это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1397612
Ознакомительный фрагмент работы:
Статья посвящена исследованию процедуры заключения договоров на торгах и аукционах. Интерес к данной теме проявляется в том, что торги, так же как и аукционы, представляют собой одну из разновидностей заключения договоров, которые тесно взаимодействуют с основными законами свободного рынка, а практика заключения договора на аукционах и торгах, особенно в области государственного управления, даёт огромное преимущество сторонам в целях оптимизации расходов, однако, нередки случаи, когда в целях выгодного приобретения, заинтересованное в сделке лицо намеренно нарушает существенные условия конкурсной основы торгов, тем самым делая последние несостоявшимися, либо состоявшимися с нарушениями.
Ключевые слова и словосочетания: гражданское право, административное право, договор, торги и аукционы, порядок заключения договоров на торгах, Нарушение процедуры обязательных торгов, несостоявшиеся торги.
The article is devoted to the study of the procedure of concluding contracts at auctions and auctions. Interest in this topic is reflected in the fact that tendering, as well as auctions, is a form of Contracting that closely interacts with the basic laws of the free market, and the practice of Contracting at auctions and auctions, especially in the field of public administration, gives a huge advantage to the parties in order to optimize costs, however, there are cases when, for the purpose of a profitable acquisition, the person interested in the transaction intentionally violates the essential terms of the competitive basis of trading, thereby making the latter invalid or held with violations.
Key words and phrases: civil law, administrative law, contract, bidding and auctions, the procedure for concluding contracts at the auction, Violation of the procedure of mandatory bidding, failed bidding.
Закрепление института торгов в Гражданском Кодексе РФ, является существенным отличием российского законодательства от иностранного права. Законодатель закрепляет положения о торгах и аукционах как способ заключения гражданско-правового договора, предусматривая в Федеральном Законе от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» п. 83, положения, что «торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом» [3].
Обращаясь к истории, следует отметить, что институт торгов уходит своими корнями ко времени существования Римской Империи. В Римском праве различают добровольные и принудительные торги. Они могли проводится как государством, так и частным лицом, при этом, подразумевали выставление на продажу абсолютно любого товара, в том числе и рабов. В собственность на аукционах и торгах приобреталась так же государственная земля, agri quaestorii. Публичные торги или аукционы применялись так же в случаях неисполнения ответчиком договора pignus in causa judi caticaptum, т.е. залогового договора. В Российском праве упоминания о торгах относят к принятию Соборного уложения 1649 г. Развитие института торгов связано с периодом правления Петра I, при котором в Уставе 1719 года регулируются отношения, связанные с добровольной продажей имущества на аукционах и торгах. Современный этап развития торгов связан уже непосредственно с принятием Гражданского Кодекса части первой в 1994 году. Именно в это время происходит определение системы данного института. Нормы о торгах приобретают материально-правовой характер. Таким образом, по сей день торги и аукционы представляют собой определенный способ заключения гражданского договора, данный институт находится на этапе формирования, а его развитие происходит путем развития гражданской правовой базы, с применением опыта различных развитых европейских стран в данной области, с учетом потребностей современного российского рынка.
Торги являются неизбежным последствием рыночных отношений, в которых отсутствует фиксированная цена на определенный вид товара, например, медикаменты, продукты и т.д. Особая роль в отношениях, строящихся на принципе торгов, отведена государству. Целью процедуры торгов является определение наиболее выгодного предложения среди конкурентов. Заключение договора путем победы на торгах является частным случаем проявления конкуренции, которому характерна жёсткость процедурных требований, касательно извещения о начале проведения торгов, условий участия в них, а так же принципиальной особенностью торгов является обязательное заключение договора с победителем торгов. Лицом, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее самую высокую цену. Победителем конкурса является лицо, предложившее лучшие условия.
Порядок проведения торгов регулируется Гражданским кодексом РФ, в котором, в ст. 447 определено, что «договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключён путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги» [1]. Вещи, выставляемые на торги могут быть различны по своим качествам и характеристикам, «организатором торгов может быть собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.)» [1]. Извещение о проведении торгов направляется участникам заблаговременно, не позднее, чем за месяц до начала торгов. Так же вся информация по размещению заказов, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, размещается в ныне действующей Единой Информационной Системе (ЕИС), которая включает в себя: «формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона» [4]. Для проведения открытых торгов, необходимо выбрать электронную площадку, а так же осуществить аккредитацию. Порядок документов, необходимых для аккредитации изложен в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участвовать в торгах и аукционах могут как физические, так и юридические лица. Для участия в торгах на электронных площадках, необходимо получить электронную подпись и внести задаток.
Исходя из положений Гражданского законодательства, нарушение правил торгов может быть, как в случаях нарушения порядка их проведения, так и умышленное нарушение правил с целью незаконного обогащения. «Действующее законодательство предусматривает только судебный порядок признания торгов недействительными, не всегда конкретизируя возможные нарушения закона, при которых торги и заключённые по итогам их проведения контракты могут быть признаны недействительными, в связи с чем, в практике судов вопрос об основаниях признания торгов недействительными является актуальным и значимым» [7].
Одним из процедурных способов нарушения торгов является необоснованное установление максимальной цены лота. Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) ст. 19.1 было установлено положение, согласно которому, заказчик сам вправе устанавливать начальную (максимальную) цену контракта, однако, «в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчёты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания»[5].
Самыми распространёнными нарушениями правил проведения торгов и аукционов являются: нарушения норм материального права, нарушение требований к извещению, недостоверная оценка заявок, а именно нарушение положений, устанавливающих чёткую процедуру оценки заявок.
Появление электронных площадок для проведения аукционов и торгов стало важным этапом развития гражданского законодательства в данной сфере. Электронная система в большей степени обеспечивает безопасность торгов и снижает уровень коррупции среди участников. Как утверждает Диденко А. А., «анализ результата опроса Федеральной антимонопольной службы в июне 2014 года, в котором приняли участие 2132 строительные компании, показал, что открытый аукцион в электронной форме расширил возможности участия в заказах на строительство и снизил уровень коррупции на 51%» [13, c. 10]. Данное положение обуславливается, прежде всего тем, что ко всем участникам торгов применяются одинаковые условия участия. К сожалению, нечестные участники торгов всё равно используют разные обманные действия, для получения необоснованной выгоды из торгов и аукционов.
На основании Гражданского Кодекса РФ ст. 449 определено, что «торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранён от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлёкшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом» [1].
Гатаулина Л. Ф. утверждает, что «судебная практика к нарушениям установленных правил относит проведение торгов ранее установленных сроков, невнесения задатка, осуществление торгов судебным приставом-исполнителем, нарушение сроков приема заявок на участие в торгах, несоблюдение участниками торгов правил (процедуры) их проведения, например, отсутствие надлежащего оповещения о торгах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования и в печатных средствах массовой информации» [12, c. 57]. Однако, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» определено, что «при разрешении таких споров следует учитывать, что согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение споров о признании недействительными актов Госкомимущества России и комитетов по управлению имуществом, которые не носят нормативного характера и нарушают субъективные права лица, обращающегося с заявлением в арбитражный суд» [6]. Таким образом, при выявлении нарушений в области проведения аукционов и торгов, недействительность сделки, а так же ответственность за нарушения, связанные и проведением аукционов и торгов, следует доказывать в судебном порядке. В настоящее время практика рассмотрения споров о признании недействительными сделок, заключенных на аукционах и торгах, сложилась. Наиболее часто рассматриваются дела, например, о продаже недвижимого имущества через торги. Пример признания сделки недействительной, определен Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2012 г. № 16311/11 по делу № А40-7557/11-152-86, в котором, «ООО «Комсомолка» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «ДИ САНЛИ» ООО «Магистраль Директ» о признании недействительными торгов по продаже арестованного имущества. В обоснование иска общество «Комсомолка» указало на несоблюдение порядка извещения о проведении торгов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования и печатных средствах массовой информации. Информация о проведении торгов не была размещена в установленные законом сроки. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум Высшего Арбитражного суда РФ посчитал, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, т. к. нарушения, на которые ссылался истец, являются существенными, влияющими на результат торгов, суд первой инстанции обоснованно признал торги недействительными в соответствии со ст. 449 ГК РФ» [7].
В. В. Витрянский, анализируя спорные моменты, касательно нарушения правил участия в торгах, обращает внимание на «проблему правомерности применения положений о недействительности сделок к уже исполненным договорам» [9]. Тем самым обращая внимание на то, что если нарушения были несущественными и права участников не нарушены, то и уведомлять о данном нарушении победителя торгов не стоит. Иначе, как верно отмечает О. А. Беляева, «возникает проблема ущемления интересов добросовестной стороны в результате признания недействительным фактически исполненного ею договора» [11].
Ещё одна проблема определения нарушений правил торгов связана с признанием недействительными несостоявшиеся торги, иными словами, не имеет причины доказывание нарушений правил торгов, при их несостоятельности, хотя, В. Е. Белов в данном случае отмечает, что «несостоявшиеся торги, хотя фактически и могли быть проведены, с правовой точки зрения не существовали, поэтому правовой силы не имеют и в случае судебного разбирательства не могут быть признаны судом недействительными» [10].
Кроме недействительности сделки и гражданско-правовой ответственности, существует так же административная ответственность за нарушение процедуры участия в аукционах и торгах. Так, ст. 7.32. п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, «размещение недостоверной информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества либо предоставление документации, содержащей недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.31 и 7.32.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»[3]. Административная ответственность предусмотрена как для участников торгов или аукционов, так и для организатора торгов, например, из-за неправильного выбора способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, предусматривается ответственность по ст. 7.29.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ, в которой определено, что «нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей» [3]. Ответственность предусмотрена так же за нарушение порядка закупок, и определяется по ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Помимо рассмотренных выше положений, предусмотрена административная ответственность за:
- нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков,
- нарушение сроков возврата обеспечения заявок,
- нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов,
- невыполнение в срок законного предписания,
- нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,
- нарушения, касающиеся работы оператора ЭТП, нарушение оператором ЭТП порядка проведения аукциона, либо нарушение оператором ЭТП порядка аккредитации участника электронного аукциона,
- нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности,
- нарушения в сфере закупок в области государственного оборонного заказа, и другие.
Таким образом, административная ответственность для должностных лиц при нарушениях правил организации торгов и аукционов предусматривает наложение штрафа от 5000 до 50000 рублей. На юридических лиц при нарушении правил участия в торгах и аукционах, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, соразмерного глубине нарушения, но не более 1000000 рублей.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что нарушение правил торгов и аукционов может быть, как в случаях нарушения порядка их проведения, так и в случаях умышленного нарушения правил с целью незаконного обогащения. В настоящее время практика рассмотрения гражданских споров о признании недействительными сделок, заключенных на аукционах и торгах, сложилась. Наиболее часто рассматриваются дела, например, о продаже недвижимого имущества через торги. Следует отметить, что не каждое формальное нарушение правил организации и проведения торгов или аукционов, служит основанием для признания их недействительными. Такие нарушения должны быть существенными, связанными с нарушением прав и законных интересов истца. Кроме недействительности сделки и гражданско-правовой ответственности, существует так же и административная ответственность за нарушение процедуры участия в аукционах и торгах. Административная ответственность предусмотрена как для участников торгов или аукционов, так и для организатора торгов. Административная ответственность для должностных лиц при нарушениях правил организации торгов и аукционов предусматривает штраф до 50000 рублей, на юридических лиц при нарушении правил участия в торгах и аукционах, не более 1000000 рублей.
Литература:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 10.02.2019 г.)
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 10.02.2019 г.)
3 Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 10.02.2019 г.)
4 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.02.2019)
5 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 10.02.2019 г.) (утратил силу)
6 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» [Электронный ресурс] // Правовая система ГАРАНТ/ Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10001973/#ixzz5djVeZ653 (дата обращения 10.02.2019)
7 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2012 г. № 16311/11 по делу № А40-7557/11-152-86 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2012. № 8.
8 О практике разрешения споров, связанных с признанием торгов и заключенными по результатам их проведения контрактов недействительными [электронный ресурс] // Шестой арбитражный апелляционный суд/ Режим доступа: http://6aas.arbitr.ru/sites/6aas.arbitr.ru/files/pdf/1.pdf (дата обращения 10.02. 2019 г.)
9 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2008. С. 821
10 Белов В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011 // СПС «КонсультантПлюс».
11 Беляева О. А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.: ИД Юриспруденция, 2011. С. 282
13 Гатаулина Л. Ф. Правовые последствия нарушения порядка проведения торгов по реализации имущества с публичных торгов // Вестник Саратовской государственной юридической академии № 5 (94) – 2013, - 57-60 с.
14. Диденко А.А., Артемов А. В. Понятие и формы торгов в гражданском праве // Научный журнал КубГАУ, 2015. №110.- 17 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!