Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Значение экологического образования и воспитания

Тип Реферат
Предмет Экология

ID (номер) заказа
1397728

200 руб.

Просмотров
1146
Размер файла
5.72 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Основные понятия ………………………………………………………...4
Роль экологического образования и воспитания в формировании экологической культуры …………………………………………………7
Роль экологического образования и воспитания в развитии личности ……………………………………………………………………………..10
Заключение ………………………………………………………………….….14
Список использованной литературы ………………………………………….15

Введение
Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «человек-общество-природа».
В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы экологического образования и воспитания населения как одного из приоритетных направлений государственной политики, отраженного в Указе Президента РФ от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в Федеральных законах №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также Рекомендательном законодательном акте, принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 17.02.1996 г. «Об экологическом образовании населения» [1].Данная работа посвящена изучению значимости экологического образования и воспитания.
1. Основные понятия
В учебной и научной литературе под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности [8].
Однако более правильным и полным можно считать определение понятия экологического образования, производное от общего понятия образования, закрепленного в Законе «Об образовании», с некоторыми его интерпретациями. В этом случае под экологическим образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания, обучения и просвещения в интересах человека, общества, государства и окружающей среды, направленный на формирование эколого-правового мышления, экологических знаний, умений и навыков и сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [2].
К основным задачам экологического образования относятся:
– формирование экологического мировоззрения, меняющего отношение человека к природе;
– обеспечение необходимого уровня системно-организованных экологических знаний, образующих целостную картину мира;
– использование и развитие в экообразовании интерактивных форм и методов обучения, моделирующих жизненные ситуации и позволяющих обретать навыки активного (и адекватного меняющейся ситуации) взаимодействия со средой;
– утверждение приоритета нравственных, эстетических, духовных ценностей над материальными через систему экологических знаний и формы непосредственного взаимодействия с природой;
воспитание экологической ответственности и навыков творческой созидательной деятельности по формированию среды обитания на основе разумного отношения к природе;
– повышение уровня регионального самосознания как необходимого условия и базы саморазвития региона;
– знакомство с природосообразными формами хозяйствования в истории человечества, страны, региона;
– изучение форм хозяйствования и жизни, основанных на функционировании социоприродных культурных комплексов – базы подъёма и развития региона [6].
Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей: накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств, твердой воли в осуществлении природоохранной работы.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в ходе учебно-воспитательного процесса обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание концентрирует внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой [4].
Экологическое обучение представляет собой руководство процессом овладения обучаемым системой экологических научных знаний, экологических умений и навыков и формирование экологических взглядов и поведения [2].
В соответствии с п. 1 ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды», под экологическим просвещением понимается деятельность, направленная на распространение экологических знаний, а также информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности [7].
Таким образом, экологическое образование должно включать в себя экологическое обучение, экологическое воспитание и экологическое просвещение, которые находятся между собой в тесной взаимосвязи. При этом экологическое просвещение должно отграничиваться от экологического обучения, рассматриваться в качестве самостоятельного средства формирования экологической культуры ввиду его важности, значимости для формирования экологической культуры и с учетом сферы действия [2].
Цель системы экологического образования и воспитания - в развитии экологического мировоззрения и сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование у них экологической культуры, готовности к активной природоохранной деятельности.
Экологическое мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек–общество–природа».
Экологическое мировоззрение представляет собой целостную, завершенную систему экологических знаний, убеждений, взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, а также основу процесса дальнейшего развития и совершенствования этой системы.
Формирование экологического мировоззрения имеет уникальную перспективу: обучение может задать установку, благодаря которой в изобилии имеющиеся факты могут быть поняты как доводы в пользу конструктивно-экологического подхода к реальности [4].
2. Роль экологического образования и воспитания в формировании экологической культуры
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [10].Экологическое образование и экологическое воспитание представляют собой синтез двух относительно независимых, взаимопроникающих и взаимодействующих процессов, имеющих целевую направленность – формирование экологической культуры. Их отличие состоит в следующем. Важнейшей задачей экологического образования является передача подрастающему поколению культуры предыдущих поколений с целью ее использования, развития на этой основе системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Особенностью экологического воспитания является направленность на развитие личностных качеств, позволяющих организовать жизнедеятельность на основе гармонии интересов природы, общества и человека. Указанные приоритеты экологического воспитания отражаются в его цели и задачах.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры человека и общества. Задачи формулируются в границах трех сфер: образовательной – усвоение и накопление системы экологических знаний, умений экологической деятельности и поведения; воспитательной – формирование эмоционального отношения к природе как универсальной ценности; развивающей, приоритетом которой является становление экологически значимых личностных качеств.
Данные цель и задачи позволили включить в состав экологической культуры следующие компоненты: экологическое сознание, эмоционально-чувственную сферу, экологическую деятельность и поведение, экологические отношения (рис. 1) [3].
Рис. 1. Состав экологической культуры как воспитательно-образовательного явления
В структуру экологического сознания входят экологические знания – научно-теоретические, утилитарно-практические, а также экологическое мышление – способность с помощью мыслительных операций овладевать знаниями о связях человека и окружающей среды, обобщать и совершенствовать накопленный людьми опыт решения экологических проблем. Знания являются важнейшим условием сознательного отношения человека к природной среде. Без них нельзя успешно формировать ни умения и навыки, ни эмоционально-ценностные отношения. Содержание экологических знаний формируется вокруг основных идей общей и социальной экологии, вопросов управления качеством окружающей среды [9]. Эти идеи и темы пронизывают содержание экологического образования на всех ступенях общего и профессионального образования.
Развитие экологически воспитанной личности происходит не только через усвоение научных знаний о природе и взаимоотношениях с ней человека. Важнейшим условием становления экологической культуры является формирование этических норм и эстетических идеалов, воспитание доброты и любви к природе, развитие умения чувствовать эстетические свойства природных явлений, давать нравственно-эстетическую оценку взаимоотношениям человека и природы. Это требует включения в состав экологической культуры эмоциональной сферы, представленной эстетическими чувствами, возникающими в процессе общения с природой, нравственными чувствами любви к природе и ответственности за ее состояние.
Экологическая культура отражается и развивается в реальной деятельности и поведении. Поэтому наряду с передачей знаний и развитием эмоциональной сферы важной задачей процесса становления экологической культуры является вовлечение молодежи в экологически целесообразную деятельность, приобретение учащимися и студентами умений и навыков взаимодействия с природой. Необходимо, чтобы усилия воспитателей были направлены прежде всего на формирование у молодых людей стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Это значит побуждать их к эстетическому освоению природы, познавательной деятельности в ней, воспитывать потребность в общении с миром природы, формировать мотивы охраны природы ради нее самой [3].
3. Роль экологического образования и воспитания в развитии личности
Экологическое образование и воспитание играет важную роль на каждом возрастном этапе развития человека как личности.
Экологичной личностью, по словам В.А. Ясвина, является человек, обладающий эксцентрическим типом экологического сознания, психологической включенностью в мир природы, партнёрским характером восприятия живых существ, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [6].
Для построения системы экологического воспитания и образования необходимо выявить ряд потребностных состояний личности, например, по типу «потребность – деятельность – потребность». Это дает возможность сделать педагогическое общение адекватным текущим интересам личности, этапам ее индивидуального развития. В наибольшей степени такому подходу удовлетворяет концепция развития личности, или «жизненного цикла человека» американского психолога и психоаналитика Эрика Эриксона.
Первая стадия развития личности – младенчество и раннее детство. Это вбирающая или сенсорная стадия, определяющая выбор между доверием и недоверием к миру.
Задача экологического воспитания и образования на данном этапе - дать ребенку возможность сделать выбор в отношении природной среды данного региона – «родной природы».
Девиз этой стадии — доверие к себе есть доверие к природе. Родители и преподаватели должны как можно чаще вводить в сферу контакта с миром природы и показать примеры сопричастности всему естественному в окружающей ребенка среде.
Вторая стадия – собственно детство – характеризуется определением относительной самостоятельности ребенка: овладением новыми формами поведения, новым синтезом личности: самостоятельностью и уверенностью в себе или сомнением в самом себе.
Задачи экологического воспитания и образования: доверительное отношение к миру и уверенность в себе требуют также освоения и мира природы. Приобретение личного опыта ориентации и поведения в мире природы и городской среде. Освоение образа жизни, дружественного к природе. Организация городских станций юных натуралистов, «живых уголков», «детских центров», где городской ребенок может лично познакомиться с представителями животного и растительного мира.
Третья стадия - предподростковый период (зрелое детство). Характерен выбор между инициативой и чувством вины. Происходит формирование моральных чувств, ребенок начинает слышать внутренний голос совести. Все это относится преимущественно к искусственной среде обитания. Ребенок начинает идентифицировать себя со взрослым представителем определенного пола и осваивает соответствующие формы поведения. Вне природы, вне работы в природе эти представления не образуются. Происходит вторжение в «новое» вопросами, локомоцией, действиями в среде.
Задачи экологического воспитания и образования: предоставить возможность для реализации ребенком третьего этапа развития в природной среде, в которой процесс самопознания происходит иначе, чем в искусственной среде города, и открывает особые, новые качества личности: идентификацию с живыми существами.
Появление чувства единства с живой природой – «Мы с тобой одной крови - Ты и Я».
Организация в школе натуралистической работы, экспериментов, наблюдений и т.д. Организация совместной деятельности в природе. Индивидуальная экологическая безопасность. Наблюдение и понимание простейших явлений в природе в их динамике. Опыт личной заботы о природе, домашних животных, знание их биологии. Опыт уступок природе.
Девиз стадии: зависимость человека от природы естественна. Найти себя в природе - значит обрести самостоятельность.
Четвертая стадия - подростковый возраст. Происходит вступление ребенка в новые социальные связи и, прежде всего, в школьную жизнь. Решающий выбор между полноценным овладением основами трудового социального опыта и развитием нужных для этого качеств личности, с одной стороны, и социальной и психологической неполноценностью - с другой стороны.
Задачи экологического воспитания и образования. В этот период часто имеет место противопоставление «искусственное – естественное» в сознании учащихся. Данное противопоставление следует предупреждать педагогическими методами.
Девиз стадии: мир культуры и мир природы неразделимы.
Пятая стадия - юношеский возраст - отличается формированием мировоззрения и определенных позиций. Происходит осмысление своего места в жизни и обществе, своих возможностей, способностей и интересов, выбор своего жизненного пути. Прекращается непосредственное влияние системы народного образования.
Задачи экологического воспитания и образования. Природные объекты и ресурсы, биосфера в целом осмысливаются как часть общечеловеческого, а значит, и личного ресурса развития. Постигаются этические основы и практика сохранения ресурсов для обеспечения развития будущих поколений. Подготовка к постижению учения А. Швейцера об этике благоговения перед жизнью. Личность встраивается в ряд поколений, появление первого образа экологического мировоззрения. Мышление в экологической шкале времени. Сопоставление экологических проблем своего региона с глобальными проблемами биосферы. Коллективная экологическая безопасность. Структуризация экологического мировоззрения.
Девиз стадии: жить - значит идти из прошлого в будущее вместе с биосферой.
Шестая стадия - пора зрелости. Характерно установление тесных юношеских дружеских связей, поиск партнера по браку и воспитание нового поколения.
Задачи экологического воспитания и образования. Соотношение состояния окружающей среды для реализации своих жизненных планов. Планирование семьи и подготовка к ведению образа жизни в соответствии с экологически обоснованными ценностями, реализация экологического мировоззрения в заботе о ресурсах и среде для новых поколений. Предпосылки продолжения образования.
Седьмая стадия - стадия зрелой личности. Зрелая личность, характеризующаяся сформированностью мировоззренческих позиций.
Задачи экологического воспитания и образования - непрерывный образовательный процесс. Углубление представлений о мире, расширение границ экологического мировоззрения. Участие в общественной деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, экологическому воспитанию и образованию.
Восьмая стадия - возраст мудрости, достижения целостности и гармонии с окружающим миром (1 вариант) или возраст безысходности, упадка и старения (2 вариант). Достижение полной целостности и гармонии с окружающим миром или обреченность на безысходное отчаяние и упадок.
Задачи экологического воспитания и образования - познание сопряженности развития Вселенной, Земли, Человечества. Постижение глубин существа Природы и Человека [4].
Заключение
Таким образом, экологической образование и воспитание играют важную роль в становлении как отдельной личности в частности, так и экологической культуры общества в целом.
Экологическая культура человека есть обобщенная характеристика, сочетающая знания различных аспектов экологически обоснованного взаимодействия общества и природы, эмоциональные переживания своего отношения и отношений других людей к миру природы, отраженные в практической деятельности по охране, сохранению, рациональному использованию и приумножению природных ресурсов [3].
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы [5].
Список использованной литературы
Быстрай Е.Б. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста: монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.
Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству // Вестник ТГУ. – 2011. – Вып. 9 (101). – С. 335-339.
Кезин В.Г. Экологическая культура и место экологических отношений в ее составе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2014. - № 3 (24). – С. 55-62.
Лисниченко В.В. Основы педагогической экологии / В.В. Лисниченко, Н.Б. Лисниченко. - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – 95 с.
Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник ПАГС. - 2011. - №2. – С. 199-203.
Торгунакова М.А. Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2008. - № 1 (9). - С. 98–104.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 27.03.2019).
Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 528 с.
Экология: учеб. пособие для бакалавров техн. вузов / под ред. В.В. Денисова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 414 с.
Экологическая культура [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическая_культура (дата обращения: 27.03.2019).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.