это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1427040
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматривается основные аспекты прокурорского надзора по вопросам обеспечения законности при производстве предварительного следствия. Сделан акцент на значение процессуального контроля со стороны органов прокуратуры. В ходе исследования был раскрыт процесс обеспечения законности деятельности органов предварительного следствия в ходе надзорного производства. Также статья затрагивает особенности прокурорского надзора на различных этапах предварительного расследования.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное следствие, органы предварительного расследования, компетенция прокурора, процессуальная самостоятельность следователя.
Для исследования прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия необходимо обратиться кратко рассмотрим историю вопроса.
Усиление надзорных полномочий прокурора в отношении предварительного расследования в советский период происходило последовательное, что привело в итоге к непосредственному руководству следственным аппаратом.
В постсоветский период ранее действовавшая концепция прокурорского надзора за предварительным расследованием подверглась критике. Считалось, что прокурору нельзя одновременно надзирать и осуществлять уголовное преследование в связи с тем, что таким образом в его руках сосредотачиваются неограниченные полномочия. Это нашло отражение в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г., согласно которой за прокурором приоритетной признавалась функция расследования уголовных дел, для чего за ним закреплялись широкие полномочия на досудебной стадии производства по уголовному делу, в частности право возбуждения уголовного дела; присутствия при производстве следственных действий; дачи указаний органу дознания и следователю о направлении расследования, выяснении определенных обстоятельств, дополнении расследования, а термин «высший» по отношению к надзору исключался.
Тем не менее, законодатель пошел по иному пути. Так, согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор закреплялся в качестве должностного лица, уполномоченного осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Объем полномочий прокурора по надзору за предварительным расследованием был достаточно широким.
Ситуация изменилась после проведения в 2007 г. реформы уголовно-процессуального законодательства. Законодатель существенно сократил надзорные полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельность следователя, передав их руководителю следственного органа [7, с. 12-17].
Кроме того, сегодня прокурор не может, например, возбуждать уголовные дела, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, давать письменные указания (за исключением указаний при отмене незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и при направлении уголовного дела для производства дополнительного следствия). Также следственный аппарат был выведен из состава прокуратуры, став сначала Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, а чуть позже - Следственным комитетом Российской Федерации. Причины такого существенного изменения надзорных полномочий прокурора, вопрос о том, насколько они оправданы, не повлияют ли столь обширные полномочия руководителя следственного органа на качество расследования, а также какое положение было лучше – до 2007 г. или после, составляют предмет дискуссий юристов-практиков и ученых, что доказывает актуальность настоящего исследования [4, с. 53-56].
В настоящее время деятельность органов предварительного следствия нельзя назвать эффективной, что наглядно демонстрируют статистические данные. Так, в 2018 году прокурорами в целом по России выявлено 5159080 нарушений закона, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в том числе при производстве следствия и дознания – 1428286, что на 4,8 % больше по сравнению с аналогичным показателем 2017 года[10].
По результатам выявленных нарушений законности прокурорами: направлено 294731 требований об устранении нарушений закона в порядке п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ (+10 % к 2017 году); внесено 85.790 представлений и информаций об устранении нарушений закона (-0,2%); отменено 14868 постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела (- 13,6%); отменено 2.494.172 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (-0,9%); отменено 2225641 постановлений о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (-6,5%); отменено 432661 постановлений о приостановлении предварительного расследования (-1,8%)[10].
Прокурорами в истекшем году рассмотрено 425580 жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, а также 249401 жалоб по вопросам расследования уголовных дел[10].
Действующее законодательство возлагает на прокуратуру функцию надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование преступлений. Эта деятельность реализуется в целях поддержания авторитета Конституции Российской Федерации[1], верховенства закона, укрепления законности, единства, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
К предмету прокурорского надзора относится соблюдение законности, а также прав и свобод человека и гражданина.
Осуществление в установленном действующим российским законодательством прокурорского надзора и процессуального контроля руководителя следственного органа преследуют общую цель — обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Надзор и контроль имеют существенное значение в стадии возбуждения уголовного дела[8, с. 168-172].
Очень важным аспектом является то, что на различных этапах предварительного расследования в целом прокурорский надзор следует организовать, учитывая следующие аспекты:
1) Правильное определение подследственности каждого уголовного дела и квалифицированное выполнение первоначальных следственных действий, во многом способствующие раскрытию и предупреждению преступления;
2) Проведение расследования в установленные сроки с обязательным сочетанием быстроты и оперативности как непременных условий успешного обнаружения, изобличения преступников и выполнения других задач судопроизводства;
3) Осуществление строжайшего контроля за обоснованностью привлечения к уголовной ответственности;
4) Строгое соблюдение нормы уголовно-процессуального закона при проведении предварительного следствия, в том числе обеспечивающие права участников процесса;
5) Обеспечение полноты и объективности расследования.
Следует добавить и то, что решение вопроса о пределах надзора тесно связано с содержанием самого предмета прокурорского надзор за предварительным следствием и своей целью имеет то, чтобы определить границы прокурорского надзора как такового, в том числе, обеспечить те единые подходы к работе, которые выработаны в органах прокуратуры[5, с. 73-80].
Таким образом, чтобы определить пределы данной отрасли надзора, необходимо определиться не только с предметом, но и с совокупностью нормативных актов, которыми руководствуются органы предварительного следствия и обязаны соблюдать.
Важным аспектом являет и то, что на основании Закона о прокуратуре, прокурорский надзор базируется на принципах обязательности и недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Отличие прокурорского надзора за предварительным следствием от других отраслей надзора по пределам по кругу актов заключается в том, что предварительное следствие помимо того, что охватывает Конституцию РФ и иные законы, которые следователи, как носители возложенных на них полномочий и в рамках своей компетенции, обязаны соблюдать, осуществляя предварительное следствие, как объект прокурорского надзора[8, с. 168-172].В обязанности прокурора в рамках надзора входит, в том числе, и обязанность, которая заключается в том, чтобы незамедлительно освободить любого незаконно задержанного, лишенного свободы, незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, в том числе незаконно содержащегося под стражей свыше того срока, который установлен законом.
Таким образом, на основании уголовно-процессуального законодательства, отдельных законов и подзаконных актов, которые определяет компетенцию, полномочия и сферу деятельности, круг субъектов и объектов в рамках, как предварительного следствия в лице его органов, так и прокурорского надзора за предварительным следствием, определяются и пределы данной отрасли надзора.
Можно заключить, что у прокурора отсутствует эффективный правовой механизм, обеспечивающий в полном объеме права и законные интересы граждан. Его полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов предварительного следствия практически уравнены с правами руководителя следственного органа.
При этом принимаемые прокурором меры реагирования на выявленные им нарушения не могут быть эффективными, поскольку в УПК РФ отсутствует обязанность руководителя следственного органа их устранить. Он может согласиться либо не согласиться с содержащимся в представлении прокурора требованием.
Список источников:
Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019 // Российская газета. - № 249. - 22.12.2001.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019 // Российская газета. - № 229. - 25.11.1995.
Апостолова Н.Н. Прокурорский надзор и предварительное следствие как гарантии обеспечения прав и свобод личности // Российская юстиция. - 2017. - № 3. - С. 53-56.
Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. -2016. - № 1. - С. 73-80.
Воронин О. В. О сущности современного прокурорского надзора // Уголовная юстиция. - № 11. – 2018. - С. 183-189.
Махмудов И.Т. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности // Государствоведение и права человека. 2016. № 4. – С. 12-17.
Поторыкина Е. Ю. Роль и значение функций процессуального контроля и прокурорского надзора в обеспечении законности при производстве предварительного следствия // Вестник экономической безопасности. - № 2. – 2018. - С. 168-172.
Свечников Н. И., Абрамова Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением федерального законодательства // Вестник Пензенского государственного университета. - № 1 (21). – 2018. - С. 7-14.
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/1548464.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!