Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности межличностного взаимодействия молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности

Тип Статья
Предмет олигофренопедагогика

ID (номер) заказа
1333708

300 руб.

Просмотров
625
Размер файла
3.09 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация. В статье представлены результаты изучения межличностных отношений молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности. Выделены две группы: лица с тенденцией к благоприятному межличностному взаимодействию (психологически благополучные) и лица с тенденцией к неблагоприятному межличностному взаимодействию (психологически неблагополучные).
Ключевые слова: умственная отсталость, комплексные нарушения, межличностные отношения, трудовая деятельность.
Проблема повышения эффективности совместной деятельности в трудовых коллективах является остроактуальной, особенно в условиях модернизации российской экономики, так как диктуется, прежде всего, запросами практики, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в трудовую деятельность, усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности, проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений [3].
По данным статистики министерства здравоохранения и социального развития на 2017 год в России число детей с умственной отсталостью в возрасте от 0 до 14 лет составляет 71 429, а молодых людей с таким же диагнозом в возрасте от 15 до 17 лет – 13 655. Умственная отсталость — это «стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер» [1].
Комплексные нарушения – это сложный дефект, где доминантой выступает наличие двух и более первичных нарушений, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с недостаточностью мозговых структур. При этом каждое из них существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта, затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации [3,4].
Природа межличностных отношений в любой социальной среде сложна и противоречива. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, с помощью которых люди воспринимают, оценивают и взаимодействуют друг с другом.
Опыт взаимоотношений в трудовом коллективе является той базой, которая определяет дальнейшее развитие личности молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями и возможности их социализации. Вступая в межличностные отношения в процессе трудовой деятельности, умственно отсталые подростки и молодые люди проходят своеобразную школу социальных отношений[4,5].
Вопросы исследования трудового коллектива как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения рассматривали такие известные авторы, как: Е.П. Белинская, Г.В. Дворецкая, А.Л. Журавлев, Н.С. Каган, В.Г. Крысько, Д. В.П. Пугачев, М.В. Удальцова, В.Н. Чернышев. Интерес к этому вопросу обусловлен тем, что личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных социальных групп.
Важное социальное значение приобретают проблемы нарушения межличностного взаимодействия молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности[5].
С целью изучения проблемы межличностного взаимодействия молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности нами было проведено исследование на базе автономной некоммерческой организации «Центр социальной поддержки «Инклюзивная молекула». В эксперименте участвовали 10 (100%) обучающихся из ткацкой и керамической мастерских. Возраст участников варьировался от 22 до 35 лет.
Анализ документации свидетельствует о том, что все молодые люди имеют диагноз умственная отсталость в легкой или умеренной степени в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – 2 (20%) чел. и расстройствами аутистического спектра (РАС) – 8 (80%) чел. Все обучающиеся имеют системное недоразвитие речи (СНР); у одного воспитанника в тяжелой степени (словесной речи нет).
С целью проведения исследования межличностных отношений молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями в процессе трудовой деятельности был составлен диагностический комплекс [3,4]. В него вошли: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, методика «Уровень определения тревожности» Г.В. Резапкиной, методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера [2].
В ходе проведения диагностики с помощью методики ДДО Е.А. Климова было выявлено, что обучающиеся проявили склонность к следующим направлениям профессиональной деятельности «Человек-ручной труд» и «Человек-человек». Доминировало первое направление 6 (60%) человек проявили интерес к ручному труду, 4 (40%) человека сделали выбор профессии, связанный с межличностными отношениями «человек-человек» (рис.1). Важно отметить, что трудовая деятельность лиц, выбравших ручной труд, не предполагает использование обширного круга познаний, интеллектуальных умений. Данные профессии связаны с формированием профессиональных навыков в области ткачества и керамики. От работника данной сферы требуется исполнительность, самостоятельность и, в определенной степени, инициативность при решении конкретных профессионально-трудовых задач.
Рисунок 1. Распределение выборов умственно отсталыми лицами с комплексными нарушениями по методике «ДДО» Е.А. Климова
Профессии из предметной области «Человек – человек» требуют постоянного взаимодействия с другими людьми. Это могут быть специальности обслуживающего персонала, помощников по хозяйству. Такие профессии, безусловно, требуют сформированных коммуникативных навыков и предполагают ежедневное общение с окружающими людьми. Беседа с данными испытуемыми показала, что они любят общаться, с удовольствием включается в коллективные дела, склонны оказывать помощь другим людям, с интересом участвуют в подготовке культурно-массовых мероприятий и оформлении помещений.
С помощью методики Г.В. Резапкиной было проведено изучение уровня тревожности у лиц с умственной отсталостью с комплексными нарушениями. Анализ данных показал наличие среднего уровня тревожности у 4-х (40%) обучающихся и у 6-х (60%) - высокого уровня тревожности (рис.2). Низкий уровень тревожности выявлен не был (0%). Эти показатели свидетельствую о том, что внутреннее состояние умственно отсталых лиц с сочетанными нарушениями часто неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов (отношения с близкими людьми, состояние здоровья). Их поведение свидетельствует о повышенном и нередко постоянном нервном напряжении и эмоциональной нестабильности. Они беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий, волнение и неуверенность мешают им достичь успеха в любом виде деятельности, в том числе и в межличностном общении. Испытуемые с высоким уровнем тревожности могут быть подвержены нервным срывам из-за возможной чрезмерной нагрузки на нервную систему.
Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющиеся в достаточной степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива. Характер его психологического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Диагностика психологического климата в группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов [5].
Рисунок 2. Определение уровня тревожности у лиц с умственной отсталостью с комплексными нарушениями с помощью методики Г.В. РезапкинойТест оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера позволяет оценить психологический характер межличностных отношений, сложившихся членами коллектива в мастерской. Методика интересна тем, что допускается анонимное обследовании, а это повышает ее надежность.
Диагностика групповой сплоченности по методике Ф. Фидпера показала, что 4 (40%) обучающихся рассматривают психологическую атмосферу в своей группе как благоприятную, при этом 6 (60%) испытуемых оценили атмосферу в группе как неблагоприятную. Результаты определения индекса групповой сплоченности также свидетельствуют о том, что 6 (60%) человек из группы оценивают сплоченность своей группы как низкую, а 4 (40%) человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий (рис.3).
Выводы: анализ полученных данных позволил выделить в результате проведенного исследования две группы молодых умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями: лиц с тенденцией к благоприятному межличностному взаимодействию (психологически благополучные) и лиц с тенденцией к неблагоприятному межличностному взаимодействию (психологически неблагополучные).
Для представителей первой группы (психологически благополучные) с учетом специфики интеллектуального дефекта и сочетанных нарушений более характерны желание работать, осуществляя взаимодействие с другими людьми, контактность, познавательные потребности, отсутствие депрессии и тревожности в процессе трудовой деятельности, вовлеченность в трудовой процесс, сплоченность, эмоциональное благополучие.
Рисунок 3. Особенности психологической атмосферы в трудовом коллективе умственно отсталых лиц с комплексными нарушениями
Представители второй группы (психологически неблагополучные) более склонны к переживанию психотравмирующих обстоятельств, предпочитают ручной труд, постоянно испытывают тревогу во время трудовой деятельности, способны к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, редукции профессиональных обязанностей, эмоциональному дефициту, психосоматическим и психовегетативным нарушениям.
Список литературы:
Кожалиева Ч.Б. Образ Я в структуре личности умственно отсталых подростков. Монография.- М.: 2013.- 144 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 - 672с.
Ткачева В.В. Уровневый подход к дифференциации детей со сложными нарушениями в процессе профориентации и социализации // «Научные исследования»: Сборник статей международной научной конференции. Раздел 10.Психологические науки. под ред. М.Д.Эльдиева, И.А.Луценко, В.Н.Дьяченко. Изд-во «Русальянс» Сова». – Москва, 2016. С С.235-244. Ткачева В.В. Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов VIII международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 г.) Том 1. - М.: ПАРАДИГМА, 2016, С.106-111.
Финогенова М.Е. Особенности социально-личностного развития девушек с интеллектуальной недостаточностью в процессе адаптации к условиям интегрированного учебно-профессионального обучения. Автореф. дис….канд.психол.н.- Н.Новгород, 2011. 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.