это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1444003
Ознакомительный фрагмент работы:
Построение механизма оптимизации расходной части бюджета Пенсионного фондаПенсионное обеспечение является важным звеном в финансовой системе страны. Выполнение поставленных государственных задач по повышению уровня и качества жизни населения, в том роста размера пенсий и увеличения продолжительности жизни, невозможно без оптимизации пенсионной системы страны в целом и её регионов. На протяжении всего периода существования пенсионной системы России существуют проблемы с формированием финансовых ресурсов и сбалансированностью бюджетов пенсионных фондов её территорий. Необходимо определить основные направления реформирования пенсионной системы государства на долгосрочную перспективу.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Расходы пенсионного фонда направляются на следующие цели:
- выплату государственных пенсий;
- выплату пособий по уходу;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным;
- финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ.
Одна из обязанностей каждого государства - обеспечивать базовые социальные гарантии постоянного развития общества. Важной составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. За последние годы актуализируется анализ системы пенсионного обеспечения, который обусловлен опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства к проблемам социального обеспечения и удовлетворенностью страховой защиты пенсионеров. Пенсионный фонд России является администратором пенсионного обеспечения и его сбалансированность напрямую влияет на стабильность пенсионного обеспечения в стране, а, следовательно, на уровень и качество предоставляемой услуги.
Причина современных и будущих проблем финансовой разбалансированности бюджета ПФР заключается в том, что в рыночных условиях пенсионная система полностью интегрирована в экономику и все ее социальные результаты (социальная эффективность) в первую очередь зависят от уровня развития экономических отношений между работодателями, работниками и Пенсионным фондом России (участниками пенсионной системы). В этой связи особенно актуальным представляется вопрос существования дефицита средств фонда и постоянно увеличивающаяся зависимость бюджета ПФР от федерального бюджета. Следует отметить, что создают его несколько факторов: во-первых, значительная доля неформальной и теневой занятости, а также высокий уровень безработицы в России. По расчетам Академии труда и социальных отношений только по этим причинам пенсионная система России теряет 3,4 трлн. руб. ежегодно. Во-вторых, низкий уровень зарплат, из-за которого пенсионная система России не получает достаточного объема взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам. В последние годы доля работников, отчисления от зарплаты которых в ПФР были ниже прожиточного минимума пенсионера, составляет около 70%. В-третьих, снижение доли населения трудоспособного возраста. По данным Росстата в 2017 году доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста в России составила 23,6%. Безусловно, это вызвано неблагоприятной демографической ситуацией в РФ, а именно низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения. По стандартам ООН российское общество на 2017 год уже считается “старым”, и данная тенденция будет усугубляться с течением времени. По словам первого заместителя председателя Центрального Банка РФ Ксении Юдаевой, трудоспособное население России ежегодно сокращается на 900 тыс. человек. Это в сочетании с увеличением продолжительности жизни россиян приводит к росту коэффициента демографической нагрузки, который, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата до 2030 г., вырастет с 764 человек нетрудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста до 857 человек. В этом случае государство будет не в состоянии обеспечить всех пенсионеров полагающимися им выплатами. В-четвертых, одной из причин превышения расходов ПФР над его доходами является большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, в частности, по выплате досрочных пенсий: по словам заместителя главы Пенсионного фонда Николая Козлова, примерно треть участников пенсионной системы получают досрочные пенсии. По мнению чиновника, пенсии людям, работающим в сложных условиях, в том числе в нефтяной, газовой, горнорудной промышленностях, должны формироваться за счет компаний, сотрудниками которых они являются. Совокупность внутренних проблем пенсионной системы приводит к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, росту социальной напряженности, а также повышению нагрузки на федеральный бюджет. Действительно, сейчас у нас на одного пенсионера приходится 1,3 человека, с заработной платы которых выплачиваются страховые взносы в полном объеме. К началу 2030-х годов это соотношение и вовсе станет 1:1. А та система, которая есть сейчас, может более-менее устойчиво существовать лишь при соотношении 1:2. Два человека должны работать и выплачивать взносы — именно такая пропорция позволит обеспечить относительно достойную пенсию одному пенсионеру. Повышение возраста выхода на пенсию для мужчин с нынешних 60 лет до 65 лет, а для женщин до 60 лет (сейчас 55) позволит несколько изменить ситуацию со сбалансированностью ПФР. Сделаем расчеты, так по данным, опубликованным на wwwstatdata.ru численность женщин в возрасте 50-54 лет составляет - 5290 тыс.чел. Мужчин в возрасте 55 – 59 лет – 4947 тыс.чел. Не имея статистики в разрезе каждого года жизни, определим показатель условно в размере одной пятой части. Отсюда численность ежегодного прироста пенсионеров по женщинам составила 1058 тыс.чел., а по мужчинам – 989,4тыс.чел. Всего – 2047,4тыс.чел. Исходя из среднего размера пенсии, дополнительные расходы на выплату пенсий по старости ежемесячно составляют (13700руб. х 12мес. х 2047400чел.) 336,6 млрд.руб. Как мы видим, данное решение, направленное на усовершенствование пенсионной системы, приведет к существенному сокращению расходов Пенсионного фонда в размере 336,6 млрд. руб. Проблему дефицита можно попробовать решить увеличением доходной части бюджета ПФР. Известно, что в последние годы все большую популярность набирают «конвертируемые» заработные платы, т.е. их теневые выплаты. И поэтому в стране далеко не все платят пенсионные отчисления, 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально. Теневые зарплаты лишают трудящихся целого ряда условия расчету социальных гарантий. Еще одним инструментом решения проблемы видится ведение статистики средней зарплаты по группам рабочих в организациях. Фонды должны проверять, с какой суммы идут отчисления по каждой персоне и, если обнаруживается слишком маленькая заработная плата в прибыльной организации, отправлять данные по организации в правоохранительные органы. Наряду с трудоустроенными по найму работниками имеются лица, ведущие деятельность самостоятельно. Такие лица обеспечивают себя работой, получают доход и самостоятельно уплачивают страховые взносы. По российскому законодательству, к таким лицам относятся: главы крестьянско-фермерских хозяйств; адвокаты, нотариусы, ведущие частную практику; лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; иные лица, осуществляющие деятельность, но не оформленные официально (домработницы, охранники, сиделки, нанятые к физическим лицам).Пенсионное обеспечение населения в различных формах на протяжении многих веков играло важную роль в разных странах, но системный характер оно начало приобретать лишь в конце XIX – начале XX в. С тех пор и по сегодняшний день в большинстве стран мира продолжается непрерывный процесс эволюции пенсионных систем. За это время сформировалась общепринятая классификация с делением двух основных типов пенсионных систем: распределительная (пенсионные отчисления идут на текущие пенсионные выплаты) и накопительная (пенсионные отчисления формируются на индивидуальных счетах и инвестируются в различные активы на финансовом рынке, а инвестиционный доход увеличивает итоговую пенсию). В чистом виде накопительная и распределительная модели редко присутствуют в мировой практике, равно как и модель, в которой одновременно присутствовали бы и обязательная, и добровольная накопительная части. Среди стран ОЭСР такая комбинация существует только в Норвегии. В этой стране управлением пенсионными средствами занимается пенсионный фонд, подчинённый Министерству финансов. Основной принцип организации государственных пенсионных фондов – солидарность поколений. Важное принципиальное отличие негосударственной пенсионной системы от государственной состоит в том, что здесь не применяется принцип солидарности поколений, а действует принцип долгосрочного индивидуального накопления пенсий. Принцип солидарности доходов означает распределительный характер выплаты пенсий. Накопительный принцип означает, что получающий пенсию должен сам накопить ее. При наступлении пенсионного возраста участник негосударственного ПФ может сам начать получать ее сразу или по частям (по своему усмотрению). В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора фиксируется размер будущей пенсии.
Для выявления особенностей реформирования пенсионной системы в России проанализируем основные этапы изменений. Не успев образоваться, Пенсионный фонд России, начиная с 1994 г. начал реформироваться и продолжает это делать до сих пор. С увеличением продолжительности жизни пенсионеров, большинство стран столкнулись с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип). Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента – накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка, Международной организации труда и Международной организации социального обеспечения спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Основной угрозой существования накопительной пенсии является цикличность развития экономики, когда накопления будут обесцениваться за счет переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Участники накопительной пенсионной системы будут беззащитны перед «рыночным риском» и инфляцией. Солидарная же пенсионная система финансируется за счет отчислений (налогов, страховых взносов) трудоспособного населения. В условиях инфляции и роста экономики повышается номинальный размер заработной платы и, соответственно, совокупные отчисления в пенсионную систему. Индексация пенсий осуществляется за счет увеличения совокупных отчислений работающего населения. Причиной моратория явилось ухудшение за последние годы внешнеэкономической ситуации и кризис внутренней экономики. Государством были обозначены ориентиры на оптимизацию расходов, повышение сбалансированности и прозрачности пенсионной системы. С 1 января 2015 года в России введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.
В условиях старения населения, изменяется соотношение трудоспособных и пенсионеров. Суммарных отчислений становится недостаточно для сохранения уровня пенсий, их размер снижается за счет «запаздывающей» индексации и коэффициент замещения (отношение размера пенсии к размеру заработной платы) снижается. В соответствии с международными стандартами достойный уровень материального обеспечения пенсионера характеризуется коэффициентом замещения утраченного заработка (соотношение средней пенсии к средней зарплате) не менее 40 % . По результатам анализа динамики показателя коэффициента замещения, отставание нашей страны не выглядит столь критичным. Однако тенденция к росту в 2015 г. была обусловлена макроэкономическими причинами, происходящими в стране под влиянием последствий экономического кризиса (снижением темпов роста заработной платы), а также проведением валоризации и установлением социальных доплат до уровня прожиточного минимума пенсионера. К тому же, по прогнозам актуариев, солидарный коэффициент замещения для пенсии по старости снизится в 2030 г. до 26,7 %. Следующим важным показателем уровня материального обеспечения пенсионера является соотношение среднего размера пенсий по стране к установленному прожиточному минимуму пенсионера. Прогнозы актуариев, составленные до проведения реформы, не внушают оптимизма и в отношении этого показателя. По мнению некоторых специалистов одной из основных целей развития пенсионной системы является обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 -3 прожиточных минимумов пенсионера. Показатель отношения пенсий к прожиточному минимуму за 2010-2016 гг. имел равнонаправленную динамику. Далее этот показатель периодически менялся и в 2016 г. составил по России в целом 1,53 раза. Очевидно, что такая ситуация в пенсионной системе, мягко говоря, не вызывает оптимизма. А с учётом обозначенных ориентиров государства на повышение уровня и качества жизни населения, в том числе и засчёт существенного повышения размера пенсий, необходима кардинальная оптимизация всей пенсионной системы России.
На современном этапе для решения задач по оптимизации пенсионной системы основными векторами реализации долгосрочной пенсионной реформы должны стать: – развивать систему пенсионного обеспечения смешанного типа, делая упор на распределительную и обязательную накопительную часть с постепенным внедрением и развитием добровольно-накопительного элемента; – формирование и контроль государственных и муниципальных заемных инструментов финансовых рынков для достижения сбалансированности федерального и региональных пенсионных бюджетов; – реформирование института досрочных пенсий; – совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием; – регулирование и мониторинг работы самих пенсионных фондов с целью снижения рисков.
Направление по внедрению и развитию института накопительной пенсии является особенно перспективными в связи с актуальными вопросами о достаточности и справедливости пенсионного обеспечения. Данный институт уже широко известен в Европе, в частности, применяется в Великобритании. Накопительная пенсия представляет собой вид средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов, а также результата от их инвестирования. В соответствии с нормами пенсионного обеспечения гражданин имеет право проводить распределение уплачиваемых страховых взносов в размере 6% на накопительную пенсию и 16% на страховую. Выделение накопительного пенсионного обеспечения имеет ряд преимуществ. Во-первых, гражданин имеет право распоряжаться и инвестировать накопительную пенсию либо в управляющую компанию ПФР, либо в негосударственный пенсионный фонд под более выгодный процент. Следовательно, возможно извлечение дополнительной прибыли. Во-вторых, отчисления, производимые на накопительную пенсию, не подлежат изъятию в пользу выплаты пенсионного обеспечения настоящим пенсионерам, как в случае с отчислениями на страховую часть пенсии, следовательно, обеспечивается стабильность и сохранность таких накоплений. В-третьих, накопительная пенсия подлежит наследованию в случае, если гражданин ни разу не получал выплаты из накопительной части. Однако, из-за нехватки средств для выплаты пенсионного обеспечения, настоящим пенсионерам с 2014 года была заморожена возможность отчисления средств на накопительную пенсию. В связи с этим все страховые отчисления в ПФР происходят на страховую часть пенсии. Данное ограничение вызвано сложной демографической ситуацией (уменьшение работающего населения и увеличение количества пенсионеров). Более того, количество граждан, воспользовавшихся правом отчисления части страховых взносов на накопительную пенсию, неуклонно растет, что также ведет к сокращению средств в бюджете ПФР для выплаты пенсионного обеспечения действующим пенсионерам. Но не стоит забывать, что данная мера носит временный характер. Выделение накопительной пенсии является следствием структурного изменения системы пенсионного обеспечения. Государство стремится к обеспечению независимости формирования бюджета ПФР от государственного финансирования и, следовательно, обеспечению стабильного функционирования пенсионной системы в целом. Подобное преобразование стало возможным благодаря реализации новой концепции, в результате которой основная часть пенсии гражданина будет формироваться за счет отчислений на накопительную пенсию. Иными словами, на размер пенсии будет влиять не стаж или размер заработной платы, а количество производимых человеком взносов. Лицо будет персонально нести ответственность за размер своей будущей пенсии — чем больше отчислит и накопит в молодости, тем больше получит в старости. Таким образом, пенсионное обеспечение населения становится менее зависимым от демографической ситуации и других кризисных ситуаций в обществе. Однако, можем констатировать, что несмотря на увеличение значимости накопительной пенсии, данный вид пенсионного обеспечения не сможет полностью заменить страховую пенсию. Сохранение страховой части пенсионных отчислений, пусть в меньшем процентном соотношении, необходимо для обеспечения тех категорий граждан, которые не смогут самостоятельно сформировать достаточную накопительную часть пенсии. В эту группу можем отнести инвалидов, детей инвалидов, лиц, получающих пенсию по потере кормильца.
Дефицит бюджета ПФР в 2014 году составил 31 млрд. рублей. Существует ряд возможных мер реформирования системы пенсионного обеспечения для оптимизации расходов ПФР и, следовательно, освобождения средств для повышения пенсий. Новая концепция качественного улучшения пенсионного обеспечения включает в себя 6 шагов.
Шаг первый. Согласно ст. 30-32 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» отмена досрочных пенсий лицам, чья причина назначения досрочной пенсии не связна с физиологическими отклонениями развития организма. Таким образом, лишить права досрочного выхода на пенсию те категории граждан, чье положение наступило в результате субъективного волеизъявления и желания лица наступления таких условий. Например, в результате выбора определенной профессии.
Шаг второй. Единый возраст выхода на пенсию — 60 лет. Выход женщин на пенсию в отличном возрасте от мужчин не только противоречит ст. 19 конституции РФ о равенстве прав граждан вне зависимости от пола, но и препятствуют качественному повышению пенсионного обеспечения. Тем более, что средняя продолжительность жизни женщин дольше мужчин и женщины, как правило, выполняют менее тяжелую работу. Равный возраст выхода на пенсию позволит значительно сократить количество расходов на выплату текущих пенсий из-за сокращения круга пенсионеров и одновременно позволит увеличить размер пенсионного обеспечения.
Шаг третий. Отмена возможной доставки пенсий на дом. Пенсионные выплаты должны перечислятся только на безналичный счет, также как лицам, проходившим воинскую и государственную службу. Данный шаг позволит существенно снизить количество издержек, осуществляемых за счет бюджета ПФР.
Шаг четвертый. Невозможность получения пенсионного обеспечения при трудовой занятости. Столь радикальный шаг приведет не только к сокращению количества пенсионеров, но и позволит освободить рабочие места для молодых трудоспособных граждан, что приведет к сокращению безработицы и экономическому росту. Данный шаг позволит значительно сократить количество расходов на выплату текущих пенсий и одновременно позволит увеличить размер пенсионного обеспечения.
Шаг пятый. Увеличения базового размера пенсии (ФБР) за счет реализации предыдущих 5 шагов и высвободившихся в результате средств. Следовательно, качественное увеличение пенсионного обеспечения. Шаг шестой. Увеличение возможных процентных отчислений на накопительную часть, для создания более независимого бюджета ПФР от государственной поддержки и формирования личной ответственности граждан за собственное будущее. На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что в настоящее время система пенсионного обеспечения находится на этапе реформирования. Система пенсионного обеспечения РФ имеет широкий потенциал для внедрения инновационных подходов в сферу распределения ресурсов и модернизации системы страховых отчислений. Оптимизация расходов, связанных с осуществлением пенсионного обеспечения, сокращение круга пенсионеров за счет повышения пенсионного возраста, а также отмены некоторых видов досрочных пенсий позволят высвободить значительное количество денежных средств и направить их на совершенствование пенсионный системы РФ. Данные материальные средства позволят:
–увеличить реальный размер пенсионного обеспечения за счет увеличения ФБР, что приведет к качественному росту пенсионного обеспечения;
–обеспечить стабильность и независимость функционирования бюджета ПФР и системы пенсионного обеспечения в целом;
–способствовать формированию новой пенсионной системы, в которой приоритет развития будет отдаваться накопительной части пенсии, а не страховой.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!