это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1397728
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Основные понятия ………………………………………………………...4
Роль экологического образования и воспитания в формировании экологической культуры …………………………………………………7
Роль экологического образования и воспитания в развитии личности ……………………………………………………………………………..10
Заключение ………………………………………………………………….….14
Список использованной литературы ………………………………………….15
Введение
Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «человек-общество-природа».
В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы экологического образования и воспитания населения как одного из приоритетных направлений государственной политики, отраженного в Указе Президента РФ от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в Федеральных законах №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также Рекомендательном законодательном акте, принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 17.02.1996 г. «Об экологическом образовании населения» [1].Данная работа посвящена изучению значимости экологического образования и воспитания.
1. Основные понятия
В учебной и научной литературе под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности [8].
Однако более правильным и полным можно считать определение понятия экологического образования, производное от общего понятия образования, закрепленного в Законе «Об образовании», с некоторыми его интерпретациями. В этом случае под экологическим образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания, обучения и просвещения в интересах человека, общества, государства и окружающей среды, направленный на формирование эколого-правового мышления, экологических знаний, умений и навыков и сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [2].
К основным задачам экологического образования относятся:
– формирование экологического мировоззрения, меняющего отношение человека к природе;
– обеспечение необходимого уровня системно-организованных экологических знаний, образующих целостную картину мира;
– использование и развитие в экообразовании интерактивных форм и методов обучения, моделирующих жизненные ситуации и позволяющих обретать навыки активного (и адекватного меняющейся ситуации) взаимодействия со средой;
– утверждение приоритета нравственных, эстетических, духовных ценностей над материальными через систему экологических знаний и формы непосредственного взаимодействия с природой;
воспитание экологической ответственности и навыков творческой созидательной деятельности по формированию среды обитания на основе разумного отношения к природе;
– повышение уровня регионального самосознания как необходимого условия и базы саморазвития региона;
– знакомство с природосообразными формами хозяйствования в истории человечества, страны, региона;
– изучение форм хозяйствования и жизни, основанных на функционировании социоприродных культурных комплексов – базы подъёма и развития региона [6].
Экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей: накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств, твердой воли в осуществлении природоохранной работы.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в ходе учебно-воспитательного процесса обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание концентрирует внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой [4].
Экологическое обучение представляет собой руководство процессом овладения обучаемым системой экологических научных знаний, экологических умений и навыков и формирование экологических взглядов и поведения [2].
В соответствии с п. 1 ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды», под экологическим просвещением понимается деятельность, направленная на распространение экологических знаний, а также информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности [7].
Таким образом, экологическое образование должно включать в себя экологическое обучение, экологическое воспитание и экологическое просвещение, которые находятся между собой в тесной взаимосвязи. При этом экологическое просвещение должно отграничиваться от экологического обучения, рассматриваться в качестве самостоятельного средства формирования экологической культуры ввиду его важности, значимости для формирования экологической культуры и с учетом сферы действия [2].
Цель системы экологического образования и воспитания - в развитии экологического мировоззрения и сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование у них экологической культуры, готовности к активной природоохранной деятельности.
Экологическое мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек–общество–природа».
Экологическое мировоззрение представляет собой целостную, завершенную систему экологических знаний, убеждений, взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, а также основу процесса дальнейшего развития и совершенствования этой системы.
Формирование экологического мировоззрения имеет уникальную перспективу: обучение может задать установку, благодаря которой в изобилии имеющиеся факты могут быть поняты как доводы в пользу конструктивно-экологического подхода к реальности [4].
2. Роль экологического образования и воспитания в формировании экологической культуры
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [10].Экологическое образование и экологическое воспитание представляют собой синтез двух относительно независимых, взаимопроникающих и взаимодействующих процессов, имеющих целевую направленность – формирование экологической культуры. Их отличие состоит в следующем. Важнейшей задачей экологического образования является передача подрастающему поколению культуры предыдущих поколений с целью ее использования, развития на этой основе системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Особенностью экологического воспитания является направленность на развитие личностных качеств, позволяющих организовать жизнедеятельность на основе гармонии интересов природы, общества и человека. Указанные приоритеты экологического воспитания отражаются в его цели и задачах.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры человека и общества. Задачи формулируются в границах трех сфер: образовательной – усвоение и накопление системы экологических знаний, умений экологической деятельности и поведения; воспитательной – формирование эмоционального отношения к природе как универсальной ценности; развивающей, приоритетом которой является становление экологически значимых личностных качеств.
Данные цель и задачи позволили включить в состав экологической культуры следующие компоненты: экологическое сознание, эмоционально-чувственную сферу, экологическую деятельность и поведение, экологические отношения (рис. 1) [3].
Рис. 1. Состав экологической культуры как воспитательно-образовательного явления
В структуру экологического сознания входят экологические знания – научно-теоретические, утилитарно-практические, а также экологическое мышление – способность с помощью мыслительных операций овладевать знаниями о связях человека и окружающей среды, обобщать и совершенствовать накопленный людьми опыт решения экологических проблем. Знания являются важнейшим условием сознательного отношения человека к природной среде. Без них нельзя успешно формировать ни умения и навыки, ни эмоционально-ценностные отношения. Содержание экологических знаний формируется вокруг основных идей общей и социальной экологии, вопросов управления качеством окружающей среды [9]. Эти идеи и темы пронизывают содержание экологического образования на всех ступенях общего и профессионального образования.
Развитие экологически воспитанной личности происходит не только через усвоение научных знаний о природе и взаимоотношениях с ней человека. Важнейшим условием становления экологической культуры является формирование этических норм и эстетических идеалов, воспитание доброты и любви к природе, развитие умения чувствовать эстетические свойства природных явлений, давать нравственно-эстетическую оценку взаимоотношениям человека и природы. Это требует включения в состав экологической культуры эмоциональной сферы, представленной эстетическими чувствами, возникающими в процессе общения с природой, нравственными чувствами любви к природе и ответственности за ее состояние.
Экологическая культура отражается и развивается в реальной деятельности и поведении. Поэтому наряду с передачей знаний и развитием эмоциональной сферы важной задачей процесса становления экологической культуры является вовлечение молодежи в экологически целесообразную деятельность, приобретение учащимися и студентами умений и навыков взаимодействия с природой. Необходимо, чтобы усилия воспитателей были направлены прежде всего на формирование у молодых людей стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Это значит побуждать их к эстетическому освоению природы, познавательной деятельности в ней, воспитывать потребность в общении с миром природы, формировать мотивы охраны природы ради нее самой [3].
3. Роль экологического образования и воспитания в развитии личности
Экологическое образование и воспитание играет важную роль на каждом возрастном этапе развития человека как личности.
Экологичной личностью, по словам В.А. Ясвина, является человек, обладающий эксцентрическим типом экологического сознания, психологической включенностью в мир природы, партнёрским характером восприятия живых существ, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [6].
Для построения системы экологического воспитания и образования необходимо выявить ряд потребностных состояний личности, например, по типу «потребность – деятельность – потребность». Это дает возможность сделать педагогическое общение адекватным текущим интересам личности, этапам ее индивидуального развития. В наибольшей степени такому подходу удовлетворяет концепция развития личности, или «жизненного цикла человека» американского психолога и психоаналитика Эрика Эриксона.
Первая стадия развития личности – младенчество и раннее детство. Это вбирающая или сенсорная стадия, определяющая выбор между доверием и недоверием к миру.
Задача экологического воспитания и образования на данном этапе - дать ребенку возможность сделать выбор в отношении природной среды данного региона – «родной природы».
Девиз этой стадии — доверие к себе есть доверие к природе. Родители и преподаватели должны как можно чаще вводить в сферу контакта с миром природы и показать примеры сопричастности всему естественному в окружающей ребенка среде.
Вторая стадия – собственно детство – характеризуется определением относительной самостоятельности ребенка: овладением новыми формами поведения, новым синтезом личности: самостоятельностью и уверенностью в себе или сомнением в самом себе.
Задачи экологического воспитания и образования: доверительное отношение к миру и уверенность в себе требуют также освоения и мира природы. Приобретение личного опыта ориентации и поведения в мире природы и городской среде. Освоение образа жизни, дружественного к природе. Организация городских станций юных натуралистов, «живых уголков», «детских центров», где городской ребенок может лично познакомиться с представителями животного и растительного мира.
Третья стадия - предподростковый период (зрелое детство). Характерен выбор между инициативой и чувством вины. Происходит формирование моральных чувств, ребенок начинает слышать внутренний голос совести. Все это относится преимущественно к искусственной среде обитания. Ребенок начинает идентифицировать себя со взрослым представителем определенного пола и осваивает соответствующие формы поведения. Вне природы, вне работы в природе эти представления не образуются. Происходит вторжение в «новое» вопросами, локомоцией, действиями в среде.
Задачи экологического воспитания и образования: предоставить возможность для реализации ребенком третьего этапа развития в природной среде, в которой процесс самопознания происходит иначе, чем в искусственной среде города, и открывает особые, новые качества личности: идентификацию с живыми существами.
Появление чувства единства с живой природой – «Мы с тобой одной крови - Ты и Я».
Организация в школе натуралистической работы, экспериментов, наблюдений и т.д. Организация совместной деятельности в природе. Индивидуальная экологическая безопасность. Наблюдение и понимание простейших явлений в природе в их динамике. Опыт личной заботы о природе, домашних животных, знание их биологии. Опыт уступок природе.
Девиз стадии: зависимость человека от природы естественна. Найти себя в природе - значит обрести самостоятельность.
Четвертая стадия - подростковый возраст. Происходит вступление ребенка в новые социальные связи и, прежде всего, в школьную жизнь. Решающий выбор между полноценным овладением основами трудового социального опыта и развитием нужных для этого качеств личности, с одной стороны, и социальной и психологической неполноценностью - с другой стороны.
Задачи экологического воспитания и образования. В этот период часто имеет место противопоставление «искусственное – естественное» в сознании учащихся. Данное противопоставление следует предупреждать педагогическими методами.
Девиз стадии: мир культуры и мир природы неразделимы.
Пятая стадия - юношеский возраст - отличается формированием мировоззрения и определенных позиций. Происходит осмысление своего места в жизни и обществе, своих возможностей, способностей и интересов, выбор своего жизненного пути. Прекращается непосредственное влияние системы народного образования.
Задачи экологического воспитания и образования. Природные объекты и ресурсы, биосфера в целом осмысливаются как часть общечеловеческого, а значит, и личного ресурса развития. Постигаются этические основы и практика сохранения ресурсов для обеспечения развития будущих поколений. Подготовка к постижению учения А. Швейцера об этике благоговения перед жизнью. Личность встраивается в ряд поколений, появление первого образа экологического мировоззрения. Мышление в экологической шкале времени. Сопоставление экологических проблем своего региона с глобальными проблемами биосферы. Коллективная экологическая безопасность. Структуризация экологического мировоззрения.
Девиз стадии: жить - значит идти из прошлого в будущее вместе с биосферой.
Шестая стадия - пора зрелости. Характерно установление тесных юношеских дружеских связей, поиск партнера по браку и воспитание нового поколения.
Задачи экологического воспитания и образования. Соотношение состояния окружающей среды для реализации своих жизненных планов. Планирование семьи и подготовка к ведению образа жизни в соответствии с экологически обоснованными ценностями, реализация экологического мировоззрения в заботе о ресурсах и среде для новых поколений. Предпосылки продолжения образования.
Седьмая стадия - стадия зрелой личности. Зрелая личность, характеризующаяся сформированностью мировоззренческих позиций.
Задачи экологического воспитания и образования - непрерывный образовательный процесс. Углубление представлений о мире, расширение границ экологического мировоззрения. Участие в общественной деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, экологическому воспитанию и образованию.
Восьмая стадия - возраст мудрости, достижения целостности и гармонии с окружающим миром (1 вариант) или возраст безысходности, упадка и старения (2 вариант). Достижение полной целостности и гармонии с окружающим миром или обреченность на безысходное отчаяние и упадок.
Задачи экологического воспитания и образования - познание сопряженности развития Вселенной, Земли, Человечества. Постижение глубин существа Природы и Человека [4].
Заключение
Таким образом, экологической образование и воспитание играют важную роль в становлении как отдельной личности в частности, так и экологической культуры общества в целом.
Экологическая культура человека есть обобщенная характеристика, сочетающая знания различных аспектов экологически обоснованного взаимодействия общества и природы, эмоциональные переживания своего отношения и отношений других людей к миру природы, отраженные в практической деятельности по охране, сохранению, рациональному использованию и приумножению природных ресурсов [3].
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы [5].
Список использованной литературы
Быстрай Е.Б. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста: монография / Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова, Б.А. Артеменко, Н.В. Калашников, С.Д. Кириенко. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.
Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству // Вестник ТГУ. – 2011. – Вып. 9 (101). – С. 335-339.
Кезин В.Г. Экологическая культура и место экологических отношений в ее составе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2014. - № 3 (24). – С. 55-62.
Лисниченко В.В. Основы педагогической экологии / В.В. Лисниченко, Н.Б. Лисниченко. - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – 95 с.
Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник ПАГС. - 2011. - №2. – С. 199-203.
Торгунакова М.А. Актуальные проблемы развития экологической культуры в процессе образования и воспитания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2008. - № 1 (9). - С. 98–104.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 27.03.2019).
Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 528 с.
Экология: учеб. пособие для бакалавров техн. вузов / под ред. В.В. Денисова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 414 с.
Экологическая культура [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическая_культура (дата обращения: 27.03.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!