Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Анализ концептов «патриотизм» и «национализм» по материалам ассоциативного эксперимента

Тип Статья
Предмет Филология

ID (номер) заказа
1454055

300 руб.

Просмотров
1064
Размер файла
201.79 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация: В статье рассмотрены результаты ассоциативного эксперимента по изучению концептов «патриотизм» и «национализм».
Ключевые слова: концепт; ассоциативный эксперимент; патриотизм; национализм; ядро концепта; периферия концепта; когнитивное сознание.
Введение. Описание проблемы
В настоящий момент наиболее популярным среди методов концептуального анализа является метод свободного ассоциативного эксперимента, позволяющий оперативно выявить как явные, так и скрытые признаки ядра и периферии, описать концепты с психологической и социолингвистической точки зрения. Ассоциативный эксперимент также способствует выявлению языковых стереотипов, характерных черт менталитета, типичных представлений какой-либо возрастной или профессиональной группы. Таким образом, с помощью доступа к языковому сознанию человека, становится возможным выявление определенного «фрагмента образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов, оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [1]
Концепты «патриотизм» и «национализм», использующиеся в публицистической, социально-политической сферах, имеют свойство приобретать различные оттенки, в зависимости от идеологически выверенного или свободного, положительного или отрицательного смысла речи. Этому же способствует дискуссионность вопросов существования патриотических и националистических тенденций, международной обстановки, настроений в обществе.
Ассоциативный эксперимент был организован с целью подтверждения мысли о неоднородности указанных концептов и определения уровня сформированности смыслового ядра концептов «патриотизм» и «национализм» в языковой среде молодежи. В ходе эксперимента были установлены ассоциативные связи, выявлено содержание концепта в когнитивном сознании носителей языка, расставлены приоритеты среди образующих концептуальных признаков.
В эксперименте участвовало 110 респондентов из числа студенческой молодежи обоего пола. Возраст – от 18 лет до 21 года. Всем участникам эксперимента был задан вопрос о первом приходящем на ум слове или словосочетании, связанном с четырьмя лексемами: «патриотизм», «национализм», «патриот», «националист». Эксперимент проходил в форме анонимного опроса.
Полученные при анкетировании ответы-реакции позволяют, с одной стороны, рассмотреть формально грамматические особенности лексем [2]. При этом необходимо отметить, что значительная часть участников опроса не проводит границу между значениями однокоренных существительных «патриотизм» и «патриот», «национализм» и «националист». Это означает, что ассоциации на однокоренные слова у значительной части опрошенных (28%) одинаковые или сходные.
При назывании слов-ассоциаций, которые кодируют выбранные для эксперимента концепты «национализм»/ «патриотизм» в сознании, респонденты использовали несколько типов реакций: реакции-словоформы (отдельные лексические единицы) и реакции-словосочетания, что говорит о разнообразной форме вербализации исследуемого концепта. Так, словосочетания «красный флаг», «отряд Путина», «девятая рота», «Великая Отечественная война», «Дом офицеров», «ракетный комплекс», «День победы», «Александр Матросов» и др. – в ответ на концепты «патриотизм» и «патриот» – указывают на исторический контекст выбранных для анализа лексем.
В свою очередь, словосочетания «образ Третьего рейха», «бывший преподаватель», «вера в общее дело», «черно-желто-белый флаг», «нация превыше всего», «приверженец идеологии», «бритая голова» – в ответ на концепты «национализм» и «националист» – в большей степени связаны с политическим контекстом.
Анализ полученных ответов-реакций на 4 предложенных для эксперимента слова показывает, что наиболее распространенным видом реакций является словоформа (94%). Характерно, что со словами-стимулами «патриотизм» и «национализм» ассоциируются, в основном, согласованные словоформы (76%), при этом в 83% реакций ими выступают существительные в именительном падеже. 6% реакций респондентов составляют реакции-словосочетания. Подобное соотношение продиктовано необходимостью респондентов точнее определить, в том числе и для себя лично, черты многоуровневных, собирательных, дискуссионных понятий, какими являются слова «патриотизм» и «национализм» в сознании современного молодого человека.
Лексико-семантические характеристики слов-стимулов (абстрактное неодушевленное имя существительное мужского рода в единственном числе именительного падежа) обусловили схожие реакции респондентов. Концепты «национализм»/ «патриотизм» представлены в ментальном сознании существительными в единственном и множественном числе, нарицательными и собственными, абстрактными и конкретными, иногда с присоединением к ним управляемых существительных, качественных и относительных прилагательных, порядковых числительных. Других частей речи – глаголов, местоимений, наречий – не наблюдается, что можно объяснить желанием обозначить предметно и подробно различные стороны обсуждаемого явления, называя отличительные признаки и в отдельных случаях оценивая его.
Характерно, что концепт «патриотизм» оценивался большей частью участников эксперимента в положительном смысле. Наиболее частотной реакцией на данную лексему стало слово «Родина» (33%) и синонимичные в данном контексте слова «Россия» (9%), «страна» (10%).
Абстрактно-эмоциональные понятия-реакции: «вера», «надежда», «любовь (к Родине)», «верность», «уважение», «гордость», доля которых также довольно значительна (7%) говорит об осознании патриотических чувств и связанных с этим процессом ассоциациями. Таким образом находит выражение морально-этический признак концепта «патриотизм»/ «патриот», выраженный абстрактными именами существительными.
В противоположность этому, концепт «национализм» в сознании современного человека вызывает ассоциации негативного характера, большую долю которых составляют лексемы сходного семантического и грамматического характера: «фашизм» («фашист») – 43%; «экстремизм»/ «расизм» («расист»)/ «скинхед» – 13%, «Гитлер»/ «рейх»/ «враг» – 5% и т. д.
Морально-этический признак данного концепта находит выражение в абстрактно-отвлеченных существительных, выражающих отрицательный смысл, таких как «ненависть», «угроза», «презрение», «опасность» и др.
Все реакции, выявляемые в ходе ассоциативного эксперимента, организованные в ассоциативные словники, можно представить в виде ассоциативных полей. Далее в полученных полях выделяется ядро концепта, ограниченное в данном случае 5-6 словами, ближняя и дальняя периферии [3].
Плотность ядра данных концептов «национализм» и «патриотизм» (то есть соотношение количества повторяемых ассоциаций по отношению к общему числу ответов) в данном случае достаточно высока – от 38 до 46%. Это означает, что слова-символы редко вызывают случайные реакции, и свидетельствует о единстве восприятия молодыми людьми понятий с идеологическим подтекстом.
В то же время, ближняя и дальняя периферии предлагаемых концептов свидетельствуют о достаточной свободе в выражении собственного мнения. Сопоставление количества слов-реакций, относящихся к ближней периферии (16%), и количества лексем дальней периферии (61%) говорит о преобладании ассоциативно-образной реакции молодой аудитории над конкретным мышлением.
Субъективно-психологическая лексика, представляющая концепты «национализм»/ «патриотизм» в сознании респондентов, гораздо шире и разнообразнее по семантике и грамматическому составу, а на синтаксическом уровне выделяются образные ассоциаты («украинские лжепатриоты», «Нация превыше всего!»; «гражданин страны», «просто человек», «бывший преподаватель» и др.). Таким образом в ответах респондентов проявляется идеологическая (пропагандистская) составляющая, а также эмоционально-оценочная суть понятий-символов. Доля идеологически окрашенных слов-реакций невеликак.
Подобные результаты ассоциативного эксперимента и анализа его результатов подтверждают мысль о том, что «базовый слой концепта представляет собой определенный чувственный образ». Этот образ есть единица универсального предметного кода (Н.И. Жинкин, И.Н. Горелов), которая кодирует данный концепт для мыслительных операций [4].
В данном случае сложность концептов «патриотизм» и «национализм» сказывается в том, что здесь находят проявление дополнительные когнитивные признаки, относительно абстрактные смыслы, перекрывающие ядро концепта. Характерным примером такого наслоения является навязчивая ассоциация (употреблена дважды у одного и того же респондента) понятия «нацизм»/ «националист» с преподавателем, очевидно, проявившим чрезвычайную строгость по отношению к студенту.
Вследствие этого, чувственный образ в структуре концепта неоднороден, так как образован в сознании респондентов «перцептивными когнитивными признаками, формирующимися в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности» [5].
Характерным результатом проведенного ассоциативного эксперимента по представлению концептов «патриотизм» и «национализм» является тот факт, что понятийное ядро концепта хорошо соотносится с семантикой словарных статей. Так, в словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование понятию «патриотизм» – «преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» [6]; в словаре Т.Ф. Ефремовой –«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [7].
Так, словарь Д.Н. Ушакова определяет понятие «национализм» как «буржуазную идеологию и политику, ставящую свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленную на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними» [8]. В то же время словарь лингвистических терминов дает более мягкое, без идеологического смысла определение: «Нацизм. Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология» [9].
В данном определении термина объясняется общечеловеческий смысл концепта «национализм», который практически отсутствует у участников ассоциативного эксперимента. Это говорит о преобладании группового, типового мышления в молодежной среде. Подверженность пропагандистскому влиянию, способность присваивать в ходе воспитания определенные шаблоны мышления является чертой, свойственной этой социальной и возрастной категории.
Таким образом, результаты ассоциативного эксперимента позволяют сделать выводы о структуре концепта, в составе которого, независимо от типологии, выделяют базовый слой (ядро концепта, образ), информационное содержание и интерпретационное ноле концепта [9]. Проводя концептуальный анализ, при описании модели концепта, слов-символов и слов-реакций, необходимо обращаться к истории, этимологии и психологии коллективного сознания. Эксперимент помогает восстановить все возможные взаимосвязи, в соответствии с концептом.
ЛИТЕРАТУРА:
Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. – М., 1996.
Шабанова А. А. Лингвистический анализ концепта «власть»/«power» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1237/ (дата обращения: 15.04.2019).
Кавинкина И.Н. Психолингвистика // И.Н. Кавинкина. Психолингвистика: учебник. Серия: Издательство: ГрГУ. – 2010. – 284 с.
Титова Ю.В. Структура концепта и методы его описания // Вестник УлГТУ. – 2010. – №4 (52). – С. 16.
Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. Воронеж: изд-во «Истоки», 2007. – 250 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009.
Толковый словарь Ефремовой. – Т. Ф. Ефремова. – 2000.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Издание 5-е, исправленное и дополненное. – Назрань: Изд. ООО «Пилигрим». – 2010.
Попова 3.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / 3.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2003.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141189
рейтинг
icon
3060
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139148
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93878
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 752 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МПГУ
Огромное спасибо! Проведена блестящая работа с литературой по заданной теме! Спасибо. Наде...
star star star star star
Магу
Хочу выразить огромную благодарность Юлие! Работа выполнена вовремя, все условия соблюдены...
star star star star star
РАНХиГС Пермский филиал
Очень качественная работа! Всё было выполнено раньше срока , по всем требованиям.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задания

Контрольная, Физика

Срок сдачи к 19 мая

только что

Несобственные интегралы

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 18 мая

7 минут назад

Тема выпускной квалификационной работы - "Совершенствование...

Диплом, "Совершенствование транспортного обслуживания добывающих предприятий"

Срок сдачи к 7 июня

8 минут назад

Организация работы взрослой поликлиники

Курсовая, медицина

Срок сдачи к 19 мая

9 минут назад

Практические работы

Другое, математические методы в экономике

Срок сдачи к 19 мая

10 минут назад

Тестирование -зачет

Тест дистанционно, Количественные и качественные методы психологических и педагогических исследований

Срок сдачи к 19 мая

11 минут назад
11 минут назад

Издержки

Статья, Экономика предприятия

Срок сдачи к 29 мая

11 минут назад
11 минут назад

Решить задачи , вариант 12

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 18 мая

11 минут назад

Принципы осуществления правосудия, 30 страниц

Курсовая, гражданский процесс

Срок сдачи к 25 мая

11 минут назад

Решить задачу

Решение задач, Сопромат

Срок сдачи к 18 мая

11 минут назад

Здравствуйте! Меня заинтересовала эта услуга.

Контрольная, основы горного дела

Срок сдачи к 23 мая

11 минут назад

Сделать задание по примеру в visio

Лабораторная, компьютерная графика в проектировании одежды

Срок сдачи к 22 мая

11 минут назад

Решить задачу

Решение задач, электроника и электротехника

Срок сдачи к 20 мая

11 минут назад

Html и скрины добавить

Курсовая, Разработка программных модулей

Срок сдачи к 24 мая

11 минут назад

Решить задачу по экономике

Решение задач, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 21 мая

11 минут назад

Решение кейса

Другое, Управление пректом

Срок сдачи к 22 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.