это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1421100
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
В возрастной психологии насчитывается несколько кризисов в различных периодах жизни. Как человек переживает эти кризисы, зависит его приспособляемость к изменяющимся условиям бытия. Кризис середины жизни связан со средним возрастом человека, по разным данным он проявляется в периоде от 35-45 лет.
Кризис среднего возраста я наблюдал у своего родственника, дяди. Ему было тогда 44 года. У него кризис протекал достаточно тяжело. После беседы с ним, я выявил некоторые моменты. Все началось с того, что с прежнего места работы его сократили, он не мог найти работу длительное время. У него наблюдалась апатия, потеря интереса к жизни, даже наличие двух его прекрасных детей и жены его не радовало. Он постоянно переживал, что он - глава семьи, и обязан кормить семью, а денег в дом он не приносит. У него появились страхи по поводу его конкурентоспособности на рынке труда. Сам не осознавая, со временем он начал придумывать отговорки для себя: «да я так не смогу», «вон тот сколько учился, а я - нет», «там необходимы дополнительные навыки, которых у меня нет». То есть, произошло понижение его самооценки. В тот период он не хотел ни с кем общаться, стал замкнутым, уехал на дачу, оставил семью, набрал кредитов, пристрастился к алкоголю. К счастью, все закончилось благополучно. Он сам вышел из состояния кризиса, конечно, не без поддержки семьи и друзей. Со временем, нашел новую работу, сейчас его дела идут «в гору».Каждый по-разному переживает кризисные моменты своей жизни, все зависит от индивидуальных психологических особенностей. Хотя, по моему мнению, имеются также некоторые аспекты бессознательного, когда человек в такие сложные периоды своей жизни начинает вести себя совершенно нетипичным образом, и сам не ожидая от себя каких-то поступков.
Кризис жизни – это порождение внутреннего конфликта, поиск самого себя, поиск новых путей развития.
Интересно посмотреть на данный кризис с точки зрения различных отраслей психологии. В научной психологической литературе кризис середины жизни рассматривается в трех направлениях:
Как нормативный кризис индивидуальной жизни (К. Юнг, Э.Эриксон,Д.Левинсон, Р.Гаулд, Б.Ливехуд, Г.Шихи, В.Слободчиков, и др.) . К.Юнг считал, что в середине жизни человек должен перейти от «экстенсивной к интенсивной позиции», т.е. перейти от стремления к завоеванию жизненного пространства к концентрации на своей «самости». Люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины своей жизни. Цели и стремления, когда-то казавшиеся вечными, вдруг потеряли свое значение, поэтому довольно часто человек в этот период впадает в депрессию, чувствует себя вялым, инертным и неполноценным. К.Юнг в своей теории описывает процесс индивидуации – во второй половине жизни важно за счет сильного Эго научиться сдерживать и управлять напряжением, порождаемым внутренним конфликтом, человек должен найти свою собственную дорогу.
Г.Шихи считает, что только собственное «Я» может спасти в середине жизни. Основные элементы нашего «Я» связаны с другими людьми: родителями, друзьями, детьми, наставниками. Во второй половине жизни привязанность к этим людям постепенно утрачивается, они уже не столь значимы для нас. Осознание этого толкает нас на поиск истинного единства с нашим внутренним «Я».
П.К.Олеш построил модель данного кризиса, которая состоит из 3 аспектов: 1) в нем отражается конфликт между различными ценностями, что снижает возможность реализации жизненных планов
2) происходят изменения в понимании смысла жизни, недостаток целей и неясная картина планов на вторую половину жизни
3) нежелание решать стоящие перед человеком проблемы приводит к простому «копированию поведения», он склонен избегать проблемы, или реагировать отрицательными эмоциями, что усугубляет кризис.
Также кризис середины жизни рассматривается как нормативный кризис семейной системы, совпадающий с кризисом середины жизни ее членов (Г.Крайг, А. Черников, И. Добряков).
Семья в этот период находится в стадии стабилизации – зрелой стадии брака, когда фаза развития семьи соответствует переживанию этого кризиса супругами. А. Черников говорит о типичных стрессах для данной стадии: необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти, приспособление к возрастным изменениям в самих супругах, взросление детей и их возрастающая независимость, ригидность и неадекватность наработанных к этому времени способов решения (и избегания) проблем. Отсюда и типичные проблемы в семьях, возникающих к этому моменту:
- нередко мужчина, достигая высокого материального статуса, становится более привлекательным для молодых женщин и уходит из семьи;
- жена такого мужчины, может чувствовать, что стала физически менее привлекательной для мужчин (последствия - от депрессии до применения процедур омоложения);
- взросление детей заставляет родителей осознать, что скоро им предстоит остаться наедине друг с другом.
В литературе также отмечается, что нередко кризис середины жизни у родителей совпадает с подростковым кризисом у детей, в результате чего семейная система и ее члены испытывают колоссальное напряжение.
В психологии профессионального развития описывается кризис профессиональной самоактуализации человека, приходящийся на середину жизни. (Э.Зеер, Э.Сыманюк, Г.Крайг).
В рамках периодизации профессионального развития Э.Зеер и Э.Сыманюк отмечают, что кризис характерен для людей, поднявшихся до стадии мастерства в своей деятельности, которая характеризуется творческим и инновационным подходом к ее выполнению. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития, а следовательно и возникновения кризиса, становится потребность в самоактуализации, самоосуществлении потенциалов. Человек переживает неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, испытывает недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Факторами, запускающими этот кризис, являются психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья коррекция Я-концепции, профессиональные деформации. Продуктивный выход из этого состояния – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса – увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, дальнейшее развитие профессиональных деформаций.
На основе вышеизложенного можно выделить основные проявления кризиса середины жизни:
- спад психофизиологических функций (после 44 лет падает зрение и слух, незаметно происходит изменения обонятельных, вкусовых, болевых чувств);
- утрата внешней привлекательности;
- первые признаки спада физических реакций, двигательных, сенсомоторных навыков;
- выпадение зубов;
- снижение мышечной силы, скорости движения, жизненной емкости легких;
- на социальном уровне – установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей;
- эмоциональные изменения: депрессия, снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации, тревога за свое будущее;
- усталость от работы, семьи, детей;
- снижение интереса к жизни, апатия, скука;
- потеря чувства удовольствия от жизни;
- устремленность в прошлое, молодость кажется наполненной радостью в отличие от скучного настоящего, возникает субъективное восприятие законченности жизни, ее конца;
- кризис рисуется как потеря чувства нового, отставания от жизни, понижение уровня профессионализма, понижение самооценки;
- состояние подавленности, чувство исчерпанности своих возможностей.
Для выявления состояния кризиса, можно использовать следующие вопросы для анкеты:
Осуществили ли Вы желания и мечты, которые были у Вас в молодости?
Как Вы считаете, достигли ли Вы тех целей, которые являются для вас первоочередными?
Бывает ли у вас чувство отчаяния и безысходности?
Часто ли у вас возникает чувство усталости, апатии?
Считаете ли Вы свою жизнь полноценной на данный момент?
Кажется ли Вам, что Вы отстали от жизни?
Нормально ли вы относитесь к переменам, которые происходят в вашем организме и во внешности?
Довольны ли Вы семейной жизнью?
Вас можно назвать альтруистом?
Цените ли Вы дружеские отношения?
Таким образом, кризис среднего возраста является сложным переходом и затрагивает основные, и самые важные сферы жизни человека.
Для того чтобы пережить этот возраст с минимальными потерями, необходимо прислушиваться к себе, своему «Я», определить первостепенные задачи своего развития, выстроить правильные отношения с окружающими, быть психологически готовым к предстоящим изменениям. Следует выработать эмоциональную и духовную «гибкость» и уметь подстраиваться к динамично меняющимся обстоятельствам.
Литература:
Манукян В.Р. «К вопросу о кризисе середины жизни» //Вестник Санкт-Петербургского университета, вып.4, 2008 г.
https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!