это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1448088
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Мой взгляд на значение богословия прп. Максима исповедника в ХХI веке 4
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
Преподобный Максим Исповедник – проницательный мудрец, философ
и богослов. Он по праву признан одним из самых выдающихся святых за то,
что мужественно боролся с монофелитским учением, которое было признано
ересью, угрожающей единству церкви. В этот трудный для православия
период, когда еретическое учение захватывало все новые умы и быстро
распространялось, преп. Максим Исповедник не жалея сил отстаивал
истинное учение, за что претерпел тяжелейшие муки и гонения.
Сочинения Преподобного на теософские темы вошли в Святоотеческое
предание – источник православного права и вероучения, в который немалую
лепту внесли труды отцов Церкви. Еще большее влияние на верующих
оказали его сочинения на духовно-нравственные темы и рассуждения об
аскетизме. В качестве примера можно привести сборник «Добротолюбие», в
котором особое внимание приковывают «Главы о любви».
Целью работы является отражение моего взгляда на значение
богословия прп. максима исповедника в xxi веке.
Мой взгляд на значение богословия прп. Максима исповедника в
ХХI веке
Прошли столетия, прежде чем сочинения преп. Максима широко
известные в церковных кругах, были по достоинству оценены
православными учеными. Начало было положено в конце XIX веке
исследователем творчества святого Иваном Орловым, а именно его
монографией о христологии преп. Максима.
Позже, уже в ХХ веке изучением его духовного наследия стал
заниматься Сергей Леонтьевич Епифанович, патролог из Киева. Этот
одаренный ученый написал о преп. Максиме две диссертации: сначала
кандидатскую, а затем и магистерскую. Но магистерской диссертации не
суждено было увидеть свет: из-за начавшейся первой Мировой войны,
перешедшей в революцию, ее издание прервалось на стадии набора 1 .
При жизни он все-таки издал две выдержки из диссертации. В 1915 г. -
«Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие», эссе на
тему патрологии 2 и опубликовал ряд «Житий» и других сочинений святого,
ранее неизвестных. Впрочем, некоторые сочинения, возможно, ему лишь
приписываются.
В России в то время, судя по всему, существовал план издания
переводов всего наследия преп. Максима, которые должны были
осуществить С.Л.Епифанович и М.Д.Муретов, московский проф. Духовной
Академии. Но дело пресеклось после выхода первого перевода части
«Вопросоответов к Фалассию», сделанного Сергеем Леонтьевичем и
опубликованного в «Богословском Вестнике» в предреволюционное время.
М. Д. Муретову в то же время удалось опубликовать материалы о житии
1 Сапронов П. А. Бог в богословии преп. Максима Исповедника // Вестник РХГА. 2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bog-v-bogoslovii-prep-maksima-ispovednika (дата обращения: 08.04.2019)
2 Давыдов Олег Борисович «Новое богословие» в контексте эволюции католической мысли // Христианское
чтение. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-bogoslovie-v-kontekste-evolyutsii-katolicheskoy-
mysli (дата обращения: 08.04.2019)
святого 3 . Но, как уже выше упомянуто, политические катаклизмы,
случившиеся в России полностью разрушили эти мирные планы.
Западные исследователи обратились к изучению наследия преп.
Максима гораздо позже. Стимулом к изучению, так сказать, затравкой
послужила книга «Вселенская Литургия», первое издание которой вышло в
1941 г. Автор ее - Х.Урс фон Бальтазар, католик и богослов,
специализирующийся на изучении трудов Отцов Церкви. Второе
переработанное и дополненное издание появилось в 1961 г.. 4 Этот
талантливый труд, ярко описывающий жизнь и учение преп. Максима
Проповедника, немало способствовал пробуждению интереса к его
незаурядной и мощной личности, к его сочинениям, исполненным
христианской мудрости.
С этого времени внимание многих западных ученых обратилось на
преп. Максима, и он становится одним из популярнейших объектов
исследований. Книги и статьи, раскрывающие его учение, мировоззрение,
деяния в разных аспектах начинают регулярно и обильно появляться на свет.
Его же собственное творческое наследие публикуется в серии «Корпус
христианских авторов», издаваемой в Бельгии в виде отдельных томов[9].
Свою точку зрения на его творчество высказывают ученые разных
религиозных направлений: как католики, так и протестанты, и, само собой,
последователи православия. Среди последних, как особо выдающегося
исследователя, надо отметить Жан-Клод Ларше.
Что же есть такого в личности и творчестве преп. Максима
Исповедника, что привлекает ученых столь разных взглядов? Возможно,
наиболее верный ответ дает один из них, утверждающий, что преп. Максим
3 Костин Николай Олегович Максим Исповедник: онтология общения // Вестник Курганского
государственного университета. 2016. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maksim-ispovednik-
ontologiya-obscheniya (дата обращения: 08.04.2019).
4 Сальников Сергей Максим Исповедник в исследованиях западных и отечественных патрологов // Вестник
ЧелГУ. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maksim-ispovednik-v-issledovaniyah-zapadnyh-i-
otechestvennyh-patrologov (дата обращения: 08.04.2019)
был «единственным человеком, сумевшим соединить и сочетать в себе
Восток и Запад, однако, не смешивая их» 5 .
Большое внимание Ларше уделяет проблемам нравственно-
аскетического богословия. В числе его научных трудов – книги «Исцеление
духовных болезней», «Исцеление психических болезней», «Бог не желает
страдания людей», «Христианин пред лицом болезни, страдания и смерти» и
другие.
Серьёзные труды посвящены жизнеописанию отцов Церкви, в том
числе тех, с кем ему довелось работать в течение жизни. Это, например,
преподобные Иоанн Лествичник, Макарий Египетский, Силуан Афонский.
Фундаментальную работу учёный провёл по биографии преп.Максима
Исповедника, жившего в 6-7 веке н.э 6 .
Исследования по обоим направлениям получили признание в научных
кругах. Так, первая тема легла в основу диссертации «Исцеление духовных
болезней» при соискании степени доктора философии. По второй же им был
написан труд «Обожение человека согласно святому Максиму
Исповеднику», что дало Ларше степень доктора богословия. Теолог считает,
что преп.Максим является ярчайшим представителем обожения, и в
доказательство скрупулёзно разбирает различные основы учения о
соединении человека с богом.
Преп.Максиму посвящено ещё несколько трудов французского
учёного. В частности, несколько лет назад он опубликовал полную
биографию священнослужителя. Книга разделена на несколько глав и
рассказывает о жизни преподобного, его произведениях и духовной работе 7 .
5 Зинковский Евгений Анатольевич Творчество в духе и в материи в перспективе богословия образования //
Вестник РХГА. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-v-duhe-i-v-materii-v-perspektive-
bogosloviya-obrazovaniya (дата обращения: 08.04.2019).
6 Козарезова О.О. Тринитарное богословие и понятие божественного Образа в эстетике византийского
исихазма // Преподаватель ХХI век. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trinitarnoe-bogoslovie-i-
ponyatie-bozhestvennogo-obraza-v-estetike-vizantiyskogo-isihazma (дата обращения: 08.04.2019).
7 Шафажинская Наталья Евгеньевна Философское осмысление понятия и содержания богословия в
контексте святоотеческой духовной традиции // Вестник МГУКИ. 2013. №5 (55). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-osmyslenie-ponyatiya-i-soderzhaniya-bogosloviya-v-kontekste-
svyatootecheskoy-duhovnoy-traditsii (дата обращения: 08.04.2019)
Это издание можно назвать самым подробным жизнеописанием
преп.Максима, так как здесь собраны факты, собранные не только самим
Жан-Клодом Ларше, но и другими авторами, его изучавшими.
Помимо самостоятельных книг, Ларше написал несколько предисловий
к творениям самого преподобного. В этом небольшом формате у автора
получается познакомить читателя с многочисленными аспектами любимого
философа. Со вступлениями Ларше можно ознакомиться при чтении
следующих произведений Максима Исповедника – «Амбигвы к Иоанну»,
«Вопросоответы к Фалассию», «Вопросы и недоумения» и другие.
В биографии самого Жан-Клода Ларше можно условно выделить
несколько периодов, повлиявших на профессиональное становление. С
молодых лет он увлекся святоотеческим наследием – в частности, изучал
греческих отцов Церкви. В эти же годы он тесно общался со своим духовным
отцом архимандритом Сергием (Шевичем) в Париже. Всё это привело к
тому, что в 1972 году, в возрасте 23 лет, Ж.-К.Ларше принял Православие.
Отметим, что родился учёный в католической семье.
Относительно же книги для русских читателей французского
христианского учёного "Святой Максим Исповедник. Посредник между
Востоком и Западом", то в ней упоминается некоторое количество трудных и
несколько щекотливых проблем творчества преп. Максима. Тема,
вынесенная в название книги, не есть новой: уже называемый Х. Урс фон
Бальтазар свидетельствует: "Силовое поле Восток - Запад внутриположно
мышлению Исповедника. Его по праву называют человеком, который
будоражит Восток и Запад".
И сразу же богослов от католичества отмечает, что в жизни и
творениях преп. Максима существует главное: иное нахождение "не
подвергшейся изменению целостной традиции христианского Востока; но у
него была все более определявшаяся тенденция: принести эти вновь
обретенные богатства в Рим, обратить их на пользу Рима.
Причем его Рим, как обнаружилось в конце, - это не преходящий оплот
политической свободы, но покоящийся на внутренних евангельских
основаниях оплот Православия " 8 . Когда первое утверждение сомнению
практически не подлежит, то второе есть большим заблуждением
внутреннего стремления миросозерцания преп. Максима, ведь откровенный
"римоцентризм" с его откровенными "папистскими" ассоциациями был
враждебный.
К тому же, отмечая два противолежащих полюса Восток и Запад,
должно учитываться, как подметил английский патролог Э. Лаут, два важных
момента. Первый: В VII в., при жизни преп. Максима, "Восток" и "Запад" не
были "частями единой и неделимой церкви", поскольку в то время трудно
найти подобное единство, И не по ошибке VI Вселенский Собор отлучил от
церкви нескольких константинопольских патриархов, александрийского
патриарха Кира и папу римского Гонория.
Второй: сами тезисы "Восток" и "Запад" во время преп. Максима были
неясными. Рим того времени не отождествляли с "Западом", поскольку
церковь в Северной Африке была достаточно независима. Не определялось
точно и понятие "Восток", потому что такие области христианского мира, как
Константинополь, Сирия, Палестина, Египет часто были, в силу неких
причин, как некие "единицы" и нередко находились лишь во "внешнем
сцеплении" один с другим .
В соответствии с этим, можно с уверенностью заявить, что
соперничество восточных (Константинополь) и западных (Рим)
подразделений христианской «ойкумены», наметилось в VII в. и носило
условный характер, так как во время жизни святого Софрония
Иерусалимского развивались совершенно иные направления в церковной
жизни, например: Константинополь выступал в союзе с Римом (иным
8 Михаил Викторович Легеев Богословие истории на рубеже эпох: от преподобного Максима Исповедника к
преподобному Симеону Новому Богослову // Христианское чтение. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bogoslovie-istorii-na-rubezhe-epoh-ot-prepodobnogo-maksima-ispovednika-k-
prepodobnomu-simeonu-novomu-bogoslovu (дата обращения: 08.04.2019)
словами, сотрудничество между патриархом Сергием, находившимся в
Константинополе и Римским Папой Гонорией соответственно).
Данный союз имел разногласия с Иерусалимом, и противостоял ему; а
когда происходил собрание VI Вселенского Собора, в это время
Константинополь опять объединился с Римом, однако уже на основах
Православия, а раньше был на основах монофелитства. Преп. Максим,
который был вынужден прожить длительное время в Риме и Северной
Африке, не ощущал противостояния «Запада» и «Востока», так как, по его
мнению, есть только две позиции: ересь и Православие.
Крайне важным является для нас вывод автора из первой части (в
которой исследуется зарождение разногласий об исхождении Святого Духа),
однако на него преп. Максим высказывает свою точку зрения и тем самым
вырабатывает обоснованные критерии православного подхода к данной
проблеме православного вероучения, которая носит характер, если не самой,
то одной из самых серьезнейших.
По нашему мнению, крайне дискуссионным выглядит взгляд преп.
Максима на человечество. Напомним, он именует его как
«пессимистический».
А данное понятие, и такое качество как «пессимизм», как и само
определение «пессимистический», абсолютно неприемлемы для
православного миросозерцания, так как Православие, является целостным
оптимистичным мировоззрением. Позиция преп. Максима, схожа с позицией
всех отцов Церкви, которые имели такой же взгляд на падшее состояние
человечества, однозначно было скорбной, но данная «скорбность» есть лишь
часть общей для всех и целостной «радостности», которая пронизывает все
Православие.
Например, это религия веры, любви и надежды. Так как Господом было
передано нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»
(Ин.16,33) и «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет»
(Ин.16,20). В третьей части данной книги, затрагиваются вопросы о примате,
касающаяся римского папы.
Автор конкретно объясняет, что весь контекст миросозерцания преп.
Максима является чужеродным для современной, по тем временам,
католической концепции. В данной части, крайне спорно описывается факт
«апологии папы Гонория» (которого осудили VI Вселенским Собором). В
очередной раз трудно не согласиться с позицией Ж.-К.Ларше, который
показал, как данный факт теоретически обосновывается конкретно-
исторической ситуационной позицией, в которой был преп. Максим, и,
будучи акцидентальным, он ничуть не определял сущности экклесиологии
преподобного.
Заключение
Сегодня по сути наблюдаемых в книге аспектов богословия
преподобного Максима, выводы самого автора представляются читателям
весьма убедительными. Но необходимо сделать несколько дополнений.
Первое: в "Предисловии" Ж.-К. Ларше полагает, что призыв отца Георгия
Флоровского актуален относительно"экуменизма во времени".
Также он актуален к тому, чтобы по дороге к цели в диалоге между
церквами"обращаться к ситуации, которая была в первом тысячелетии". К
сожалению, реальность и результаты экуменизма печальны, а термин"
экуменизм"теперь очень одиозен с православной точки зрения. В настоящее
время иллюзии, которые питали православные участники экуменического
движения, рассеялись полностью.
Уже невозможен возврат к Церкви первого тысячелетия. Это следует
принять к сведению. Известно, что протестанты всегда стремились
вернуться к первохристианской церкви, но полученные итоги в
комментариях не нуждаются.
Список использованных источников
1. Костин Николай Олегович Максим Исповедник: онтология общения //
Вестник Курганского государственного университета. 2016. №1 (40). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/maksim-ispovednik-ontologiya-obscheniya (дата
обращения: 08.04.2019).
2. Сапронов П. А. Бог в богословии преп. Максима Исповедника //
Вестник РХГА. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bog-v-
bogoslovii-prep-maksima-ispovednika (дата обращения: 08.04.2019).
3. Давыдов Олег Борисович «Новое богословие» в контексте эволюции
католической мысли // Христианское чтение. 2017. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-bogoslovie-v-kontekste-evolyutsii-
katolicheskoy-mysli (дата обращения: 08.04.2019).
4. Сальников Сергей Максим Исповедник в исследованиях западных и
отечественных патрологов // Вестник ЧелГУ. 2003. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/maksim-ispovednik-v-issledovaniyah-zapadnyh-i-
otechestvennyh-patrologov (дата обращения: 08.04.2019).
5. Зинковский Евгений Анатольевич Творчество в духе и в материи в
перспективе богословия образования // Вестник РХГА. 2015. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-v-duhe-i-v-materii-v-perspektive-
bogosloviya-obrazovaniya (дата обращения: 08.04.2019).
6. Шафажинская Наталья Евгеньевна Философское осмысление понятия и
содержания богословия в контексте святоотеческой духовной традиции //
Вестник МГУКИ. 2013. №5 (55). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-osmyslenie-ponyatiya-i-soderzhaniya-
bogosloviya-v-kontekste-svyatootecheskoy-duhovnoy-traditsii (дата обращения:
08.04.2019).
7. Козарезова О.О. Тринитарное богословие и понятие божественного
Образа в эстетике византийского исихазма // Преподаватель ХХI век. 2013.
№2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trinitarnoe-bogoslovie-i-ponyatie-
bozhestvennogo-obraza-v-estetike-vizantiyskogo-isihazma (дата обращения:
08.04.2019).
8. Михаил Викторович Легеев Богословие истории на рубеже эпох: от
преподобного Максима Исповедника к преподобному Симеону Новому
Богослову // Христианское чтение. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bogoslovie-istorii-na-rubezhe-epoh-ot-
prepodobnogo-maksima-ispovednika-k-prepodobnomu-simeonu-novomu-
bogoslovu (дата обращения: 08.04.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!