это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1398694
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Сущность и социальная роль взаимодействия между людьми 4
2. Специфика взаимопонимания 4
Заключение 11
Список использованных источников 11
Введение
Проблема межличностного познания и социально-психологического взаимодействия, которая включает в себя восприятие между людьми, понимание и взаимопонимание, является одной из самых интересных и значимых в психологии. Полноценное общение возможно только в том случае, когда люди, которые вступают во взаимодействие, могут полноценно оценить уровень взаимопонимания между ними и дать себе отчет в том, что из себя представляет партнер по общению. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной темы реферата.
Главная цель данной работы заключается в изучении основных вопросов психологии взаимодействия и взаимопонимания. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность и социальную роль взаимодействия между людьми;
- изучить специфику взаимопонимания.
Для решения поставленных задач необходима качественная информационная база, в качестве которой выступили научные труды и публикации известных исследователей, посвященные рассматриваемому вопросу.
1. Сущность и социальная роль взаимодействия между людьмиВзаимодействие, с точки зрения психологии, представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, в результате которого между ними возникает связь и взаимная обусловленность.
Также под взаимодействием понимают не только влияние людей друг на друга, но и организация их совместных действий, которая позволяет группе осуществить ее деятельность.
Взаимодействие всегда включает в себя следующие два компонента:
- содержание, которое определяет по поводу чего осуществляется то или иное взаимодействие;
- стиль, который указывает, как человек взаимодействует с окружающими (может быть продуктивным и непродуктивным).
Как правило выделяют следующие критерии, которые позволяют правильно понять стиль взаимодействия:
- характер активности в позиции партнеров (продуктивный стиль – «рядом с партнером»; непродуктивный – «над партнером»);
- характер выдвигаемых целей (продуктивный стиль – совместная разработка и близких, и дальних целей; непродуктивный – доминирующий партнер выдвигает исключительно близкие цели и не обсуждает их с партнером);
- характер ответственность (продуктивный стиль – за результаты ответственны все участники; непродуктивный – ответственность на доминирующем партнере);
- характер отношений между партнерами (продуктивный стиль – доверие и доброжелательность; непродуктивный – раздражение, обида, агрессия);
- характер функционирования механизма идентификации – обособления между партнерами.
Рассмотрим основные виды взаимодействия:
1. Межличностное взаимодействие. Представляет собой преднамеренные или случайные, кратковременные или длительные, частные или публичные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, которые вызывают взаимные изменения их поведения, установок, отношений и деятельности.
В качестве основных признаков данного вида взаимодействия выступают:
- рефлексивная многозначность, то есть зависимость восприятия оценок участников и условий осуществления;
- доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, для достижения которой необходимо приложить совместные усилия.
2. Межгрупповое взаимодействие. Представляет собой процесс опосредованного или непосредственного взаимодействия множественных объектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Как правило, оно возникает между целыми группами или их частями и выступает как один из факторов развития общества.
Помимо видов взаимодействия в научной литературе выделяют также и типы взаимодействия:
1. Кооперация. Представляет собой такое взаимодействие, при котором все его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стараются его не нарушать, по крайней мере пока их интересы совпадают.
2. Конкуренция. Представляет собой взаимодействие, которое характеризуется достижением групповых или индивидуальных интересов и целей в условиях соперничества между людьми.
В ходе осуществления названных типов взаимодействия, как правило, проявляются такие ведущие стратегии поведения, как:
- сотрудничество, которое направлено на полное удовлетворение участниками своих потребностей;
- противодействие, которое предполагает ориентацию на свои цели без учета интересов партнеров;
- компромисс, который реализуется в частном достижении интересов партнеров для условного равенства;
- избегание, которое представляет собой уход от контакта и потерю собственных целей для исключения выигрыша другого;
- уступчивость, которая предполагает жертву собственных интересов для достижения целей партнерства.
Отметим также, что в своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
1. Начальный этап. Взаимодействие представляет собой первичные контакты людей с целью обмена информации и общения. Такое взаимодействие из-за ряда причин может и не достигнуть своей цели и не получить всестороннего развития.
Главный момент на начально этапе состоит в принятии или неприятии партнерами друг друга. При этом любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, поведения и особенностей деятельности других людей.
Существенное значение имеет и эффект конгруэнции. Под конгруэнцией понимают подтверждение взаимных ролевых ожиданий, созвучность переживания и полное взаимопонимание участников контакта.
2. Средний этап. Его характеризуют как продуктивную совместную деятельность. На данном уровне развивающееся постепенно активное сотрудничество между партнерами находит все большее выражение в эффективном решении проблемы за счет соединения взаимных усилий партнера.
Важно отметить, что общие устремления людей могут также привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате которого люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом.
При этом в случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность и распределение функций и ролей между участниками взаимодействия. От партнеров при этом требуется проявление психологической подвижности, настойчивости, собранности, терпимости и прочих волевых качеств личности.
3. Высший этап. Он всегда выступает в качестве исключительно эффективной совместной деятельности людей, которая сопровождается взаимопониманием.
Таким образом, взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, в результате которого между ними возникает связь и взаимная обусловленность. Различают межличностный и межгрупповой вид взаимодействия. Его также делят на следующие типы: кооперация и конкуренция. В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов: начальный (первичные контакты людей), средний (продуктивная совместная деятельность) и высший (эффективная совместная деятельность). На высшем этапе обязательным условием взаимодействия выступает взаимопонимание, специфику которого более подробно рассмотрена в следующем разделе.
2. Специфика взаимопониманияВзаимопонимание людей представляет собой такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают структуру и содержание очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели.
Основной характеристикой взаимопонимания является его адекватность. При этом она зависит от таких факторов, как:
- тип отношений между партнерами (приятельские, дружеские, любовные, супружеские);
- знак или валентность отношений (симпатия, антипатия или безразличие);
- степень возможной объективации, проявляемости свойств личности в деятельности и поведении людей (к примеру, общительность легче всего наблюдается в процессе взаимодействия).
Важным элементом как взаимодействия, так и взаимопонимания, является восприятие партнерами друг друга. При этом в качестве наиболее значимых факторов восприятия выступают:
- психологическая чувствительность, которая представляет собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему и желание разобраться в нем;
- знание возможностей, трудностей восприятия другого человека, а также способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основано на личностных качествах партнеров и их опыте взаимоотношений;
- умения и навыки наблюдения и восприятия, которые позволяют людям быстрее адаптироваться к условиям, позволяют избегать трудностей совместной деятельности и предотвратить возможные конфликтные ситуации.
К элементам взаимопонимания также относится:
1. Социальный стереотип. Представляет собой устойчивый образ или представление о каких-либо людях или явлениях, свойственный представителям той или иной социальной группы. Для человека, который усвоил стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.
2. Идентификация. Представляет собой социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в процессе опосредованных или непосредственных контактов с ними, при котором происходит сопоставление или сравнение внутренних состояний, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
Психологический смысл идентификации состоит в расширении круга переживаний, а также обогащении внутреннего опыта. Необходимо также отметить, что она является самым ранним проявлением эмоциональной привязанности к другому человеку.
3. Эмпатия. Представляет собой эмоциональное сопереживание другому человеку. Благодаря эмоциональному отклику люди познают внутреннее состояние других.
Эмпатия базируется на умении верно представить, что происходит внутри другого человека, как он оценивает окружающий мир, что переживает.
4. Аттракция. Представляет собой форму познания другого человека, которая основана на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по взаимодействию появляется за счет возникновения привязанности к нему.
Отметим, что взаимопонимание безусловно легче возникает у тех людей, которые испытывают эмоционально положительное отношение друг к другу.
5. Рефлексия. Представляет собой механизм самопознания в ходе взаимодействия, который заключается в способности человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.
6. Казуальная атрибуция. Представляет собой механизм интерпретации чувств и поступков другого человека.
Важно отметить, что взаимопонимание представляет собой социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:
- согласовании индивидуального осмысления предмета общения;
- взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
- понимание речи взаимодействующей личности;
- осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
- выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;- выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.
Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:
- предположения каждого участника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;
- прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его значимости для обеих сторон;
- рефлексия, то есть осмысление субъектом того, что партнер (партнеры) воспринимают его;
- оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодействию.
В то же время всегда существует вероятность присутствия непонимания между людьми. Причинами недопонимания могут выступать:
- отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
- различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
- дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
- умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
- отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;- отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
- нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
- потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.
Таким образом, взаимопонимание - это такой уровень взаимодействия людей, при котором они осознают структуру и содержание очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Важными элементами взаимопонимания выступают восприятие партнерами друг друга, социальные стереотипы, идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия и казуальная атрибуция.
Заключение
При написании реферата нами была достигнута цель, поставленная в начале данной работы: были изучены основные вопросы психологии взаимодействия и взаимопонимания.
Для этого в первой части работы мы рассмотрели сущность и социальную роль взаимодействия между людьми. Под взаимодействием понимают процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, в результате которого между ними возникает связь и взаимная обусловленность. Различают межличностный и межгрупповой вид взаимодействия. Его также делят на следующие типы: кооперация и конкуренция. В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов: начальный (первичные контакты людей), средний (продуктивная совместная деятельность) и высший (эффективная совместная деятельность). На высшем этапе обязательным условием взаимодействия выступает взаимопонимание, специфику которого была более подробно рассмотрена во втором разделе работы.
Взаимопонимание - это такой уровень взаимодействия людей, при котором они осознают структуру и содержание очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Важными элементами взаимопонимания выступают восприятие партнерами друг друга, социальные стереотипы, идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия и казуальная атрибуция.
Таким образом, взаимопонимание является важнейшим условием взаимодействия, значительно увеличивающего его эффективность.
Список использованных источников
1. Адамьянц Т. З. Концепции понимания и коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания //Общественные науки и современность. – 2014. – №. 4. – С. 121-131.
2. Ефимова Н.С. Социальная психология : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 192 с.
3. Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе //М.: Спутник. – 2014. – Т. 158. – С. 10.
4. Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник/Соснин В. А., Красникова Е. А. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
5. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
6. Куликов Л.В. Социальная психология общения: монография / под общ. ред. А.Л. Свенцицкого. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
7. Мустафаева З. С. Общение и взаимопонимание в процессе социально-психологического взаимодействия //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – №. 1. – С. 93-96.
8. Платонов Ю.П. Социальная психология: Учебник / Платонов Ю.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.
9. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Сухов А.Н., Гераськина М.Г., Лафуткин А.М.; Под ред. Сухов А.Н., - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 615 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!