это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1361092
Ознакомительный фрагмент работы:
Современное образование как конкретная социальная практика находится в русле кардинальных изменений, свидетельством этого являются многочисленные реформы, вызывающие бурные, а порой даже ожесточенные дискуссии. Это находит отражение в разрастании педагогических концепций, появлении новых форм образовательных учреждений, инновационных обучающих программ и учебников. Традиционно образование понимают как систему подготовки специалистов. В этом случае главный акцент делается на профессиональной подготовке, и именно этому посвящен состав знаний и навыков.
Кажущаяся доступность информации в безбрежном пространстве коммуникативных сетей приводит на самом деле к фрагментации культурного опыта. Конечно, сети дают большие возможности для поиска реальных и уникальных знаний, но ими, как и свободой, необходимо уметь и хотеть правильно воспользоваться. Когда знание отображалось на бумажных носителях, тоже можно было при желании найти умную и хорошую книгу, которая могла иметь судьбоносное значение. Но сколько людей использовало эту возможность? Сейчас ситуация изменилась количественно, но приведет ли это к новому качеству? И к тому качеству, которое мы хотели бы, а не к совсем другому, более угрожающему, чем прошлая безграмотность и бескультурье? Сейчас налицо все признаки информационного натиска, когда невежество становится глобальным, опираясь на авторитет Интернета. При этом преподаватель превращается из ученого и педагога в тьютора, задачей которого становиться лишь оказание помощи студенту в освоении материала из сети.
История науки и образования свидетельствует о том, что корыстная выгода и утилитарная польза никогда не были подлинным двигателем человеческой мысли. Прагматизм и практичность, а попросту жадность и жажда обогащения не являются основными мотивами научного творчества и образования. Основные положения педагогики: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не идеологии. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить формирование унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.
Наблюдающаяся в настоящее время во многих странах мира тенденция распространения идей продуктивного образования постепенно набирает силу, несмотря на устойчивый консерватизм традиционного взгляда на школу. На фоне этого альтернативные подходы, отражающие новые способы достижения целей образовательного процесса и одновременно учитывающие соответствующие идеи и концепции классической педагогики и философии, составляют основу современных дидактических теорий. Система российского образования направлена на поиск инновационной парадигмы образования, оптимальных путей совершенствования процесса обучения в школе. Именно с этого закономерен интерес к трудам крупных педагогов недавнего прошлого, чьи научные идеи в значительной степени сохраняют свою актуальность. К педагогам такого уровня относится Джон Дьюи (1859 - 1952) — известный американский педагог, психолог и философ. Если целью современного образования является формирование личности, обладающей критическим мышлением и свободой инициативы, стремящейся к совершенствованию жизненных условий, то она по своему содержанию тесно перекликается с образовательно-воспитательными целями, сформулированными в свое время Джоном Дьюи.
Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания; обучение и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее. Главные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познания действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знание, является действительным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным. В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма.
Мышление, согласно Дьюи, “обслуживает личный опыт и является биологической способностью, возникающей как средство практической борьбы за “выживание”, за наиболее успешное приспособление к среде. Идеи, возникающие при решении конкретных жизненных задач, являются “инструментом”, “ключом”, открывающим “замок (возникшую задачу), эти “инструменты”— идеи имеют ценность лишь в том случае, если они полезны индивиду. Так появилась идея о школе “делания”, задача которой прежде всего — подготовка к личному успеху в жизненной борьбе. Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов.
Учитель в школе и воспитательница в детском саду, считал Дьюи, не должны планировать заранее процесс работы с детьми. “Учительница должна учить детей, как пользоваться инструментами, как выполнять известные процессы, но не по какому-нибудь заранее составленному плану, а по мере того, как что-нибудь требуется по работе”. “В учебной передаче инициатива принадлежит учащемуся даже больше, чем при торговле покупателю”,— писал Дьюи. Проповедуя теорию врожденных способностей, Дьюи так сформулировал роль воспитателя: “Ребенок постоянно деятелен и сам дает ход заложенным в него способностям. Роль же воспитателя сводится к тому, чтобы дать правильное направление его деятельности”.
“Учитель обязан знать,— писал он,— какие силы стремятся развиться в определенный период развития ребенка и какой сорт деятельности поможет их выражению, только тогда он сможет обеспечить необходимые стимулы и материалы”. Коротко об этом он выразил следующими словами: “Воспитание должно опираться на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании”. Развитию маленьких детей, считал Дьюи, наиболее способствует игра. "Как и Фребель, он рассматривал эту деятельность как побуждаемую инстинктом, в то же время он критиковал символизм Фребеля, доказывал, что дети любят играть с шаром, в круговые игры не потому, что “круг — символ бесконечности и должен будить в душе ребенка потенциально существующее там понятие бесконечности”, а потому, что им так удобно.
Детям не нужны систематические знания как распыляющие их внимание и выдвинул отдельные темы, взятые из жизни, которую дети стремятся воспроизвести в воображаемой форме. Они начинают, с изображения в деятельности, игре, рисунках и т. п. того, что сами видят в домашней жизни, затем обнаруживают связи ее с окружающим.
Эти их представления постепенно развертываются в отдельных частях темы, выступающих на первый план в разное время. “Воссоздавая один и тот же образ жизни ребенок работает в чем-то одном, давая различные его фазы, ясные и определенные, и связывая их в логическом порядке друг с другом”. Таким путем воспитывается у него “чувство последовательности”.
Вместе с тем возникают вопросы следующего характера: «Отвечают ли технологии и алгоритмы информационно коммуникативных структур стратегии становления творческого мышления и рефлексивно - критического самосознания личности? Каким именно типам личностного развития отвечают принципы компьютерной коммуникации?» И самый, на мой взгляд, главный вопрос: «Какого рода трансформации претерпевают ценности традиционных знаний общечеловеческой гуманистической культуры в век информационных технологий?». Сейчас даже появился термин, отражающий современные тенденции в области культуры и формирования личности: «образованец» (или «образованщина») — человек, получивший высшее образование, но лишенный духовности, подлинной интеллигентности, четкой системы нравственных ценностей. В современном лексиконе появилась и новая мифологема — «образовательные услуги». В этом случае образование отождествляется с процессом потребления знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Например, для учащихся средних школ могут быть полезны курсы, освещающие права человека, основы современной демократии, структуру современной семьи; для слушателей колледжей эффективными будут расширенные программы по экологии, урегулированию расовых, этнических, религиозных и тендерных проблем; для студентов вузов желательны специальные курсы по освещению международных отношений, разделам социологии, политики и т.п.
Традиционным дисциплинам, таким, как история или физика, также находится место в прагматической концепции современного образования, но лишь постольку, поскольку они полезны для понимания и управления современным социумом. «В целом школьные и университетские программы будут отталкиваться от существенных вопросов, с которыми позднее индивиду, возможно, придется встретиться в жизненных ситуациях, в своих собственных жизненных ситуациях. Таким образом, обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию».
Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Возникает характерное для современной педагогической науки методологическое противоречие между гуманистическими целевыми установками и формирующими, задаваемыми извне средствами их «присвоения». Привычный механизм «перевода» внешних, безусловно гуманистических, ценностей методологических операций делает практически невозможным процесс их принятия будущим учителем на уровне своего смысла как субъекта своего, а не чужого педагогического творчества. Чтобы воспитывать и обучать согласно принципам современной педагогики, учитель должен в первую очередь понимать и происходящее вокруг, и происходящее внутри своего ученика. Для этого ему надо владеть новыми методологическими умениями: определения реального смысла педагогических понятий, описывающих феномены воспитания и обучения, установления связей их смыслов, сопоставления значений.
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание, что образование есть непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта человека. Можно сказать, что образование — это процесс формирования общественного и профессионального сознания, процесс развития культуры и цивилизации. Миссия образования — прогресс общественного развития во всех направлениях, гармонизация деятельно сти человека и общества в гуманитарном, научно техническом, экологическом, экономическом направлениях развития. Однако в современных условиях общественного развития эти аксиомы оказываются лишь идеалом, весьма значимым, но вряд ли достижимым. Причиной тому является потеря ценностной ориентации, во многом связанная с информационно технологическим развитием. Следствием этого оказывается кризис компетентности и профессионализма личности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!