Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Правовая охрана культурных ценностей на международном уровне (основные международно-правовые акты XX- XXI вв.)

Тип Реферат
Предмет Право

ID (номер) заказа
1435580

200 руб.

Просмотров
1409
Размер файла
67.25 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты института культурных ценностей 4
1. 1. Определение и классификация культурной ценности. 4
1. 2. Развитие института культурных ценностей 8
II. Правовая охрана культурных ценностей на современном этапе 15
2. 1. Защитные меры по охране культурных ценностей на международном уровне. 19
2. 2. Актуальные проблемы правовой охраны культурного наследия 23
Заключение……………………………………………………………………...24
Список источников и литературы…………………………………………...26


Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена угрозами для сферы культурного наследия. Так, демонстративное разрушение культурных объектов мировой цивилизации террористами, нелегальная продажа культурных ценностей, непредсказуемые природные катаклизмы – все это препятствует сохранению культурного наследия, и в таком случае реализация международно-правовой защиты всемирных объектов культуры становится одной из главных задач мирового сообщества.
Целью настоящего исследования является анализ международных и национальных правовых вопросов охраны культурных ценностей. Такая цель предопределила решение следующих задач:
- сформулировать понятие и классификации культурной ценности;
- показать историческое развитие института культурных ценностей;
- рассмотреть основные международно-правовые документы по охране культурных ценностей;
- раскрыть меры международно-правовой защиты объектов культуры;
- выявить проблемы правовой охраны культурных ценностей на современном этапе: национальный и глобальный уровни;
Объектом данного исследования выступают культурные ценности, регламентированные и охраняемые согласно международно-правовым актам;
Предметом работы является наличие защитных мер по охране культурных ценностей на международном уровне.
Методами исследования были выбраны следующие: метод сравнения; общелогические методы анализа и синтеза; эмпирический метод (анализ правовых документов, положений в данной сфере).
Теоретические аспекты института культурных ценностей.
1. Определение и классификация культурной ценности.
На сегодняшний день продолжается поиск наиболее точного и оптимального варианта понятия «культурная ценность». Ученые рассматривают комплекс культурных ценностей народа или общества и как критерий социальной преемственности поколений, и как культурное наследие в целом.
Понятие «культурная ценность» неразрывно связано с культурным наследием. Культурное наследие - это «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями». Понятием «культурные ценности» обозначают предметы материального и духовного мира, имеющие в представлении общества культурную значимость.
Для того чтобы определить компоненты определения «культурных ценностей», мы возьмем за основу международные акты ЮНЕСКО. Конвенция Генеральной Конференции ЮНЕСКО 1970 года включает в себя подробный список предметов культурных ценностей, вот некоторые из них:
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны;
- ценности, касающиеся истории;
- объекты, связанные с жизнью национальных деятелей;
- археологические находки;
- старинные предметы;
- редкие рукописи, книги и документы;
- почтовые марки;
- фоно-, фото- и кинодокументы;
- старинные музыкальные инструменты и другие.
Данная Конвенция подразумевает широкий круг предметов, которые можно отнести к понятию «культурная ценность», однако все они отображают черты национальной культуры и историческую связь с конкретным народом.
Основным критерием причисления объектов культуры к той или иной категории выступает «выдающаяся универсальная ценность», значение которой более подробно раскрывается в материалах Рекомендации и Конвенции ЮНЕСКО 1972 года. В данных законодательных актах впервые перечислены компоненты культурного наследия - памятники, ансамбли и достопримечательные места. К культурному наследию причисляют объекты, которые имеют ценность с точки зрения истории, искусства, эстетики, антропологии и этнологии, а их универсальность отождествляется с уникальностью и незаменимостью вне зависимости от принадлежности какому-либо народу.
Ценностная составляющая объектов культурного наследия рассматривается и в ряде отечественных законодательных актов в области культуры. Так, закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 года к «памятникам истории и культуры» относит «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие научную, художественную или иную культурную ценность».
В современном российском законодательстве, в частности в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 года понятия «памятники истории и культуры» и «объекты культурного наследия» отождествляются. К объектам культурного наследия относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Исходя из содержания данного документа, объекты федерального, регионального и муниципального значения, имеющие историко-культурную значимость, представляют собой историко-архитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» понятие «культурные ценности» рассматривается, как совокупность ряда составляющих:
- нравственные и эстетические идеалы;
- нормы и образцы поведения;
- языки, диалекты и говоры;
- национальные традиции и обычаи;
- художественные промыслы и ремесла;
- фольклор;
- произведения культуры и искусства;
- результаты научных исследований культурной деятельности;
- территории, здания и предметы, имеющие историко-культурную значимость и другие.
Итак, под культурными ценностями подразумеваются «не только отдельные объекты (памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, фольклора), которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и такие явления, как традиции и навыки в области искусства и образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных лиц». Выявленные в составе культурной ценности компоненты подчеркивают необходимость перемещения акцента с их механического перечисления на определение содержания данного понятия не только как государственно правового, но и научного явления. В связи с этим интересна теория Давида Тросби, рассматривающая содержание культурной ценности как единство следующих характеристик:
- эстетическая ценность;
- духовная ценность;
- социальная ценность (связь, идентификация, единство);
- историческая ценность;
- символическая ценность (отображение значения).
Теория Тросби ценна тем, что она определяет внутреннюю структуру культурной ценности. Важно отметить, что главным является не столько сохранение объектов наследия, а сколько поддержание ценностей, которые они в себе несут. Невозможно передать эти ценности будущим поколениям, если не дать ответы на такие вопросы: кто, почему и как оценивает культурные ценности. Иными словами, неразрешенной остается проблема определения степени ценности того или иного объекта культурного наследия.
Согласно теории того вышеупомянутого Д. Тросби процедура оценивания культурного наследия может проводиться на различных основаниях, в частности экономическом, политическом, культурном и других, что имеет определяющее значение для практики сохранения культурных объектов. Выбор того или иного основания определяет «стратегию сохранения».
Что касается профессиональной работы с объектами культурного наследия, то она осуществляется на трех уровнях: эвристическом, гносеологическом и аксиологическом. Эвристический уровень связан с целенаправленным поиском предметов, их сбором и последующим представлением в музеях. Гносеологический уровень включает в себя исследование предмета: причины его возникновения, особенности внешнего вида и устройства, а также назначения и внутреннего смысла. Результатом деятельности на данном уровне становится приращение нового знания в виде каталогов, электронных баз данных, научных статей и монографий. Аксиологический уровень подразумевает работу с объектами культурного наследия, в результате чего происходит выявление их ценностного потенциала. Отбирая определенные предметы и явления, музей признает их историческую, эстетическую и мемориальную ценность, тем самым отображает и отношение общества к компонентам культурного наследия.
Итак, культурные ценности являются критерием соотнесения культурного наследия с современными запросами общества и, как следствие, условием воспроизводства и развития культуры в целом.
2. Развитие института культурных ценностей.
История развития международно-правовой охраны культурных ценностей может быть разделена на несколько наиболее важных этапов: Античность, Средневековье (до Ренессанса); начало Ренессанса до первых попыток международно-правовой регламентации (конец XIX в.); международно-правовая регламентация в период Первой мировой войны; от Первой мировой войны до конца Второй мировой войны и до наших дней.
Характер развития международных отношений не всегда обеспечивал принятие международных мер в этом направлении. Постоянные межгосударственные конфликты и военные действия, слабые связи и недостаточные попытки международно-правовой регламентации препятствовали созданию норм защиты культурных ценностей.
В прошлом практически не было закреплено правил ведения войны. «Законы войны» уже сами по себе давали право конфликтующим сторонам использовать всевозможные средства. Захваченные города не раз подвергались разрушению без каких-либо ограничений. Так были разрушены культурные центры Карфаген, Коринф и др.
В средние века, вплоть до Ренессанса, не было существенных изменений в отношении культурных ценностей ни в законодательном, ни в практическом смысле. Проблема часто сводилась к моральным соображениям, и сдерживающим фактором была лишь личная заинтересованность отдельных граждан в сохранении объектов культуры. Религиозные войны (например, нашествие арабов, турков-османов и т. д.), приводили к уничтожению культурных ценностей народов другой веры.
Альберико Джентили, представитель международно-правовой области, первым ставит вопрос об охране предметов искусства в работе «О праве войны». Гуго Гроций также фактически поднимает этот вопрос (хотя он и не говорит конкретно «о предметах искусства»), возражая против разрушения в ходе войны объектов, не связанных с военными действиями. Это были первые попытки защиты культурных ценностей от варварского уничтожения и разрушения.
Более активно на защиту культурных ценностей выступил Конвент Великой французской революции, который предложил идею охраны памятников культуры и произведений искусства. В Декрете Конвента 1791 года, впервые культурные ценности были объявлены всенародным достоянием, а частные коллекции были национализированы.
Однако во время Наполеоновских войн происходит массовый грабеж крупнейших мировых произведений искусства и их вывоз во Францию. После поражения Наполеона, по решению Венского конгресса 1814-1815 гг., часть из них была возвращена в страны, из которых они были вывезены.
На протяжении всего XIX в. все чаще общество задумывается о защите культурных объектов, однако вопрос остается нерешенным вплоть до второй половины XIX в. Так, Гаагская конвенция 1907 г. стала первым международным документом, запрещающим разрушение культурных объектов, а также их конфискацию во время военных операций.
В 1907 г. в Гааге была созвана Вторая конференция (15 июня - 18 октября 1907 г.) в ней приняли участие государства Европы, Азии и США. Во второй Гаагской конференции имеется несколько редакций, относящихся к охране культурных ценностей во время войны. Международно-правовая защита, в соответствии с Гаагскими конвенциями, распространяется на все здания культурного и научного предназначения, имущество, использующееся для тех же целей, а также исторические памятники.
Гаагские конвенции от 1899 и 1907 гг. представляют собой важный этап в процессе формирования защитных мер по охране культурных ценностей на международном уровне. Что касается регламентации защиты культурных объектов в мирное время, то в это время она еще не представляет собой предмета международного права.
Первая мировая война не могла не сказаться на объектах культурных ценностей. Она нанесла большой урон, значительно были разрушены памятники культуры в большинстве стран. Но в тот период, принимая во внимание военное положение, не предпринимались попытки улучшить правовую систему защиты культурного достояния народов.
В 1919 г. в Париже проходят мирные конференции, созванные для урегулирования проблем по защите и охране культурных ценностей, возникших в результате Первой мировой войны. В Парижских мирных договорах 1919 года отмечены, прежде всего, положения, касающиеся ответственности за нарушение правил ведения войны, в том числе и за нарушение норм защиты культурных ценностей и объектов.
Большой вклад в поддержку целостной разработки мер международно-правовой охраны культурных объектов, внес известный русский художник, ученый и общественный деятель Н. К. Рерих. Он выдвинул идею необходимости особой охраны древних национальных ценностей, в результате идея оформилась в концепцию возрождения человечества через сохранение культурных ценностей.
Концепция Рериха получила поддержку со стороны многих видающихся деятелей того времени - Р. Ролана, Б. Шоу, Т. Манна, А. Эйнштейна, Р. Тагора и др. Впоследствии, в Нью-Йорке, Париже и других городах были образованы комитеты, деятельность которых была направлена на реализацию этой идеи в указанный международно-правовой акт.
Пакт Рериха был одобрен Бюро международной службы музеев и был передан на рассмотрение Комиссии интеллектуального сотрудничества Лиги наций. В 1931 и 1932 гг. прошли две международные конференции в Брюсселе (Бельгия), на которой участники выступили с предложением оформить его в международно-правовой акт. В 1935 г. в Вашингтоне состоялась конференция, посвященная пакту Рериха, в работе которой принимали участие официальные представители американских государств. 15 апреля 1935 г. пакт был подписан. От имени США его подписал лично президент Франклин Рузвельт.
Принятие Пакта Рериха явилось первым актом, посвященным вопросу о защите культурных ценностей. В 1938 г. на основе пакта был завершен Проект конвенции. Он был предоставлен на обсуждение Совету и Ассамблее Лиги Наций. Но начало Второй мировой войны нарушило планы о проведении конференции.
Дальнейшее развитие института права защиты культурных ценностей произошло в связи с событиями Второй мировой войны. В Декларации Правительств США, СССР, Великобритании, 15 стран антигитлеровской коалиции и Французского национального комитета от 5 января 1943 г. говорилось, что члены антигитлеровской коалиции намерены сделать все возможное «для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны». Это предупреждение было сделано в ответ на политику открытого разграбления собственности оккупированных стран, проводимую фашистской Германией и ее союзниками.
Одной из главных международных организаций, которая занимается проблемами международного и научного сотрудничества, включая охрану культурных объектов, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Она была создана в Лондоне в 1945 г. на конференции 44 стран. В организацию входят 160 стран-членов мира.
В ноябре 1999 г. на 30-й Сессии Генеральной Конференции был учрежден «Международный фонд по возвращению культурных ценностей в страны их происхождения и по их реституции в случае незаконного присвоения». Основной задачей фонда является поддержка стран-членов в их борьбе с нелегальной торговлей культурными ценностями. Также фонд проводит обучение сотрудников музеев, таможни и других лиц, работающих в области защиты объектов культуры.
Также ЮНЕСКО взаимодействует с такими организациями, как Международный совет музеев (ИКОМ), Интерпол, УНИДРУА, Всемирная таможенная организация.
ИКОМ – это международная неправительственная организация, была создана в 1946 г., но начала функционировать в 1947 г. Центральный офис организации находится в Париже. Основными направлениями ИКОМ являются: борьба с незаконной торговлей культурными ценностями, безопасность экспонатов, возврат и реституция культурных объектов в страну происхождения.
Интерпол, еще одна межправительственная организация, иначе уголовная полиции. В составе Интерпола находятся 179 государств. Устав организации был принят в 1956 году. Уголовная полиция играет важную роль в делах о розыске украденных ценностей культуры, она анализирует и публикует сообщения о похищенных объектах.
Наряду с Интерполом действует также Всемирная таможенная организация (ВТО) – это всемирный центр таможенной экспертизы, в него входит 161 государство.
Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Институт был образован в качестве дополнительного органа Лиги Нации на основе соглашения, подписанного 3 октября 1925 г. между правительством Италии и Советом Лиги Нации. Официальное открытие УНИДРУА состоялось 30 мая 1928 г. в Риме, где с этого времени находится его штаб-квартира. Члены организации - 59 государств. Наша страна является членом УНИДРУА как правопреемник Советского союза.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятие «культурная ценность» многогранно, и для его характеристики можно применять различные подходы.
II. Правовая охрана культурных ценностей на современном этапе.
1. Защитные меры по охране культурных ценностей на международном уровне.
Международная охрана памятников культуры - это одна из тех острых проблем, которая все в большей степени волнует человечество. Современный мир, мир глобализации, универсального общения и сотрудничества, но одновременно мир трансграничной преступности, разрушительных международных и внутригосударственных вооруженных конфликтов побуждает государства обеспечить международный уровень охраны культурных ценностей. Сам термин «международная охрана культурных ценностей» понимается как совокупность международно-правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования этих ценностей; международные меры, призванные уберечь памятники от разрушения, гибели и грабежа как в дни войны, так и в мирные дни; создание благоприятных условий для обмена культурными ценностями разных народов.
Международное сообщество определило ряд основных направлений нормативного и организационного обеспечения охраны культурных ценностей. Первым направлением стало определение основных стандартов государственной политики направленной на сохранение культурных ценностей для будущих поколений. Основную роль в развитии данного направления играет ЮНЕСКО. Организация «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии».
Наиболее важными актами, носящими общий характер, являются Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятые на 17-й сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года. Другие рекомендации, принятые ЮНЕСКО имеют более специальный характер: о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968г.), о принципах международной регламентации археологических раскопок (1956г.), о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, о сохранении и современной роли исторических ансамблей (1976г.).Основное содержание Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года составляют меры по оказанию международной помощи. Международная помощь, согласно конвенции, должна оказываться с целью охраны, сохранения, популяризации или восстановления культурных ценностей. Она может касаться и выявления культурного наследия в том случае, если предварительные исследования показали, что будут оправданы дальнейшие запросы в отношении помощи .Вопросами охраны культурных ценностей занимаются также различные международные неправительственные организации, осуществляющие тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Среди них следует назвать Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Международный совет музеев (ИКОМ), Международный союз архитекторов (МСА), Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО).
Немаловажную роль в обеспечении охраны культурных объектов играет Совет Европы, в рамках которого были заключены Европейская культурная конвенция 1954 г., Конвенция об охране археологического наследия 1992 г., Конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1985 г. и другие важнейшие международные документы.
Другим направлением международного сотрудничества является противодействие преступной деятельности, направленной против культурных ценностей. К международным документам этой группы следует отнести, прежде всего, Парижскую конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Римскую конвенцию УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 г., Европейскую конвенцию о правонарушениях в отношении культурных ценностей 1985 г., а также принятые в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей 2001 г. и Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей 1994 г.
На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в Гаване в 1990 г. был принят Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.
Наибольшей опасности культурные ценности подвергаются в условиях вооруженного конфликта. Уже в ходе кодификации законов и обычаев сухопутной войны на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. (созванных по инициативе российского императора Николая II), было определено, что «всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение ... исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию» (ст. 56 Конвенции 1907 г.), а также установлена обязанность воюющих принять все необходимые меры к тому, чтобы «щадить, насколько это возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, под условием, чтобы такие здания и места не служили одновременно военным целям». Первым международным актом универсального характера, в котором были объединены многие положения, предусматривающие охрану культурного наследия в случае вооруженных конфликтов, стала Гаагская конвенция 1954 года.
Специальным вопросом защиты культурных ценностей в связи с вооруженным конфликтом является проблема возвращения культурных ценностей, перемещенных в ходе войны и, в частности, после Второй мировой войны. 5 января 1943 г. правительства СССР, США, Великобритании и пятнадцати других государств-членов антигитлеровской коалиции выразили в специальной декларации намерение «сделать все возможное для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны, в отношении стран и народов, подвергшихся без всякой причины нападению и разграблению». Положения этой декларации нашли свое отражение в мирных договорах, подписанных в Париже 10 февраля 1947 г. в соответствующих положениях о реституции. Вопросы реституции были рассмотрены на Гаагской конференции 1954 года, в результате чего был подписан Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Таким образом, мы можем определить, что за последние десятилетия, общество шагнуло вперед в отношении международно-правовой защиты культурных ценностей: были приняты многочисленные международные объектов; сегодня функционируют многочисленные международные межгосударственные и неправительственные организации, основной задачей которых является сохранение культурных ценностей. Но в то же время наряду с успехами, существует проблема отсутствия конкретного механизма, действующего на межгосударственном уровне и эффективно решающего вопросы ответственности государств и конкретных лиц. На сегодняшний день не в полной мере реализуется взаимодействие международного и национального организационно-правового уровня в деле охраны культурного наследия. Порой политические и военные интересы доминируют над гуманитарными интересами, что приводит к разрушающим действиям в отношении культуры.
2. 2. Актуальные проблемы правовой охраны культурного наследия.
На сегодняшний день проблема сохранения объектов мирового наследия остается весьма острой, ибо действующая система охраны не является идеальной. Так, анализ правовых документов, регулирующих отношения в области использования и охраны культурных ценностей и информации о нарушениях действующего российского законодательства, позволяет выделить ряд проблем.
Исследователь В. В. Лавров, в своей работе определяет следующие проблемы:
- необходимость совершенствования правого регулирования отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов природного и культурного наследия, прежде всего на уровне регионов РФ и муниципальных образований;
- не сегодняшний день в законодательстве не утверждены границы территорий и режим использования земель, на которых отмечены объекты культурного наследия;
- у части природных и культурных объектов отсутствует зарегистрированный собственник;
- большая часть объектов культурных ценностей не зарегистрирована в государственном кадастре объектов недвижимости;
- значительное количество объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии;
- на объектах археологического наследия отмечается большой объем не разрешенных раскопок.
Автор также выделяет группы распространенных нарушений законодательства в области охраны и использования культурных ценностей:
1) нарушение законов, регулирующих правоотношения, связанные с выявлением, учетом, сохранением и использованием объектов природного и культурного наследия:
- неисполнение требований закона о постановке на учет объектов культурного наследия, вновь выявленных объектов культурного наследия;
- неисполнение требований закона об установлении границ территорий, зон охраны объектов природного и культурного наследия;
- неисполнение требований закона об обеспечении сохранности объектов культурного наследия;
- исключение объекта культурного наследия из реестра, из списка выявленных объектов культурного наследия;
2) нарушение законов при финансировании мероприятий по охране объектов природного и культурного наследия.
3) нарушение законов, регулирующих отношения, связанные с оборотом объектов природного и культурного наследия.
4) нарушение законов об охране объектов природного и культурного наследия при осуществлении градостроительной деятельности и при землепользовании.
Причинами такого низкого уровня законности в сфере использования и охраны культурных ценностей, автор называет наличие межотраслевой системы управления, что в ряде случаев приводит к межведомственным коллизиям, к несогласованным действиям различных субъектов управления, а также совмещение одними и теми же органами функций исполнения требований законов об охране культурных объектов.
Теперь важно перейти от национального измерения к глобальному, так как в ходе человеческой истории материальные культурные ценности не раз являлись уязвимыми, и причины этому не утратили своей актуальности, лишь изменили масштабы. Исследователи О. С. Нагорная, Е. В. Ерохина в своей статье определили ряд глобальных проблем, которые не позволяют реализовать международно-правовые механизмы по защите культурных ценностей в полной мере, порой же международные акты нарушаются, Вследствие чего культурные объекты терпят непоправимый ущерб. Итак, авторами выделяются:
1) Природные катаклизмы. Пожары и землетрясения во все времена всегда наносили ущерб архитектурным сооружениям. И на сегодняшний день природные катастрофы продолжают оставаться одной из основных причин потери культурных объектов.
2) Вооруженные конфликты играют не меньшую роль в разрушении памятников культуры. Правда, сегодня это роль приобрела совершенно иное измерение. Так военные действия в Ираке (2003-2011 гг.) нанесли значительный вред культурному наследию страны. В 2003 г. был разграблен Багдадский музей, в ходе чего большая часть экспонатов была уничтожена, из хранилищ вынесены многие реликвии, относящиеся к древней цивилизации шумеров и другим периодам истории Месопотамии. В 2013 г., Танхид Али, руководитель информационного центра музея отметил, что из 15 тыс. украденных экспонатов музея удалось вернуть только 4 тыс.
3) Революции и смена политических режимов. С 2014 г. культурные объекты Ирака, Ливии, Сирии, Мали подвергаются систематическому уничтожению самопровозглашенным государством ИГИЛ. Так, за полтора года было разрушено более половины старинных артефактов музея Мосула, три погребальные башни в Долине гробниц, в городе Бусра поврежден один из крупнейших античных амфитеатров Сирии. На данном этапе не представляется возможным точно оценить ущерб, часть культурных ценностей была вывезена контрабандой и определена на черный рынок, а оттуда в частные коллекции. Таким образом, украденные ценности становятся источниками финансирования терроризма. Согласно исследованиям, ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 6 млрд. долл., Интерпол на 2015 г. насчитывает более 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 государств мира.
4) Неэффективная работа органов охраны приводит к некомпетентной оценке реального состояния культурного объекта или же к несанкционированному сносу. В 2000 году так произошло саморазрушение Дома Пикарта в Москве.
5) Вандализм, еще одна глобальная проблема. Культурные ценности часто становятся жертвой государственных образований, целенаправленно противопоставляющих себя принятым во всем мире ценностям и нормам по отношению к объектам культуры и существующей системе международного права. Такими образованиями можно назвать ИГ и движение Талибан. В 2012 г. был уничтожен один из мавзолеев в городе Тимбукту и две могилы в известной мечети Джингеребер. Ранее террористы разрушили запечатанную дверь в известной мечети Сиди Яхья. В свою очередь, мировое сообщество не признает ИГ государством, с которым можно взаимодействовать на глобальном уровне, собственно это пока не позволяет решить проблему охраны культурных объектов, находящихся на территории, подконтрольной самопровозглашенному государству.
Делая вывод по вышесказанному, мы сталкиваемся с тем, что на современном этапе проблема сохранения и защиты объектов культурных ценностей остается весьма злободневной, так как существующая международно-правовая система охраны не является идеальной. Поэтому современные реалии требуют создания нового, более гибкого инструмента охраны культурного наследия.
Заключение
Подводя итоги, мы убедились в том, что на сегодняшний день существует потребность в переосмыслении роли культурных ценностей, ведь важно не просто сохранить их в первозданном виде, но и активно транслировать в социально-культурном пространстве.
В ходе работы мы выполнили ряд задач:
- дали определение «культурной ценности», выделили основные ее классификации;
- рассмотрели историческое развитие института культурного наследия;
- выявили меры международно-правовой защиты культурных объектов;
- рассмотрели проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество в сфере защиты культурного достояния.
Тем самым, мы достигли поставленной цели: получили всесторонний анализ международно-правовых актов в области охраны культурных ценностей.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
Во-первых, для нашей страны актуальными остаются такие вопросы как: переход памятников федерального значения в муниципальную и частную собственность; вопрос об административной, уголовной охране культурных объектов.
Во-вторых, нелегальная продажа культурных ценностей за рубеж является сегодня «теневым» доходным бизнесом. Незаконно полученные ценности прячут частные коллекционеры, либо их контрабандой вывозят в другие страны. Из этого становится ясно, что вопрос об охране культурного наследия, как в РФ, так и за рубежом является одним из злободневных
В третьих, анализ правовых документов и опыта отечественных и зарубежных ученых позволяет нам сделать вывод о том, что понятие «культурная ценность» многогранно, и для его характеристики могут использоваться различные подходы.
В-четвертых, анализируя историческое развитие института культурных ценностей, мы определили, что проблемы, связанные с защитой культурных объектов, появились еще в античности, но только к началу XX в. они были оформлены и отмечены в Гаагских конвенциях, которые запрещают уничтожение культурных памятников.
В-пятых, участие нашей страны в деятельности таких важных межправительственных организаций, как ЮНЕСКО и Интерпол, а также такой неправительственной организации, как ИКОМ, имеет большое значение для сохранения национального культурного наследия.
Таким образом, поставленная еще в прошлые десятилетия проблема охраны культурных ценностей и борьбы с их хищением по-прежнему является одной из актуальных проблем современного общества. Для решения многих проблем требуется интенсивное международное сотрудничество.
Список источников и литературы
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М, 1991 г. Выпуск ХІX.
Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 1970 г. [Электронный ресурс] // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900836. (Дата обращения: 22.03.2019 г.).
Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры 16 ноября 1945 г. П. 1. Ст. 1. // Действующее международное право. - Т. 3. - С. 674.
Алтынов И. Проблема защиты культурных ценностей в случае войны. М.: Эксмо, 2013. 1


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.