня служило прививание в семье нравственных ценностей, знаний, этики, культуры, бережного отношения и любви к живой и неживой природе с раннего детства. Например, любовь и бережность к природе и животным, соблюдение чистоты. Выбрасывание мусора только в отведенных местах, в последующем сортировка мусора при выбрасывании. При нахождении на природе, в лесу соблюдение аккуратности: забор с собой мусора, обращения с огнем, с водой, правил собирательства грибов и ягод, вылова рыбы. Также устройство и принятие участия в субботниках, мероприятиях уборки природы от мусора и неприятных последствий. Отказ от автомобиля на ГСМ столь опасных для окружающей среды. Контроль, умеренность своего потребления и максимальное использование экологически чистых материалов. Примеров очень много и есть большое желание увеличивать это, воспитывая подобным образом и своих детей. Но нужно, чтобы гораздо большее количество людей думало и действовало экологически правильно и грамотно, иначе все будет крайне плохо и непоправимо.
Ученый Дмитрий Лихачев обращает внимание на сложнейшую проблему соотношения экологии культуры и экологической ситуации в целом. Проблема, поднятая им, чрезвычайно злободневна. Она связана с прогрессирующим духовным кризисом современности, когда бездушное отношение ко всему живому и неживому становится нормой. Дмитрий Сергеевич твердил о том, что «культура тоже дом для человека, причём дом, создаваемый самим человеком». А культурная экология — это всё, что создано трудом человечества: архитектура, произведения искусства, язык. Если разрушить это культурное наследие, то человечество вымрет и физически, и что не менее страшно — духовно. «Погибнуть человечество и природа... могут... и духовно, вследствие гибели культуры», — пишет автор. На самом деле экология должна быть наукой не только по названию. Ей следует изучать обстановку до того, как она стала плохой или осталась благополучной. Казалось бы, связь между экологией и нравственностью понятна сама собой. Это так, но в то же время она требует раскрытия. Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед, и единственное, что сдерживает его (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть. Нельзя, по его мнению, допустить, чтобы восторжествовало «право неразумного сильного», не ценящего культуру, считающего её ненужным развлечением образованных людей. Он приходит к очевидному для любого культурного человека выводу: отношение к природе и отношение к культуре строится на одних и тех же правилах нравственности. Мыслитель утверждает: «Без высокой нравственности и культуры не может существовать современное общество». С этим выводом учёного нереально не согласиться. Без сохранения нравственности нельзя сберечь природу в её первозданной красоте, и культуру, и духовного человека, представляющего собой «самосознание вселенной».
Я считаю, что ни сциентистская, ни антисцентистская позиция в чистом и однозначном виде утопична. Так как известно, что любая гармония в мире возможна только при балансе, взаимодействии и взаимосвязи. Очень глупо противоборствовать и спорить, когда дело касается таких важнейших вопросов как существование жизни на планете и экологической безопасности всего сущего в этом мире. Человек возомнил себя хозяином планеты и безответственно подвергает опасности весь окружающий мир, сакральные смыслы и формы жизни, ради бессмысленной гонки за выдуманными мелкими, пустыми, ничего не значащих ценностями материального существования, прикрываясь высокопарными словами и наукой. Постулаты которой, в современном мире на 80% спорны, навязаны и опровержимы. Со одной стороны наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности и достижения которые могли бы направляться на благо всей планеты. Но реальность такова что эти начинания «душаться», мало что применяется и внедряется, а отрицательные последствия научно-технической революции, прогресса неоспоримы. Aнтисциентисты подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. Сциентисты же видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. И считают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание». Сциентисты откровенно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты в свою очередь прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью. Поэтому я как разумный человек, считаю, что в обеих точках зрения есть здравое зерно, равно как и изъяны. Но времени осталось слишком мало, и проблемы весьма серьезны, чтобы терять время на споры и прения. Когда задачи уже стоят в объединении усилий и необходимости общих неотложных направленных действий на спасение планеты.
Выход из глобального экологического кризиса – важнейшая проблема современности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Перспектива выхода из экологического кризиса в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Его преодоление возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии противостояния между ними, необходима смена концепции управления человеческим обществом с природопокорительной, потребительской на природоохранную. Необходим комплексный подход при решении природоохранных проблем, т.е. обеспечить охрану всех компонентов природной среды – атмосферного воздуха, вод, почвы и т.д. – как единого целого.
Выделяют пять основных направлений выхода из экологического кризиса:
Совершенствование технологии.
Оно включает создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.
Развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.
Применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).
Гармонизация экологического мышления (эколого-просветителъское направление).
Гармонизация экологических международных отношений (международно-правое направление).
В любом случае все очень серьезно и необходимо как можно скорее активно и повсеместно разрабатывать программы действий по выходу из экологического кризиса и мер по улучшению ситуации с окружающей средой. Человечество безжалостно довело землю до катастрофического состояния и пора это уже осознать и незамедлительно пытаться исправлять. Иначе реально может стать поздно и произойдет непоправимое.
Библиографический список
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. // Электронный ресурс, режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2431/.
Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000.
Гагарин А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания. М., 2003.
Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности/ Экология, культура, образование. М., 2009.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,2004.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!