это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1418288
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Современная жизнь, несмотря на комфорт, успех, моду, престиж, высокий уровень развития технологий, не смогла обеспечить человека надёжным источником самой достоверной, выверенной, актуальной, критически осмысленной информацией. Даже, скорее, наоборот. Современная жизнь полна неожиданностей, она стала настолько непредсказуемой, что порой её осознание и восприятие хочется свести до примитивных образов. Тем сложнее мир вокруг нас, тем меньше мы желаем затрачивать сил, времени и других ресурсов для того, чтобы этот мир познавать.
И здесь на помощь современному человеку приходят знакомые всем стереотипы, те самые упрощённые образы, схемы, которые позволяют, не особо напрягаясь, автоматически перерабатывать получаемую информацию. Однако современный образованный человек не может просто механически поглощать всю информацию подряд, необходимо её, так или иначе, обрабатывать. А сделать это можно разными способами. Например, научиться отличать «достоверные» от «недостоверных» стереотипов, вредную информацию от полезной. Именно поэтому и необходимо изучать сами стереотипы, чтобы научиться грамотно ими пользоваться.
Стереотипы являются не только универсальным и наиболее эффективным инструментом обработки социально значимой информации человеческим сознанием в коммуникативных процессах, но и необходимым средством регуляции совместной деятельности людей в обществе.
С практической точки зрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняется потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации.
На основании опыта, полученного во время контактов, формируются стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей группы признаков собственной и другой группы. Людям свойственно общаться, облегчить это общение как раз и призваны стереотипы.
Степень научной разработанности. Само явление стереотипизации занимало в качестве объекта познания ещё древнегреческих учёных, в частности Аристотеля. Однако в официальную науку термин «стереотип» вошёл только столетие назад, в 1922 году. Поэтому сначала среди исследователей социальных стереотипов следует назвать американских классиков, давших старт изучению этого феномена, таких как Липпман У., Оллпорт Г., Дж. Хардинг.
Во вторую группу следует отнести отечественных современников, изучающих как теорию стереотипов, так и проводящих серьёзные исследования в данной области. Здесь следует обратиться к следующим именам: Агеев В. С., Аксененко А. В., Черкашина Е. И., Андреева Г. М., Барабаш В. В., Бордюгов Г. А., Котеленец Е. А., Грушевицкая Т. Г., Данилова М. Э., Дилигенский Г. Г., Донец П. Н., Знаков В. В., Кобозева И. М., Колточихина О. П., Мишина Т. В., Костина Е. А., Егорычев А. М., Ригер А., Крижановская Е. М., Лукьященко И. Е., Романова М. Г., Антонова Н. В., Сохрякова Е. С., Сохряков С. О., Шихирев П. Н.
На самом деле исследователей, занимающихся, так или иначе, влиянием социальных стереотипов, в разы больше. На сегодняшнем этапе развития наука достаточно продуктивно и подробно подошла к изучению данного научного вопроса, поэтому можно с уверенностью заявить о том, что стереотипы в современных гуманитарных науках исследованы достаточно хорошо. Свидетельством служат многочисленные работы разных лет и из стран на указанную тему.
Объект исследования – стереотипы как устойчивые формы познания окружающей действительности.
Предмет исследования – значение стереотипов среди иных общественных явлений в осуществлении влияния на социальное поведение общества в целом и отдельных его членов.
Цель исследования – проанализировать степень воздействия на общественную жизнь стереотипов, которые несут неодинаковую смысловую нагрузку в разных обстоятельствах.
Задачи:
1) изучить историю возникновения понятия «стереотип», особенности формирования его формирования, а также кратко охарактеризовать современный научный подход к изучению стереотипов;
2) раскрыть основные признаки стереотипов, их функции и виды;
3) выделить положительные стороны различных стереотипов и изучить их влияние на общественную жизнь;
4) выделить отрицательные стороны стереотипов и проанализировать их социальное влияние;
5) выявить механизм и условия формирования культурных стереотипов и их значение в процессе межкультурной коммуникации;
6) рассмотреть доминирующие в нашем государстве автостереотипы и гетеростереотипы, а также гетеростереотипы о нашей стране в некоторых других культурах.
В работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительный анализ, структурно-функциональный метод.
Теоретическое и прикладное значение полученных результатов исследования. Полученные в ходе проведённого исследования результаты могут быть использованы в процессе преподавания следующих академических дисциплин: «Психология массовых коммуникаций», «Социология», «Психология», «Этнология», «Этносоциология», «Этнопсихология». На практике результаты исследования будут особенно полезны в процессе межкультурной коммуникации, при контактах с рекламистами и продавцами, а также в процессе общения с людьми из иной социальной группы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы
1. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. – 1986. – № 1. – С. 95-101.
2. Аксененко А. В., Черкашина Е. И. Образ России глазами иностранцев: диахронический аспект // В сборнике: Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IX Международной конференции. – 2017. – С. 7-14.
3. Андреев А. Л. Политическая психология. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. – 240 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2001. – 375 с.
5. Барабаш В. В., Бордюгов Г. А., Котеленец Е. А. Образы России в мире. Курс лекций. – М.: Эльф ИПР, 2010. – 296 с.
6. В ГИБДД рассказали, кто чаще всего становится виновником ДТП [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 18.07.2016. – URL: https://ria.ru/20160718/1470108150.html (дата обращения: 14.03.2019).
7. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М.: Прогресс, 1981. – 280 с.
8. Горбачёва Е. И. Предметная ориентация мышления и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 78-86.
9. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 352 с.
10. Данилова М. Э. Положительное и отрицательное влияние стереотипов на межкультурное общение // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 1. № 10. – С. 72-74.
11. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология / Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
12. Донец П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 183-188.
13. Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях. 1960-1980 // Психологический журнал. – 1991. – Том 12. № 3. – С. 15-30.
14. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учеб. 3-е изд., стер. – М.: КомКнига, 2007. – 352 с.
15. Колточихина О. П., Мишина Т. В. Роль этнических стереотипов в межгрупповом взаимодействии // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 2 (12). – С. 42-45.
16. Костина Е. А., Егорычев А. М., Ригер А. Русские: характер, ментальность, стереотипы поведения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». – 2013. – № 6 (16). – С. 116-128. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20891798_60768868.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
17. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
18. Крижановская Е. М. О стереотипности компонентов коммуникативно-прагматической структуры научного текста // Текст: стереотипность и творчество. – Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1998. – С. 136-140.
19. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с. – URL: https://psy.wikireading.ru/5482 (дата обращения: 11.03.2019).
20. Лукьященко И. Е. К вопросу о сущности и функциях стереотипов // Вестник КРСУ. – 2016. – Том 16. № 10. – С. 67-70.
21. Лукьященко И. Е. Свой и чужой. Этноцентризм // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. № 7. – С. 41-45.
22. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 183 с.
23. Меренков А. А. Социология стереотипов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета им А. М. Горького, 2001. – 292 с.
24. Николаев И. В. Понятие «социальный стереотип» У Липпмана в системе социально-психологических категорий // Ростовский научный журнал. – 2017. – 10. – С. 70-77.
25. Оллпорт Г. Природа предубеждений // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – 2003. – № 5. – С. 25-32.
26. Осипова Д. В. Особенности гендерных представлений современной молодёжи // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 4. – С. 200-209.
27. Пищальникова В. А. Психопоэтика. – Барнаул: Изд-во АГУ. 1999. – 173 с.
28. Попова Т. В. Немцы и Германия: национальные стереотипы русских // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2008. – № 6. – С. 81-97.
29. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. Изд. 2, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 238 с.
30. Рогач М. С. Стереотипизация личности // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – С.73-79.
31. Романова М. Г., Антонова Н. В. Изучение социальных стереотипов в социологии // Политический вектор-ПРО. – 2017. – № 1-2. – С. 65-73.
32. Рэмптон Г. В. Русские глазами иностранцев: вся правда о фальшивых улыбках. – М.: Эксмо, 2009. – 251 с.
33. Сохрякова Е. С., Сохряков С. О. Влияние гендерных стереотипов на эффективность рекламы // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 50. – С. 55-63.
34. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Инфра-М, 2006. – 258 с.
35. Суходольская Н. П. Социальный стереотип жизнедеятельности людей // Философия и общество. – 2007. – № 3. – С. 152-160.
36. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебник. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2008. – 264 с.
37. Цой В. В., Ромашова Е. В. Положительные и отрицательные стереотипы в формировании графической концепции [Электронный ресурс]. – URL: https://lektsii.org/5-7975.html (дата обращения: 14.03.2019).
38. Щекотихина И. Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 5 (19). – С. 69-80.
39. Шихирев П. Н. Социальные стереотипы // Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. – М.: Норма-Инфра-М, 1998. – 672 с.
Hording J. The making of a scientist // Univers. Quart. Oxford. – 1985/86. – V. 40. N 1. – Р. 55-62.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!