это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1441729
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это самые близкие ребенку люди, которые заинтересованы в его восстановлении. Роль родителей и близких родственников в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья неоценима и огромна. Для ребенка с нарушением ОДА необходимо то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким, какой он есть со всеми проблемами и трудностями. Правильное семейное воспитание способствует тому, что ребенок войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу, именно таким, какой он есть – с двигательными нарушениями, и, может быть, с нарушениями интеллекта и речи, с дефектами слуха и зрения, будет социально адаптирован. Любому ребенку, а особенно с ограниченными возможностями здоровья, нужна счастливая и полноценная семья, которая понимает и принимает его проблемы и трудности и помогает их преодолевать.
Цель данной работы:
Изучить значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с нарушениями ОДА;
Рассмотреть трудности, типы и последствия семейного воспитания в формировании личности ребенка с нарушениями ОДА.
Семья- это самые близкие люди для каждого человека. С рождения ребенок нуждается не только в удовлетворении своих потребностей в еде и тепле, но и в общении. Через общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность любить, сопереживать, понимать других людей и себя, контролировать свои эмоции, уважать чужую и свою жизнь, добиваться поставленных целей. Приобретение этих ценностей возможно только при совместном переживании событий жизни ребенка и взрослого. Поэтому переоценить роль семьи в жизни ребенка невозможно. Таким образом, целенаправленное систематическое воздействие семейного образа жизни и взрослых членов семьи на ребенка, главная задача которого подготовка детей к жизни в существующих социально-экономических и политических условиях является семейное воспитание.
Можно выделить три группы факторов, которые влияют на формирование личности ребенка и на его нравственное воспитание в семье:
1. Социальная микросреда семьи. В ней происходит приобщение детей к социальным ролям и ценностям.
2. Внесемейная деятельность.
3. Собственно семейное воспитание, под которым понимается комплекс целенаправленных педагогических воздействий на ребенка
Но особое место занимает семья, которая находится в процессе формирования и воспитания личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Из-за определенных особенностей у таких детей замедлен темп формирования системы социальных отношений, ориентировок, знаний и представлений о них. Общение детей с окружающими как фактор коррекции и развития их недостатков невозможно, так как первичные нарушения здоровья являются причиной возникновения препятствий в процессе развития и формирования общения детей и отношений с окружающими, препятствуют установлению глобальных социальных связей. Это в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании основных психических процессов, возникающие и преобразующиеся непосредственно в общении ребенка с окружающими при нормальном ходе развития. Часто самим родителям ребенка с отклонениями в развитии необходима психологическая помощь и соответствующее воспитание, которое вселило бы веру в то, что их ребенок не потерян для общества. Ведь
семья, в которой появился ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывает совсем другие трудности, которые значительно отличаются от повседневных забот, волнующие обычную семью. С рождением особенного ребенка изменяется весь уклад семьи, психологический микроклимат. Все члены семьи постоянно испытывают стресс, который в ряде случаев только нарастает, нежели уменьшается. Часто возникают конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи-семья структурно деформируется. Очень важно, чтобы оба родителя с самого начала взяли заботу о ребенке и ответственность вместе. Тяжелая ситуация в семье может возникнуть от неправильного распределения обязанностей, когда один из родителей постоянно упрекает другого, что тот уделяет ребенку мало внимания или наоборот, в случае когда ответственность берет на себя только один родитель. Чаще всего весь уход за ребёнком в семье берет на себя мать, но ее возможности не бесконечны, что приводит к различным соматическим заболеваниям, вегетативным и астеническим расстройствам (Майрамян Р.Ф., 1976, 1977; Вишневский В.А., 1984, 1987). Так, например, из исследований В.А. Вишневского у 60 % матерей, которые воспитывают детей с ДЦП выявлены проявления депрессивного невроза, депрессивное невротическое развитие личности, затяжные невротические депрессии [7]. Исследования Ткачёвой В.В. (1998) заслуживают внимания, она изучила проблемы личностных изменений, которые возникают у родителей детей с ДЦП. В результате автором было установлено, что у 73,6 % семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, имеют разнообразные особенности личностного реагирования. Это серьёзный неблагоприятный фактор в семейном воспитании, который может привести к различным видам нарушений в психическом развитии ребёнка [7]. Ведь микроклимат в семье играет особую, главную роль в процессе формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. Среди факторов, которые влияют на психологический климат в семье нужно выделить поведение родителей, согласованность их действий, адекватную оценку родителей способностей ребенка и отношение родителей к ним, степень участия матери и отца в воспитании, степень участия ребенка в культурных и хозяйственных мероприятиях в семье, вовлечение в сферу семейной жизни ребенка. Семья в силах решить проблемы в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями ребенка, которые не под силу любому педагогу. В какие отношения с обществом в дальнейшем вступит ребенок зависит от того, какие отношения построены между членами семьи и ребенком. Для того, что бы успешно решить эту проблему нужно учить родителей относиться к своим детям, имеющим отклонения в развитии. Потому что главная проблема родителей – это акцентирование внимания на недостатках своих детей и придание им большого значения, т.е. неправильное отношение родителей к своим детям, а это влечет еще большие трудности при адаптации ребенка в обществе, замедляет его готовность к собственной семейной жизни.
Неблагоприятный психологический статус членов семьи может привести к приводит к тому, что они не способны адекватно оценить возможности ребенка и как следствие неправильно его воспитывают.
Есть разнообразные классификации типов неправильного воспитания. В одной из классификаций выделяют такие типы неправильного воспитания:
доминирующая гиперпротекция;
гипопротекция;
потворствующая гиперпротекция;
симбиоз и гиперопека,
эмоциональное отвержение;
воспитание посредством вызова чувства вины;
воспитание посредством нарочитого лишения любви.
Так или иначе эти типы воспитания затрудняют дальнейшую социальную адаптацию ребенка и/или деформируют его личность.
В исследованиях И.И. Мамайчук с соавторами (1989) и В.В.Ткачевой (1988) показано, что в семьях, воспитывающих детей с ДЦП, самый частый тип воспитания— гиперопека, который лишает ребенка самостоятельности, тормозит его личностное развитие, способствует закреплению тормозимых черт личности и формированию нереальных планов на будущее. Но в то же время в некоторых семьях наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что способствует формированию у него чувства неуверенности в себе и неполноценности, а при неустойчивом типе характера может вызывать реакцию активного протеста. В исследовании В.С. Чавес (1993) выявили, что в общении с подростком больным ДЦП, родители применяю стиль потворствующей протекции, проявляющийся в удовлетворении каких угодно потребностей даже без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания приведет к развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей. Родители часто не дают ребенку с НОДА ничего делать самостоятельно, желая избавить его от трудностей. В дальнейшем такое воспитание- гиперопека- приводит к пассивности, отказу от любой деятельности. Родителям следует формировать к своему ребенку правильное отношение. В зависимости от того, как ребенка воспринимают родители он будет рассматривать себя либо как инвалида, который даже не имеет шансов достичь определенных успехов, либо как человека, который способен достичь многого. Если родители не стыдятся своего ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться себя, своей болезни и уходить в себя. Родителям необходимо совместно со специалистами – педагогами, дефектологами, логопедами, психологами, медиками составить единый комплекс действия на ребенка. Совместно проводиться коррекционная работа, которая направлена на общее развитие ребенка и предупреждение возникновения нежелательных черт личности (упрямство, раздражительность, плаксивость, неуверенность, боязливость). Как и любого ребенка, ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нужно оберегать от травм, но не ограждать от проблем. Ребенок, который вырос в «тепличных» условиях в дальнейшем окажется не приспособленным к повседневной жизни.
Семейное воспитание – это совместные стремления и действия в процессе взаимодействия двух поколений. Данную задачу можно рассмотреть как усвоение знаний, умений и навыков детьми, которые необходимы для нормального формирования личности в условиях семьи. По своей природе все проблемы семейного воспитания взаимосвязаны. Не считаясь с проблемами семейных отношений невозможно думать о формировании авторитета родителей. Точно так же невозможно рассматривать формирование характера ребенка и процесс становление личности ребенка, в отрыве от проблемы уважения детей к родителям, от взаимоотношениях в семье. Можно выделить ключевые моменты в процессе семейного воспитания, которые влияют на становление личности ребенка. Главными и актуальными проблемами жизни семьи, которые определяют характер и судьбу детей, являются проблемы, которые связанны:
с процессом формирования духовного мира детей;
с развитием внутрисемейных отношений;
со становлением родительского авторитета.
Так же на формирование личности оказывают влияние микросоциальные условия, которые являются примером на первых этапах осмысления детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата своего собственного семейного опыта. Формируются стереотипы семейного поведения посредством подражания, в случае отсутствия объекта для подражания у ребенка наблюдается несформированность стереотипов и собственного «Я». В специальной (коррекционной) программе обучения есть предмет социально-бытовой ориентировки, но он не в полной мере отражает этот комплекс знаний, который необходим будущим семьянинам. Но можно добиться хороших результатов в подготовке к самостоятельной жизни учащихся с НОДА в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру. Воспитание детей с НОДА требует особый подход, понимание особенностей развития, возможностей и психофизического состояния этих детей, методов воспитания и обучения. Без этих знаний могут быть допущены большие ошибки со стороны семьи, которые затруднят формирование социальных качеств личности и/или усугубят еще больше недостатки их развития.
Вывод
Родители – главные участники помощи ребенку с нарушением опорно- двигательного аппарата, особенно, если ребенок не в силах посещать какое-либо учебно-воспитательное учреждение. Для того, что бы создать в семье благоприятные условия воспитания нужно знать перспективы и особенности развития ребенка, возможности и перспективы его развития, сформировать у ребенка адекватную самооценку – правильное отношение к своим возможностям и способностям, а главное к себе. Для этого необходимо всегда подчеркивать, что вместе с недостатками у ребенка имеются большие достоинства, что ему ничего не помешает добиться в жизни многого, если он для этого приложит усилия. Также важно развивать волевые качества- они необходимые в жизни. Для того, что бы достичь данную цель необходимо обеспечить посильную трудовую деятельность, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, всем членам семьи нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (навыки самообслуживания, гигиенические навыки), а имел определенные обязанности, которые значимы для окружающих (убрать посуду, навести порядок в комнате, накрыть стол). В результате этого у ребенка с НОДА появится интерес к труду, уверенность в своих силах. Он будет рад тому, что он может быть полезен окружающим. Таким образом, значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с нарушением опорно-двигательнго аппарата трудно переоценить и главным образом от нее зависит дальнейшее развитие ребенка и его счастье.
Список используемой литературы:
Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. Президентская программа «Дети России». Москва-Санкт- Петербург, Том 2, 1998. — 439 с.
Лаврова Г.Н. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ РЕБЁНКА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — с. 303—335.
Олейникова Л. Т. Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/25/2739/ (дата обращения: 23.03.2019).
Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /Сост. Г.Н. Лаврова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. — 329 с.
Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 160 с.
Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. //Дефектология — № 4, — 1998 — с. 3—9.
Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М.: Издательство «Книголюб», 2008. — 144 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!