это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1366430
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В данной статье дано теоретико-методологическое обоснование необходимости осуществления экологического воспитания обучающихся, как нравственного качества личности; раскрыты условия экологического воспитания средствами предмета биологии. Решение данной проблемы актуально в связи с неблагоприятной экологической ситуацией в мире, которая затрагивает интересы каждого человека. Для того, чтобы выйти из сложившегося экологического кризиса необходимо воспитать экологически грамотных, сознательных, культурных граждан.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экология, биология, педагогические условия.
Annotation. In this article the theoretical and methodological justification of the need for environmental education of students as a moral quality of the individual is given; the conditions of environmental education by means of the subject of biology are revealed. The solution of this problem is relevant in connection with the unfavorable environmental situation in the world, which affects the interests of every person. In order to get out of the current environmental crisis, it is necessary to educate environmentally literate, conscious, cultural citizens.
Key words: ecological education, ecology, biology, pedagogical conditions.
На современном этапе развития общества экологическое воспитание является неотъемлемой частью любого образовательного процесса. Это связано в первую очередь с неблагоприятной экологической ситуацией в мире, которая затрагивает интересы каждого человека. Для того, чтобы выйти из сложившегося экологического кризиса необходимо воспитать экологически грамотных, сознательных, культурных граждан.
В философско-социологических и психолого-педагогических исследованиях воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды и практическом участии в возрождении нарушенного природного равновесия, рассматривается в качестве важнейшего направления образования (И.А. Бондаренко, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, М.С. Коган, Н.И. Моисеев и др.).
Известный эколог Ф. А. Карягин справедливо утверждает, что «современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно потому так актуальна проблема всеобщего и непрерывного экологического образования и воспитания» [5, с. 45]. Данное утверждение находит отражение во всех стратегически важных образовательных документах, в которых прописаны требования к организации экологического воспитания по всем общеобразовательным предметам.
Реализация содержания экологического воспитания школьников опирается на следующие принципиальные положения:
- единство познавательной и практической деятельности по изучению и улучшению природной среды;
- межпредметность и интеграция научных знаний о взаимодействии человека, природы, общества;
- комплементарность экологического аспекта в решении комплекса задач умственного и физического развития;
- взаимосвязь в раскрытии локальных и глобальных экологических проблем [1].
Изучая предмет «Биология», учащиеся приходят к глубокому убеждению реальности исторического развития органического мира. Это достигается путём демонстрации многообразия форм жизни на Земле. Выясняется неоднородность условий существования объектов растительного и животного мира и в связи с этим рассматриваются приспособления (адаптации) в строении и образе жизни отдельных видов. Всё это вносит весомый вклад в экологическое воспитание.
Экологическое воспитание осуществляется также при выявлении конкретных примеров пищевых связей между животными и растениями, при выяснении значения живого мира для жизни человека, народного хозяйства, при рассмотрении механизма эволюции на уровне основных понижений теории Дарвина. Ведь экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование [4].
Ученики любят растительный и животный мир. что является благоприятной психологической основой для приобретения необходимых экологических знаний и организации практической природоохранной деятельности.
Знакомство учеников с достижениями селекции растений и животных вносит большой вклад в практическую деятельность по сохранению многообразия видов растений и животных (сортов растений и пород животных), в процессе которой развивается гражданская ответственность за состояние природы — общенародного блага нашей республики. Частью экологического воспитания средствами предмета «Биология» является гигиеническое воспитание учащихся [3].
При изучении вопросов зоологии, связанных с заболеваниями человека и животных; видов бактерий и способов их питания, при изучении классификации грибов и их значения в природе важным является знакомство с санитарными мерами профилактики ряда заболеваний. Целесообразно подчеркнуть важность для здоровья человека соблюдения правил санитарии при контакте с отдельными представителями живого мира (крысами, мышами, мухами, паразитическими червями, тараканами и т.д.).
Экологический материал проходит через всё содержание предмета «Биология». Основная нагрузка в деле экологического воспитания приходится на курсы: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека». В 6-9 классе идет накопление знаний о многообразии представителей природного мира, их взаимоотношениях между собой и с окружающей средой, что является фундаментом формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Цели каждого блока, основные идеи и понятия сформулированы с учётом возрастных и психологических особенностей учеников. При этом используются формы и методы приведения уроков и внеклассных дел, которые способствуют приобретению учениками глубоких экологических знаний, умений и навыков [2].
В экологических блоках предмета «Биология» (6-7 кл.) формирует представление о ботанике как науке о растительном мире, где раскрывается взаимосвязь растений с факторами живой и неживой природы в растительном сообществе; учащиеся знакомятся с неизменяемыми функциями растений, сезонными явлениями и разными видами адаптаций к изменяющимся условиям окружающей среды, даётся представление о хозяйственной ценности растений, мерах по охране и рациональному использованию природных ресурсов, иллюстрируется многообразие растительного мира.
В экологических блоках предмета «Биологи» (7-8 кл.) школьники знакомятся с особенностями строения животных, средой их обитания, анализируется эволюция животного мира и сити с расселением животных во всей биосфере: литосфере, атмосфере, где условия жизни существенно отличаются и требуют определенных экологических адаптаций; практическая деятельность учеников направляется на оказание посильной помощи животным, так как именно они помогают глубже понять и оценить природу; изучается значение животных не только в природе, но и в хозяйственной деятельности человека, а так же предлагаются меры по охране и рациональному использованию животных.
В экологических блоках курса анатомии (9 кл.) раскрывается зависимость организма человека от действия факторов окружающей среды, выявляется относительное постоянство внутри среды организма (гомеостаз), рассматриваются процессы теплорегуляции, обмена веществ, создание иммунитета, роль в этих процессах рационального питания, дается научное обоснование и разрабатываются правила и меры ни повышению сопротивляемости организма возможным вредным влияниям окружающей среды; обосновываются правила личной гигиены; анализируются гигиенические нормы, предъявляемые к окружающей среде (чистота воздуха, воды, продуктов питания), которые обеспечивают правильный рост и развитие организма человека.
Реализация целей учебных блоков осуществляется за счет слияния целого ряда экологических понятий, отражающих предметные и межпредметные связи: ботаника, зоология, анатомия, общая биология. При этом педагогами используются различные формы и методы приведения уроков и внеклассной деятельности предмета «Биология», которые способствуют приобретению учениками глубоких экологических знаний, умений и навыков. Проведенное исследование форм организации экологического воспитания средствами предмета «Биология» позволило выявить наиболее эффективные, такие как творческая работа, проектная деятельность, проблемное обучение, дифференцированные задания, тестирование, интеграция предметов. На основе полученных выводов в дальнейшем будет разработан и апробирован комплекс уроков по предмету «Биология», направленный на экологическое воспитание обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
Арзаканьян, И. Г. Экология и культура / И. Г. Арзаканьян. – Москва: Литер,–2009. – 93 с.
Гирусов, Э. П. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Э. П. Гирусов // Философские проблемы глобальной экологии. – 2013. – № 9. – С. 105-121.
Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования подростков/ В. Зебзеева //Директор школы. – 2014. – № 7. – С. 4549.
Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //Биология в школе. – 2015. –№ 7. – С. 3-9
Карягин Ф. А. Роль хозяйственной деятельности в изменении природной среды Чувашской Республики. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 23 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!