это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1374809
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются особенности межпредметного взаимодействия психолого-педагогической направленности в рамках общеобразовательной организации, связанные с формированием одарённости у обучающихся.
Annotation.The article discusses the features of interdisciplinary interaction of psychological and pedagogical orientation in the framework of educational organizations associated with the formation of endowments in students.
Ключевые слова: психологическая помощь, межпредметное взаимодействие, этапы психологической помощи обучающимся, одарённость детей.
Keywords: psychological assistance, interdisciplinary interaction, stages of psychological assistance to students, children's talent.В настоящее время особой проблемой, возникающей в любой общеобразовательной школе, является ситуация, обусловленная установлением положительного влияния межпредметных связей психолого-педагогической направленности, связанных с формированием одарённости у обучающихся [7 С. 69]. Данная проблема возникла не случайно. Её возникновению способствует ситуация, связанная с изменением жизненного уклада человека. Это связано с коренной перестройкой ценностных приоритетов, смысложизненных установок подрастающего поколения [3 С. 216].
К тому же, сама система образования предъявляет к обучающимся. достаточно высокие требования к их уровню психического и познавательного развития. Это связано с усложнением программного материала по всем учебным предметам, с развитием определённого типа психического реагирования обучающихся в различных жизненных ситуациях [1 С. 102].Таким образом, Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь. Согласно им, они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. В свою очередь, это приводит к развитию абсолютно нового человека определённой формации: одарённого человека, способного мыслить нестандартным образом [4 С. 117].
В психологии и педагогики, благодаря такому подходу, неизменно возникает вопрос о том, что же такое детская одарённость, какими методами и способами, возможно, её формировать и развивать с самого начала поступления ребёнка в школу. Термином «одарённые дети», обычно, обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии [5 С. 69]. В школьной ситуации это связано с тем, что одарёнными и талантливыми детьми являются те обучающиеся, которые выявлены профессионально подготовленными психологами в ходе проведения углубленного ежегодного психологического обследования на момент начала учебного года, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей [8 С. 120].
В ситуации обучения в школе, Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества [4 С. 206]. В связи с этим, в рамках любой общеобразовательной организации возникает вопрос о формировании детской одарённости через межпредметные связи педагога и психолога, работающих в данном направлении. Это объясняется тем, что сами по себе педагоги оказываются не в состоянии формировать всесторонне развитую личность, обладающую теми или иными способностями, так как их методы обучения в ряде случаев ориентированы на общий поток обучающихся, который ежедневно проходит через данных специалистов. В такой ситуации педагоги просто не могут самостоятельно и во время отследить, какой ребёнок и как развивается, как влияет его возраст на умственные способности и особенности поведенческого реагирования в различных жизненных ситуациях [9 С. 118].
Таким образом, с целью своевременного отслеживания и выявления у тех или иных обучающихся более развитых способностей, чем у основной их массы, необходим психолог. Именно благодаря комплексному воздействию на сильные и слабые стороны психики и личности обучающихся, психолог оказывается в состоянии выявить группу обучающихся, обладающих нестандартным мышлением, особым уровнем развития познавательных способностей, и так далее. На этой основе в рамках общеобразовательной организации и формируются тесные межпредметные связи в педагогов и психолога в плане формирования детской одарённости [1 С. 189].
Благодаря психологической помощи, педагогу становится намного легче применять к тому или иному ребёнку определённые педагогические приёмы и техники, направленные на повышение его мотивационной готовности к усвоению учебного материала по данному предмету, а также к желанию его расти и развиваться в данной области. Данная проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Это выражается в том, что одарённые дети отличаются очень ранимой психикой. Это выражается в том, что они могут обладать большим потенциалом для развития, интересоваться тем или иным учебным предметом, но иметь массу разнонаправленных немотивированных внутренних страхов, невротических проявлений, связанных с постоянным внутренним стрессом перед ответами у доски. В данной ситуации на помощь педагогу приходит психолог, деятельность которого направлена на поддержание ситуации успеха и повышения мотивации даже при наличии невротизации [6 С. 224].
Цель психологической работы с одарёнными детьми в контексте межпредметного взаимодействия с педагогами заключается в поддержании психоэмоционального фона настроения и оптимизации уровня психического состояния обучающихся, стимулирующих к проявлению разнонаправленной активности детей [2 С. 106]. При этом данная активность может иметь несколько важных аспектов, без которых невозможно формирование одарённой личности:
1.Мотивационная готовность к разностороннему развитию в школьной ситуации;
2.Психологическая зрелость, предполагающая наличие чёткой жизненной позиции, сформированности цели обучения «Я этого хочу, у меня получится». Данный аспект предполагает и постепенное поэтапное формирование психологического здоровья обучающихся, так как одарённым ребёнком может быть не только ученик без каких-либо физических дефектов, но и ученик, имеющий различные физические и соматические дефекты, заболевания (слепота, глухота, заболевания опорно-двигательного аппарата, и так далее);3.Разработку и реализации на практике комплекса психолого-педагогических методов и приёмов, направленных на совместное поэтапное формирование психики и личности одарённого обучающегося. Данный процесс не является лёгкой учебной задачей и требует больших усилий и высокого уровня заинтересованности, как со стороны педагогов, так и психолога [7 С. 206-218].
С целью нивелирования негативных факторов, препятствующих формированию одарённости обучаемых, на базе нашей школы разработан спектр мероприятий, направленных на оптимизацию условий по формированию задатков и способностей одарённых детей. Это позволило нам построить свою психолого-педагогическую работу по формированию детской одарённости на ряде тесно взаимосвязанных между собой этапов, позволяющих своевременно отслеживать развитие тех или иных способностей и интересов у обучающихся [4 С. 170]. При этом важно отметить, что данные этапы имеют тесную взаимосвязь. Нарушение деятельности педагогов и психолога на каком-то одном из этапов негативно сказывается на проработке остальных. Так, к числу основных можно отнести следующие: диагностический, подразумевающий выявление тех или иных задатков и способностей у обучаемых, консультационный, направленный на углубленную проработку внутренних проблем детей, коррекционный, целью которого является формирование в сознании ребёнка адекватного представления о себе, в связи с наличием задатков и способностей, приводящих к одарённости [9 С. 106]. При этом в данных этапах работы отмечаются тесные межпредметные связи, так как проработка происходит как на уровне педагогическом, так и на психологическом.
Диагностический этап имеет в своей основе цель – выявление группы обучающихся с преобладанием тех или иных задатков и способностей, приводящих к одарённости в данной области знаний. Диагностика осуществляется как со стороны педагогов, так и со стороны психолога. В результате проведенного исследования происходит обмен сведениями между специалистами и выбор дальнейшей стратегии взаимодействия, направленного на формирование одарённости у обучающихся. К числу основных методов педагогов можно отнести непосредственное и опосредованное наблюдение за поведением в различных учебных ситуациях, анкетирование, метод интервью, сочинения на свободную тему. Все эти методы предполагают проявление самостоятельной поисковой и познавательной активности обучающихся.
Основной комплекс диагностических методик психолога, направленных на выявление одарённости обучающихся, включает в себя следующие:•Тест: структуры интеллекта Амтхауэра.
•Тест: Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации.
•Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
•Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
•Личностный опросник Кеттела для определения личностных особенностей влияющих на обучение.
•Тест: Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.
•Тест: Самойловой
• Тест: Ясюковой для оценки физико-математических способностей и др.
Прежде всего, можно выделить три основных этапа: Всего в диагностический комплект входят 12 основных и 9 дополнительных методик. Диагностический комплекс изготовлен государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя и соответствует утверждённым стандартам, обладает высокой диагностической надёжностью [6 С. 107].
Консультативный этап базируется на проведении психологом разнонаправленных бесед с педагогами и с обучающимися по результатам проводимой диагностике, а также по решению каких-то сложных конфликтогенных ситуаций, препятствующих дальнейшему развитию в данной области. Например, между ребёнком и педагогом нет полного взаимопонимания. Предмет ему интересен, но отмечается нежелание что-то рассказывать именно этому педагогу. В такой ситуации проводится беседа с учителем, направленная на формирование способов оптимального взаимодействия именно с данным обучающимся, способствующих нивелированию его негативных психических особенностей во время общения с педагогом и усвоения учебного материала [2 С. 189].
В структуру коррекционного этапа включены мероприятия индивидуального и группового аспектов. Индивидуальные мероприятия связаны, прежде всего, с получением дополнительных педагогических знаний в той или иной области научного знания (биология, алгебра), а психологические индивидуальные занятия позволяют сформировать адекватное представление о себе в различных жизненных ситуациях. К числу основного приёма относится работа по формирование адекватного образа себя при помощи методики «Моя уникальность». Целью данной методики является формирование образа себя в различных жизненных ситуациях. Психолог предлагает ребёнку на листе бумаги в два столбика написать: в первом – качества, которые ему помогают в жизни и в обучении, а во втором качества, которые ему мешают. После этого на основании полученного результата пишется рассказ о том, как обучающийся будет преодолевать самостоятельно свои собственные затруднения [3 С. 307].
В ряде случаев рассуждения обучающихся имеют элементы фантазирования, но оно является необходимым для формирования своей собственной Я-концепции и понимания себя и своих целей и желаний [8 С. 106-111].
Групповая коррекционная работа проводится в нашей школе совместно педагогом (классный руководителем) и психологом. В зависимости от возраста обучающихся, нами разработаны специальные занятия с элементами тренинга, направленные на отработку тех или иных педагогических и психологических проблем. В частности, с обучающимися пятых классов проводится цикл занятий, направленных на формирование успешности: «Для чего я учусь», «Мои знания – мой успех». С обучающимися 9-11 классов в данном контексте проводятся занятия на формирования успешности, мотивации к дальнейшему профессиональному самоопределению: «Качества успешного человека», «Формула успеха», «Мотивация учения – путь к успеху в жизни», и так далее.
Таким образом, развитие детской одарённости в контексте межпредметного взаимодействия педагогов и психологов является большой и важной задачей любого общеобразовательного учреждения. От слаженности работы педагогического коллектива с психологом зависит очень многое в развитии психики и личности обучающихся, претендующих на звание одарённых детей. Проводимые психологические и педагогические мероприятия, направленные на формирование детской одарённости, помогут специалистам лучше понимать одарённого ребёнка: его поступки, высказывания, позволят в работе ориентироваться на их сильные и слабые стороны, а в последствии, это поможет на основе подражания подтянуться всему классу в плане успеваемости.
Библиографическое описание:
Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: моногр. / Б.С. Волков. - М.: Питер, 2011. - 304 c.
Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М: Академический проект, 2005.-848 сМарченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
Мякишева, Н. М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников / Н.М. Мякишева. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 160 c.
Надежда, Исаева und Владимир Карнаухов Самореализация школьника / Надежда Исаева und Владимир Карнаухов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.
Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!