это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1454055
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассмотрены результаты ассоциативного эксперимента по изучению концептов «патриотизм» и «национализм».
Ключевые слова: концепт; ассоциативный эксперимент; патриотизм; национализм; ядро концепта; периферия концепта; когнитивное сознание.
Введение. Описание проблемы
В настоящий момент наиболее популярным среди методов концептуального анализа является метод свободного ассоциативного эксперимента, позволяющий оперативно выявить как явные, так и скрытые признаки ядра и периферии, описать концепты с психологической и социолингвистической точки зрения. Ассоциативный эксперимент также способствует выявлению языковых стереотипов, характерных черт менталитета, типичных представлений какой-либо возрастной или профессиональной группы. Таким образом, с помощью доступа к языковому сознанию человека, становится возможным выявление определенного «фрагмента образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов, оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [1]
Концепты «патриотизм» и «национализм», использующиеся в публицистической, социально-политической сферах, имеют свойство приобретать различные оттенки, в зависимости от идеологически выверенного или свободного, положительного или отрицательного смысла речи. Этому же способствует дискуссионность вопросов существования патриотических и националистических тенденций, международной обстановки, настроений в обществе.
Ассоциативный эксперимент был организован с целью подтверждения мысли о неоднородности указанных концептов и определения уровня сформированности смыслового ядра концептов «патриотизм» и «национализм» в языковой среде молодежи. В ходе эксперимента были установлены ассоциативные связи, выявлено содержание концепта в когнитивном сознании носителей языка, расставлены приоритеты среди образующих концептуальных признаков.
В эксперименте участвовало 110 респондентов из числа студенческой молодежи обоего пола. Возраст – от 18 лет до 21 года. Всем участникам эксперимента был задан вопрос о первом приходящем на ум слове или словосочетании, связанном с четырьмя лексемами: «патриотизм», «национализм», «патриот», «националист». Эксперимент проходил в форме анонимного опроса.
Полученные при анкетировании ответы-реакции позволяют, с одной стороны, рассмотреть формально грамматические особенности лексем [2]. При этом необходимо отметить, что значительная часть участников опроса не проводит границу между значениями однокоренных существительных «патриотизм» и «патриот», «национализм» и «националист». Это означает, что ассоциации на однокоренные слова у значительной части опрошенных (28%) одинаковые или сходные.
При назывании слов-ассоциаций, которые кодируют выбранные для эксперимента концепты «национализм»/ «патриотизм» в сознании, респонденты использовали несколько типов реакций: реакции-словоформы (отдельные лексические единицы) и реакции-словосочетания, что говорит о разнообразной форме вербализации исследуемого концепта. Так, словосочетания «красный флаг», «отряд Путина», «девятая рота», «Великая Отечественная война», «Дом офицеров», «ракетный комплекс», «День победы», «Александр Матросов» и др. – в ответ на концепты «патриотизм» и «патриот» – указывают на исторический контекст выбранных для анализа лексем.
В свою очередь, словосочетания «образ Третьего рейха», «бывший преподаватель», «вера в общее дело», «черно-желто-белый флаг», «нация превыше всего», «приверженец идеологии», «бритая голова» – в ответ на концепты «национализм» и «националист» – в большей степени связаны с политическим контекстом.
Анализ полученных ответов-реакций на 4 предложенных для эксперимента слова показывает, что наиболее распространенным видом реакций является словоформа (94%). Характерно, что со словами-стимулами «патриотизм» и «национализм» ассоциируются, в основном, согласованные словоформы (76%), при этом в 83% реакций ими выступают существительные в именительном падеже. 6% реакций респондентов составляют реакции-словосочетания. Подобное соотношение продиктовано необходимостью респондентов точнее определить, в том числе и для себя лично, черты многоуровневных, собирательных, дискуссионных понятий, какими являются слова «патриотизм» и «национализм» в сознании современного молодого человека.
Лексико-семантические характеристики слов-стимулов (абстрактное неодушевленное имя существительное мужского рода в единственном числе именительного падежа) обусловили схожие реакции респондентов. Концепты «национализм»/ «патриотизм» представлены в ментальном сознании существительными в единственном и множественном числе, нарицательными и собственными, абстрактными и конкретными, иногда с присоединением к ним управляемых существительных, качественных и относительных прилагательных, порядковых числительных. Других частей речи – глаголов, местоимений, наречий – не наблюдается, что можно объяснить желанием обозначить предметно и подробно различные стороны обсуждаемого явления, называя отличительные признаки и в отдельных случаях оценивая его.
Характерно, что концепт «патриотизм» оценивался большей частью участников эксперимента в положительном смысле. Наиболее частотной реакцией на данную лексему стало слово «Родина» (33%) и синонимичные в данном контексте слова «Россия» (9%), «страна» (10%).
Абстрактно-эмоциональные понятия-реакции: «вера», «надежда», «любовь (к Родине)», «верность», «уважение», «гордость», доля которых также довольно значительна (7%) говорит об осознании патриотических чувств и связанных с этим процессом ассоциациями. Таким образом находит выражение морально-этический признак концепта «патриотизм»/ «патриот», выраженный абстрактными именами существительными.
В противоположность этому, концепт «национализм» в сознании современного человека вызывает ассоциации негативного характера, большую долю которых составляют лексемы сходного семантического и грамматического характера: «фашизм» («фашист») – 43%; «экстремизм»/ «расизм» («расист»)/ «скинхед» – 13%, «Гитлер»/ «рейх»/ «враг» – 5% и т. д.
Морально-этический признак данного концепта находит выражение в абстрактно-отвлеченных существительных, выражающих отрицательный смысл, таких как «ненависть», «угроза», «презрение», «опасность» и др.
Все реакции, выявляемые в ходе ассоциативного эксперимента, организованные в ассоциативные словники, можно представить в виде ассоциативных полей. Далее в полученных полях выделяется ядро концепта, ограниченное в данном случае 5-6 словами, ближняя и дальняя периферии [3].
Плотность ядра данных концептов «национализм» и «патриотизм» (то есть соотношение количества повторяемых ассоциаций по отношению к общему числу ответов) в данном случае достаточно высока – от 38 до 46%. Это означает, что слова-символы редко вызывают случайные реакции, и свидетельствует о единстве восприятия молодыми людьми понятий с идеологическим подтекстом.
В то же время, ближняя и дальняя периферии предлагаемых концептов свидетельствуют о достаточной свободе в выражении собственного мнения. Сопоставление количества слов-реакций, относящихся к ближней периферии (16%), и количества лексем дальней периферии (61%) говорит о преобладании ассоциативно-образной реакции молодой аудитории над конкретным мышлением.
Субъективно-психологическая лексика, представляющая концепты «национализм»/ «патриотизм» в сознании респондентов, гораздо шире и разнообразнее по семантике и грамматическому составу, а на синтаксическом уровне выделяются образные ассоциаты («украинские лжепатриоты», «Нация превыше всего!»; «гражданин страны», «просто человек», «бывший преподаватель» и др.). Таким образом в ответах респондентов проявляется идеологическая (пропагандистская) составляющая, а также эмоционально-оценочная суть понятий-символов. Доля идеологически окрашенных слов-реакций невеликак.
Подобные результаты ассоциативного эксперимента и анализа его результатов подтверждают мысль о том, что «базовый слой концепта представляет собой определенный чувственный образ». Этот образ есть единица универсального предметного кода (Н.И. Жинкин, И.Н. Горелов), которая кодирует данный концепт для мыслительных операций [4].
В данном случае сложность концептов «патриотизм» и «национализм» сказывается в том, что здесь находят проявление дополнительные когнитивные признаки, относительно абстрактные смыслы, перекрывающие ядро концепта. Характерным примером такого наслоения является навязчивая ассоциация (употреблена дважды у одного и того же респондента) понятия «нацизм»/ «националист» с преподавателем, очевидно, проявившим чрезвычайную строгость по отношению к студенту.
Вследствие этого, чувственный образ в структуре концепта неоднороден, так как образован в сознании респондентов «перцептивными когнитивными признаками, формирующимися в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности» [5].
Характерным результатом проведенного ассоциативного эксперимента по представлению концептов «патриотизм» и «национализм» является тот факт, что понятийное ядро концепта хорошо соотносится с семантикой словарных статей. Так, в словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование понятию «патриотизм» – «преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» [6]; в словаре Т.Ф. Ефремовой –«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [7].
Так, словарь Д.Н. Ушакова определяет понятие «национализм» как «буржуазную идеологию и политику, ставящую свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленную на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними» [8]. В то же время словарь лингвистических терминов дает более мягкое, без идеологического смысла определение: «Нацизм. Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология» [9].
В данном определении термина объясняется общечеловеческий смысл концепта «национализм», который практически отсутствует у участников ассоциативного эксперимента. Это говорит о преобладании группового, типового мышления в молодежной среде. Подверженность пропагандистскому влиянию, способность присваивать в ходе воспитания определенные шаблоны мышления является чертой, свойственной этой социальной и возрастной категории.
Таким образом, результаты ассоциативного эксперимента позволяют сделать выводы о структуре концепта, в составе которого, независимо от типологии, выделяют базовый слой (ядро концепта, образ), информационное содержание и интерпретационное ноле концепта [9]. Проводя концептуальный анализ, при описании модели концепта, слов-символов и слов-реакций, необходимо обращаться к истории, этимологии и психологии коллективного сознания. Эксперимент помогает восстановить все возможные взаимосвязи, в соответствии с концептом.
ЛИТЕРАТУРА:
Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. – М., 1996.
Шабанова А. А. Лингвистический анализ концепта «власть»/«power» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1237/ (дата обращения: 15.04.2019).
Кавинкина И.Н. Психолингвистика // И.Н. Кавинкина. Психолингвистика: учебник. Серия: Издательство: ГрГУ. – 2010. – 284 с.
Титова Ю.В. Структура концепта и методы его описания // Вестник УлГТУ. – 2010. – №4 (52). – С. 16.
Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. Воронеж: изд-во «Истоки», 2007. – 250 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009.
Толковый словарь Ефремовой. – Т. Ф. Ефремова. – 2000.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Издание 5-е, исправленное и дополненное. – Назрань: Изд. ООО «Пилигрим». – 2010.
Попова 3.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / 3.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2003.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема выпускной квалификационной работы - "Совершенствование...
Диплом, "Совершенствование транспортного обслуживания добывающих предприятий"
Срок сдачи к 7 июня
Тестирование -зачет
Тест дистанционно, Количественные и качественные методы психологических и педагогических исследований
Срок сдачи к 19 мая
Написать индивидуальный проект по теме "Развитие парламентаризма в...
Реферат, Обществознание
Срок сдачи к 20 мая
Доработать дипломную работу и оригинальность по отзыву научного...
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 21 мая
Сделать задание по примеру в visio
Лабораторная, компьютерная графика в проектировании одежды
Срок сдачи к 22 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!