это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1402406
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности проявления разнонаправленных стратегий совладающего поведения работников сферы милиции, направленные на сохранение и укрепление их психического здоровья.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии поведения, психическое здоровье, стрессовые ситуации.
В настоящее время проблема изучения защитно-совладающего поведения человека приобретает огромное значение. Интерес психологов к данной проблеме возник не случайно и объясняется тем, что во многом сохранение и укрепление психологического здоровья человека на протяжении всей его жизни определяется способностью самостоятельно справляться с различными трудными жизненными ситуациями. При этом, у отдельных личностей данная способность имеет высокий уровень, а у кого-то, на оборот, преимущественно низкий, что в значительной степени препятствует адаптации личности в постоянно изменяющихся жизненных ситуациях [2 C. 117].
Особенно остро проблема изучения стратегий совладающего поведения возникает в ситуации выполнения человеком своих повседневных рабочих обязанностей. Это связано с тем, что сама по себе рабочая деятельность накладывает на человека своии отпечатки, тем самым вносит поведенческие коррективы на процесс выполнения повседневных рабочих обязанностей [7 C. 206].. Умение человека управлять своим поведением, защищаться от постоянного воздействия самой сложной ситуации на психику в результате выполнения рабочих задач является важной и неотъемлемой частью формирования разнонаправленных стратегий совладающего поведения и укрепления своего психологического здоровья [1 C. 128]. Данный процесс связан с несколькими причинами.
С одной стороны, формирование умения управлять своим поведением и вытеснять нежелательные последствия, возникающие вследствие негативного воздействия самой рабочей ситуации, определяется наличием уровня сформированности смыслажизненных установок самой личности, способной мгновенно реагировать на постоянные изменения рабочей жизненной ситуации [3 C. 208]. Во многом данные установки зависят от уровня личностной направленности, от тех или иных преобладающих ценностных приоритетов в картине психических поведенческих проявлений человека. Если в картине поведения преобладает тенденция к преодолению трудностей, то у человека в рабочей ситуации будет намного меньше стрессов и негативно переживаемых психологических ситуаций. Такая личность будет психологически сильной и эмоционально устойчивой, что в свою очередь поможет ей преодолевать множество разнонаправленных трудностей [1 C. 189].
В случае недостаточного развития тех или иных ценностных приоритетов и смыслажизненных установок, в картине психических поведенческих проявлений работающего человека будут преобладать пассивные иждивенческие установки на получение помощи со стороны окружающих людей, стремление постоянно опираться на мнение коллег по работе, их суждения и ориентироваться только на их поступки, при этом не принимая активного участия в разрешении сложной рабочей ситуации. В подобной ситуации личность подвергается разного рода наркотизирующим факторам, препятствующим эффективному выполнению своих повседневных рабочих обязанностей [5 C. 224]..
Таким образом, проблема анализа и изучения стратегий совладающего поведения и сохранения психического здоровья человека является актуальной в плане её всестороннего психологического изучения.
Важно отметить, что неоднозначность вопроса изучения стратегий совладающего поведения работников трудовых коллективов, а также преобладание у каждого из них своих собственных механизмов реагирования на возникающую проблемную ситуацию, способствовала развитию неоднозначных представлений учёных о стратегиях совладающего поведения и сохранения психического здоровья человека в сложных жизненных ситуациях [4 C. 79 ].Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что совладеющее поведение, или копинг-поведение рассматривается в современной психологии как индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией, согласно ее жизненной значимости для него, психологических возможностей человека по его преодолению и логики реализации этого процесса. Это когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии преодоления специфических требований ситуации, которые постоянно изменяются и оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека по их преодолению [6 C. 102].
На этой основе возникли две основных тенденции к изучению копинг-стратегий (стратегий совладающего поведения) – поведения по сохранению и укреплению своего психического здоровья:
1.перенос внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует, так как именно сама ситуация в большей мере определяет логику поведения и степень ответственности за результат поступка;
2.укрепление позиций идеографического подхода в психологии, ориентированного на особенное и изменчивое, присущее конкретному человеку в определённых условиях [2 C. 44].
В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями в разных сферах человеческого бытия. Так, Л. И. Анцыферова определяет совладание как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы [1 C. 105]. По мнению автора данной концепции, человек изначально должен уметь приспосабливаться к постоянно меняющимся жизненным условиям в любой ситуации, независимо от её сложности, времени существования (кратковременная или долговременная).
В свою очередь А. И. Прихидько выделила три основных критерия, по которым строятся классификации стратегий копинг-поведения: эмоциональный/проблемный, когнитивный/поведенческий, успешный/неуспешный. Многое в плане выработки стратегий совладающего поведения зависит от развития внутренних личностных особенностей, а также от наличия уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, благодаря чему, человек может вести сам с собой внутренний диалог и убеждать, настраивать себя на преодоление проблемы самостоятельно без помощи окружающих людей [4 C. 176].
Рассматривая личностный адаптационный потенциал, А. Г. Маклаков понимает его как свойство приспособления к изменяющимся внешним условиям. По его мнению, существует несколько уровней такой адаптации: высокий, связанный с наличием повышенной психологической готовности человека к совладанию со стрессами в жизни; средний, включающий в себя смешанный тип психического поведенческого реагирования человека в ответ на жизненные сложности, и низкий, подразумевающий отсутствие каких-либо развитых адаптационных возможностей и способностей человека в различных жизненных ситуациях [2 C. 99].Д. А. Леонтьев на основе синтеза философских идей М. К. Мамардашвили, П.Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла пришел к выводу, что потенциал есть интегральная характеристика зрелости личности со специфичностью в преодолении неблагоприятных условий развития []. Автор отмечал, что зрелость личности связана с проживанием человеком определённых кризисных периодов, определяющих его психическое становление и развитие тех или иных поведенческих реакций. Так, в ответ на сложную жизненную ситуацию, по мнению Д.А. Леонтьева, может существовать два основных пути для поиска выхода – преодоления самой ситуации. Первый связан с умением человека наделять саму ситуацию значимостью либо отсутствием значимости в решении насущной проблемы. В такой ситуации действия и поступки человека определяются целью и смыслом, связанным с преодолением трудностей. Второй путь – поиск посторонних второстепенных средств и способов решения сложившейся проблемной ситуации. Это свидетельствует о том, что у человека резко пропадает интерес к сопротивлению трудностям, он погружается в себя, в свой внутренний мир и не желает самостоятельно находить выход из сложившейся трудной ситуации, а психическое здоровье при этом претерпевает значительный крах [1 C. 109].
Таким образом, существует множество различных точнее зрения по изучению стратегий совладающего поведения, направленных на укрепление и сохранение психического здоровья человека. Исходя из этого, В психологии проблема копинг-поведения стала разрабатываться относительно недавно. Необходимость обращения к данной проблеме обусловлена интенсификацией жизнедеятельности людей, которая провоцирует возникновение в них стрессовых состояний в различных жизненных ситуациях. Специфика поведения человека в таких ситуациях может влиять не только на продолжительность неблагоприятных условиях, но и на ее настроение, физическое самочувствие, работоспособность [7 C. 124].
Не являются исключением и Люди, работающие в сфере милиции. Постоянные психо-физические и психо-эмоциональные перегрузки в рабочей деятельности, а также повышенный уровень стрессогенных и конфликтогенных факторов, возникающих в связи с разноаспектным решением рабочих повседневных задач, составляют комплекс причин возникновения проблем в психическом здоровье человека. Однако, в свою очередь, психологическая готовность к преодолению трудностей в профессиональной сфере способствует формированию и развитию у данной категории граждан разнонаправленных стратегий совладающего поведения – копинг-механизмов, направленных на сохранение и укрепление своего психологического здоровья [2 C. 178].
В связи с изучением особенностей, связанных с выраженностью тех или иных стратегий совладающего поведения у работников милиции, нами было проведено углубленное психологическое исследование, направленное на изучение данного феномена. Целью экспериментального исследования является выявление преобладающих стратегий совладающего поведения у работников милиции, направленных на сохранение и укрепление их психического здоровья.
Экспериментальное обследование было проведено в республике Кыргыстан. В нём приняло участие 60 человек мужчин в возрасте 30-35 лет, добровольно изъявивших желание на прохождение процедуры психологического эксперимента. Нами был проведён Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса (Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В, предназначенный для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности. Благодаря этому, стало возможным изучение преобладающих копинг-стратегий (способов совладающего поведения) у работников милиции. В ходе экспериментального исследования, Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Ему необходимо оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него. В процессе интерпретации результатов выделяются шкалы для анализа стратегий совладающего поведения человека:
1.Конфронтационный копинг;
2.Дистанцирование;
3.Самоконтроль;
4.Поиск социальной поддержки;
5.Принятие ответственности;
6.Бегство – избегание;
7.Планирование решения проблемы;
8.Положительная переоценка.
Результаты проводимого углубленного психологического обследования работников милиции представлены в таблице.
Номер П.П. Конфронтационный копинг ДистанцированиеСамоконтроль Поиск социальной поддержки Планирование ответственности Бегство – избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
1 5 (Н) 11 (СР) 9 (СР) 4 (Н) 17 (В) 14(В) 8 (СР) 17 (В)
2 5 (Н) 11 (СР) 3 (Н) 13 (В) 14 (В) 2 (Н) 15 (В) 3 (Н)
3 10 (СР) 15 (В) 4 (Н) 13 (В) 12 (СР) 6 (Н) 18 (В) 4 (Н)
4 6 (Н) 4 (Н) 11 (СР) 15 (В) 5 (Н) 3 (Н) 12 (СР) 2 (Н)
5 5 (Н) 15 (В) 3 (Н) 10(СР) 9 (СР) 4 (Н) 6 (Н) 12 (СР)
6 2 (Н) 13 (В) 11 (СР) 4 (Н) 8 (СР) 5 (Н) 8 (СР) 2 (Н)
7 6 (Н) 12 (СР) 11 (СР) 3 (Н) 5 (Н) 9(СР) 14 (В) 17 (В)
8 4 (Н) 7 (СР) 3 (Н) 5 (Н) 14 (В) 11(СР) 2 (н) 5 (Н)
9 4 (Н) 3 (Н) 5 (Н) 12(СР) 6 (Н) 11(СР) 3 (Н) 2 (Н)
10 8 (СР) 6 (Н) 14 (В) 2 (Н) 13 (В) 10(СР) 3 (Н) 8 (СР)
11 5 (Н) 11 (СР) 3 (Н) 2 (Н) 14 (В) 11(СР) 5 (Н) 2 (Н)
12 3 (Н) 12 (СР) 4 (Н) 2 (Н) 11 (СР) 2 (Н) 5 (Н) 12 (СР)
13 5 (Н) 8 (СР) 9 (СР) 14(СР) 5 (Н) 8(СР) 10(СР) 11 (СР)
14 3 (Н) 12 (СР) 5 (Н) 14 (В) 4 (Н) 11(СР) 15 (В) 2 (Н)
15 4 (Н) 4 (Н) 3 (Н) 5 (Н) 8 (СР) 5 (Н) 11(СР) 3 (Н)
16 9 (СР) 5 (Н) 8 (Н) 3 (Н) 12 (СР) 13(СР) 14 (В) 2 (Н)
17 3 (Н) 14 (В) 5 (Н) 8 (СР) 16 (В) 15(В) 4 (Н) 9 (СР)
18 2 (Н) 11 (СР) 14 (В) 5 (Н) 7 (СР) 3 (Н) 13 (В) 4 (Н)
19 8 (СР) 11 (СР) 13 (В) 14 (В) 15 (В) 3 (Н) 5 (Н) 16 (В)
20 4 (Н) 15(В) 11 (СР) 5 (Н) 4 (Н) 12(СР) 2 (Н) 11 (СР)
21 8 (СР) 14 (В) 11 (СР) 2 (Н) 4 (Н) 10(СР) 8 (СР) 3(Н)
22 6 (Н) 14 (В) 5 (Н) 15 (В) 11 (СР) 4 (Н) 11(СР) 2 (Н)
23 9 (СР) 11 (СР) 3 (Н) 14 (В) 11 (СР) 4 (Н) 11(СР) 5 (Н)
24 8 (СР) 5 (Н) 4 (Н) 12(СР) 4 (Н) 11(СР) 2 (Н) 16 (В)
25 14 (В) 13 (В) 4 (Н) 11(СР) 1 (Н) 13(В) 11(СР) 4 (Н)
26 5 (Н) 14 (В) 11 (СР) 14 (В) 13 (В) 2 (Н) 4 (Н11 (СР)
27 4 (Н) 12 (СР) 11 (СР) 14 (В) 3 (Н) 13(В) 2 (Н) 11 (СР)
28 14 (В) 3 (Н) 2 (Н) 14 (В) 11 (СР) 3 (Н) 9 (СР) 10 (СР)
29 8 (СР) 7 (СР) 5 (Н) 11(СР) 14 (В) 11(СР) 2 (Н) 2 (Н)
30 4 (Н) 11 (СР) 8 (СР) 12(СР) 6 (Н) 5 (Н) 11(СР) 5 (Н)
31 5 (Н) 4 (Н) 8 (СР) 11(СР) 18 (В) 14(В) 11(СР) 4 (Н)
32 7 (СР) 11 (СР) 8 (СР) 4 (Н) 11 (СР) 5 (Н) 11(СР) 5 (Н)
33 5 (Н) 6 (Н) 11 (СР) 14 (В) 4 (Н) 3 (Н) 12(СР) 17 (В)
34 6 (Н) 7 (СР) 12(СР) 14 (В) 15 (В) 4 (Н) 2 (Н) 9 (СР)
35 4 (Н) 5 (Н) 10 (СР) 11(СР) 12 (СР) 13(В) 2 (Н) 14 (В)
36 5 (Н) 4 (Н) 13 (В) 11(СР) 2 (Н) 11(СР) 14 (В) 9 (СР)
37 5 (Н) 12 (СР) 8 (СР) 15 (В) 11 (СР) 14(В) 11(СР) 2 (Н)
38 14 (В) 11 (СР) 3 (Н) 4(Н) 5 (Н) 12(СР) 16 (В) 17 (В)
39 5 (Н) 4 (н) 11 (СР) 5 (Н) 11 (СР) 14(В) 11(СР) 14 (В)
40 4 (Н) 5 (Н) 11 (СР) 14 (В) 11 (СР) 2 (Н) 8 (СР) 2 (Н)
41 4 (Н) 7 (СР) 3 (Н) 5 (Н) 14 (В) 11(СР) 2 (н) 5 (Н)
42 4 (Н) 3 (Н) 5 (Н) 12(СР) 6 (Н) 11(СР) 3 (Н) 2 (Н)
43 8 (СР) 6 (Н) 14 (В) 2 (Н) 13 (В) 10(СР) 3 (Н) 8 (СР)
44 14 (В) 3 (Н) 2 (Н) 14 (В) 11 (СР) 3 (Н) 9 (СР) 10 (СР)
45 8 (СР) 7 (СР) 5 (Н) 11(СР) 14 (В) 11(СР) 2 (Н) 2 (Н)
46 7 (СР) 11 (СР) 8 (СР) 4 (Н) 11 (СР) 5 (Н) 11(СР) 5 (Н)
47 5 (Н) 6 (Н) 11 (СР) 14 (В) 4 (Н) 3 (Н) 12(СР) 17 (В)
48 5 (Н) 11 (СР) 3 (Н) 13 (В) 14 (В) 2 (Н) 15 (В) 3 (Н)
49 10 (СР) 15 (В) 4 (Н) 13 (В) 12 (СР) 6 (Н) 18 (В) 4 (Н)
50 6 (Н) 12 (СР) 11 (СР) 3 (Н) 5 (Н) 9(СР) 14 (В) 17 (В)
51 4 (Н) 7 (СР) 3 (Н) 5 (Н) 14 (В) 11(СР) 2 (н) 5 (Н)
52 4 (Н) 3 (Н) 5 (Н) 12(СР) 6 (Н) 11(СР) 3 (Н) 2 (Н)
53 4 (Н) 12 (СР) 11 (СР) 14 (В) 3 (Н) 13(В) 2 (Н) 11 (СР)
54 14 (В) 3 (Н) 2 (Н) 14 (В) 11 (СР) 3 (Н) 9 (СР) 10 (СР)
55 8 (СР) 7 (СР) 5 (Н) 11(СР) 14 (В) 11(СР) 2 (Н) 2 (Н)
56 5 (Н) 11 (СР) 9 (СР) 4 (Н) 17 (В) 14(В) 8 (СР) 17 (В)
57 5 (Н) 11 (СР) 3 (Н) 13 (В) 14 (В) 2 (Н) 15 (В) 3 (Н)
58 10 (СР) 15 (В) 4 (Н) 13 (В) 12 (СР) 6 (Н) 18 (В) 4 (Н)
59 5 (Н) 6 (Н) 11 (СР) 14 (В) 4 (Н) 3 (Н) 12(СР) 17 (В)
60 6 (Н) 7 (СР) 12(СР) 14 (В) 15 (В) 4 (Н) 2 (Н) 9 (СР)
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
1.Низкий показатель по данной шкале отмечается у 35 испытуемых (это №1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 22, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 578, 59, 60), что составляет 58% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что основная масса сотрудников милиции/, в связи с преобладанием постоянной психологической перегруженности, не может самостоятельно ставить перед собой цель и избавляться от негативного влияния стрессовой ситуации. Им требуется психологическая помощь, направленная на формирование в картине психических поведенческих проявлений способов адекватного реагирования на возникающие трудные жизненные ситуации.
2.По шкале №2 дистанцирование высокие результаты отмечаются у 8 испытуемых (это №17, 20, 21, 22, 25, 26, 49, 58), что составляет 13% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что испытуемые с высоким уровнем дистанцирования способны отгораживаться от трудных жизненных ситуаций. Они используют внутренний диалог с собой, как способ некоторого снижения негативных последствий самой трудной ситуации, что способствует формированию представления о её незначительности в их повседневной рабочей ситуации. В связи с этим, в картине их психических поведенческих проявлений формируется стратегия совладания: копинг-поведение, направленное на сохранение и укрепление своего психического здоровья.
Средний уровень выраженности по данной шкале отмечается у 29 человек (это №1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 23, 27, 29, 30, 32, 34, 37, 38, 41, 45, 46, 48, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 60), что составляет 48% случаев. Наличие такого показателя свидетельствует о том, что испытуемые с выраженностью среднего уровня дистанцирования оказываются не всегда в состоянии отгородиться от нежелательных воздействий негативной жизненной ситуации. Они придают большое значение событиям, связанным с ней, и наделяют саму ситуацию некоторым смыслом, говоря о том, что то или иное событие произошло не случайно и связано с определёнными причинами. Тем самым они очень часто не избавляются от негатива, а притягивают его к себе, постепенно погружаясь в проблему. Хотя в ряде случаев тип их психического поведенческого реагирования характеризуется адекватным отношением к сложной ситуации и умением дистанцироваться.
Низкий уровень по данной шкале отмечается у 20 испытуемых (это №4, 9, 10, 15, 16, 24, 28, 31, 34, 35, 36, 39, 40, 42, 43, 44, 47, 52, 54, 59), что составляет 33% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о преобладании трудностей дистанцирования от сложностей жизни, что свидетельствует о недостаточном развитии умения контролировать своё психологическое состояние.
3.По шкале №3 самоконтроль высокие показатели отмечаются у 3 испытуемых (это №10, 36, 43), что составляет 9% случаев. Наличие подобной ситуации свидетельствует о том, что лишь отдельные испытуемые могут в сложной жизненной ситуации контролировать свои чувства и эмоции. Средний показатель по данной шкале отмечается у 25 испытуемых (это №1, 4, 6, 7, 13, 20, 21, 26, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 46, 47, 50, 53, 56, 59, 60), что составляет 41% случаев. Испытуемые, относящиеся к данному уровню психического реагирования не всегда могут во время проконтролировать саму сложную жизненную ситуацию. Очень часто реакция внутреннего самоконтроля возникает у них тогда, когда негативное воздействие на психику уже произошло.
Низкий уровень выраженности по данной шкале отмечается у 28 испытуемых (это №2, 3, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 38, 42, 44, 45, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 57, 58), что составляет 46% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что основная масса сотрудников милиции не обладает достаточным умением контролировать себя и свои поведенческие проявления в трудных рабочих ситуациях. Им требуется психологическая помощь, в виде индивидуальных и групповых тренинговых занятий, направленная на формирование данного умения.
4.По шкале №4 поиск социальной поддержки высокие показатели отмечаются у 24 испытуемых (это №2, 3, 4, 14, 19, 22, 23, 26, 27, 28, 32, 34, 37, 40, 44, 47, 48, 49, 53, 54, 57, 58, 59, 60), что составляет 40% случаев. Данный показатель свидетельствует о том, что определённая часть испытуемых способна искать социальную поддержку, в виде информационного, социального и эмоционального её компонентов. В картине их высказываний отмечается оптимистичный настрой. Они считают, что безвыходных ситуаций просто не бывает в жизни, выход есть всегда.
5.Средний уровень выраженности по данной шкале отмечается у 15 испытуемых (это №5, 9, 13, 17. 24, 25, 29, 30, 31, 35, 36, 42, 45, 52, 55). что составляет 25% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что в ряде случаев отдельные испытуемые не всегда могут в сложной ситуации найти необходимую поддержку. Это связана с особенностями развития их коммуникативных навыков, со степенью настроенности на получение помощи от окружающих людей.
Низкий уровень выраженности по данной шкале отмечается у 24 испытуемых (это №1, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 30, 33, 36, 38, 42, 46, 50, 51, 56), что составляет 40% случаев. Испытуемым с низким уровнем готовности к поиску социальной поддержки необходима помощь психолога, направленная на раскрытие резервов психики, связанных с самостоятельным поиском нужной информации в трудной и, казалось бы, неразрешимой ситуации.
6.По шкале №5 признание социальной ответственности высокий показатель отмечается у 20 испытуемых (это №1, 2, 8, 10, 11, 17, 19, 26, 29, 31, 37, 41, 43, 45, 48, 51, 55, 56, 57, 60), что составляет 40% случаев. Это свидетельствует о наличии готовности к погружению в проблемную ситуацию, о формировании возможности внутреннего анализа разнонаправленных способов её решения.
Средний уровень выраженности по данной шкале отмечается у 20 испытуемых (это №3, 5, 6, 12, 16, 18, 22, 23, 28, 32, 35, 37, 39, 40, 44, 46, 49, 54, 58\), что составляет 40,% случаев. Испытуемые данного уровня не всегда могут самостоятельно погружаться в проблемную ситуацию и анализировать пути выхода из сложной ситуации. Они надеются на мнение окружающих людей, хотя и проявляют активность по поиску решения.
Низкий уровень по данной шкале отмечается у 20 человек (это №4, 7, 9, 13, 14, 20, 21, 24, 25, 27, 30, 33, 36, 38, 42, 47, 50, 52, 53, 59), что составляет 40% случаев. Испытуемые данной группы склонны постоянно винить кого-то в том, что что-то в их жизни не получается достигать. Они занимают пассивную позицию и самостоятельно не находят выход из проблемной ситуации. В такой ситуации их психическое здоровье подвергается определённым деформациям.6. По шкале №6 бегство-избегание высокие показатели отмечаются у 10 испытуемых (это №1, 17, 25, 27, 31, 35, 37, 39, 53, 56), что составляет 16% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что отдельные испытуемые склонны избегать проблем даже при их возникновении. Они легко приспосабливаются к постоянно меняющейся жизненной ситуации. Средний показатель отмечается у 21 испытуемых (это №7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 20, 21, 24, 36, 38, 41, 42, 43, 45, 50, 51, 52, 55), что составляет 45% случаев. Смешанный тип реагирования данной группы испытуемых свидетельствует о том, что все проблемы, возникающие на их жизненном пути, они делят по степени важности на важные и неважные, что и определяет в конечном итоге тип их психического и поведенческого реагирования. Низкий уровень по данной шкале отмечается у 28 испытуемых (это №2, 3, 4, 5, 6, 12, 15, 18, 19, 22, 23, 26, 28, 30, 32, 33, 34, 40, 44, 46, 47, 48, 49, 54, 55, 58, 59, 60), что составляет 46% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что проблема, возникающая на жизненном пути испытуемых с низким уровнем избегания, просто парализует его активность и желание что-либо делать. Человек уходит в себя, в свой внутренний мир и всю ситуацию отпускает на самотёк. В рабочей ситуации данная позиция приводит к тому, что люди просто не выдерживают чрезмерных перегрузок и вынуждены менять место работы.7. По шкале №7 планирование решения проблемы высокий показатель отмечается у 14 испытуемых (это №2, 3, 6, 7, 14, 16, 18, 36, 38, 48, 49, 50, 57, 58), что составляет 23% случаев. Испытуемые с высоким уровнем анализа проблемной ситуации не испытывают проблем в поиске способов разрешения ситуации. Они представляют, что им необходимо делать, как поступать. Средний уровень выраженности по данной шкале отмечается у 23 испытуемых (это №1, 4, 6, 13, 15, 21, 22, 23, 25, 28, 30, 31, 32, 33, 37, 39, 40, 44, 46, 47, 54, 56, 59), что составляет 38% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что данные испытуемые проявляют самостоятельную активность в поиске альтернативных моментов для решения проблемной ситуации только в отдельных случаях. Это зависит от их состояния, настроения в данный момент времени. Низкий уровень по данной шкале отмечается у 25 испытуемых (это №5, 8, 9, 10, 11, 12, 17, 19, 20, 24, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 41, 42, 43, 45, 51, 52, 53, 55, 60), что составляет 41% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что отдельная часть испытуемых отличается недостаточным развитием умения анализировать проблемные ситуации и находить самостоятельно выход из них. Им требуется постоянная помощь со стороны ближайшего окружения, а также их руководителя в рабочей ситуации.8. По шкале положительная переоценка высокий показатель отмечается у 11 испытуемых /(это №1, 7, 19, 24, 33, 35, 38, 39, 50, 56, 59). что составляет 18% случаев. Данная группа испытуемых способна самостоятельно переоценивать жизненные сложности. По их мнению, любую проблему можно оценить по степени её сложности и значимости. Средний уровень выраженности по данной шкале отмечается у 16 испытуемых (это №5, 10, 12, 13, 17, 20, 26, 27, 28, 34, 36, 43, 44, 53, 54, 60), что составляет 26% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что отдельные испытуемые испытывают серьёзные трудности, связанные с переоценкой проблемной ситуации. Возникающая проблема кажется им сложной и неразрешимой, хотя на самом деле, проявив активность и отыскав способ её разрешения, они склонны отзываться о ней, как о недостаточно сложной. Низкий уровень по данной шкале отмечается у 32 испытуемых (это №2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 16, 18, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 31, 32, 37, 40, 41, 42, 45, 46, 48, 49, 51, 52, 55, 57, 58), что составляет 53% случаев. Наличие подобного показателя свидетельствует о том, что ещё на уровне получения высшего образования будущих работников милиции не достаточно обучили мыслить логически и оценивать проблемы по мере их поступления. В результате в картине психических поведенческих проявлений мужчин, работающих в сфере милиции, недостаточно сформировано представление о том, как оценить проблемную ситуацию по степени её важности и значимости в данной конкретной ситуации. Таким образом, анализ полученных результатов проводимого диагностического обследования степени выраженности преобладающих стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями и сохранением психического здоровья профессионалов, работающих в сфере милиции, позволяет сделать вывод о том, что стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями формируются постепенно на разных возрастах психического становления и развития человека. Во многом их формирование и развитие зависит от социальной ситуации, в которой находится сам человек, от уровня его личностного и психического развития в целом. В связи с разнонаправленностью стратегий совладания с трудностями, а также с недостаточным уровнем активности работников сферы милиции им необходимо оказание психологической помощи, направленной как на обучение способам адекватного совладания с трудностями, так и на активизацию механизмов укрепления и сохранения их психического здоровья.
Список используемой литературы:
1.Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.
2.Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.
3.Психология профессионального здоровья. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Речь, 2006.
4.Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.
5.Столяренко А.М. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Академия управления МВД России, 1998. – 192с.
6.Холл НЛП. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение / Холл, Майкл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2014. - 416 c.
7.Чезари, Л. Асимптотическое поведение и устойчивость решений обыкновенных дифференциальных уравнений / Л. Чезари. - М.: [не указано], 2011. - 0 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
?, [19.07.2025 23:52] Нужно ?, [19.07.2025 23:52]
Отчет по практике, 40.02.01, менеджмент
Срок сдачи к 23 июля
Помощь на экзамене по прикладной математике
Онлайн-помощь, Прикладная Математика
Срок сдачи к 23 июля
Практическое задание 3
Контрольная, Основы профдиагностики и профессионального развития
Срок сдачи к 21 июля
Ответить на вопросы в задании в 5 варианте
Контрольная, Практикум совершенствования двигательных умений И навыков
Срок сдачи к 31 июля
Исследование связи между нейрофизиологическими процессами и эмоциональным состоянием человека
Кандидатская диссертация, Психология
Срок сдачи к 10 сент.
Указал всё в тексте задания
Курсовая, Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, автомобильное дело, машиностроение, детали м
Срок сдачи к 15 авг.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!