это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1402253
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Понятие о «дезадаптации» и разные подходы к ее изучению 5
2. Социальная дезадаптация 9
3. Патогенная дезадаптация 11
4. Психосоциальная дезадаптация 14
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Актуальность исследования. Дезадаптация на сегодняшний день является достаточно распространенным понятием, которое используется исследователями для обозначения утраты способности к организации успешных и эффективных социальных контактов человека с другими людьми. Из-за такой востребованности в получении новой информации о данном явлении дезадаптация признана настоящим феноменом в социологической, психологической и педагогической отраслях.
Термин “дезадаптация” ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии.
Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в различных видах отклонений в поведении.
Актуальность проблемы дезадаптации связана с тем, что что анализ научно-педагогической и психологической литературы, социальных программ, статистических данных показал, что различные аспекты проблемы социальной дезадаптации уже были предметом научного исследования. Но в связи с расширение круга социальных институтов, занимающихся этой проблемой, она нуждается в дальнейшем исследовании. Вместе с тем, эта проблема имеет свои особенности, которые необходимо изучить и исследовать.
Проблема социальной дезадаптации изучалась в работах Б.Н.Алмазова, М.А. Аммаскина, М.С. Певзнер, И.А. Невского, А.С. Белкина, К.С. Лебединской и др.
В работах Б.Н. Алмазова неадаптированность понимается как несоответствие между целями и достигнутыми результатами деятельности человека, несостоятельность адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности. Ситуационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением как дезадаптация.
Цель работы: изучить такие виды дезадаптации, как социальная, психосоциальная, патогенная.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия «дезадаптация» и рассмотреть различные подходы ее изучения;
Изучить различные виды дезадаптации и рассмотреть особенности их проявления.
Понятие о «дезадаптации» и разные подходы к ее изучению
В справочнике практического психолога И.Г. Малкиной-Пых дается следующее определение «дезадаптации»: «это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, которая в свою очередь не позволяет ему адаптироваться к условиям среды его существования, то есть это снижение адаптационных возможностей человека».
Д. Лейн и Э. Миллер под дезадаптацией понимают трудности ребенка установить равновесие со средой, слабое развитие личностных качеств, что мешает справляться с типичными проблемами.
А.Л Реан и Я.Л Коломинский считают, дезадаптация – это нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Широкий спектр определений дезадаптации свидетельствует о том, что применение данного термина достаточно неоднозначно и проявляется прежде всего в оценке роли и места состояний дезадаптаций в отношении категорий «норма» и «патология».
Также нужно иметь ввиду, что в исследованиях авторов дезадаптация понимается не только как процесс, но и результат.
Дж. Райкус считает, что состояние дезадаптации можно рассматривать с двух сторон:
- как относительно кратковременное ситуативное состояние, то есть являющихся результатом влияния новых, непривычных раздражителей среды и сигнализирующим о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями социума, побуждая личность к реадаптации;
- как сложное и длительное психическое состояние, обусловленное функционированием психики на грани ее регулятивных возможностей, выражающееся в неадекватной реакции и поведении личности.
В своих научных трудах Б.Н.Алмазов и М.А. Аммаскин выделяют следующие формы дезадаптации:
Патологическая, или патогенная – вызванная психопатологическими отклонениями психического развития и нервнопсихическими заболеваниями, основой которых является функциональноорганические поражения центральной нервной системы (задержка психического развития, умственная отсталость, шизофрения, аутизм и т. д.).
Данный вид дезадаптации проявляется в невозможности адаптироваться в социуме и адекватно функционировать, иногда самостоятельно обслуживать себя в быту из-за психофизиологической несостоятельности, поэтому требуют создания специальных социально-педагогических условий и длительной или постоянной посторонней помощи.
Психосоциальная, вызванная психическими состояниями (например, фрустрацией – своеобразным эмоциональным состоянием, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности в состоянии безнадежности, потери перспективы), спровоцированными различными психотравмирующими факторами (конфликты с родителями, учителями, сверстниками; развод родителей, их аморальное поведение, жестокое поведение). Данная форма дезадаптации проявляется в отклонениях поведения, переживаниях, разрыве отношений с близкими людьми, сужении сферы деятельности и ослаблении ее интенсивности.
При данной форме не нарушаются механизмы адаптации и социализации, а наблюдается их некоторое ограничение.
Проявления дезадаптации имеют объективный и субъективный характер.
Объективный проявляется в ограничении способности ребенка выполнять социальные функции, разрыве социальных связей и взаимодействия с людьми, в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения.
Субъективный – проявляется в деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, аттитюдов.
Б. Н. Алмазов и М. А. Аммаскин изучали поведение дезадаптированного человека и выделили следующие типы дезадаптивного поведения:
1. Поведение агрессивного типа, направленная на любой случайный объект, на посторонних людей, которые не причастны к причинам возникновения трудностей. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по незначительным приводам или вообще без видимой причины, в неудовлетворенности всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности.
2. Бегство от ситуации – погружение человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т. п.
Развиваются тревожнодепрессивные симптомы, человек начинает видеть себя источником всех бед и пронизывается ощущением полной безысходности, поскольку повлиять на среду и ситуацию он считает себя несостоятельным. Для таких людей характерны замкнутость, отстраненность, погружение в мир тяжелых раздумий.
Также в литературе выделяются типы детско-подростковой дезадаптации:
Психосоциальная или социально-психологическая дезадаптация – комплекс личностных психологических признаков (черты характера, неадекватное проявление самооценки, фобии, девиантное поведение и т. п.), который затрудняет социальную адаптацию.
Вызвана половозрастным и индивидуально-психологическими особенностями индивида, обуславливающими их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, которая требует индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психологопедагогических коррекционных программ. Проблемы данной группы имеют психологический характер, как правило, не имеют заметных нарушений в ценностно-нормативной сфере.
Социальная дезадаптация – совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса индивида с требованиями социальной ситуации, овладение которой по ряду причин осложняется или становится невозможным.
В зависимости от глубины деформации процесса социализации выделяют такие виды социальной дезадаптации ребенка:
- педагогическая запущенность (школьная дезадаптация);
- социальная запущенность .Т.Я. Сафонова понимает под социальной дезадаптацией более высокую степень дезадаптации, чем школьная, которая характеризуется асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзость) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы.
Это приводит к осложнениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает уровень ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, возможность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться этим в своем поведении.
А.И. Зырина и Т.Л. Индейкина к критериям и параметрам социально-педагогической дезадаптации относят:
1. Низкая школьная успеваемость: хроническая неуспеваемость по ряду учебных дисциплин; неприязнь к обучению; отрицательное отношение к учителям и школе.
2. Оппозиционное поведение: сопротивление педагогическому воздействию; негативизм; асоциальные проявления.
3. Деформация сознания: отчуждение от семьи и школы; нарушение Я-концепции; искривленные жизненные ценности и социальные установкиxiv.
Н. М. Платонова выделяет такие виды дезадаптации:
- патогенная, психологическая,
- психосоциальная,
- социально-психологическая,
- социальная.
Далее мы более подробно рассмотрим социальную, психосоциальную и патогенную формы дезадаптации.
Социальная дезадаптацияСоциальная дезадаптация (в педагогическом аспекте) - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения признанным повсеместно обязательным для детей и подростков.
Проявлениями социальной адаптации являются:
- нарушение норм морали и права;
- асоциальное поведение;
- деформация системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;
- отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы);
- резкое ухудшение нервно- психического здоровья.
Социальная дезадаптация приводит к следующим нарушениям:
- к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности;
- трудностям в профессиональном определении;
- снижению уровня нравственных и ценностных представлений;
- снижению способности адекватной самооценки.
Под понятием социальной дезадаптации принято рассматривать частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Дезадаптированный человек не способен нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.
Различают два вида социальной дезадаптации.
Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Человек не знает, как вести себя, не представляет норм общества.
Принято выделять пять уровней развития социальной дезадаптации.
Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание.
Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем.
Систематический. Присутствует проявления делинквентного поведения, кражи, хулиганство, драки. Носит хронический характер, появляются зачатки дезадаптации личности. Зачатки берутся в нарушениях мотивационно — потребностной сферы человека, у него становится меньше интересов и целей в жизни.
Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей.
Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей.
Характерные проявления социальной адаптации:
- Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык.
- Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других.
- Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние.
- Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.-Нежелание обучаться.
-Повышенная утомляемость.
- Серьезное истощение.
- Отсутствие целенаправленности.
- Проблемы с концентрацией внимания.
Причины социальной адаптации:
- неадекватность оценивания себя в момент общения;
- отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
- завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
- эмоциональная нестабильность;
- тревожное состояние и боязнь общения;
- замкнутость;
- преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими. возрасте
Патогенная дезадаптацияПатогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы.
В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер. К патогенной дезадаптации относятся: психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых лежат серьезные органические повреждения.
Выделяют также психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
По оценкам специалистов, 15 – 20 % детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи.Существует следующая классификация патогенной дезадаптации детей и подростков:
1. Психопатоподобные нарушения резидуально-органического генеза.
Характеризуются дисгармоничностью эмоционально-волевой сферы. Чаще всего проявляются у детей и подростков в виде повышенной аффективной возбудимости или эмоционально-волевой неустойчивости (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива получения удовольствия), импульсивности, повышенного фона настроения с одновременной склонностью к дисфориям (пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, недовольством окружающими, агрессивностью).
Эти проявления часто сочетаются с дефектами личности в виде недостаточной критики, нравственных качеств, преобладания примитивных эмоций, расторможения низших влечений, повышенного влечения к новым впечатлениям. Отмечаются также инертность и недостаточная целенаправленность психических процессов. Такие дети могут совершать антидисциплинарные поступки с раннего возраста, склонны к уходам из дома.
2. Неврозоподобные нарушения резидуально-органического генеза.
Проявляются у детей как тики, энурез, заикание. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость, истощаемость, низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и др.
Эти нарушения нередко сочетаются с психопатоподобными проявлениями. Энурез квалифицируется как болезнь только у детей старше 4 лет, а ранее этого возраста он рассматривается как вариант нормы. Энурез может быть симптомом различных заболеваний (от урологических до эпилепсии), поэтому необходимо проведение дифференциальной диагностики. Неврозоподобный энурез, преимущественно ночной, характеризуется монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.
3. Истерические проявления.
Истеричность может наблюдаться у самых маленьких. Главными чертами личностного фона выступают эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие.
В характере этих детей обычно присутствуют также такие черты как внушаемость, инфантильность, несамостоятельность. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок может бросаться на пол, тротуар, колотить ногами, добиваясь своего.
У подростков, если они стремятся привлечь к себе внимание, в первую очередь сверстников, могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, употребление алкоголя и т.д. Также отмечается склонность к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию .
4. Депрессивные состояния.
Депрессия общепризнанно является одним из старейших по выявлению и наиболее распространенных нарушений. В целом депрессия понимается как психическое расстройство, которое оказывает воздействие на физические, физиологические и социальные функции индивида. Степень депрессивных проявлений имеет широкий диапазон от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств, которые могут привести к суициду.
У детей дошкольного возраста такие состояния стерты, обычно они проявляются в сомато-вегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость и др.). Отмечаются депрессивные проявления в психомоторике: страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения.
Для детей младшего школьного возраста при депрессивном состоянии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. У подростков более отчетливо выражен депрессивный синдром: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, вялость, бездеятельность, угнетение подростковых поведенческих реакций, повышенная утомляемость.
Депрессивные состояния могут иметь также дистимическую окраску (сочетание астенических синдромов с отрицательными эмоциями, раздражительностью и капризностью), иногда со склонностью к эксплозивным (взрывным) реакциям.
Психосоциальная дезадаптация
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления.
Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка по различным типам и требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, а в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации относятся такие проявления эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, как:
- снижение эмпатийности;
- индиффирентность интересов;
- низкая познавательная активность;
- резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта;
- дефекты волевой сферы (безволие, импульсивность, неоправданное упрямство и т.д.).
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации относятся психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка. В данном случае трудновоспитуемость проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованьями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, педагогов с ребенком, подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития.
Л.С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет.
Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года – с освоением ребенком прямохождения, трех лет – с овладением речью, семи лет – с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет – кризис подросткового возраста. Этот кризис является одним из самых сложных, переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающим миром, взрослыми, сверстниками.
К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.
Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, сверстниками, учителями, влюбленность и т.д.).
Заключение
Проанализировав литературу по теме исследования, мы узнали, что на сегодняшний день проблема дезадаптации является актуальной, достаточно изученной.
Дезадаптация – это нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как Д. Лейн, Э. А.Л Реан, Я.Л Коломинский, Дж. Райкус, Б.Н.Алмазов, М.А. Аммаскин и др.
Эти ученые выделили различные виды дезадаптации и самыми часто встречаемыми являются социальная, патогенная, психосоциальная.
При всех трех видах дезадаптации нарушаются процессы социализации человека, наблюдаются нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-ценностной сферы.
Дезадаптация может проявиться в любом возрасте, но особенно остро она протекает в школьном и подростковом возрасте.
На наш взгляд, проблема изучена достаточно глубоко. Существующие классификации видов и типов дезадаптации раскрывают причины возникновения и возможные ее проявления.
Список литературы
Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних// Свердловск. – 1986
Беличева С.А Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. - М.,1989
Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 198
Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - 1999
Никончук А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы. / А.С. Никончук // СПР .-2005. № 3
Реан А. А. Уличные дети и общество: социальныеи психологические аспекты проблемы // Мир детства. 2002. № 2. С. 8–12
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными подростками :Учебное пособие /Е.И. Холостова . –М.:Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2007
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Помощь на вступительном экзамене
Онлайн-помощь, Вступительный экзамен (Магистратура)
Срок сдачи к 20 сент.
Задание в указано в файле
Курсовая, Детали мехатронных модулей, роботов и их конструирование
Срок сдачи к 30 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!