это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1418458
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общее понятие аксиологического подхода 5
2 Аксиологические основы воспитания 6
2.1 Аксиологический подход в воспитании 6
2.2 Аксиологическое воспитание в современном образовании 6
3 Аксиологические основы образования 9
3.1 Сущность педагогической аксиологии 9
3.2 Аксиологический подход в образовании 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Со второй половины 20 века в педагогической науке уверенно обретает свои
позиции новый методологический подход – аксиологический (ценностный) в
гуманитарном его варианте. В аксиологии ведутся споры, что причислять, а что не
причислять к ценностям. Здесь необходимо подчеркнуть, что вещи, нормы, идеи и
т.п. могут стать ценностью для человека, если он ощутил их как значимые для
самого себя, а могут ими и не стать, если личностной значимости не обнаружилось.
Для одного человека ценностью может представиться одно, а для другого - совсем
другое.
Аксиологические проблемы образования, несмотря на их философскую
сущность, могут быть исследованы с педагогических, социологических,
культурологических, антропологических, исторических позиций, а также на
междисциплинарном уровне. Аксиологические проблемы образования и
воспитания рассмотрены в контексте основных положений теории
социокультурной динамики; в результате выделено два наиболее значимых вектора
генерирования ценностей образования и воспитания в системах социального
действия: а) на идее социальных инноваций и б) на идее культуротворческого
взаимодействия;
Несмотря на то, что процессы образования и воспитания объединены в целое
цивилизационной практикой, образованность и поведенческая адекватность часто
не совпадают не только в системе личности одного человека, но и в больших
социальных системах.
Проблема. Аксиологические проблемы воспитания и образования,
представляющих собой обширные культурные системы, основанные на причинно-
смысловом единстве и на трех культурных уровнях (идеологическом,
поведенческом и материальном), являются важнейшим компонентом всеобщих
противоречий, влияющих в исторической перспективе на динамику социально-
культурного развития. Основным пунктом противоречий в аксиологических
основаниях образовательных и воспитательных процессов является проблема
генерализующей ценности, когда ее источником служит либо идея социальной
инновации, либо идея культуротворческого взаимодействия. В обоих случаях
образование занимает в системе социального действия такое положение, когда она
является высшей динамической точкой взаимодействия между обществом и
личностью, моментом преобразования социальной культуры в личностную.
Актуальность. В изучении педагогических явлений важен аксиологический
подход, который органически присущ гуманистической педагогике. В ней человек
рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного
развития. Это обусловило необходимость разработки новой системы образования в
свете гуманистической парадигмы. Ее становление сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного процесса: предлагается иное содержание, иные подходы,
отношения, иной педагогический менталитет.
Цель. Определение аксиологических основ воспитания и образования.
Задачи:
1) Рассмотреть общее понятие аксиологического подхода.
2) Раскрыть аксиологические основы воспитания и образования.
1 Общее понятие аксиологического подхода
Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков,
как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к
общей «проблеме ценности».
Аксиология (от греческого axia - ценность) - философское исследование
природы ценностей [1]. Аксиологический (ценностный) подход является основой
всех гуманистических концепций. Смысл аксиологического подхода может быть
раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
- равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической
системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических
особенностей;
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения
и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в
настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и
новаторами;
- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо
демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо
мессианства и индифферентности.
Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической,
нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки
задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к
окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя
различными, хотя и взаимообусловленными, подходами: практическим и
абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением
человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй
преследует цель познания закономерностей действительности.
Однако научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не
только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных
потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным
подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий
своеобразным «мостом» между теорией и практикой.
2 Аксиологические основы воспитания
2.1 Аксиологический подход в воспитании
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность,
обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от
взрослых к детям, от человека к человеку.
Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми
деятельность [2]. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности,
обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение
ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой
деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными
формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию,
пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.
Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-
нравственного развития и воспитания, весь уклад жизни, в основе которого –
национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл
всего современного образования и система базовых национальных ценностей.
Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-
нравственного развития и воспитания.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя
базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного
к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов,
нравственных установок и моральных норм. Аксиологический подход позволяет
выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни и, таким
образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
2.2 Аксиологическое воспитание в современном образовании
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию
различных типов образования [3].
Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической
направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание образовательной
подготовки минимумом сведений, имеющих отношений к обеспечению
жизнедеятельности человека.
Второй - основан на широкой культурно-исторической ориентации. При
таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо
будут востребованы в непосредственной практической деятельности.
Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные
возможности и способности человека, потребности производства и
образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов
образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи
подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику
процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно
ориентироваться во всех сферах социальной жизни.
Образование выступает средством трансляции культуры. При этом каждый
компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение
гуманистической цели образования [4].
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно
должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и
гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой
деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а
также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих его поведение в
многообразных жизненных ситуациях.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также
проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания,
которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от
реальной жизни. Основным смыслом этого процесса становится гармоничное
развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями
гуманизации общества и личности.
Содержанием воспитания выступает система ценностей и ценностных
отношений личности. Образование это то, что делает человека человеком, в этом
его сущность.
Ценностное, личностно значимое отношение к чему-либо или к кому-либо в
психологии называют ценностной ориентацией личности. Поэтому содержание
воспитания, предлагаемое в данном обществе, может перейти или не перейти в
структуру сознания личности в виде ценностных ориентаций. Можно сказать, что
воспитание культуры отношений личности к себе и окружающему миру
предполагает воспитание её ценностных ориентаций.
В воспитательной работе следует обращаться прежде всего к
общечеловеческим ценностям: человек как высшая ценность; жизнь, природа,
общество (перечисленное является важнейшими условиями бытия человека в этом
мире). С ними связаны все другие социальные, нравственные, эстетические
ценности. Кроме универсальных общечеловеческих ценностей у каждого человека
есть свои индивидуальные ценности [5].
Итак, воспитание культуры отношений личности к тем или иным ценностям
(базовой культуры) есть совместный поиск взрослыми и детьми лучших образцов
духовной культуры, нравственных образцов и выработка на этой основе своих
собственных ценностей, норм и правил жизни. Личность, способная вырабатывать
собственные ценности, способная определять цели, содержание, средства, условия
своей деятельности, анализировать её результаты, корректировать свою
деятельность и поведение, может быть охарактеризована, как личность, способная
к самоопределению. Личность, обладающая культурой жизненного
самоопределения, умеет выбирать смысл и стратегию жизни на основе освоенных
ценностей культуры. Воспитание культуры жизненного самоопределения также
является важнейшей целью воспитания.
3 Аксиологические основы образования
3.1 Сущность педагогической аксиологии
Педагогическая аксиология - область педагогического знания,
рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и
осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания
ценности самого образования [6]. Предметом педагогической аксиологии является
формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного
поведения личности. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой
педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими
возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности
отражают ее гуманистический смысл.
Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического
сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в
социальной и профессиональной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в
общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие
творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить
самореализацию; ценности народного художественного творчества.
Можно выделить следующие ценности образования:
1.Социальные ценности:
а) Жизнь как человеческая ценность (во все времена высшей ценностью
является человеческая жизнь);
б) Природа как ценность (разрушение ресурсов природы равносильно
разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и
сохраняет свои жизненные силы);
в) Общество как ценность (в обществе происходит утверждение жизни
каждой отдельной личности, реализация и раскрытие ее жизненных сил и
возможностей);
г) Семья как ценность (семья всегда занимала одно из важнейших мест среди
ценностей человеческой жизни, она предоставляет человеку возможность ощутить
истинные ценности бытия).
2. Нравственные ценности. Пространство нравственных отношений
исключительно обширно, оно затрагивает все сферы внутреннего мира человека и
все области его в внешних социальных отношений. Нравственные ценности
находят свое отражение в поступках, которые мы оцениваем как добрые, благие,
хорошие, злые, вредные. Формирование нравственных ценностей требует свободы
личности, так как нравственные нормы человек приобретает только через свой
опыт. Гуманистическая педагогика основывается на том, что человек склонен к
добру, поэтому нет смысла держать его в жестких ограничениях. Педагогический
процесс должен опираться на позитивные, жизнеутверждающие ценности и
помогать развиваться духовному миру личности.
3. Эстетические ценности. Эстетические ценности заключены в ценности
восприятия, понимания, переживания, созидания прекрасного. Высшие проявления
эстетической деятельности проявляются в духовных творениях. Духовные
творения – это творения в сфере искусства, религии и науки. В основе
эстетических ценностей лежит чувство прекрасного. Прекрасное – самое красивое,
выражается в единстве формы и содержания, это то, что целесообразно,
гармонично, совершенно. Безобразное – нарушение единства формы и содержания,
нечто уродливое, хаотичное, неопределенное. Эстетическое воспитание начинается
с умения видеть прекрасное в окружающем мире. На основе восприятия и
понимания прекрасного в искусстве и жизни личность формирует свои
эстетические идеалы. Эстетические идеалы связаны со стремлением сделать себя и
окружающую действительность более гармоничной, целесообразной, совершенной
4. Труд как ценность. Труд - это целесообразная деятельность человека, в
результате которой преобразуется окружающая действительность [7]. Труд
является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность выявляет и
развивает свою индивидуальность, утверждает ценность своей жизни. Труд требует
от человека волевых усилий, которые он должен научится преодолевать. Человек
должен испытывать удовлетворенность, как от процесса, так и от результата труда.
5. Ценности гражданственности. Гражданственность - это сознательное и
заинтересованное участие граждан в управлении обществом. В основе гражданских
ценностей лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен
осознавать свою принадлежность к государству, должен знать свои права и
обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои
права и четко выполнять обязанности.
Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить
мышление и сознание от их гуманистического фундамента. Образование как
компонент культуры приобретает особую значимость, так как является основным
средством развития гуманистической сущности человека [8].
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применением
аксиологического подхода в педагогике, имеет высокое философско-
антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения
зависит стратегия общественного движения, которая может тормозить развитие
человека и цивилизации, либо способствовать ему.
Современная система образования может внести свой вклад в становление
сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и
нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая
философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической
и нравственной гармонии в мире.
3.2 Аксиологический подход в образовании
Аксиологический подход, рассматривающий проблемы образования с
позиции гуманизации педагогического процесса, основан на принципе приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности. Образование при этом выступает как социальный институт,
обеспечивающий процесс.
Для образования в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно
понимание того, что мир ценностей объективен, это – сама социокультурная
реальность, жизнь человека и общества [9]. Ценности жизни становятся
содержанием образования; образно говоря, образование учит подрастающее
поколение решать проблему «как жить». Также ценности имеют и личностные
проявления – ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы,
стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют
отношение личности к окружающему миру и самому себе.
Образование в системе педагогической аксиологии строится как процесс
освоения ценностей. Оно включает несколько этапов:
- предъявление ценности в реальных условиях;
- ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного
отношения к данной ценности;
- выявление смысла ценности и ее значение;
- принятие осознанной ценности;
- включение принятого ценностного отношения в реальные социальные
условия действий и общения воспитанников;
- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении
воспитанников.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике,
поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и
самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более
общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться
как основа новой философии образования и соответственно методологии
современной педагогики.
В центре аксиологического мышления находится концепция
взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это
мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только
объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека [10].
Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — «аксиологическая
пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы
ценностей.
Гуманистически ориентированная философия образования — это
стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса
на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки
деятельности учреждений, старых и новых концепций образования,
педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает
осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с
подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с
достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность образования меняет привычные
представления о его цели как формировании «систематизированных знаний,
умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило
причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении
обучения и воспитания [11]. В результате политизации и идеологизации учебных
программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым,
произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами
общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея
трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической
стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы
приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы
неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по
законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера
направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем,
безопасность человека и даже существование всего человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системы образования и воспитания, исторически сложившиеся из
потребностей общества, государства и личности, имея огромные внутренние
противоречия и их постоянную диалектику, обеспечили себе не только наличие
внутреннего источника развития, но и выработали собственные аксиологические
подходы, дающие им право занять одно из ведущих мест в теории
социокультурной динамики и способность воссоздавать себя в истории.
Становится очевидным, что системы образования и воспитания, являясь самым
крупным социальным институтом, играющим основную роль в процессах
социокультурной динамики, будут постоянно разрешать проблемы ценностных
оснований своего действия.
В наши дни актуальность проблемы аксиологических оснований
интерпретируется тем, что гуманистическое образование является системой
духовного и практического познания человеком окружающей действительности.
Человек не просто познает предметы и явления окружающего мира, но и оценивает
их с точки зрения своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от
имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность
интересов, а, следовательно, и деятельность личности.
Выводы:
1. Аксиологический подход - это системно-ценностный подход,
позволяющий через современные приоритеты, основанный на традиционных и
новых ценностях образования, подчеркнуть центральное положение человека в
педагогической системе. Аксиологический подход позволяет определить
совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии
человека.
2. Определение аксиологических оснований образования и воспитания в
краткосрочных перспективах прогностики исходят из потребности социальных
инноваций; в долгосрочных перспективах они определяются всеобщим законом
эволюционного развития и сохраняют в своих константах знание, здоровье,
деятельность, альтруизм, выходящие в ситуации экологической угрозы на первый
план.
Список литературы
1. Балицкий А. Гуманизация и гуманитаризация образования / А. Балицкий //
Высшее образование в России. - 2007. - N 2. - С. 108-112.
2. Буланкина Н. Е. Гуманизация отечественного образования / Н.Е.
Буланкина // Педагогические технологии. – 2008. - №3. – С.14 – 24.
3. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной
педагогике / Н. Ф. Голована // Педагогика. – 2007. - №10. – С. 38 – 47.
4. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания: личностно–социальный
подход / Л. И. Гриценко. М.: Академия , 2008 . – 240 с.
5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. –
Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.
6. Коленда, А. Н. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое
пособие / А. Н. Коленда. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 66 с.
7. Колесникова В. И. Гуманистическая направленность в управлении
процессом воспитания / В. И. Колесникова // Наука и школа. – 2005. - №3. – С. 14 –
17.
8. Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
9. Подласый И. П. Педагогика: новый курс: уч. пособие: в 2 кн. – М.:
ВЛАДОС, 2003 . Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
10. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; допущено УМО вузов РФ / В. А.
Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
11. Шиянов Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е. Н.
Шиянов // Педагогика . – 2007. - №10. – С. 33 – 37 .8.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!