это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1376060
Ознакомительный фрагмент работы:
Сегодня, в 2019 году, все мы ежедневно пользуемся плодами науки. С утра до вечера разнообразные устройства, технологии и алгоритмы, возникшие благодаря научным исследованиям, упрощают нашу жизнь и делают её более безопасной, комфортной и насыщенной. Однако всю эту тьму вещей и благ люди воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Даже антибиотики в аптеке, спасающие за несколько дней от болезней, которые тысячи лет были смертельными, нами осознаются как блажь, полагающаяся нам по праву. Не понимая глобальную и фундаментальную роль науки в жизни общества и нашей личной жизни, мы воспринимаем её достижения как обыденность, а саму науку как нечто далёкое от реальной жизни.
Я хорошо помню, когда несколько лет назад только появились в продаже флешки большого объема памяти, они стоили около 5-7 тысяч рублей. Сегодня флешку на 64 Гб можно купить за 900 рублей. Через несколько лет она будет стоить, наверное, как пара чашек кофе. Научные наработки быстро подхватываются экономикой и делаются доступными миллиардам людей, меняя их социальное и индивидуальное бытие.
И парадокс состоит в том, что пользуясь флешками, водопроводом, лекарствами, Интернетом и автомобилями, мало кто из потребителей этих благ восхваляет науку, учёных и научную картину мира как подлинно продуктивную и передовую. Наука остаётся как бы на задворках общественной жизни. Единственное, что, пожалуй, все точно слышали о науке, так это очередные «открытия» «британских» учёных про связь между сладостями и насморком, про корреляцию количества сна и уровня заработка и т. п.
Я лично считаю, что наука незаслуженно игнорируется теми, кто пользуется её плодами. Более того, считая себя современными и цивилизованными, многие люди порой ведут себя далеко не как передовые граждане или осознанные личности, не принимая во внимание ценные научные знания. Наверное, во-многом причины таятся в самой истории.
По большому счёту, наука началась не с вопроса о том, как что-то устроено, а с вопроса о том, как что-то сделать лучше и удобнее. Исторически именно из потребности улучшить жизнь создавалось, вычленялось, обособлялось и копилось научное знание. Тем временем вопрос о том, как что-то устроено и почему оно есть в этом мире, представляет собой уже зачатки философии. В древности, во времена пещерных людей, оба вопроса были, по-видимому, настолько переплетены, что наука и философия были чем-то единым. Но прошли тысячелетия, и мы сейчас являемся свидетелями того, как сильно отдалилась наука от любви к мудрости, став непосредственной производительной силой.
В современном обществе наука не просто очень важна, он определяет своими достижениями почти всю жизнь общества. Однако ключевое противоречие состоит в том, что человек так быстро привыкает к удобствам цивилизации и принимает их как само собой разумеющуюся данность, что в общественном сознании напрочь отсутствует понимание реальной роли науки в жизни общества. Для большинства населения, наука — это что-то, что творится в башне из слоновой кости. И этому есть объяснение: как только наука чего-то достигла и это открытие стало благом народных масс (сотовая связь, сельскохозяйственные гибриды, пластиковые трубы, вакуумная упаковка, фотоаппарат в телефоне и др.), блага сразу превращаются из достижений человеческого ума в товары. А бытие товаров совершенно иное, чем бытие научных открытий. Поэтому ученых рассматривают либо как узкую группу «поисковиков» фундаментальных знаний, либо как слуг капиталистической экономики. Конечно, государственная идеология использует научное сообщество в своих интересах, выделяя из него ту часть науки, которая полезна для обороноспособности и гонки вооружений. Эти исследования щедро финансируются современным государством, учёные-оборонщики приобретают особый статус.
Поэтому, говоря о роли науки в современном обществе, будет ошибкой судить о науке вообще, о науке в целом. Есть много разных наук и научных направлений и каждое из них имеет свой вес, который общество и государство придаёт тому или иному направлению. Есть и околонаучные явления типа астрологии и теологии. Поэтому считаю нужным пояснить свою мысль примером из современной российской реальности. Пример касается такой важной гуманитарной науки как педагогика.
Педагогическое образование сейчас на абсолютных задворках государственной политики. Педагогические ВУЗы закрываются путем укрупнения и слияния, педагогическая наука в кризисе, новых открытий и прорывов нет, научные работы в значительной степени скомпилированы и представляют собой плагиат. При этом идеологически государство заявляет, что человек — главная производительная сила, главный источник инноваций и вложения в человека должны быть на первом месте, т. к. наша страна — это социальное государство.
На этом фоне узкие сферы научных исследований, связанные с оборонным технологиями растут непомерно. Выпускаются новые непобедимые танки, подводные лодки, неуловимые ядерные ракеты. При этом, представив себе будущее, можно предположить, что скоро вооружениями некому будет управлять, потому что уже начиная с детского сада и школы педагогическая наука и, соответственно, практика, находятся в застое, если не деградирует. Государство и общество сейчас воспитывает квалифицированного потребителя, а не творца; закредитованного покупателя, а не всесторонне развитую личность. Другими словами, педагогика как наука сегодня либо молчит, либо остаётся неуслышанной обществом.
Тем временем, роль науки не просто велика, она определяет в XXI веке исход конкурентной борьбы между общественными системами. Достаточно изучить ничтожные научно-практические результаты «Сколково» и «Роснано» за последние годы, и сопоставить их с гигантскими потраченными бюджетами, чтобы сделать неутешительный вывод о перспективах российской науки. Конечно, этим неутешительным выводам можно всегда дать социологическую оценку. Если обратиться к рейтингу ведущих стран мира по затратам на науку [1], то выясняются интересные закономерности. С одной стороны, по удельному весу затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия (1,1%) существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 34-м месте. С другой стороны, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, численность исследователей составляет более 400000 человек. То есть исследователей у нас больше, чем у любой другой страны, но вот денег на науку выделяется крайне мало. Таким образом, проблема нашей науки, на мой взгляд, выливается уже из самой мировой статистики: у нас больше всех учёных, и они самые бедные.
Однако коренные философские основания роли науки намного глубже, чем просто уровень зарплат учёных. Глядя на многие абсурдные вещи, которые происходят сегодня с наукой в России и в мире, мне хочется с философской точки зрения учесть и специфику глобального постиндустриального информационного уклада. Надо отметить, что подлинная наука в современном мире имеет тенденцию к концентрации в определенных центрах. Академическая наука — в Европе, прикладная — в США. Штаты уже давно «выкачивают мозги» из всех стран мира, предлагая ученым отличные условия. Глобально это означает, что на определенной территории концентрируется огромное количество ученых, которые составляют своей совокупностью полюс ума. А на другом полюсе, полюсе рабочей силы, в Китае, концентрируется огромное количество нищих рабочих рук, производящих всё, что придумано на полюсе ума.
Как тут не вспомнить «Машину времени» Уэллса, в которой далекое будущее описано именно как единство двух миров: высшего умственно-эстетического и низшего мускульного! Судя по всему, именно к этому и сохраняется тенденция, только наука и труд будут сосуществовать, будучи разделенными не землей, а океаном! Морлоки и элои – это китайские рабочие и ученые со всех стран, собранные в США.
Наука в современном обществе многолика и одна из её сторон, которую нельзя не затронуть, это угроза, исходящая от науки, всему обществу, всему миру. Многие научные исследования граничат с такими тонкими сферами, вмешиваясь в которые, человек уже становится заложником происходящей независимо от него цепной реакции. И речь идет не только о ядерной энергии, это касается и генной инженерии, и атмосферы, и литосферы, и электроники. Например, отрицательное влияние сотовых телефонов на здоровье уже никто не скрывает, это доказанный факт. Задача человека сегодня состоит в том, чтобы губительное излучение, от которого, скорее всего, исчезли в домах тараканы, снизить и минимизировать. И мы пока не знаем, как в будущем эти электромагнитные поля подействуют на человечество, какое влияние они окажут на будущие поколения. Кто знает, может быть мы, как исчезнувшие из домов тараканы, в какой-то момент тоже просто вымрем. Но такого исхода, я бы, конечно не пожелал ни ученым, ни человечеству.
Более того, рассматривая важную роль науки в функционировании общества, нельзя не отметить экспоненциальный рост знаний, увеличение информации. Благодаря компьютерам и сети Интернет, так называемый «контент», то есть информация, производится кем угодно и как угодно. При этом в огромном потоке информации, в информационном шуме, доля научного знания сокращается. Даже блестящие научные исследования просто тонут в потоке плагиата или откровенного «копипаста». Это приводит к увеличению влияния на общество ненаучных знаний. Например, за последние пару лет в мире возникла новая тенденция – появилось множество сторонников идеи, что якобы планета Земля плоская, а не круглая. Видеоролики «плоскоземельщиков» в социальных сетях набирают просмотры, невежество увеличивается, доля настоящей науки в информационном шуме уменьшается.
Получается, что происходит диалектический переход от количества к качеству: чем больше информации создаёт человечества с помощью достижений научно-технического прогресса, тем больше создаётся угроза для научного знания, которое этот прогресс обеспечило. Взять хотя бы смартфонизацию населения: имея выход в Интернет через настоящий карманный компьютер – смартфон, 95% граждан пользуются его возможностями не для чтения книг и самообразования, а для развлечений. Грубо говоря, молниеносными процессорами мы забиваем гвозди.
Итог пока неутешителен, как я считаю: общество катится туда, куда само не знает. Скорость развития так ускоряется, что мы как будто даже мчимся в электромобиле («Тесла» - великий прорыв по сравнению с бензиновым двигателем!) в темноте, и маршрут нам неизвестен. Пожалуй, только философы и способны этот маршрут проложить, ведь подлинные мастера, обладающие мудростью и способные к диалектике размышления всегда являлись и настоящими стратегами общественного развития!
Использованный источник
Рейтинг ведущих стран мира по затратам на науку, 2018 г. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/221864403.html (Дата обращения: 13.02.2019)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!