это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1344495
Ознакомительный фрагмент работы:
В жизни современного человека сегодня часто присутствует необходимость взаимоотношения с людьми, принадлежащими к различным социально-культурным группам. В условиях глобализации и демократизации всех процессов, проникновения и интеграции западной и восточной культур, расширения международного обмена информацией бывает особенно необходимо выстроить верные взаимоотношения с похожими и непохожими на тебя людьми. Важную роль играет в этом плане гендерная идентификация как социальное явление с учетом восприятия общества и множества людей с различными особенностями поведения, обычаями, устоями.
По мнению ученых, половая идентификация «подразумевает под собой сложный психический процесс. Сущность его заключается в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в ситуациях деятельности, поведения, во взаимодействии с другими людьми в соответствии с нормами мужского и женского пола и социокультурными традициями общества, впоследствии складывается единое представление о себе как о человеке определенного пола, занимающего определенную «полоролевую позицию» [1].
Какими могут быть варианты гендерной идентификации и – шире – влияния различных направлений гендерной культуры? Это и выход за рамки общественных стереотипов, и желание реализовать себя, что в наше «многоголосное» время представляется чрезвычайно важным, и «снижение поляризации и неравенства в отношениях мужчины и женщины в правовых, социальных, культурных и психологических аспектах, а также сохранение индивидуальности, самобытности, нетипичности каждой личности, и развитие толерантности как на собственном, так и на межличностном уровне» [2].
Одним словом, новые аспекты проблемы половой идентичности, с точки зрения «пересечения» традиций, интересов и культур, издавна сложившихся в обществе, и нового понимания этих вопросов сегодня очень разнообразны. Их изучает множество ученых в области философии, социологии, психологии, педагогики и даже экономики и политологии. Проводимые исследования позволяют взглянуть на происходящее в гендерной области с разных сторон.
Большинство исследователей отмечают, что в современный период изменился сам подход к половой идентичности.
Так, социальные психологи Д.В. Воронцов и Е.А. Здравомыслова на основе проведенных ими исследований утверждают, что сегодня эти вопросы рассматриваются с позиций самовыражения личности в обществе, реализации собственного «Я». Ранее наблюдалось более жесткое деление на два пола, по принципу «мужское – мужчинам» и «женское – женщинам». Сегодня эти стереотипы в обществе сменяются, и процессы изменений, творческого характера, происходят не между людьми, а в личном пространстве, внутри самого человека. Однако уровни изменений, отношение к ним определяет само общество. «Причем в различных социальных, этнических, профессиональных, возрастных и других группах процесс конструирования и реализации тендерной идентичности наполнен своей спецификой» [3]. Итак, половая идентификация затрагивает интересы как личности, так и общества.
В сложном современном мире, где реализация тендерной идентичности возможна только в постоянно изменяющихся условиях, совмещения функций и статусов, личность часто выполняет те обязанности, которые налагает на ее общество. Отсюда – испытываемые человеком психологические переживания и даже кризисные состояния. Например, кризис несостоявшейся маскулинности, который наступает, если юноша не может реализовать себя в той роли, которая предназначена ему от природы. Также возможны и кризис феминности, и состояние двойной идентичности. Учеными В.А. Лабунской, М.В. Бураковой, Е.М. Дубовской и. О.А. Гаврилицей и др. исследователями проведено социологическое исследование гендерной идентичности с использованием адаптированного к российской ситуации «Опросника гендерных ролей» С. Бем. Сам опросник (а также его модификация) основаны на следующих концептуальных положениях: 1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями [4]. Установлено, что преодоление различных кризисных состояний требует развитой психологической гибкости, умения адаптировать требования социальной среды к самому себе. Половая идентичность не является раз и навсегда определенным от рождения свойством личности, но определяется обстоятельствами и условиями, в которых растет и развивается человек в процессе взросления.
Поскольку идентификация себя в качестве мужчины и женщины – так называемые маскулинность и феминность – закладываются в детстве, то множество современных исследований посвящено вопросам развития этих характеристик на различных стадиях взросления: в дошкольном и подростковом, в юношеском и младенческом возрасте. Причем половая идентификация происходит по-разному в различных условииях.
Так, исследователь М.В. Бывшева выделяет несколько этапов этого процесса на протяжении дошкольного возраста. В 3-4 года у дошкольников формируется понимание отличий «девочек» и «мальчиков», в 5 лет к ним приходит понимание того, что мужчины и женщины играют различную роль в семье. А в старшем дошкольном возрасте происходит своего рода примерка на себя функций мужчин и женщин, в соответствии с собственными потребностями. Анализ эмпирических исследований показывает, что гендерные понятия формируются у детей в реальной практической деятельности и общении в связи с тем, чему их учат, на основе моделей поведения, находящихся в их поле зрения [5].
Особое осознание половой идентичности, с точки зрения социальных потребностей и своей принадлежности к определенным социальным группам, приходит к человеку в подростковом возрасте. Наибольшее количество научных исследований посвящено именно этому этапу, в связи с тем, что наиболее бурное взросление, появление гендерных признаков происходит в пубертатный период.
Наиболее полной и разносторонней представляется научная работа Т.С. Бобковой, исследовавшей составляющие половой идентификации подростков в различных социально-педагогических условиях. В условиях полной и неполной семьи, а также при воспитании в детском доме, отождествление личности подростков с тем или другим полом происходит по-разному. В исследовании представлены данные, согласно которым в полных семьях гендерная идентификация проходит более традиционно. В неполных семьях несколько искажены представления об идеальном мужчине и идеальной женщине, качествах хорошей матери и отца. К сожалению, неполными, отрывочными и порой искаженными представлениями о семье и роли полов в ней формируются у подростков в условиях детского дома.
Исследование проводилось на основе психологического тестирования. В пакет диагностического инструментария вошли тесты, анкеты, проективный рисуночный метод, метод свободных описаний и полупроективная методика «МиФ» (авторы Н. В. Дворянчиков, А. В. Герасимов), позволяющая определить индивидуальную степень выраженности феминности, маскулинности, андрогинности, субъективное отношение испытуемых к проявлению данных качеств у себя. Категории психологического пола использовались для выявления характерных особенностей составляющих половой идентификации. С помощью содержательного и структурного анализа методика дает возможность рассмотреть целостную систему полового самосознания [6].
В другом своем исследовании, посвященном типизации полоролевой идентичности, Т.С. Бобкова устанавливает ее характерные признаки и уровни. Например, у подростков из детского дома не сформирована полоролевая идентичность, т. е. представления о типичности для пола своего поведения, а также функций, выражающихся как обобщенные суждения о мужественности/женственности [7].
Л.А. Фондеркина, проведя изучение половой идентификации российских подростков в современных социокультурных условиях, отмечает влияние на данные процессы различных факторов. Так, помимо семейного воспитания и традиций, на личность подростка оказывает существенное влияние изменения в социокультурной ситуации на разных исторических этапах общественного развития. Кроме того, наравне с идентификацией себя со своим полом, в силу различных психологических причин, подростки могут испытывать также и отторжение от своей социальной и гендерной группы. При этом следует учитывать и современные процессы, когда в обществе происходит разрушение традиционных тендерных стереотипов, в условиях вторжения в отечественную культуру чуждых, инородных явлений.
Широкое использование привнесенных из транслируемых культур таких явлений и знаков, как мода на западный стиль в одежде — унисекс, раннее обучение детей контрацепции, гражданский брак, фричайлд, суррогатное материнство, организация и проведение гей-парадов, как пропаганда гомосексуализма, усыновление детей однополыми парами и т.д., становится для российского подростка обыденным явлением [8]. Так рождается трансформация полоролевого поведения.
Насколько сильным является негативное влияние современной массовой культуры на детскую и подростковую психику? Как можно предотвратить его и защитить современную молодежь от негативного влияния, которое порой заканчивается гендерным кризисом, под влиянием неправильно выбранной роли и позднего осознания себя?
На наш взгляд, целесообразно провести исследование для определения данных аспектов и опубликовать его результаты. Целью изучения данного аспекта проблемы половой идентификации может стать анализ влияния различных молодежных субкультур на формирование гендерных убеждений и самосознания подростка в этом плане.
Объектом исследования могут выступить подростки 14 – 16 лет, принадлежащие к разнообразным субкультурным сообществам: «готты», «рокеры», «панки», эмо и т. д. Предметом исследования будет являться самосознание личности в области половой идентификации.
В ходе исследования необходимо измерить и сравнить адекватность и степень дифференциации половой идентификации подростков, принадлежащих к различным социокультурным группам, с данными аспектами половой идентичности у подростков с обычными интересами.
Гипотеза планируемого исследования – существование объективных различий в адекватности и степени дифференциации половой идентификации у подростков, состоящих в различных неформальных объединениях, по сравнению с гендерной дифференциацией подростков, имеющих традиционные интересы. Предположительно, полоролевое восприятие собственного «Я» в подростковых группах определенной субкультуры будет искажено. Данные предположения могут быть установлены методами социометрии, с помощью массового опроса и тестирования.
Итак, можно сделать выводы о том, что половая идентификация в обязательном порядке испытывает характеристики и потребности личности, которая испытывает на себе влияние различных факторов: социальной среды, деятельности, физических и психических возможностей организма. Ценности, связанные с реализацией гендерной идентичности в современном обществе, могут быть нарушены или искажены под влиянием различных факторов.
Поэтому особое внимание данным вопросам необходимо уделять в детском и подростковом возрасте. Несомненно, что в процессе самосознания личности с точки зрения гендерной психологии, самую значительную роль играет семья и условия воспитания. При этом большое значение имеет и социальная принадлежность ребенка, условия проживания, воспитания и общественная среда, которая его окружает. Все это, в конечном счете, помогает либо сформировать зрелую, гармоничную личность, либо ведет к поведенческому гендерному кризису, что в свою очередь может спровоцировать и кризис в социуме. Этим и обусловлено отношение современной науки к половой идентификации как к социальному феномену.
Список литературы
Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского науч. центра РАН. – Выпуск 2 – 2010. – Том 12. – №3. – С. 386–393.
Пятницкая О.А., Юров А.К. Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2009. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-ponyatiy-gendernoy-i-polovoy-identichnosti-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 15.01.2019).
Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации. – Автореф. дисс. канд. пс. н. – Краснодар, 2006. – URL: http://www.dissercat.com/content/gendernaya-identichnost-lichnosti-i-smyslovye-mekhanizmy-ee-realizatsii#ixzz5cn0h0sK8 (дата обращения: 15.01.2019).
Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Рубан Н.Н. Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа // Вестник ТГПУ. 2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovaya-prinadlezhnost-i-gendernaya-identichnost-podrostkov-iz-semey-razlichnogo-tipa (дата обращения: 15.01.2019).
Бывшева М.В. Половая идентификация дошкольников в контексте социального познания – УрГПУ (г. Екатеринбург) – Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – №3(4). Октябрь 2009. – URL: www.grani.vspu.ru
Бобкова Т.С. Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития. // Siberian pedagogical journal – № 4 / 2014 // Психологические исследования. – 185 – 190 с.
Бобкова Т.С. Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета // Педагогика и психология. – 2014. – 195 – 200 с.
Фондеркина Л.А. Половая идентификация российских подростков в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы // Образование личности: наука, образование, общество. – 2014, № 4.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!