это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1419613
Ознакомительный фрагмент работы:
Франция - страна социальных иждивенцев. Мне кажется, там сделали все так, чтобы работа вызывала у людей отвращение.
Жерар Депардье
Думаете: «Мы же не Франция!»? Едва ли, отвечу я Вам.
Обратимся хотя бы к сборнику Россия в цифрах. 2018, в котором представлена информация о социально- экономическом положении России в 2017 г. в сравнении с предыдущими годами.
Так, по данным выборочного исследования лиц, в возрасте от 15 до 72 лет, численность рабочей силы составляет 76109 тыс. человек, при этом занятыми из этой численности являются 65,5 % граждан.
Неотъемлемой чертой и неизбежным спутником функционирования социальных и социально ориентированных государств, в основе деятельности которых лежат идеи патернализма, является проблема социального иждивенчества. Государство, обеспечивая социальные гарантии широкому кругу граждан, неизбежно сталкивается с появлением, а в дальнейшем и с увеличением количества индивидов, для которых экономическая зависимость от государства и общества в определенных ситуациях становится нормой, а воспроизводство и поддержание ее механизмов — гарантией благополучия.
В негативном варианте развития социальное иждивенчество трансформируется в социальный паразитизм, существование которого, возможно, менее обременительно для общества в экономическом смысле. Но само его существование означает возможность для индивида жить за счет других, имея необходимые личностные ресурсы для самостоятельного обеспечения жизненными благами.
Явления социального иждивенчества проанализировала социолог Е. С. Балабанова. Исследуя проблемы социально-экономической адаптации, она в качестве основы для классификации рассматривает использование своих или чужих ресурсов для жизнеобеспечения.
Социальное иждивенчество исследовательница определяет, как «стратегию поведения человека, имеющего минимальный объем социальных капиталов, не способного самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию, которому сознательно (часто добровольно и инициативно) оказывают помощь другие субъекты (общество, государство, учреждение или иное лицо)».
Стоит также остановится и на причинах данного феномена, среди которых выделим:
Идеология государственного патернализма. Покровительство со стороны государства, находящее свое выражение в законодательстве и ограничивающее инициативу, способствующее апатии при отсутствии реальной помощи и создании неравных возможностей, отсутствие пропаганды трудящегося человека как человека, меняющего мир вокруг себя в лучшую сторону.
Нестабильность экономической ситуации и проблемы в сфере занятости населения. «Как молодежи себя вести, когда нет новых рабочих мест, а старые сокращаются?», «у населения, как у молодежи, так и у людей среднего и старшего возраста, не хватает нужных компетенций для занятия высококвалифицированным трудом.
Как ни странно, доступность высшего образования. Уже никто не хочет получать образование в колледжах, техникумах. Коммерциализация ВУЗов привела к большому количеству экономистов, юристов, психологов, менеджеров, не востребованных на рынке труда. Что имеем? Молодой человек с дипломом юриста, высокими амбициями и без особых способностей в этой области, не найдя после выпуска работу по специальности не пойдет на официальную работу по другой специальности, а начнет изыскивать другие возможности заработка. Попросту, молодежь заканчивает ВУЗы и не знает, что делать с этим полученным образованием.
Несовершенство нормативно-правовой базы (в случае умышленного социального иждивенчества), отсутствие санкций за тунеядство в длительный период, низкие пенсии не стимулируют людей к работе, в том числе официальной, можно рассмотреть ситуации, когда малообеспеченной семьей быть выгоднее, чем семьей, в которой доход ненамного выше среднедушевого дохода. Допустим, доход семьи меньше прожиточного минимума, и вот эта семья получает разные виды социальных выплат. В итоге семья находится в более выгодном материальном положении, чем та семья, у которой доход выше прожиточного минимума на 100, 200, 300 р. и т. д. и которая не получает различные социальные пособия и компенсации. И это приведет к незаинтересованности и нежеланию родителей искать работу с более высоким заработком. Это все является побуждением к социальному иждивенчеству, причины сохранения состоят в том, что уровень оплаты труда в России невысок, в то время как социальные выплаты (в особенности по инвалидности, многодетным семьям) иногда ненамного ниже оплаты труда. В связи с этим у граждан возникает вопрос: «Зачем работать, если те же деньги можно получать, ничего не делая?». Здесь стоит понимать, что социальные выплаты – не только причина, но и следствие иждивенчества.
Изменение в обществе системы ценностных ориентаций. Данная ситуация во многом сформировалась в 90-е гг., когда исчезла статья за тунеядство. Появились представления о возможности прекрасной жизни без профессиональных достижений, о жизни женщин за счет мужчин и мужчин за счет женщин.
Исторически сложившиеся в обществе традиции милосердия и благотворительности.
Таким образом, мы предлагаем определить социальное иждивенчество как специфическое отношение личности к обществу и другим людям, что проявляется в ее установках и поведении. Особенностью социального иждивенчества является его направленность на получение максимальной выгоды для себя, для собственного жизнеобеспечения, чего достигают путем использования других людей и общества в целом в условиях наименьших затрат и усилий, со своей стороны.
Среди признаков социального иждивенчества выделим следующие:
1. Пассивность, которая проявляется в удовлетворении собственных потребностей посредством собственных усилий, в общественной деятельности;
2. Активность в своих требованиях по удовлетворению собственных потребностей посредством других (стратегия «Дай!»);
3. Патерналистское отношение к государству.
Необходимо отметить негативный характер такого явления, как социальное иждивенчество. Ориентация граждан на помощь государства в преодолении повседневных трудностей тормозит развитие частной предпринимательской инициативы, мешает становлению независимых общественных отношений, организаций и гражданского общества в целом. Вместе с тем необходимо отметить, что указанный выше феномен ложится грузом на государственный бюджет, что в свою очередь влечёт уменьшение финансирования на иные общественно полезные статьи расходов.
Феномен социального иждивенчества, увеличение его проявлений, неизбежно ведет к повышению нагрузки на всю систему социального обеспечения (от увеличения размера социальных выплат до расширения зон обслуживания социальных служб). При этом стоит отметить прогрессирующий характер иждивенчества, ведь склонность человека к поведению по стратегии «Дай» формируется семьей, социальной средой.
Подводя итоги анализа феномена социального иждивенчества, можно выделить ряд управленческих механизмов, которые могут позволить снизить этот нежелательный антисоциальный процесс.
Во-первых, начинать необходимо с пересмотра всего общего подхода к социальной политике, уходя от материальной помощи в виде выплат пособий, компенсаций и т.п., и переходить к неплохо зарекомендовавшему себя социальному контракту или договору социальной адаптации, заключающихся между органами социальной защиты и получателями адресной социальной помощи, формируя, таким образом, социально ответственное поведение населения.
Во-вторых, обеспечить эффективное функционирование системы планирования семьи, материнства (избавление от ситуации: «рожаю следующих, чтоб прокормить предыдущих»). Повышение демографической ситуации, несомненно, очень важная задача. Но ее повышение за счет поколений хронических иждивенцев, содержащих своих детей благодаря государственным выплатам – не самая рациональная мера.
В-третьих, представляется важным формирование принципиально новой системы ценностей общества. Само население непосредственно необходимо привлекать к решению социальных проблем, в том числе и проблем иждивенчества. Необходимо, чтобы оно не только являлось пассивным объектом, а стало активным субъектом, развивая тем самым самообеспечение и самозащиту. Для предотвращения неблагоприятных тенденций развития социального иждивенчества и «паразитизма» необходимо совершенствование законодательной базы, способствующей контролю данного явления.
Исходя из всего изложенного, можно заключить следующее: чтобы восстановить равновесие в общественной системе и противодействовать процессу развития иждивенчества, необходима одновременная работа со всеми группами населения, демократическая процедура принятия решений, подотчетность власти и солидарность социальной ответственности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!