Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Традиции русского фольклорного театра в московской детской театральной студии

Тип Статья
Предмет Педагогика народного творчества, детский народный театр

ID (номер) заказа
1451962

300 руб.

Просмотров
699
Размер файла
41.94 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация: в статье рассматривается вопрос этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Вниманию читателей предложен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности, позволяющей не только раскрывать творческий потенциал воспитанников посредством включения их в фольклорные традиции русского народа, но и при помощи театрализованных представлений формировать бережное отношение к истокам национальных традиций.
Ключевые слова: фольклор, театр, театрально - драматическое искусство, этнокультурное пространство, этнокультурная среда, обрядовые традиции, зрелища, кукольный театр, театральная студия.
Русский фольклорный театр является уникальным синтезом народного творчества и театрального искусства, в основе которого лежат обрядовые ритуалы. И чтобы правильно определить эти исторические связи, необходимо пройти долгий путь от истоков до наших дней.
Фольклорный театр емко и точно определяет образную систему народного театрально - драматического искусства, которое включает совокупность театральных явлений в фольклоре – разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.
Фольклорный театр на протяжении всего времени своего существования оказывал влияние на духовную жизнь русского народа, потому что именно он являлся лакмусовой бумагой политической и культурной жизни страны, именно он откликался на злобу дня, и одновременно с этим был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и любимым народным зрелищем.
Как замечает в своих работах А.Ф. Некрылова «фольклорный театр в широком смысле слова не профессионален, однако в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи – древнерусские народные актеры –профессионалы» [3, с.32]. На Руси существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи. Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка [3, с. 50].
В книге «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века» А. Ф. Некрыловой – это энциклопедия такого явления культуры как фольклорный театр.
Автор с первых страниц погружает читателя в историю не просто народных гуляний, а театрализованной жизни русского народа, доказывая примерами из народной жизни, что такое «обыгрывание» народных традиций указывает на генетическую связь между поколениями русского народа.
Самые древние персонажи фольклорного театра – животные и страшилища, а также старик, старуха. Для русских было характерно ряжение медведем, козой, конем, журавлем, шиликуном, кулачником, смертью, покойником.
Молодые парни закутывались в вывернутые овчинные шубы; морды, рога, клювы были деревянные. Ими старались задеть, уколоть, «забодать» девушек, пришедших на вечеринку. Ряженые ходили из дома в дом, где собиралась молодежь, и разыгрывали незамысловатые сценки. Конь, коза плясали, потом падали. «Хозяин» объявлял, что они «заболели», их «лечили», они вскакивали, «оживали». Смысл этих действ составляла древняя брачная и земледельческая магия [3, с. 7].
Более сложные игровые сценки представляли собою имитацию трудовых процессов. Так, ряженые на святки изображали пахоту (деревянной сохой «пахали» снег), сев («сеяли» в избе по нанесенному снегу пепел, золу), забой скота («быка кололи», разбивая крынку на голове ряженого быком). Эти действа имели также свою магию воздействия на будущий урожай.
Распространены были свадебная и в особенности «покойницкая» игра. Одетого в саван «мертвеца» укладывали на доски или салазки и с воем и плачем вносили в избу. Присутствующих заставляли «прощаться» с ним. У мнимого покойника были огромные зубы, вырезанные из картофелины или репы. Похоронная процессия включала и «причт» - «попа» в рогоже с «кадилом» - горшком с куриным пометом; дьякона, певчих. Сценки (их называли «кудесами») сопровождались исполнением шуточных непристойных песен, причитаний, молитв. В конце игры «покойник» оживал и убегал, пугая присутствующих [3, с. 8].
А.Ф. Некрылова отмечает, что костюмы, грим, бутафория и реквизит ряженых на протяжении всего времени существования фольклорного театра оставались традиционными: народные артисты лица мажут сажей и свеклой, костюм условно обозначает «профессию» или «звание» персонажа (замысловатая шляпка барыни, рогожная риза попа, белый халат доктора).
Комически обыгрываются орудия труда: реквизит ряженых сочетает подлинные и условно - комические предметы: например, у лекаря настоящий шприц и самоварная труба для «прослушивания», палка – градусник; у начальника – настоящий портфель, а «документы» – листки старого календаря. Обрядовые и необрядовые драматические игры – ближайшие предшественники народных театральных представлений.
«Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Из года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплескивающийся сюда в праздничные дни» [2, с. 4].
Таким образом, А.Ф. Некрылова подчеркивает, что из века в век от площади до театральных подмосток формировался вкус русского народа. «На материале городского зрелищного фольклора можно успешно изучать такие явления и процессы, как <…> взаимодействие разных национальных традиций, влияние на фольклор профессионального искусства» [2, с. 5].
Какова же роль традиционного фольклорного театра в современном этнокультурном пространстве? Современное этнокультурное пространство формируют:
-аутентичные проявления этнокультурных традиций;
-научно - исследовательская экспедиционная деятельность научных учреждений,
занимающихся изучением народного наследия;
-образовательная этнокультурная среда;
-этнографические, самодеятельные, учебные и профессиональные фольклорные
коллективы;
-концертная деятельность и фольклорное фестивальное движение [1, с. 56].
Современный фольклорный театр сегодня находит свое отражение во всех сферах этнокультурного пространства:
-образовательная этнокультурная среда (фольклорные студии, школы искусств, фольклорные и этнографические кружки и клубы в общеобразовательных школах);
-этнографические, самодеятельные и профессиональные фольклорные театры и
коллективы;
-фестивальное фольклорное движение.
Место фольклорного театра в образовательной этнокультурной среде мы можем рассмотреть на примере Программы дополнительного образования по театрализованной деятельности «Петрушка», разработанной в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно - эстетической направленности на базе студии при ГБУ СДЦ «КОНТАКТ» г. Москвы. Автор программы Шурупова Наталия Николаевна.
Данная образовательная программа реализует главную идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Программа дополнительного образования «Петрушка» осуществляют комплексное обучение ребенка актерскому мастерству, сценической речи и народному пению на основе погружения в систему традиционного фольклорного театра.
Эта уникальная программа позволяет включить детей в мир народных традиций через организацию постановки кукольных спектаклей, погружения в инструментальный и песенный фольклор русского народа.
В студии занимается 20 детей старшего дошкольного возраста. За время работы студии было поставлено новогоднее театрализованное представление «Рождественская сказка», состоящая из двух блоков: «Святки, колядки» и показа вертепного кукольного театра. А также были поставлены русские народные сказки «Теремок», «Колобок», которые позволили воспитанника театральной студии погрузится в мир волшебных превращений и ярких образов. Особенный восторг у детей и родителей вызывает сказка «Теремок», которая разыгрывается при помощи деревянных ложек. Мы ее так и называем «сказка на ложках», потому что образы главных героев сказки воплощаются с помощью деревянных расписных ложек. Вот так мы удивительно сочетаем традиции народного промысла с фольклорными традициями театра.
С большим удовольствием ребятами отмечается праздник Масленицы, на котором они с удовольствием играют в народные театрализованные игры «Золотые ворота», «Заря - заряница», «Горелки» и др. Именно такое погружение в народные традиции дает ощутить атмосферу народного праздника.
На занятиях дети с удовольствием играют в народные игры, с музыкальным сопровождением под балалайку «Ворон», «Рыжая лисица», «У дедушки Трифона», «Колпачок», «Заинька», «Дударь» и др. Дети знакомятся с миром кукол – варежковых, перчаточных, штоковых, ростовых, марионеток, теневых – при помощи театральной куклы Петрушки, который каждый раз попадает в какие - то курьезные, непредвиденные ситуации и рассказывает об этом детям, дети играют с ним, общаются и это приносит им радость.
В спектаклях звучит много народной музыки и инструментов, звучат народные песни, колядки, загадки. Используются самые разные музыкальные инструменты – гусли, цитра, различные флейты, жалейка, трещотки, шумелки и звенелки. Дети слушают музыку и знакомятся с народными инструментами, разучивают песни, слова игр, обогащают речь, новыми словами, архаизмами, славянизмами, которые практически уходят из речи, но на занятиях возрождаются и гармонично входят в повседневную жизнь детей.
Огромную роль в этнокультурном воспитании занимают занятия - экскурсии. Одним из таких занятий стало посещение этнокультурного центра «Петрушкина Слобода» в Мытищах, где дети познакомились, с традиционными народными куклами (обереговыми) и посмотрели кукольное представление народного театра Петрушки. Такое погружение в мир профессионального народного театра открывает новые горизонты развития личности.
Так же нашим театром проводятся Интерактивные мастер - классы для детей. С ними проводится актерская разминка, разучивание песен, звучащих в спектакле. А далее дети берут кукол и учатся работе с ними. Такие совместные занятия помогают привлечь в студию новых поклонников народного творчества.
Сохранение, возрождение и развитие традиционного фольклорного театра в наши дни происходит во многом благодаря фольклорному движению. Идея создания фольклорного театра заключается не только в сохранении жизни народных традиций, но и в том, чтобы все любящие этот театр и желающие в него играть объединились на одной театральной площадке.
Таким образом, пройдя длительный путь развития, исчезнув практически из культурной жизни России в начале XX столетия, традиционный фольклорный театр успешно возрождается во всех сферах современного этнокультурного пространства. И самым дорогим в этом обращении к истокам является детская восторженная благодарность, которая в дальнейшем перерастет в глубокую любовь к народному искусству, традициям и своему народу.
Список литературы: 1.Гусев В.Е. От обряда к народному театру (эволюция святочных игр в покойника) - В кн.: Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974, с. 49-59.
2.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века - «Искусство»: Ленинградское отделение, 1984. - с. 192.
3.Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Фольклорный театр - М.: Современник, 1988. - с. 476.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
Кузбасский ГАУ им. В. Полецкого
Не хватало времени самостоятельно написать научную статью, обратилась к Екатерине. Препода...
star star star star star
научная лаборатория
Очень благодарен Руслану за консультацию по моему заданию. Считаю, что за полезные консуль...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.