это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1439161
Ознакомительный фрагмент работы:
Стандарты оценочной деятельности: необходимость принятия, цели, задачи в российской оценке
Научная статья посвящена современным проблемам правового регулирования оценочной деятельности в России. Изложены основные проблемы правового регулирования и предложены возможные пути их решения.
Оценочная деятельность в России в настоящее время динамично развивается. Согласно реестру СРО оценщиков, который ведет Федеральная служба государственной регистрации, на начало 2018 года зарегистрировано «17 саморегулируемых организаций оценщиков, членами которых являются около 20 тыс. человек». На данный момент все более востребованными становятся услуги по профессиональной оценке различного вида имуществ. Сложность оценочной деятельности в России связана с быстрой сменой экономической, политической и правовой ситуаций. Стоимость оценочной деятельности в России в среднем составляет от 20 000 до 300 000 рублей. В связи с большими затратами на оценку проблема правового регулирования оценочной деятельности в России становится все более актуальной. От решения данных проблем зависит обеспечение прав и интересов оценщика и заказчика оценки.
Оценочной является профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. Данный вид оказания услуг в России возник после перестройки в связи с приватизацией имущества, возникновением фондового рынка, развитием системы страхования и пр. Сегодня оценочная деятельность необходима как органам государственной власти с целью налогообложения, так и физическим и юридическим лицам для нужд гражданского оборота, ее осуществление оказывает огромное влияние на развитие предпринимательской среды. Правильная оценка объектов бизнеса дает возможность владельцам компаний уменьшить расходы и высвободить средства, укрупнить инвестиционный потенциал, что приведет к увеличению стоимости бизнеса. Верное определение стоимости предметов налогообложения будет способствовать соблюдению интересов физических лиц - налогоплательщиков. Совершенствование оценочной деятельности является необходимым фактором развития экономики России.
Оценочная деятельность регламентируется определенными правовыми документами. К ним относятся: Конституция РФ; кодексы РФ; федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; федеральные стандарты оценки (ФСО); Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРО).
На рисунке 1 представлено схематичное изображение нормативного регулирования оценочной деятельности в РФ.
Рисунок 1 – Нормативное регулирование оценочной деятельности в РФ
Правосубъектность оценщика возникает с момента приобретения им статуса субъекта оценочной деятельности, предусмотренного ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой информация об оценщике вносится в реестр саморегулируемой организации оценщиков(далее СРО), с этого момента субъект может свести самостоятельно оценочную деятельность и осуществлять профессиональные субъективные права и юридические обязанности. Такой подход способствует развитию оценочной деятельности, правила предполагают дополнительное обучение и повышение квалификации участников саморегулируемой организации, устанавливают обязанность СРО контролировать работу своих оценщиков в соответствии требованиям законодательства, федеральных стандартов оценки, а также профессиональной этики.
Саморегулируемые организации оценщиков отвечают перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членов, причинивших убытки ненадлежащим исполнением обязанностей. Для таких случаев формируется фонд возмещения ущерба, нанесенный действиями оценщика, который расходуется, если страховой суммы не хватает на покрытие. В других случаях саморегулируемые организации вправе применять дисциплинарные меры наказания, вплоть до исключения субъекта из состава членов, то есть причинение убытков потребителям может явиться основанием лишения права заниматься оценочной деятельностью.
Отношения по оценке объектов регулируются в России федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», актом учреждены требования, предъявляемые к оценщикам, основания и условия осуществления оценочной деятельности, основные положения о регулировании оценочной деятельности в России и о кадастровой оценке. В соответствии со ст. 20 данного источника стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Создание федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Рассматриваемые документы разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности. Если проект стандартов не предоставлен в установленный срок совету, правила разрабатывается и после его рассмотрения советом по оценочной деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности. Федеральным органом исполнительной власти в сфере оценочной деятельности является Минэкономразвития России, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой области. В настоящее время Минэкономразвития России конкретизировало процедуру регулирования оценочной деятельности путем утверждения единых правил на подзаконном уровне. Федеральные стандарты оценки недвижимости имеют в своем составе: ФСО № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, N° 12. Оценщик имеет право отклоняться от установленных стандартов, но он обязан обосновать причину в отчете.
В соответствии с пунктом 8 ФСО № 9 «Оценка для целей залога» определение ликвидности объекта оценки обязательно указывается в отчете, но не рассматривается как результат оценки. В пункте 9 данного стандарта оценки определен критерий ликвидности, типичный срок экспозиции, оценщик сталкивается с определением этого критерия. Официальных собранных аналитических данных по этому критерию не существует.
Проблема самостоятельного проведения анализа оценщиком состоит в следующем:
нет достоверной информации о причине снятия объявления о продаже / предложения об аренде на сайтах и в печатных изданиях;
предложение на продажу зачастую сложно состыковать с данными Росреестра и уточнить кадастровый номер объекта и точный адрес, т.к. продажа осуществляется зачастую через агентов, которые не публикуют точные данные, защищая свои интересы;
брокеры по продаже или аренде недвижимости предлагают данные только по очень узким сегментам рынка, зачастую не относящиеся к объектам оценки;
оценщики иногда сами рассуждают о том, как быстро может объект оценки быть продан на открытом рынке - хотя на самом деле это непрофильная для них деятельность.
Учитывая сложность в получении информации и ее идентификации, а также факт того, что оценщик не участвует в процессе продажи актива, из полученных данных предложений оценщик не может самостоятельно определить ликвидность объекта оценки. Из этого следует, что в отчет об оценке может быть включен лишь анализ существенных факторов, влияющих на ликвидность, с последующим влиянием на определение стоимости объекта.
Большинство специалистов полагает, что недостаточно тщательное регулирование многих нормативно-правовых вопросов является дозволением для корректировки и отступления от точного и достоверного расчета стоимости. Для определения стоимости объекта оценки оценщик использует исходную информацию об оцениваемом объекте и о рынке, в котором находится объект. Информацию об объекте оценки предоставляет заказчик, который, как правило, является правообладателем имущества и располагает всеми необходимыми данными. Таким образом, презюмируется честность и добросовестность заказчика, определившего сведения, влияющие на установление стоимости оцениваемого имущества. Практика показывает на возможность искажения полученных данных в связи с прохождением полученной информации через многие инстанции, обычно это бывает, когда требуется оценка крупных объектов в целях налогообложения.
В стандартах следует более четко определить критерии использования подходов, относящихся к оценочной деятельности и определения природы объектов оценки, так как в практике оценочной деятельности достаточно часто встречаются ошибки при решении данных вопросов, что приводит к недостоверности отчетов об оценке объекта и, соответственно, к снижению репутации оценщика и доверия к нему со стороны заказчика. Такие действия могут повлечь судебные тяжбы, где оценщику придется доказывать правильность своих действий при определении правового титула объекта оценки и расчета его стоимости. Для обоснования метода оценки специалист должен ссылаться на различные определения, опирающимися на практику оценочной деятельности объектов, что влечет за собой их некорректное трактование при использовании отчета об оценки. Чтобы избежать таких последствий, нужно сформировать согласованную научную базу стандартов и правил оценки, это существенным образом повысить уровень и качество составления отчета.
При решении вопросов создания таких унифицированных норм следует обратить внимание на вопросы:
формулировки задачи оценки, подготовки официальных исходных данных для оценки, определения основ описания объекта оценки, проведения согласования детального задания на оценку;
разработки строгих и научно обоснованных процедур решения задач оценки, определения критериев контроля и корректировки погрешностей в процессе анализа и расчетов при получении конечного результата оценки;
обоснования разделов, входящих в отчет об оценке по строгим правилам его оформления и требованиям к их содержанию;
проведения экспертизы расчетов оценки по принятому порядку проведения процедур и оформление отчета по итогам проверки.
Таким образом, ряд моментов оценочной деятельности еще нуждается в совершенствовании правового регулирования.
Далее рассмотрим проблемы правового регулирования оценочной деятельности, с целью выявления направлений его совершенствования.
К первой группе относятся проблемы, касающиеся страхования в области оценочной деятельности. Данный тип проблем касается механизма защиты как оценщика, так и заказчика. К данной группе относятся 2 основные проблемы.
Первая проблема состоит в том, что положения ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности, ограничивающие страховую выплату при наступлении страхового случая размером причиненного заказчику, исключают возможность возмещения упущенной выгоды.
В качестве предложения по совершенствованию данной статьи можно предложить следующее: внести в ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности изменения, согласно которым страховщик производит страховую выплату в размере причиненных убытков и упущенной выгоды, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.
Вторая проблема состоит в отсутствии в Законе об оценочной деятельности конкретного определения понятия страхового риска по договору страхования ответственности оценщика, что собственно ведёт к сложности использования механизма страхования.
В качестве предложения по совершенствованию предлагается дополнить ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности. Внести в данную статью положение, согласно которому страховым риском по договору обязательного страхования ответственности является вероятность наступления ответственности оценщика за убытки, причинённые заказчику. При этом предлагается исключить страхование ответственности оценщика, наступившей в результате:
причинения убытков вследствие действия непреодолимой силы;
причинения морального вреда;
действий оценщика, не связанных с осуществлением им оценочной деятельности.
Таким образом, проблемы, связанные со страхованием, являются актуальными, так как оценочная деятельность всегда связана с высоким риском. Данный риск у оценщика связан с тем, что он берет на себя ответственность за результаты оценки. При ошибочной оценке, связанной с постоянными изменениями экономических, политических и социальных условий, заказчик может понести большие финансовые потери. В связи с эти необходимо усовершенствовать механизм страхования, чтобы снизить возможные конфликты и обращения в суд.
Ко второй группе относятся проблемы, касающиеся непосредственно оценщика. Данный тип проблем связан с квалификацией оценщика и защитой его прав. К данной группе относятся 2 основные проблемы.
Первая проблема состоит в том, что возникновение ошибок при проведении оценки обусловлено недостаточной профессиональной квалификацией оценщика. Реализация оценщиком профессиональной деятельности требует не только наличия определенных знаний в области оценочной деятельности, но и практических навыков.
В качестве предложения по совершенствованию предлагается дополнить ст. 24 Закона об оценочной деятельности требованием, согласно которому кандидат в оценщики для вступления в СРО должен обладать трудовым стажем, связанным с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет или пройти стажировку у оценщика сроком не менее двух лет. Введение данного требования поможет повысить уровень профессиональной квалификации оценщиков и усилить механизм правовой защиты заказчиков оценки.
Вторая проблема состоит в том, что исключение оценщика из СРО выступает причиной для отказа в принятии лица в члены другой саморегулируемой организации, если с момента исключения прошло менее трёх лет, фактически это лишает возможности дальнейшей оценочной деятельности. В условиях отсутствия в Законе об оценочной деятельности списка оснований исключения оценщика из членов СРО, это формирует возможности для злоупотреблений со стороны руководства саморегулируемой организации, нарушая тем самым интересы оценщиков.
В целях защиты прав оценщиков предлагается закрепить в Законе об оценочной деятельности полный список оснований исключения оценщика из членов СРО. К их числу следует отнести:
представление при вступлении в саморегулируемую организацию оценщиков поддельных документов;
преступления в сфере экономики;
несоблюдение требования о независимости оценщика;
разглашение им информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
Таким образом, решение проблемы, связанной с компетенциями оценщика, позволит улучшить качество оценочной деятельности в России. Однако, в связи с этим, стоимость оценочной деятельности повысится. Это будет связано с продолжительным обучением, а именно стажировками оценщиков. Однако, это будет оправдано, т.к. точность и качество оценки станет выше, а вместе с тем это повысит механизм защиты заказчиков, т.к. вероятность финансовых потерь, связанных с неправильной оценкой бизнеса снизится. В свою очередь решение проблемы, связанной с исключением оценщика из СРО, повысит механизм защиты оценщика, исключив возможность злоупотребления своими полномочиями руководством СРО. Оценщик сможет в случае недобросовестного поведения руководства обжаловать свое исключение в суде.
К третьей группе относятся проблемы, касающиеся недостаточности регулирования и противоречия нормативных документов в области оценочной деятельности. Данный тип проблем касается нормативных документов, которые регламентируют оценочную деятельность.
Основная проблема состоит в несоответствии положений ГК РФ и Закона об оценочной деятельности, которое вызывает трудности при решении проблемы о распределении ответственности юридического лица. Таким образом, согласно ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности, полная материальная ответственность за убытки, причинённые заказчику оценки, возлагается на оценщика независимо от формы осуществления им профессиональной деятельности. В то же время, согласно ст. 402, 1068 ГК РФ ответственность должна возлагаться на юридическое лицо. Оценщик, выполняющий профессиональную деятельность по трудовому договору, не состоит в прямых договорных отношениях с заказчиком, в пользу которого проводит оценку, и не должен нести полную материальную ответственность перед заказчиком. Размер ответственности такого лица должен быть ограничен. В связи с чем предлагается ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности привести в соответствие с положениями ст. 402, 1068 ГК РФ.
Таким образом, основные проблемы правового регулирования в России можно распределить на три группы. К первой группе относятся проблемы, касающиеся страхования в области оценочной деятельности. Решение данных проблем повысит эффективность страхования оценочной деятельности и улучшит механизм защиты заказчика оценки. Ко второй группе относятся проблемы, касающиеся непосредственно оценщика. Решение данных проблем поможет повысить уровень оценочной деятельности. К третьей группе относятся проблемы, касающиеся недостаточности регулирования и противоречия нормативных документов в области оценочной деятельности. Решение данных проблем сможет исключить неясность определений и несоответствие правовых документов. Для решения данных проблем необходимо вносить дополнения в закон об оценочной деятельности и федеральные стандарты оценки. Также необходимо отслеживать изменения экономической ситуации, чтобы своевременно вносить поправки в федеральные законы и нормы, касающиеся оценочной деятельности.
Список использованной литературыГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. – N 238-239. – 08.12.1994.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Российская газета. – N 233. – 28.11.2001.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – N 148-149. – 06.08.1998.
Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 327 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО N 9)» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.03.2019).
Кочетков М.Н., Данилов К.П. Значимость оценочной деятельности в условиях рыночной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 3. – № 8. – С. 109-113.
Медовый А.Е. Проблемы, перспективы и направления развития оценочной деятельности в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2018. – № 1. – С. 55-58.
Салихова Д. Ч. К вопросу о возникновении и прекращении правосубъектности оценщика // Профессионал года 2016 сборник статей Международного научно-практического конкурса. – Пенза, 2016.
Семякин Н.К. Саморегулирование оценочной деятельности // Science Time. – 2018. – № 2 (50). – С. 36-39.
Скворцова Т.А., Гнедчик А.О. Правовое регулирование оценочной деятельности в России // В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2018 сборник статей XII Международного научно-практического конкурса. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – 2018. – С. 232-234.
Стрельцов С. Актуальные вопросы оценочной деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 2. – № 4. – С. 31-35.
Единый государственный реестр СРО оценщиков // Оценщик.ру. URL: http://www.ocenchik.ru/ORGS (дата обращения: 23.03.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!