это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1413192
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Роль физической культуры в социальной адаптации 4
Данные исследований о влиянии физической культуры на личность 7
Методы повышения эффективного физического воспитания 11
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики к физической культуре является осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности и общества, что подтверждается многочисленными исследованиями и документами [1].
Учеными зафиксированы две негативные тенденции: первая характеризует недостаточное внимание общества и личности к физической культуре как ценности, вторая – в абсолютизации задач телесно-физической интерпретации данного вида культуры [2].
Их последствия выражаются соответствующими явлениями для общества и личности:
1) значительно сокращается трудоспособное население;
2) снижается средняя продолжительность жизни;
3) снижается уровень здоровья;
4) увеличивается рост наркомании и алкоголизма, особенно среди молодежи;
5) снижается уровень физического состояния в целом молодежи.
Данное явление определяется и другими факторами: неблагоприятными условиями внешней среды, экологической обстановкой, изменением социально-политического и экономического устройства общества. Ключевыми видами жизнедеятельности индивида являются различные виды социальной деятельности, ибо именно на социальном уровне активности реализуется сущность человека.
Роль физической культуры в социальной адаптации
Деятельность человека всегда социальна в том смысле, что она осуществляется в процессе непосредственного и опосредованного общения с другими людьми и социальными группами, использует знания, созданные обществом. Выбор человеком форм деятельности в свободное время в значительной степени определяется: в объективном плане – реальными возможностями, которыми располагает общество, социальная группа и данный индивид, в субъективном плане – ценностными ориентациями, интересами, потребностями самого индивида.
Подобный подход позволяет рассматривать физическую культуру не только как совокупность физических упражнений, но и как процесс и результат деятельности. Физическая культура содержит в себе существенный потенциал воспроизводства личности как целостности в ее телесно-духовном единстве.
Содержательный анализ физической культуры (ее функционального, ценностного, деятельностного аспектов) свидетельствует о том, что она, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в формировании личности. Однако в реальной физкультурной практике (с позиций структурно-содержательного анализа понятия всесторонне развитой личности) эти богатые возможности в силу разрыва соматопсихического и социокультурного единства человека (его целостности), используются далеко не в полной мере.
И, прежде всего, слабо представлены такие элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проективное саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением и формированием духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся.
В физической культуре в этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры. Нарушается и соизмеримость в таких индивидуальных формах общественной всесторонности, как гармоничность, целостность, универсальность. Невостребованность потенциала физической культуры ведет к ограниченности формирования личности, которая становится антикультурной по своей сущности. Именно через человека, через проявление взаимообусловленности человеко-творческой и адаптивной функции культуры происходит ее воздействие на личность и на общество.
У развивающегося общества нет другого пути, кроме самосовершенствования человека средствами культуры. Поэтому физическая культура приобретает особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека. В этой связи необходимо, прежде всего, отметить тот факт, что для физической культуры до сих пор не нашлось четкого и определенного места ни в одной из областей социально-гуманитарного знания. Философия, культурология и другие гуманитарные дисциплины по сей день практически не рассматривают ее как составную часть духовного потенциала личности, внутреннее условие формирования социально-нравственных качеств индивида, его активной жизненной позиции в предельно динамичном и изменчивом социальном окружении.
Отсюда само определение физической культуры зачастую никоим образом не связывается с понятием культуры как способа формирования, совершенствования, «культивирования» человеческой личности средствами и методами физического воспитания и физической подготовки к активной и сознательной социальной и профессиональной деятельности. С данных позиций физическую культуру следует рассматривать, прежде всего, как предпосылку и внутренний атрибут общей культуры личности. Сам смысл понятия культуры социума – это давно уже не возделывание растений или других природных объектов, а возделывание и совершенствование человеческого счастья и духовнонравственных основ человеческой личности. Физическая культура направлена, прежде всего, на сохранение и укрепление здоровья человека как физического, так и духовного, а не просто на проведение спортивных состязаний и мероприятий спортивноразвлекательного характера. Сегодня мы уже не можем отрицать тот факт, что природно-биологические процессы играют огромную роль в социальной жизнедеятельности человека.
Человек – это биопсихосоциальное существо и данное комплексное понимание сущности человеческой личности подводит нас к выводу о том, что эмоциональноволевые качества индивида в значительной степени детерминируются не только социальными установками, но и физической подготовкой, физической культурой в самом широком смысле этого понятия, включающего в себя, прежде всего, здоровье личности и здоровый образ жизни современного молодого человека – как физиологический, так и эмоционально-психологический и нравственно-духовный, и ни один компонент человеческой культуры, здоровья и индивидуального совершенства не может существовать и функционировать изолированно и в отрыве друг от друга.
Это и подводит нас к новому социально-философскому смыслу и пониманию физической культуры личности как дополнительного способа и важнейшего средства достижения человеческой идентичности и гармонии с окружающей его природой и социумом. Рассматривая и определяя место и значение физической культуры в жизни молодого человека, следует отметить, что она влияет на все стороны его жизнедеятельности Ценностные ориентации, направленные на «деятельную структуру» времяпрепровождения, свидетельствуют о наиболее высоком уровне сформированности личности студента.
Материалы проведенного нами социологического исследования в вузах г. Курска позволили определить уровень соответствия традиционного содержания общего образования в сфере физической культуры, организуемого в вузе, запросам практики современной жизни, современным теоретико-методологическим положениям в сфере общего физкультурного образования, отношение основных участников этого процесса к его наиболее острым проблемам, а так же степень соответствия их представлений о путях его вывода из кризисного состояния существующим реалиям.
Рассмотрение проблематики «физическая культура в системе факторов развития студенчества» осуществлялась нами в двух тесно сопряженных между собой направлениях.
Во-первых, физическая культура изучалась с точки зрения существующей в настоящее время системы общеобразовательных дисциплин, а именно, в качестве особого учебного предмета, жизнь студента не ограничена рамками его пребывания в стенах вуза. Вследствие этого, второй подход связан с исследованием роли физической культуры в свободном времяпрепровождении студенчества.
Данные исследований о влиянии физической культуры на личность
Результаты исследования показывают, что постоянно занимаются различными видами физической культуры и спорта в свободное время лишь – 11,4 % от общего числа респондентов (преимущественно это студенты которые регулярно тренируются в спортивных секциях). Очень важно подчеркнуть, что этот показатель характеризует отношение только студентов 1-го курса, так как число постоянно занимающихся на 4-ом курсе равно нулю. Время от времени занимаются физической культурой и спортом – 76,8 % опрошенных респондентов (периодичность этих занятий колеблется от 1-го раза в неделю до 1-го раза в месяц, а на 4-ом курсе до одного раза в полгода). Никогда не занимаются физической культурой и спортом – 7,8 % студентов.
Эти данные говорят о том, что за время учебы в вузе, студенты, к сожалению, теряют интерес к занятиям спортивной деятельностью. Результаты исследований показывают, что одной из причин низкой эффективности, существующей организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, является то, что она предусматривает систему побуждения к физкультурноспортивным занятиям преимущественно в форме принуждения. Только 22,5% из общего количества опрошенных студентов посещают обязательные занятия по убеждению, остальные же приходят на занятия по принуждению – 60,3% , или вовсе их не посещают – 16,2% студентов.
Данные проведенного исследования показывают, что уже на 1 курсе по убеждению занимаются всего лишь 28,7% студентов, а совсем не занимаются 12,3%, остальные занимаются по принуждению (для того чтобы получить зачет). На четвертом курсе число не занимающихся студентов на занятиях физической культурой составило уже 26%, а занимающихся но принуждению 63,5%. Физической культурой не занимаются, выделяя главную причину – отсутствие свободного времени 35,3% опрошенных студентов. Принудительные меры – это, на первый взгляд, самые простые методы «внедрения» физической культуры и спорта в жизнедеятельность студентов, но они, как показывает практика и результаты нашего исследования, в большинстве случаев дают отрицательные результаты.
Если в начале первого курса активность студентов можно охарактеризовать как среднюю (многие из них имеют желание активно заниматься различными видами физической культуры и спорта), то в конце учебного года желание студентов заниматься заметно ослабевает, а иногда вообще пропадает. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.
При существующей организации учебных занятий по физическому воспитанию студентам приходиться заниматься в режиме жесткой регламентации. Полное же подчинение всегда ведет к пассивности, в результате чего исчезает желание заниматься. Такая методика организации в большей мере способствует отчуждению от физической культуры, поскольку меры принуждения никогда не давали высоких результатов в обучении и воспитании.
Тем более что эффективность физкультурно-спортивной деятельности определяется не принуждением, не всесторонней регламентацией, а главным образом, пониманием самими студентами целей, средств и путей их достижения, личным отношением к деятельности, стремлением заниматься в меру своих сил и способностей. Естественно желание студентов, чтобы с ними считались, учитывали их мнения, а не просто предъявляли требования и заставляли их выполнять. Модернизация системы образования, осуществляемая в вузах России, наряду с решением других задач направлена, и на развитие самостоятельности студентов. Вместе с тем результаты проведенных нами исследований показывают, что более половины студентов в той или иной мере не удовлетворены системой организации, применяемыми формами и методами проведения занятий, их направленностью.
Это говорит о том, что занятия носят для студентов формальный характер, где не учитываются их интересы и потребности. При этом уровень неудовлетворенности организацией внеучебной работы выше, чем уровень удовлетворенности учебными занятиями. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что направленность и содержание организации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности идет вразрез как с направленностью учебной работы, так и с интересами и потребностями самих студентов. Ни организация секционной работы, ни соревновательная деятельность не отражают истинных интересов студентов, не способствует приобщению большинства из них к занятиям физической культурой и спортом. Причина низкой эффективности физического воспитания кроется еще и в том, что во главу всей работы поставлено достижение всевозможных результатов. Это сдача различных нормативных тестов, которые студенты в силу своей низкой физической подготовленности не могут выполнить, подготовка спортсменов-разрядников, сборных команд вуза для участия в соревнованиях. Такое положение возникло потому, что работа но физическому воспитанию в вузе оценивается в основном по занятым местам в соревнованиях различного ранга. А в них по нашим данным принимает участие не более 5-8 % студентов. Это привело к тому, что вся работа многочисленного отряда преподавателей и работников спортивных клубов сведена к работе с этой группой, а остальная часть студентов превратилась в статистов. Важное место в системе физкультурного знания занимают представления о физической активности, как наиболее важной и эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижения других социально важных целей. К сожалению, каждый четвертый из опрошенных нами молодых людей не имеет элементарных знаний о наиболее простых слагаемых физической активности: утренней зарядке, правилах гигиены и закаливания, приемах контроля за состоянием своего здоровья. Только 10,6% респондентов беспокоятся о дальнейшем повышении уровня физической культуры, углублении знаний о физической тренировке, развитии важных физических качеств. Такая направленность работы по физическому воспитанию в учебных заведениях ведет к тому, что не вовлекается в систематические занятия максимально возможное количество студентов, утрачивается образовательная и воспитательная направленность занятий.
Методы повышения эффективного физического воспитания
Для повышения эффективности физического воспитания в вузах, на наш взгляд, необходимо создать условия, способствующие индивидуализации учебного процесса, разнообразию форм проведения учебных занятий, а также внеучебной физкультурномассовой и оздоровительной работы, и свободе их выбора. При этом следует исходить из интересов и потребностей студентов, включая их в совместное управление физкультурно-спортивной деятельностью на учебных занятиях в вузе.
Важно, чтобы каждый студент правильно относился к своему здоровью, физическому развитию и физической подготовленности, понимал их важное социальное и личностное значение, чтобы освоил соответствующие знания и средства, позволяющие ему целенаправленно воздействовать на имеющиеся у него отклонения в физическом развитии и здоровье, чтобы он делал это не «но принуждению», а на основе внутренней потребности в физическом совершенствовании. Результатом чего должна стать сформированность таких социально-значимых черт личности, которые способствуют повышению уровня физической культуры, укреплению физического здоровья, достижению физического совершенства, оптимальной подготовленности к эффективной трудовой деятельности. В условиях радикального социально-экономического преобразования современного общества и нарастания глобального экологического кризиса следует по-новому поставить вопрос о сущности физической культуры как доминирующего фактора сохранения и укрепления человеческого здоровья и ведущей формы реализации здорового образа жизни.
Ситуация в современном естествознании и научных дисциплинах социальногуманитарного блока настоятельно требует выработки новых критериев оценки сущности и содержания физической культуры, а также гораздо более четкой ее верификации с точки зрения новых мировоззренческих подходов и интеграции в системе научных дисциплин. С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать как непрерывный процесс индивидуальной и социальной адаптации к внешней среде, к изменчивым условиям общественной и профессиональной жизнедеятельности. И особенно важно то, что данный процесс в современных условиях информационного и технотронного общества диктует примат социальных факторов адаптации над природнобиологическими компонентами человеческой личности.
Обозначая социально-гуманитарный подход к проблеме физического воспитания молодежи в новых антропоэкологических и социальных условиях, следует отказаться от привычного упования на медицину, которая лишь «выправляет» отдельные физические аномалии и то не всегда достаточно успешно, и перейти на интегративные социальные программы в области охраны здоровья. А для этого необходимо анализировать сущность, содержание, средства и методы влияния физической культуры на личность именно с позиций современной культурологии, педагогической аксиологии, философской антропологии и социальной философии.
В силу этого, необходимо поднять социальный, нравственно-эстетический и психоэмоциональный статус физической культуры как у основной массы российского населения в целом, так и особенно у подростков, чьи социальные и нравственные ориентации во многом могут быть видоизменены с помощью возврата к аксиологическим, ценностным основаниям физической культуры как ведущего фактора формирования здоровой, творческой и социально активной личности. Заключение
Повышение роли и значимости физической культуры в ее расширенном понимании вместе с достижением наибольшей эффективности физического воспитания и просвещения поможет преодолеть явления социальной апатии и аномии среди молодежи, а также в значительной степени снизит воздействие негативных и депривирующих факторов в отношении современных детей и подростков, что создаст условия для более оптимальной их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Отсюда наличное состояние здоровья детей и подростков в современных весьма динамичных и даже кризисных условиях зависит от многих факторов и не только от генетической обусловленности организма и экологии, но и от целого комплекса социальных мероприятий общества по сохранению и поддержанию здоровья подрастающего поколения, от уровня и степени «культивирования» обществом и его основными социальными институтами здорового образа жизни, а также повышения роли и статуса физической культуры в общегуманитарном аспекте.
Теоретической основой формирования данной программы социальной значимости физической культуры в кризисных и нестабильных состояниях общественной системы должны стать новые научно обоснованные технологии гуманизации, дифференциации и индивидуализации учебно-педагогического процесса в школах, техникумах и вузах в соединении с медицинскими средствами восстановления физического и психического здоровья детей и подростков, с новыми методами воспитательного, психоэмоционального и культурно-эстетического воздействия на подростка в ходе непрерывного образовательного процесса, подкрепленные общегосударственной стратегией образования
Список литературы
1. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров//. - СПб., 1994. - С. 193.
2. Ионин, Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин//.-Москва., 2006. -С.280 .
3. Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. - 2003. - №10. - С.161.
4. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. - СПб, 2001. – С.208 .
5. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – С.456.
6. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. - М.: Гардарика, 2008. – С.463.
7. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.
8. Педагогическая энциклопедия / ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, Ф.Ф. Королев // – М. : Советская энциклопедия, 1968. – С.880 .
9.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов// Москва, «АСАДЕМА», 2001 .-С. 192.
10.Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт// Москва, Физкультура и спорт.- 1987 .- С.299.
11.Выдрин В.М. Спорт в современном обществе/ В.М. Выдрин// Москва, Физкультура и спорт.- 1980.- С.292.
12. Столбов В.В. История физической культуры и спорта/ В.В. Столбов// Москва, Физкультура и спорт.- 1984. –С.179..
13. Большая советская энциклопедия/ гл. редактор А.М. Прохоров, том 27, третье издание// Москва, 1971.- С.454.
14. Энциклопедический словарь/ гл. редактор - Б.А. Введенский, том 3// Москва, 1955.- С.744.
15. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Ю.Ф. Курамшина// М.: Советский спорт.- 2010.-С.320 .
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Задание: На основе полученной в ходе курса информации
Другое, Цифровая трансформация отраслей экономики и бизнеса
Срок сдачи к 29 июля
Тема: «Уголовно-правовые средства борьбы с мелким взяточничеством в сфере таможенного дела»
Диплом, Таможенное дело
Срок сдачи к 15 авг.
Проблемы развития логистических цепей поставок сельскохозяйственной...
Другое, Отраслевая экономика
Срок сдачи к 1 сент.
Переделать отчет по практике
Контрольная, Учебно-ознакомительная практика,программирование
Срок сдачи к 30 июля
Курсовая по спортивной медицине (Анкетирование клиента, программа питания, программа тренировок)
Курсовая, фитнес,физическая культура
Срок сдачи к 29 июля
Необходимо решить тест и дать развернутый ответ на 2...
Контрольная, история россии
Срок сдачи к 27 июля
расчетно-графическая работа рецензия судебной землеустроительной...
Контрольная, судебная землеустроительная экспертиза, право
Срок сдачи к 30 июля
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!