это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1353843
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматривается содержание и дана характеристика методов управления социальным обслуживанием населения Российской Федерации. Рассмотрены достоинства и недостатки системы методов управления социальным обслуживанием населения, а также предложены рекомендации по их совершенствованию. Совершенствование в этой области необходимо в целях достижения доступного, эффективного и качественного предоставления услуг населению.
Ключевые слова: социальное обслуживание населения, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальное обеспечение.
Россия является социальным государством, которое обеспечивает социальные гарантии гражданам, достойную жизнь и свободное развитие человека. Все это реализуется при помощи социальной политики – системы мер, направленных на осуществление жизненно важных проблем для всего общества и человека в отдельности. Система социальной политики имеет несколько целей. Во-первых, это поддержка слабых, тех, кто по определенным причинам не имеет возможности осуществлять трудовую деятельность, то есть не могут зарабатывать средства для осуществления своей жизнедеятельности. Во-вторых, это создание условий для функционирования семьи, поддержка материнства и детства [7]. Так же, это обеспечение и поддержка экономической безопасности, надежная защита и охрана конституционных прав и свобод граждан страны. Именно социальная политика нацелена на улучшение демографической ситуации в стране. В связи с этим, вновь избранный президент Российской Федерации В.В. Путин 7 мая 2018 года издал указ, в котором увеличение устойчивого естественного прироста населения и повышение продолжительности жизни являются национальными приоритетными ценностями развития государства [2].
Актуальность проблемы теоретического анализа методов социального обслуживания населения сегодня не вызывает сомнения, так как в настоящее время система социального обслуживания населения является одним из важнейших элементов национальной социальной политики. С 1991 года, когда Россия перешла на путь рыночных капиталистических отношений, в нашей стране впервые заговорили о социальной защите и стали появляться научные работы и академические работы по этой проблеме. В настоящее время эта проблема довольно хорошо исследована и можно обобщить некоторые материалы.
Социальное обслуживание населения – важная функция государственной власти и регионального самоуправления. Её предназначение в том, что бы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических методов реализовывать помощь и оказывать поддержку нуждающимся в этом жителям [5]. Известно, что социальная защита - это целенаправленные действия и средства государства, которые призваны обеспечить наиболее уязвимым слоям населения социальную защиту, экономическую самостоятельность, социальное благополучие, т.е. комплексное решение различных проблем, обусловленных социальными рисками вызванными реалиями рыночной экономики.
Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые, составляют его инструментарий, так как законы и принципы управления реализуются через системы определенных методов.
Методы управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Через методы управления осуществляется технологически сама управленческая деятельность.
Применять приходится одновременно различные методы или их сочетания, которые, органически дополняя друг друга, находятся при этом в состоянии динамического равновесия.
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно–технических, демографических, социологических, психологических.
Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно–административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь.
Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.
Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей [4].
Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада.
Источником финансирования затрат на социальные цели является федеральный бюджет страны. Состав, размеры и доля бюджетных ассигнований на статью «Социальная политика» всегда были под пристальным вниманием и на особом контроле Правительства страны. Так доля бюджетных ассигнований на статью «Социальная политика» за последние годы имела тенденцию к повышению. Так, в 2017 году объём расходов, предусмотренных на социальную сферу увеличился составил 30, 8 % от бюджета страны по отношению к 27,64 % в 2016 году. С этим же связано то, что на ближайшую перспективу затраты на нужды социальной политики запланировано несколько снизить до 4,962 - в 2018 и 5,054 - в 2019, по сравнению с 5,08 триллионов рублей в 2017 году, т.е. мы наблюдаем некоторое снижение темпов прироста расходов на социальные проблемы. Необходимо отметить, что такая ситуация происходит в связи со сложной экономической и международной обстановкой, когда руководству страны приходится наращивать потенциал отраслей обеспечивающих национальную безопасность. Если рассмотреть подробно структуру расходов по разделу «Социальная защита» заметим, что прикладные научные исследования в области социальной политики занимают меньше 1%, для наглядного примера включим его в раздел «другие вопросы в области социальной политики». Рост коснулся таких статей в области социальной защиты населения как повышение пенсий и в связи с этим расходы федерального бюджета на социальное обеспечение и социальное обслуживание населения на перспективу с 2009 по 2010 гг. имеют тенденцию снижаться.
За последние несколько лет произошло увеличение расходов по подразделу «Пенсионное обеспечение», это увеличение было связано с ростом таких статей бюджета как: денежное довольствие военнослужащих, а также ежемесячного размера пенсий, рассчитываемые по уровню роста потребительских цен и прожиточного минимума. Подраздел «Социальное обслуживание населения» включает ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов) предоставляющим услуги более 3 млн. человек. По подразделу «Социальное обеспечение населения» основной объем выделяется на оказание адресной социальной помощи и полного или частичного содержания нетрудоспособных. По подразделу «Охрана семьи, материнства и детства». Кроме того, большую долю ассигнований составляет финансирование мероприятий в рамках целевой программы «Дети России» и различных подпрограмм по охране материнства и детства, например, такие как «Дети и семья».
Как видно, социальная сфера затрагивает различные слои населения, социальные группы и категории, соответственно многообразие социальных потребностей создает многообразие отраслей социальной сферы. В этой связи, государство являясь основным участником, представляет собой основного координатора, регулятора социальной сферы, главная роль которого состоит в мобилизации части доходов для осуществления социальных мероприятий.
Таким образом, только комплексные методы управления социальной сферой и социальными процессами могут обеспечить решение социальных и экономических задач, стоящих перед современным обществом.
Проведя краткий обзор методов социально-экономического управления, можно сделать следующие выводы о достоинствах и несовершенствах данной системы:
1. В российской экономической науке не получили развития исследования категорий управления социально–экономическими процессами как объектами системы управления регионами, муниципальными образованиями, отраслями и организациями.
2. Региональное, муниципальное и хозяйственное управление в России отличается низким уровнем методологической организованности и недоиспользованием возможностей уникальной управленческой культуры России, отличающейся природосообразностью и целостностью управленческого мышления.
3. Социально–экономические процессы как реальные явления экономической деятельности людей существенно искажаются управленческой наукой в процессе их моделирования в силу приверженности исследователей американской модели менеджмента.
4. Повышение методологической организованности управления социально–экономическими процессами обеспечивается использованием достижений российской управленческой мысли, отличающейся осознанием объемности и органичности целостной системы управления, моделирования реальности, процесса познания социально–экономической действительности. 5. Современное управление социально-экономическими процессами преимущественно осуществляется продвижением решений на элементарный первоэлементный уровень в форме многочисленных решений вплоть до приоритетных национальных проектов [6].
Исходя из приведенных выше недостатков методов социально–экономического управления, можно предложить следующие рекомендации по их устранению:
1. Реализовать четкую концепцию целостности взаимодействия между естественной органичностью процессов экономической деятельности населения и разграниченностью управленческих воздействий на первоэлементы социально–экономических процессов.
2. Основной упор делать на отечественные управленческие технологии для предотвращения возможного нарушения взаимодействия между объектом и субъектом системы управления, однако, ввиду сложности реализации социально–экономических процессов необходимо достижение синергетического эффекта, в результате которого произойдет правильное, гармоничное сопряжение рассматриваемых систем.
3. Повысить грамотность населения в области социально–экономического управления для углубленного изучения методологии социально–экономического управления, а также для ускорения распространения данной теории среди населения.
Резюмируя все вышеизложенные рекомендации, вывод можно сформулировать по аналогии с мыслью, выведенной в статьях И. А. Хасаншина: «Государство должно формировать культуру инноваций и инновационное развитие России, осуществляя соответствующую поддержку данной профессии. В этом случае инноваторы–художники технического, экономического, культурного развития страны станут толчком для становления Российской Федерации на более перспективный путь развития» [8]. Под инновациями здесь, в первую очередь подразумеваются новые методы управления.
Итак, нами рассмотрены методы управления социальным обслуживанием населения. Очевидно, что данная тема активно исследуется отечественными учёными, и по многим вопросам они довольно единогласны в своих выводах. Полученные результаты показывают, насколько широки возможности социальной защиты, насколько они востребованы обществом и государством.
Таким образом, на сегодня весьма активно используются следующие методы в управлении: социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей; экономические, обусловленные экономическими стимулами; организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях, имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления; самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системой.
В системе управления используются все методы управляющего воздействия и подразделяются на основные и комплексные. К группе основных относятся такие, которые учитывают требования тех или иных объективных законов. Комплексные методы социального управления по существу представляют собой комбинацию основных методов.
Список использованной литературы:
Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 года.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Алексеева С.Г. Система государственных социальных стандартов е ее значение. Сборник научных трудов конференции с международным участием: «Актуальные проблемы гигиены, общественного здоровья и здравоохранения», М.: РУДН, 2014. 262 с.
Ахинов Г.А. Социальная политика. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России. - М. Изд. Инфра-М, 2016. 264 с.
Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов ; под общ. ред. Н.А. Волгина. — М. : КНОРУС, 2016 – с. 8 – 22.
Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 225-227. 6. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — https://rosmintrud.ru/.
Фахрутдинова, А.З. Управление социальной сферой: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / А.З. Фахрутдинова; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015 – с. 91-94.
Хасаншин И. А., Гебейдуллова Д. А. О необходимости формирования культуры инновационного развития России // II Международная научно–практическая конференция, (22– 23 мая 2014 г.): материалы [в 3 ч.] / под ред.: С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2014. С. 232–235.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!