Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Исследование характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации

Тип Статья
Предмет Психология и педагогика

ID (номер) заказа
1399813

300 руб.

Просмотров
1329
Размер файла
358 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация. В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление основных причин, влияющих на возникновение конфликтов между родителями и педагогами образовательной организации, выявляется характер конфликтов между родителями и педагогами; проводится исследование причин и характера конфликтов между родителями и педагогами путем проведения исследования с использованием трех методик - тест на конфликтность Кноблох-Фальконетт (для педагогов), анонимный опрос родителей на тему уровня удовлетворенности отношений с педагогом, метод экспертных оценок; в окончании - делается вывод и даются рекомендации относительно повышения коммуникативных умений педагогов, в частности – умений разрешать конфликтные ситуации, связанные с учебным процессом и конкретно с родителями учащихся.
Ключевые слова: конфликт, педагог, родители, образовательная среда, личность, конфликтогенность.
Description. The article reveals the notion of "conflict", given the enumeration of the factors influencing the emergence and nature of conflict between parents and teachers of the educational organization, is devoted to the empirical study, the conclusion and recommendations.
Keyword: conflict, teacher, parents, educational environment, personality, conflicts.
Актуальность данного исследования состоит в том, что система образования в современной России претерпела и продолжает претерпевать достаточно серьезные изменения. Это обусловлено рядом причин, одна из которых, на наш взгляд, изменение требований государства к качеству среднего общего образования. Данные изменения коснулись, прежде всего, участников образовательного процесса - учителей, школьников и их родителей. В силу гуманизации педагогического подхода в образовании сложилась неоднозначная тенденция развития взаимоотношений педагогов и родителей. С одной стороны, родители и педагоги сходятся во мнении, что развитие и образование детей должно строиться на основе заинтересованности, и большого вклада педагога и самих родителей в образовательный процесс. С другой стороны родители на фоне нынешней экономической ситуации и современных тенденций в воспитании детей не всегда готовы брать на себя полную ответственность за результаты развития и качество усвоения школьной программы детьми. В этом состоит основное противоречие, являющееся ведущим фактором в возникновении особого характера конфликтов между родителями и детьми. [4]
Основные задачи данной статьи – провести анализ причин и характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации; на основе результатов проведенного исследования выбрать наиболее приемлемые и практичные межличностные методы управления конфликтами.
Основным определением конфликта является следующее: конфликт это столкновение интересов, взглядов, и целей у субъектов конфликта.[1] Конфликты бывают межличностными, межгрупповыми, внутриличностными [3]. Для отношений в сфере педагог-родитель характерен межличностный конфликт (между конкретным родителем и педагогом) или личностно-групповой (между родителями и педагогом), который имеет вид социально-педагогической направленности. Характер конфликта между педагогами и родителями в образовательной организации может различаться по следующим признакам: по времени протекания (длительным или кратковременным);
по степени проявленности (явный и скрытый); по степени осознанности (осознанные адекватно или неадекватно); по типу целей (конструктивные и деструктивные); по итогам для каждой из сторон (конфликты с «нулевой суммой» - выигрыш - проигрыш, или с «ненулевой суммой» - выигрыш - выигрыш); по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные); по степени структурированности и институциализации (полностью или частично); по способам регулирования (управление, согласование, разрешение) и пр.[2]
Не смотря на то, что родители и педагоги преследуют одну цель – обеспечить качественное образование и развитие детей, между ними существуют определенные различия в подходе к пониманию данной проблемы. Родители рассматривают субъективно ситуацию обучения с точки зрения усвоения ребенком школьной программы, не имея возможности объективно оценить результаты усвоенных знаний. Педагоги, в свою очередь, озадаченные не только процессом обучения, но и проблемой составления электронной отчетности, не всегда так же могут объективно оценить сложившуюся ситуацию. Согласно анализу публикаций на родительских форумах и социальных сетях за последнее время, у родителей к педагогам, как правило, существуют следующие претензии, являющиеся причинами начала конфликтных ситуаций:
Недостаточная квалификация педагога;
Наличие предпочитаемых и отвергаемых учеников;
Необъективность уценивать успехов учеников;
Завышенные требования к ученикам;
Чрезмерный объем домашних заданий и их несоответствие возрастным возможностям детей;
Факты унижения и оскорбления школьников учителем;[прим.автора]
Со стороны педагогов существуют иное мнение. Проведенный анализ статей педагогов из сети интернет относительно позиции родителей к школьному обучению, показал, что педагогами излагаются совершенно иные претензии:
Родители не вникают в школьную жизнь ребенка или слишком часто вмешиваются в процесс обучения;
Со стороны родителей имеет место критика в адрес учителя в присутствии ребенка, что снижает авторитет педагога;
Родители не всегда имеют педагогически правильные представления о воспитании и образовании детей;
Требования родителей к работе педагога зачастую неадекватно завышены;
Отсутствие контроля над ребенком со стороны родителей, либо чрезмерная опека с отсутствием у школьника сформированной самостоятельности;
Чрезмерно завышенные ожидания успехов от ребенка и необъективность представлений о его реальных возможностях.
Стоит отметить, что в возникновении ситуации конфликта, зачастую огромную роль играет образ самого педагога, его поведение, коммуникабельность и степень конфликтности, поскольку именно эти качества личности влияют на умение разрешать конфликты конструктивным способом. Наличие высокого уровня конфликтности у педагога снижает качество взаимодействия с родителями и учениками, ввиду сложности контроля над своими эмоциями. Поскольку конфликты являются источниками дополнительных негативных эмоций, конфликт может носить затяжной характер, затягиваться без возможности разрешения, с дальнейшим нарастанием и стиранием истинной причины возникновения конфликтной ситуации. Это приводит к перерастанию конфликта на почве личной неприязни.
Гипотеза: в случае наличия у педагога низкого уровня конфликтности, конфликты с родителями учащихся не носят затяжной и долговременный характер.
Для того, чтобы изучить степень влияния выявленных нами факторов на характер протекания конфликтов между родителями и педагогами, было проведено исследование, которое включало в себя использование нескольких методик.
Тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт. (для педагогов) [4]
Анонимный опрос родителей на тему уровня удовлетворенности отношений с педагогом.
Метод экспертных оценок.
Результаты проведенного эмпирического исследования.
В исследовании приняли участие 3 классных руководителя 2х классов средней общеобразовательной школы, и родители учащихся (90 человек).
Первый этап исследования предполагал апробацию теста на конфликтность Кноблох- Фальконнет для педагогов. Педагогам было предложено пройти ориентировочный тест на определение степени конфликтности, путем ответов на 20 вопросов. После прохождения теста результаты оценивались согласно инструкции к тесту, где оценивалось каждое суждение относительно критериев «гармоничность» и «эгохватание». Для оценки конечного результата по тестированию необходимо было подсчитать количество ответов, относящихся к тому или иному критерию.
Были получены следующие данные: из 3 педагогов у 2-х преобладает гармоничность (количество ответов с совпадением по данному критерию составляет от 12 до 17 из 20 возможных), что свидетельствует о наличии таких черт личности, как спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний, а так же о последовательности поведения. У одного из педагогов (2Б класс) преобладает «эгохватание» (по этому критерию 16 совпадений из 20), что свидетельствует о внутренней конфликтности личности.
Вторым этапом исследования было проведение анонимного опроса родителей на выявление уровня удовлетворенности отношениями с педагогом. Для родителей был составлен небольшой опросник, содержащий 5 вопросов:
Оцените по 5 бальной шкале, насколько Вы удовлетворены качеством работы педагога. (5 абсолютно удовлетворен, 2 – абсолютно неудовлетворен)
Случались ли у Вас конфликтные ситуации с учителем Вашего ребенка? (нет; иногда, и были незначительны; да, возникают регулярно)
Если конфликтные ситуации возникали, как долго они длились до момента разрешения? (недолго, решили проблему практически сразу; с первого раза решить конфликт не удалось; конфликт тянется дольше недели, и пока нет возможности его разрешить)
Остались ли у Вас нерешенные вопросы относительно проблемы конфликта, после его окончания? (да; нет)
Есть ли у Вас желание перевести ребенка в другой класс, и связано ли это с личностью учителя? (нет; да, но с учителем не связано; да, хочу перевести из-за учителя)
По данному анонимному опросу были получены следующие результаты: самыми конфликтными отношениями между родителями и учителями оказались отношения в том классе, где по данным предыдущей методики, учитель продемонстрировал значительное преобладание показателей «эгохватания» над «гармоничностью», то есть в чертах личности педагога преобладает конфликтность.
Диаграмма 1 «Результаты опроса родителей по первым трем вопросам анкеты»
Данные по первым трем вопросам анкеты (диаграмма 1) наглядно доказывают, что наиболее неудовлетворенными в отношениях с учителем оказались родители класса с конфликтным учителем, в этом же классе существует проблема длительности разрешения конфликтных ситуаций, так же 60% родителей этого класса отметили, что конфликты с учителем возникают часто.
Ответы родителей на следующие вопросы анкеты были так же занесены на диаграмму. (диаграмма 2)
Диаграмма 2 «Результаты опроса родителей по первым трем вопросам анкеты»
Данные по последним двум вопросам свидетельствуют о наличии у родителей из класса с конфликтным учителем перевести детей в другой класс- 77%. В других классах такой тенденции нет, и лишь небольшая часть родителей – 25% и 17% хотят перевести детей в другой класс, но не связывают данное желание с учителем. Проблемы нерешенных конфликтов не наблюдается среди родителей 95% и 100% в классах, где по данным первой методики учителя характеризуются как гармоничные личности. В третьем из классов показатель нерешенных конфликтов высок, и находится, по данным опроса, в пределах 65%.
Таким образом, оценивая уровень удовлетворенности родителей отношениями с педагогами своих детей, стоит отметить, что при повышении уровня конфликтности учителя степень удовлетворенности отношениями со стороны родителей резко падает.
Третьим этапом исследования было применение метода экспертных оценок. Данный метод был призван определить независимое мнение участников образовательного процесса, относительно уровня продуктивности и уровня конфликтности взаимодействия педагогов с родителями учащихся 2 классов. Полученный результат, впоследствии, был сравнен с итогами результатов первых двух методик.
В данном этапе исследования приняли участие в качестве экспертов - педагог-психолог и социальный педагог. Мнение этих специалистов объективно и конструктивно для проведения исследования, поскольку они владеют конкретной информацией по проблемным ситуациям, возникающим в классах.
В процессе знакомства с отчетной документацией социального педагога и психолога по 2 класса школы, выяснилось, что чаще всего проводились родительские собрания во 2Б классе, где инициаторами были родители. Более половины проведенных собраний были с участием директора школы, психолога, социального педагога и завуча, поскольку решение конфликтных ситуаций классного руководителя с родителями учеников выходило за рамки обычных текущих проблем. Родители этого класса чаще других обращались за последний год к директору школы, с просьбами урегулировать ситуацию и повлиять на поведение учителя. По мнению специалистов, педагог 2Б класса не охотно идет на контакт с родителями, не всегда способен адекватно принять критику, и конструктивно взаимодействовать с родителями. В двух других классах таких сложностей не возникало.
Анализируя и оценивая уровень конфликтности педагогов, экспертами было отмечено, что высокий уровень конфликтности характерен для одного педагога- 2Б класса, поскольку частота возникновения спорных ситуаций с родителями велика, и педагог не всегда стремится найти компромисс в решении ситуации; для педагогов 2А и 2В класса больше характерно умение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации, и по этой причине уровень конфликтности низок и конфликты носят кратковременный характер.
Таким образом, следует сделать вывод, что мнение экспертов по наличию долговременного характера конфликтов между родителями и педагогами совпали с результатами предыдущих методик. То есть, в классе с педагогом, имеющим высокий уровень конфликтности, характер конфликта между ним и родителями учащихся носит сложный, долговременный затяжной характер, в то время как в двух других классах такой проблемы нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог проведенной работы по исследованию характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации, следует отметить, что важную роль в данной системе отношений играет личность самого педагога. Тактичность, умение находить компромисс, наличие педагогического такта, стремление к активному доброжелательному взаимодействию с родителями, отсутствие высокого уровня конфликтности – все эти качества влияют на возникновение и характер конфликтных ситуаций с родителями учащихся. Чем ярче проявления конфликтного настроя педагога, тем дольше по продолжительности во времени решается проблема, повлекшая за собой конфликт. Чем дольше длится конфликт, тем больше проявляются личностные антипатии между его субъектами. Результаты проведенного исследования с использованием трех методик - тест на конфликтность Кноблох - Фальконетт. (для педагогов), анонимный опрос родителей на тему уровня удовлетворенности отношений с педагогом, метод экспертных оценок, позволили сделать следующие выводы: конфликты в классах между родителями и педагогами, в которых был проведен эксперимент, носят долговременный (2Б) и кратковременный характер (2А и 2В классы). В классе, где конфликтность учителя по тесту Кноблох-Фальконет находится в критерии высоких показателей «эгохватания» [4], по результату анонимного опроса имеют место неудовлетворенность родителей отношениями с данным педагогом и желание родителей перевести своих детей в другой класс. Кроме того, в данном классе родители отмечают наличие нерешенных проблем, даже после неоднократного общения с педагогом, что указывает на продолжение конфликтов в данной системе отношений. В классах 2А и 2В наблюдается иная тенденция: педагоги продемонстрировали по первому тесту наличие высоких показателей «гармоничности», анонимный опрос показал, что по отношению к учителям у родителей нет серьезных претензий, и спорные вопросы не перерастают в долговременные трудности, отражающиеся на взаимодействии родителей и педагога. Полученные данные так же подтверждаются мнением экспертов (социального педагога и психолога школы).
Тем не менее, результаты исследования являются лишь одной из сторон рассмотрения причин, влияющих на течение характера конфликта, но личностные качества педагога, перечисленные ранее, однозначно можно причислить к наиболее важным факторам, влияющим на характер взаимодействия с родителями.
Делая вывод по итогам исследования, можно сказать, что выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась.
Для формирования более благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами были даны рекомендации по снятию эмоционального напряжения и стабилизации общего позитивного фона взаимодействия между ними. Совместно с психологом и социальным педагогом были подобраны практичные межличностные методы управления конфликтами, которые могут быть использованы педагогами в процессе взаимодействия с родителями учащихся.
Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что задачи по исследованию характера конфликтов между родителями и педагогами в образовательной организации выполнены.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В качестве более конкретных рекомендаций для педагогов, с целью формирования умений разрешать конфликты с родителями стоит отметить, что именно педагог, как представитель образовательной организации, должен быть примером для подражания, как для учащихся, так и их родителей. Высокая культура поведения как качество личности должна присутствовать не только в взаимодействии со школьниками, но и в процессе взаимодействия с их родителями.
Для более продуктивного решения конфликта необходимо вначале понять его истинную причину, отбросив эмоции. Следует обратить внимание на факты и первоосновы, которые привели к данной ситуации. Важно не желание победить в конфликте, а желание разрешить его, то есть исчерпать причину. Выявив истинную причину и мотив, которым руководствуется родитель, педагогу стоит совместно с ним наметить пути решения конфликтной ситуации, и в диалоге найти самый приемлемый выход. Разрешение конфликта гораздо эффективнее компромисса в нем, поскольку предполагает удовлетворенность результатом обеих сторон конфликта.
Педагогу не всегда может удаваться разрешать конфликт с первого раза и причин тому множество, главное – сохранять достоинство и не забывать, что учитель был и есть уважаем, вне зависимости от места и времени. Главное суметь не растерять это уважение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Андриади И. П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. — М.: «Педагогика», 2001.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов- 4е изд, испр. и доп.- М.: Эксмо 2009.- 512с.- (Психологическое образование)
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2008.
Девятых С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект / Монография / под общ. ред. В.А. Сонина. — Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова. — 104 с., 2005 г.
Карелин А.А. Психологические тесты. Том 1. В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т.1, - 312 с.
Ликсон Ч. "Конфликт. Семь шагов к миру». - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - (Серия "Гений общения").
Нимаева Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 53-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/35/991/Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/
Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация аторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ЮФУ
Спасибо большое за работу. Все сделали вовремя раскрыли тему широко ярко. Исполнитель прек...
star star star star star
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
МФЮА
«Работа выполнена досрочно, без замечаний, согласно требованиям задания. Исполнитель наход...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.