это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1333708
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье представлены результаты изучения межличностных отношений молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности. Выделены две группы: лица с тенденцией к благоприятному межличностному взаимодействию (психологически благополучные) и лица с тенденцией к неблагоприятному межличностному взаимодействию (психологически неблагополучные).
Ключевые слова: умственная отсталость, комплексные нарушения, межличностные отношения, трудовая деятельность.
Проблема повышения эффективности совместной деятельности в трудовых коллективах является остроактуальной, особенно в условиях модернизации российской экономики, так как диктуется, прежде всего, запросами практики, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в трудовую деятельность, усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности, проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений [3].
По данным статистики министерства здравоохранения и социального развития на 2017 год в России число детей с умственной отсталостью в возрасте от 0 до 14 лет составляет 71 429, а молодых людей с таким же диагнозом в возрасте от 15 до 17 лет – 13 655. Умственная отсталость — это «стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер» [1].
Комплексные нарушения – это сложный дефект, где доминантой выступает наличие двух и более первичных нарушений, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с недостаточностью мозговых структур. При этом каждое из них существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта, затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации [3,4].
Природа межличностных отношений в любой социальной среде сложна и противоречива. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, с помощью которых люди воспринимают, оценивают и взаимодействуют друг с другом.
Опыт взаимоотношений в трудовом коллективе является той базой, которая определяет дальнейшее развитие личности молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями и возможности их социализации. Вступая в межличностные отношения в процессе трудовой деятельности, умственно отсталые подростки и молодые люди проходят своеобразную школу социальных отношений[4,5].
Вопросы исследования трудового коллектива как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения рассматривали такие известные авторы, как: Е.П. Белинская, Г.В. Дворецкая, А.Л. Журавлев, Н.С. Каган, В.Г. Крысько, Д. В.П. Пугачев, М.В. Удальцова, В.Н. Чернышев. Интерес к этому вопросу обусловлен тем, что личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных социальных групп.
Важное социальное значение приобретают проблемы нарушения межличностного взаимодействия молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности[5].
С целью изучения проблемы межличностного взаимодействия молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности нами было проведено исследование на базе автономной некоммерческой организации «Центр социальной поддержки «Инклюзивная молекула». В эксперименте участвовали 10 (100%) обучающихся из ткацкой и керамической мастерских. Возраст участников варьировался от 22 до 35 лет.
Анализ документации свидетельствует о том, что все молодые люди имеют диагноз умственная отсталость в легкой или умеренной степени в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – 2 (20%) чел. и расстройствами аутистического спектра (РАС) – 8 (80%) чел. Все обучающиеся имеют системное недоразвитие речи (СНР); у одного воспитанника в тяжелой степени (словесной речи нет).
С целью проведения исследования межличностных отношений молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности был составлен диагностический комплекс [3,4]. В него вошли: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, методика «Уровень определения тревожности» Г.В. Резапкиной, методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера [2].
В ходе проведения диагностики с помощью методики ДДО Е.А. Климова было выявлено, что обучающиеся проявили склонность к следующим направлениям профессиональной деятельности «Человек-ручной труд» и «Человек-человек». Доминировало первое направление 6 (60%) человек проявили интерес к ручному труду, 4 (40%) человека сделали выбор профессии, связанный с межличностными отношениями «человек-человек» (рис.1). Важно отметить, что трудовая деятельность лиц, выбравших ручной труд, не предполагает использование обширного круга познаний, интеллектуальных умений. Данные профессии связаны с формированием профессиональных навыков в области ткачества и керамики. От работника данной сферы требуется исполнительность, самостоятельность и, в определенной степени, инициативность при решении конкретных профессионально-трудовых задач.
Рисунок 1. Распределение выборов умственно отсталыми лицами с комплексными нарушениями по методике «ДДО» Е.А. Климова
Профессии из предметной области «Человек – человек» требуют постоянного взаимодействия с другими людьми. Это могут быть специальности обслуживающего персонала, помощников по хозяйству. Такие профессии, безусловно, требуют сформированных коммуникативных навыков и предполагают ежедневное общение с окружающими людьми. Беседа с данными испытуемыми показала, что они любят общаться, с удовольствием включается в коллективные дела, склонны оказывать помощь другим людям, с интересом участвуют в подготовке культурно-массовых мероприятий и оформлении помещений.
С помощью методики Г.В. Резапкиной было проведено изучение уровня тревожности у лиц с умственной отсталостью с комплексными нарушениями. Анализ данных показал наличие среднего уровня тревожности у 4-х (40%) обучающихся и у 6-х (60%) - высокого уровня тревожности (рис.2). Низкий уровень тревожности выявлен не был (0%). Эти показатели свидетельствую о том, что внутреннее состояние умственно отсталых лиц с сочетанными нарушениями часто неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов (отношения с близкими людьми, состояние здоровья). Их поведение свидетельствует о повышенном и нередко постоянном нервном напряжении и эмоциональной нестабильности. Они беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий, волнение и неуверенность мешают им достичь успеха в любом виде деятельности, в том числе и в межличностном общении. Испытуемые с высоким уровнем тревожности могут быть подвержены нервным срывам из-за возможной чрезмерной нагрузки на нервную систему.
Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющиеся в достаточной степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива. Характер его психологического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Диагностика психологического климата в группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов [5].
Рисунок 2. Определение уровня тревожности у лиц с умственной отсталостью с комплексными нарушениями с помощью методики Г.В. РезапкинойТест оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера позволяет оценить психологический характер межличностных отношений, сложившихся членами коллектива в мастерской. Методика интересна тем, что допускается анонимное обследовании, а это повышает ее надежность.
Диагностика групповой сплоченности по методике Ф. Фидпера показала, что 4 (40%) обучающихся рассматривают психологическую атмосферу в своей группе как благоприятную, при этом 6 (60%) испытуемых оценили атмосферу в группе как неблагоприятную. Результаты определения индекса групповой сплоченности также свидетельствуют о том, что 6 (60%) человек из группы оценивают сплоченность своей группы как низкую, а 4 (40%) человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий (рис.3).
Выводы: анализ полученных данных позволил выделить в результате проведенного исследования две группы молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями: лиц с тенденцией к благоприятному межличностному взаимодействию (психологически благополучные) и лиц с тенденцией к неблагоприятному межличностному взаимодействию (психологически неблагополучные).
Для представителей первой группы (психологически благополучные) с учетом специфики интеллектуального дефекта и сочетанных нарушений более характерны желание работать, осуществляя взаимодействие с другими людьми, контактность, познавательные потребности, отсутствие депрессии и тревожности в процессе трудовой деятельности, вовлеченность в трудовой процесс, сплоченность, эмоциональное благополучие.
Рисунок 3. Особенности психологической атмосферы в трудовом коллективе умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями
Представители второй группы (психологически неблагополучные) более склонны к переживанию психотравмирующих обстоятельств, предпочитают ручной труд, постоянно испытывают тревогу во время трудовой деятельности, способны к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, редукции профессиональных обязанностей, эмоциональному дефициту, психосоматическим и психовегетативным нарушениям.
Список литературы:
Кожалиева Ч.Б. Образ Я в структуре личности умственно отсталых подростков. Монография.- М.: 2013.- 144 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 - 672с.
Ткачева В.В. Уровневый подход к дифференциации детей со сложными нарушениями в процессе профориентации и социализации // «Научные исследования»: Сборник статей международной научной конференции. Раздел 10.Психологические науки. под ред. М.Д.Эльдиева, И.А.Луценко, В.Н.Дьяченко. Изд-во «Русальянс» Сова». – Москва, 2016. С С.235-244. Ткачева В.В. Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов VIII международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 г.) Том 1. - М.: ПАРАДИГМА, 2016, С.106-111.
Финогенова М.Е. Особенности социально-личностного развития девушек с интеллектуальной недостаточностью в процессе адаптации к условиям интегрированного учебно-профессионального обучения. Автореф. дис….канд.психол.н.- Н.Новгород, 2011.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!