это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1449267
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеВ данной работе мне бы хотелось ответить на вопрос: какое место в политической системе общества занимает государство?
Стоит сказать, что сейчас многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни.
Особую актуальность эти вопросы имеют для России.
Большое внимание современных исследователей политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития и кризисных явлениях.
Модернизация политической системы в настоящее время, занимает возрастающее место, от которого в дальнейшем будет зависеть ее способность адаптироваться к новым образцам целей и создавать новые виды институтов, которые обеспечивают развитие, как социальной системы, так и гражданского общества.
Актуальность вопроса также связана с возникающей в контексте политической истории необходимостью анализа теории политической системы общества, её функций и структуры в целях усвоения демократических традиций политических, имеющих большое значение для развития демократии в России в рамках обусловленной истории традиции российской государственности.
Сейчас уже не ставится под сомнение необходимость анализа политической системы общества, её функций и структуры, изучаются и классифицируются её исторические предпосылки и причины.
1. Понятие политической системы обществаНачнем с определения.
Под политической системой понимают совокупность государственных институтов, политических партий и других общественных организаций, в рамках которой проходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная власть.
Она включает характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем, систему институтов, организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения, принципы и нормы, направленность деятельности институтов власти.
Отличительные черты политической системы выглядят следующим образом:
- политическая идеология;
- политическая культура;
- политические традиции, нормы, обычаи.
Надо сказать, что политическая система – порождение западной политологии, социологии и частично юриспруденции. В нашей стране этот термин используется прежде всего в юридической науке, а также в социологии.
Интересно, что в советскую политическую систему входили: коммунистическая партия, являющаяся ее направляющей и руководящей силой, социалистическое государство, которое сотрудничает с общественными организациями – профсоюзами, комсомолом, кооперацией и др. объединениями трудящихся.
Я считаю, что категория «политическая система» может позволить понять политические интересы классов, наций, социальных групп и разобраться в связях и зависимостях отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система имеет подсистемы, взаимосвязанные и обеспечивающие функционирование публичной власти.
Назовем их.
Институциональная подсистема включает государство, политические партии, другие общественные организации и отношения между ними, образующие в совокупности политическую организацию общества.
Центральное место в ней принадлежит государству, которое располагает наибольшими возможностями по воздействию на различные стороны общественной жизни. Влияние политических партий, различных групп интересов на государственную власть также достаточно велико. Важную роль играют церковь и средства массовой информации, воздействуя на процесс формирования общественного мнения.
Нормативная подсистема включает правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи, оказывающие регулятивное воздействие на деятельность различных институтов, поведение граждан.
Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти, составляющие основу политического режима и направленные на обеспечение функционирования механизма осуществления публичной власти в обществе.
Коммуникативная подсистема включает формы политического взаимодействия внутри системы и с политическими системами других государств.
Важно отметить, что подсистемы достаточно тесно взаимосвязаны друг с другом и благодаря этому обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуя действенной реализации ее функций в обществе.
Безусловно, стабильность системы достигается через ее функционирование на принципах, которые соответствуют политической культуре общества.
2. Место государства в политической системе обществаВопрос о месте государства в политической системе обычно сводится к выявлению отличий государственной власти от иной власти, существующей в обществе.
Что же понимается под термином «государство»?
Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство – это важнейший институт социально-политической системы общества, являющийся её ядром. Ему принадлежит верховная власть в обществе, что является признаком любого государства. Оно, управляя жизнедеятельностью людей, поддерживает в своих рамках порядок и стабильность. Оно регулирует отношения между социальными слоями, между человеком и государством, отвечает за безопасность людей.
По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы.
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и стабильность.
Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.
Кроме того, к числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.
Формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.
Нужно отметить, что государство - более абстрактная категория по сравнению с политической системой.
В научном сообществе в свое время было достигнуто согласие о том, что государство представляет собой «твердое ядро» политической системы, которое придает ему свой особый характер. Однако политическую систему следует разграничивать не только с государством, но с другими политическими понятиями и явлениями. От конституции политическая система отличается в первую очередь тем, что она основана на фактическом опыте, относится к конституционной реальности, в то время как термин «конституция», прежде всего, нормативно-правовой. По сравнению с термином «правительство», политическая система имеет более широкое определение. Правительство относится к политическим институтам и процессам принятия политических (государственных) решений. Политическая система же включает в себя также негосударственные элементы, такие как общественные организации, средства массовой информации, а также «экономические и социальные секторы, которые требуют государственного контроля и налогового регулирования и, в свою очередь, влияют на нее».
Таким образом, политическая система включает в себя, с одной стороны, больше, чем понятие государства в смысле правительственной системы, с другой стороны, меньше, чем общество.
3. Особенности роли государства в политической системе современной России
Что касается роли государства в политической системе России, то здесь нужно рассмотреть исторические корни этого явления.
Российская история не позволяет свести роль государства только к обслуживанию интересов общества и человека. Государство в России является деятельным началом. Российское общество и его институты созданы государством, а не наоборот. Государство в России традиционно играет ведущую роль в историческом развитии страны.
Законодательная стратегия взаимодействия российского государства с политическими партиями получила свое нормативное выражение в принятом в июле 2001 года Федеральном законе «О политических партиях».
Правовой анализ данного Закона - ключ к пониманию реальной, а не декларируемой стратегии взаимодействия общества и государства, которая на данный момент складывается в результате компромиссов между законодательной и исполнительной ветвями власти. Пункт 1 ст. 10 Закона гласит: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается». Данная формулировка представляется неполной (а точнее говоря, неверной), поскольку не учитывает очевидное право государства регулировать процессы создания и деятельности политических партий.
Более корректной является формулировка аналогичной нормы ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Отсюда следует, что под подобного рода вмешательством законодатель понимает все формы государственного влияния на деятельность общественных объединений и формы влияния общественных объединений на деятельность государственных органов, которые не предусмотрены Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Запрет на вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц вытекает из ст. 3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Эта норма направлена на то, чтобы оградить органы исполнительной, законодательной и судебной власти, призванные выражать общенародные интересы, от давления со стороны партий, выражающих политические интересы отдельных социальных слоев.
Следует подчеркнуть, что для политической системы современного российского общества характерны перекос в распределении властных полномочий в пользу исполнительной власти и соответствующее ограничение полномочий власти законодательной, слабый контроль со стороны последней за деятельностью органов исполнительной власти, реализацией принимаемых законов.
Распределение власти, взаимоотношения политической системы и общества могут свидетельствовать о наличии в России авторитарной системы, характеризующейся сосредоточением власти в едином центре, которым являются президент и администрация главы государства.
Сфера деятельности представительных органов власти ограничена, но присутствуют разделение властей, многопартийность, передача ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам Федерации и др.
Недостатком российской политической системы является и то, что она не всегда адекватно и своевременно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности общества.
ЗаключениеВ результате проведенного исследования необходимо сформулировать основные выводы.
Политической системой можно считать комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции, то есть деятельность, которая связанна с функционированием государственной власти.
Выделяют следующие функции политической системы: политическое руководство обществом и его консолидация, регулятивная и мобилизационная функции, легитимация, координирующая и интегративная функции.
Государство является основным элементом политической системы общества, особая форма организации политической власти, характеризующаяся определённой территорией, населением, обладающая суверенитетом, монополией на легальное применение силы, физического принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.
Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов.
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Таким образом, под сущностью государства следует понимать обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).
Высшее общественное предназначение государства - гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.
Таким образом, можно сказать, что политическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, которая, взаимодействуя с окружающей средой, функционирует по собственным законам и выполняет определенные функции в обществе.
Также политическая система построена на основе Конституции 1993 года, которая содержит целый ряд положений, которые позволяют характеризовать ее как в полном объеме соответствующую демократическим требованиям.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!