это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1434241
Ознакомительный фрагмент работы:
Фольклор является важным пластом культурного развития и неотъемлемой частью жизни и истории любого народа. Преставления людей о жизни, их верования передавались из поколения в поколения в виде различных фольклорных жанров.
Так как проблема культуры народа, его духовного богатства, являются важными вопросами общественной значимости народной жизни, многие исследователи обращаются к фольклорному наследию народа, раскрывающему красоту и невинность обрядов, простоту и наивность простых людей.
В мифологии различных народов широко представлены народные представления о «низших», нечистых силах, которыми считаются различные духи и демоны. Раздел исследований этой тематики в мифологии получил своеобразное название: «демонология». Самым распространённым образом, фигурирующих в таких мифах, являются черти. Чаще всего, «низшие силы» в народном фольклоре рассматриваются как зло, в борьбу с которым, непременно, вступают добрые, светлые и справедливые силы.
Замечательным сборником осетинских демонологических преданий являются «Рассказы о чертях». У осетин издавна существовало поверье о том, что, хотя имя нечистой силы нельзя произносить вслух, общение с ней было обыденным делом. Копилка национальной культуры Осетии имеет великое множество разновариантных рассказов о чертях, оборотнях, ведьмах и других представителях мифического мира.
Никто не берётся утверждать, выдуманы эти рассказы или нет, но они привлекают слушателей своим волшебством и верой в то, что добро непобедимо. Народ с любовью относится к сказителям – людям с креативной фантазией, хорошо развитой речью, цепкой памятью, позволяющей воспроизводить в поколениях ценные образцы народного фольклора.
В одном из «Рассказов о чертях» повествуется о Любе Дзугаевой, которая « в возрасте ста лет имела ясный ум и твёрдую память. Она рассказывала столько интересного, что хватило бы на целую книгу». Шедшая на похороны, она увидела под тутовником невысокого мужчину, одетого в светлую одежду, с необыкновенно зелёными глазами, рожками на голове и пятками задом наперёд, преградившего ей с подругами дорогу. Женщина громко призвала хозяина дома спасти от беса и после того, как хозяин вышел с ружьём, бес исчез.
Другой рассказ повествует о бедняке, которого бесы приглашали выпить, с условием не упоминать Бога. Но, вопреки просьбе чертей, «он взял бокал, снял шапку, поднял лицо к небу и обратился к Богу», в результате чего нечистая сила, вставшая перед бедняком, исчезла.
Из «Рассказов о чертях» понятно, что черти не имеют реальной власти над человеком, если человек их не боится и обращается к средствам защиты. В первом случае, чёрт исчез, когда увидел решимость хозяина применить оружие, во втором – нечистая сила испугалась имени Бога. Ещё из рассказов понятно, что дьявол боится света, оберега, жертвоприношения скота, и прочих способов, выработанных народной мудростью.
Характерным представителем демонов не только осетинского, но и других народов Кавказа являются джины или шайтаны. Об этих существах в разной местности существуют разные представления и неоднозначное отношение: они могут считаться добрыми, злыми или не вызывать определённых чувств. Шайтан или джинн – это вид имени дьявола.
У кавказских народов принято считать, что на плечах каждого человека живут и ангел, и дьявол (шайтан). Джин, чаще, рассматривается как добрая сущность, а иногда, как среднее между ангелом и дьяволом. Человеческое состояние определяется превалирующей силой, расположенной на его плечах. Темные и светлые силы, находящиеся рядом с человеком, находятся в постоянном противоборстве.
Одна осетинка-учительница вспоминает о истории военного времени, когда она, возвращаясь ночью в родное село, встретила чёрного всадника на чёрном коне, который стал настойчиво её сопровождать, вселяя в девушку страх. Но внезапно появился белый всадник на белом коне. « Чёрный всадник, увидев впереди себя белого всадника, резко остановил коня. Конь, встав на дыбы, стал пятиться, затем, резко развернувшись, рванул назад и растаял в темноте». Белый всадник сопроводил молодую учительницу до самого дома, а потом бабушка, успокаивая внучку, сказала, что это был её ангел-хранитель, защитивший от чёрного всадника, являвшегося «ибилиси хай» (дьяволом).Народные предания кавказских народов рассказывают о том, что дьяволы способны подслушивать тайны сокровенной будущности человека, а ангелы, чтобы помешать им это делать, бросают в них звёзды. Знаменательны в таких преданиях и предупреждения о том, что человек не должен вступать в сговор с дьяволом, наказанием за это станет умопомешательство.
Сравнивая фольклор демонологической направленности Осетии и других народов Северного Кавказа с русскими свидетельствами мифотворчества, можно убедиться в том, что в нём очерчивается аналогичный круг верований. «Единственным источником для реконструкции персонажной мифологической системы, в которой бы отразились следы древнего мировоззрения славян, остается так называемая "низшая" мифология, т. е. комплекс представлений о демонах, духах, о нечистой силе и людях, наделенных сверхъестественными способностями. Данные этого типа представлены в фольклорно-этнографической традиции всех без исключения славянских народов бесконечным множеством диалектных форм и локальных вариантов».
Актуальной проблемой является выявление специфических признаков, характеризующих славянскую демонологическую систему и многообразие разновидностей поверий о мифологических персонажах. Как и в поверьях кавказских народов, в русском фольклоре присутствует образ дьявола, чёрта. Наряду с этими персонажами упоминаются домовые и водяные, лешие, ведьмы, духи, призраки, которые причисляются к «низшей силе», противопоставляющейся добру и свету, как духовным началам жизненного уклада.
Так же, как и в мифологических рассказах кавказских народов, основной мыслью русской мифологии является предостережение о том, что черти и другие представители темного мира всегда стремятся создать проблемы для человека, совершить зло или отрицательно повлиять на его здоровье и судьбу. Бесы часто являлись к людям в их часы радости. Например, известно, что в северорусских регионах упоминается демон с названием, образованным от календарного периода «святки». Время святок сопровождалось играми, развлечениями и гаданиями. «Святке» всячески стремился омрачить веселье народа, но одновременно в этих историях показано, что народ не боится происков демона, а с помощью своей смекалки способен его победить. Демон боится магического круга, которым очерчивали себя гадающие, они садились на шкуру быка, выбрасывая хвост за пределы круга. Глупому демону, не имевшему возможности действовать внутри круга, оставалось только бессмысленно дёргать за хвост быка.
Бесы являются вредоносными персонажами, постоянно контактирующими с человеком в разных местах и сферах, их образ представлен разными вариантами в различных произведениях, но злобность этих существ остаётся неизменной. Образы нечистой силы могут быть представлены существами как мужского, так и женского рода.
Отдельно следует сказать о том, что демонология рассматривает и такие мифологические образы, которые стремятся охранять неписанные природные законы, за нарушение которых человека могут наказать. Например, образ «Серебряного царя», который упоминается в фольклоре Восточной Сибири, представлен в виде карлика, живущего в серебряных рудниках. « В зависимости от поведения шахтёров, он либо помогал тем, кто вёл себя уважительно (соблюдая его «правила»), либо наказывал тех, кто поступал оскорбительно (мочились или матерились) или желал взять серебро без его разрешения».
Известно, что свои покровители и распорядители были в лесу (леший, лесовик) и водоёмах (водяной). С ними человек старался жить в согласии и не вызывать их негодования. Очень известным и распространённым персонажем русского фольклора является домовой, который считался хозяином жилища.
Поверья, запечатлённые в народном фольклоре о злых духах, способных вселиться в человека, остаются жизнеспособными и в наше время. Считается, что дьявольская сила при этом разрушает здоровье и благополучие того, в кого она вселилась. По этому поводу существует множество исцеляющих ритуалов, запечатлённых в преданиях и передающихся из поколения в поколение.
Актуальными остаются и дьявольские персонажи, имеющие самые разнообразные образы, являющиеся алкоголезависимым людям. В этом случае демоны могут выглядеть и карликами, и великанами, и животными, и насекомыми.
Если попытаться объяснить роль мифа в жизни людей, то можно сказать, что «миф – это смыслонесущая реальность человека, и оттого она гораздо более сильна, нежели реальность как таковая. В мифах человек осмысливает и закрепляет свое собственное право на существование перед лицом другого мира, в котором это право человека на существование вообще не было предусмотрено».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Баснина Е. Демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства / Исследовательский реферат. Екатеринбург 2012// URL: http://vesnat.ru/nuda/referat-po-teme-demonologicheskie-obrazi-v-predstavleniyah-mif/main.html
Виноградова Л.Н. Славянская народная демонология. Проблемы сравнительного изучения // Диссертация. Москва, РГГУ, 2001
Дзуцев Х.В. и др. Рассказы о чертях // УРАН Сев.- Осет. Институт гумм. и соц. исследований. Владикавказ. ИПО СОИГСИ, 2011
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии Северного Кавказа //Монография; Сев.-Осет. Институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ, 2008
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!