это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1394129
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье раскрывается значение органов прокуратуры в деятельности, непосредственно связанной с защитой прав и интересов граждан в Российской Федерации. Выявляются недостатки данной деятельности, а также перспективы ее развития.
Ключевые слова: органы прокуратуры, права, интересы, граждане Российской Федерации, механизм защиты, обеспечение.
Annotation: The article reveals the significance of the prosecution authorities in activities directly related to the protection of the rights and interests of citizens in the Russian Federation. The disadvantages of this activity are determined, as well as the prospects for its development.
Сегодня прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации, надзора за соблюдением Конституции РФ, а также за исполнением законов, которые действуют на территории страны. Также прокуратура РФ может выполнять иные функции, которые установлены для нее федеральным законодательством, в частности, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 года № 2202-1 (далее-Закон № 2202-1). В частности, защищать права и интересы граждан Российской Федерации. Для реализации данной деятельности, особое значение приобретают акты прокурорского надзора и ненадзорные акты прокурорского реагирования, являющиеся правовым инструментарием сотрудников органов прокуратуры [1].
Так, согласно ч.1 ст. 28 Закона РФ № 2202-1, прокурор или его заместитель приносит протест на акт, который нарушает права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые данный акт издали, либо обращается в суд. Протест в указанном случае рассматривается в тот же срок и в том же порядке, который предусмотрен для рассмотрения протеста на акт, противоречащий закону. Стоит отметить, что в рамках деятельности по соблюдению прав и интересов граждан, предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданами всеми органами государственной власти, должностными лицами или руководителями организаций. В рамках данной деятельности, сотрудники органов прокуратуры не заменяют должностных лиц и иные государственные органы и не вмешиваются в их оперативно-хозяйственную деятельность, однако имеют право осуществлять проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, что прямо предусмотрено положениями Закона РФ № 2202-1 [4].
В рамках деятельности по надзору за соблюдением и защитой прав и свобод человека, особое внимание стоит уделить опротестованию прокурорами незаконных актов, которые непосредственно касаются работников и нарушают их трудовые права. Отметим, что, несмотря на существование специализированного органа государственного надзора, и контроля над соблюдением трудового законодательства и актов, содержащих нормы трудового права, органы прокуратуры по-прежнему рассматривают достаточно большое количество обращений граждан по вопросам нарушения их трудовых прав. Так, в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее-ТК РФ), государственный контроль и надзор над соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда [2].
В связи с этим, как справедливо отмечается в Апелляционном определении Томского областного суда от 28.08. 2012 года по делу № 33-2228/2012, сотрудники прокуратуры вправе, но не обязаны осуществлять государственный надзор над соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права [11].
Учитывая тот факт, что сфера прокурорского надзора находит свое распространение не только на работодателей и работников, но и на полномочных представителей и государственные органы, осуществляющие надзор над соблюдением трудового законодательства, прокуратура РФ, как и Федеральная инспекция труда не является органом, рассматривающим трудовые споры, что представляется вполне естественным. Одним из полномочий сотрудника органов прокуратуры в данном случае будет являться возможность вынести протест на акт, которые противоречит закону (в указанном случае, трудовому законодательству) [6]. Можно заключить, что, как и государственный инспектор труда, так и прокурор, установив нарушение закона в актах работодателя, имеет возможность данный акт опротестовать. Однако нельзя не заметить противоречие, возникающее в данном случае между ст. 394 ТК РФ и ст. 23 Закона № 2202-1. Так, ст. 394 ТК РФ определяет, что в случае признания увольнения работника незаконным увольнением, он подлежит восстановлению на работе органом, который рассматривает трудовые споры. Однако как уже отмечалось выше, прокуратура к таким органам не относится.
Одновременно с этим нельзя не отметить, что органы прокуратуры оказывают активное содействие гражданам в защите их трудовых прав, а также разгружают суды, рассматривающие трудовые споры. В связи с этим, полагаем, что стоит на законодательном уровне отграничить прокуратуру и Федеральную инспекцию труда как органы контроля и надзора от органов, которые рассматривают трудовые споры. Стоит акцентировать внимание на том, что в отличие от деятельности государственной инспекции труда в рассматриваемой сфере, надзорная деятельность органов прокуратуры в сфере защиты трудовых прав работников до сих пор не получила надлежащей законодательной регламентации. В частности, не урегулирован механизм вступления в законную силу протеста прокурора и основы принудительного исполнения в указанной сфере. Более того, несмотря на тот факт, что круг интересов Федеральной инспекции труда и прокуратуры в сфере государственного надзора над соблюдением трудового законодательства совпадает, в их деятельности нет согласованности, так как не определен порядок их взаимоотношений с другими органами в рамках по надзору и контролю при проведении проверок. В результате анализа научной литературы по данному вопросу можно выявить точку зрения, в соответствии с которой, для решения проблем подобного рода, наиболее целесообразным представляется создание единого контрольного органа, в подчинении которого находятся все контролирующие органы. Однако с указанной точкой зрения нельзя согласиться, так как создается угроза формирования монопольного органа, обжаловать действия которого будет весьма затруднительно [8].
Также особое значение приобретают представления прокурора, которые выносятся им в рамках деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии со ст. 28 Закона № 2202-1, представление о нарушении прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором, либо его заместителем в орган или должностному лицу, которые имеют полномочия для устранения допущенного нарушения. В указанном случае, сроки, а также порядок рассмотрения представления прокурора не отличаются от показателей, указанных в статье 24 Закона № 2202-1.
Далее необходимо рассмотреть особенности участия прокурора в гражданском процессе в целях защиты прав и интересов граждан. Так, согласно ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее-ГПК РФ) прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, граждан или муниципальных образований, субъектов РФ или Российской Федерации в целом [3]. В защиту прав и интересов отдельного гражданина заявление подается прокурором только в том случае, если гражданин по уважительным причинам не может подать данное заявление на самостоятельной основе. Стоит отметить, что указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, в качестве основания подачи которого, выступает обращение к нему граждан относительно защиты их трудовых прав и связанных с ними отношений, а также по вопросам в сфере семьи, материнства и детства, социальной защиты, образования и по некоторым иным аспектам. Оценка уважительности причин, по которым гражданин самостоятельно не смог обратиться в суд осуществляется исключительно судом.
Прокурор, который подает исковое заявление в суд, пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца. Однако прокурор не имеет права заключать мировое соглашение и освобождается от уплаты государственной пошлины и иных судебных расходов. Также стоит отметить, что в случае отказа прокурора от иска, дело все равно рассматривается судом по существу. Данное правило действует в случае, если лицо, в интересах которого дела рассматривается или его законный представитель не откажутся от исковых требований. Отсюда следует, что при отказе истца от иска, производство по делу будет прекращено, но только в том случае, если прекращение производства не будет нарушать права и законные интересы третьих лиц. Полагаем, что указанное условие имеет принципиальный характер и необходимо для предупреждения злоупотребления правом со стороны ответчика и истца. В случае если прекращение производства по делу кажется прокурору неправомерным, он может вынести представление на определение суда о прекращении производства по делу [10].
Законодатель особо акцентирует внимание на том, что прокурор имеет право вступить в процесс и дать мотивированное заключение по такой категории дел, как дела о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда жизни и здоровью и некоторым иным категориям дел, которые установлены в ГПК РФ. Обусловлено это тем, что данное право прокурора необходимо для практической реализации полномочий, которые возложены на органы прокуратуры. В данных случаях, неявка прокурора, который извещен о месте и времени рассмотрения дела, препятствием для его рассмотрения не является. Отметим, что если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу, после исследования всех доказательств по делу, председатель суда предоставляет прокурору слово. Согласно ст. 190 ГПК РФ, в судебных прениях прокурор выступает первым [9].
Также в подразделе 3 ГПК РФ содержится указание на участие прокурора по делам, которые возникают из публичных правоотношений и рассматриваются в порядке особого производства. В качестве примера таких дел можно привести дело о признании гражданина умершим или безвестно отсутствующим, дела об усыновлении/удочерении, о признании дееспособности несовершеннолетнего и по ряду иных дел, имеющих особое значение. Также обязательное участие прокурора регламентируется семейным законодательством, в котором указывается перечень дел, в рассмотрении которых необходимо участвовать прокурору. В частности, это дела о восстановлении в родительских правах, о лишении родительских прав или, например, об ограничении лиц в родительских правах [5].
Отдельный пласт деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав и интересов граждан – это надзорная деятельность в уголовном процессе. В частности, именно прокурор осуществляет проверку законности отказа в возбуждении уголовного дела, применения мер пресечения, а также выносит постановление следственным органам о возбуждении уголовного дела. Напомним, что на современном этапе развития прокурор не имеет полномочий на самостоятельное возбуждение уголовного дела, однако в научной литературе неоднократно высказывалась точка зрения, в соответствии с которой данное полномочие стоит органам прокуратуры вернуть. Представляется, что не согласиться с данным мнением весьма затруднительно, однако учитывая текущую ситуацию, полагаем, что основное значение приобретает обеспечение эффективности взаимодействия следственных органов, органов дознания и органов прокуратуры [7].
Таким образом, защита прав, свобод и интересов граждан РФ является важнейшим направлением деятельности прокуратуры, которое, тем не менее, не лишено законодательных противоречий, требующих незамедлительного устранения.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред.27.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - N 8. - Ст. 366;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 3;
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 46. - Ст. 4532;
4. Ануфриева Ю. Б. Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 183-185;
5. Зюбанов Ю.А., Постатейный комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», постатейный комментарий. – М.: Проспект, 2018-400 с.;
6. Примова Э.Н., Конституционно-правовой статус прокуратуры в России и зарубежных странах, сравнительно-правовое исследование, монография. – М.: Проспект, 2018 – 200 с.;
7. Скобина Е. А., Макарова Н. Б. История развития надзора прокуратуры за законностью производства дознания // Новый юридический вестник. - 2017. - №1. - С. 4-8;
8. Сабельфельд Т.Ю., Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук / 12.00.02, Екатеринбург, 2009-209 с.;
9. Сафонова Т.Ю., Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом: дисс. … канд. юрид. наук / 12.00.02, Елец, 2011-191 с.;
10. Терехин А.А., Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: дисс. … канд. юрид. наук / 12.00.02, Омск, 2013-257 с.;
11. Апелляционное определение Томского областного суда от 28.08. 2012 года по делу № 33-2228/2012. Система «Гарант» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/100739835/ (дата обращения: 10.02.2019);
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!