это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1460134
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность. В работе психолога с детьми часто возникает необходимость выяснить причины тех, или иных эмоциональных отклонений у воспитанников. Главная проблема в том, что дети не всегда могут вербально выразить свои чувства из-за бедности словарного запаса и отсутствия навыков самоанализа. Родители же, взрослые на консультациях тоже не всегда бывают откровенны, стараясь представить внутрисемейную ситуацию в более выгодном для себя свете.
Однако с самого раннего возраста в рисунках детей фигурируют изображения членов семьи. Уже в 5–6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет и т.д. Таким образом, рисунки семьи могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. Кроме того, по мнению Л.Д. Лебедевой, невербальные средства наиболее аутентичны для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния [9, с. 20]
Достоинства проективных методик, в частности методики «Рисунок семьи», отмечают многие исследователи. Так, А.Л. Венгер пишет: это «высокоинформативное средство познания личности, отражающее то, как человек воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье» [5, с. 82].
Всё вышеизложенное определило выбор темы эссе: "Рисунок семьи как метод исследования".
Цель данной работы: проанализировать проективный тест «Рисунок семьи» как метод исследования.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
Описание истории возникновения методики «Рисунок семьи» как проективного теста,
Характеристика проективного метода «Рисунок семьи»,
Анализ специфики использования рисунка семьи для исследования личности человека и его взаимоотношений в семье.
Полученные результаты имеют значение в практике психологического консультирования для целей психодиагностики, в первую очередь - детей. Также результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке психологов к психодиагностической практике.
ГЛАВА 1. Теоретические основы «Рисунка семьи» как метода исследования
История возникновения методики «Рисунок семьи» как проективного теста
Применение рисуночных психодиагностических тестов имеет сравнительно недолгую историю: так, в 1887 г. итальянский ученый Коррадо Риччи опубликовал первую работу по психологии детского рисунка «Дети-художники» [17]; в 1913 г. выходит работа Жоржа Рума (Франция) «Графический язык ребенка» [18]. Но только двадцатые годы прошлого века можно считать началом становления рисуночных тестов как отдельного, качественно отличного вида психодиагностических методик, т.к. в это время впервые начали проводится клинические исследования с применением рисуночного метода.
Изначально, указанные исследования детских рисунков акцентировались на их использование для определения уровня развития интеллекта [7, с. 79]. Немного позже исследователи признали тот факт, что детские рисунки фигуры человека также предоставляют важную информацию о них самих и об их восприятии других людей.
В конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века идея о том, что рисунки могут быть использованы для определения эмоциональных и других аспектов личности овладела научным сообществом, и рисунки начали изучаться как наглядные представления о внутренних психологических состояниях. Появился термин «проективное рисование», и были разработаны проективные рисуночные тесты, базирующиеся на тезисе, что рисунки представляют внутренние психологические реалии и субъективные переживания человека [Там же, с. 82].
В целом, большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли труды А.В. Кларка, М. Линдстрома, М. К. Скойте [19], Г. Кершентейнера [16], Д.В. Харриса [15] и др. В нашей стране исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина и др.
Строго говоря, предшественником изучаемой методики был тест «Нарисуй свою семью», который впервые предложил В. Вульф. Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; отличия в формах и пропорциях отдельных членов семьи и т.п. [7, с. 84].
Саму же методику «Рисунок семьи» предложил Л. Корман для изучения межличностных, внутрисемейных отношений [Там же].
Изображения людей автором были выбраны потому, что они знакомы даже очень маленьким детям и из-за их способности стимулировать ассоциации и проективный материал. Общепризнано, что рисунки, особенно человеческих фигур, являются отображением конфликтных аспектов, защитных механизмов, неврозов, патологических симптомов своих создателей и т.д.
Оценивание рисунка семьи в методике «Рисунок семьи» всегда было связано с наличием или отсутствием признаков, деталей, пропорций и перспектив, а также интерпретацией выбора цветовой палитры. Беседа по содержанию рисунка в большинстве подобных методик рассматривалась как составная часть процедуры оценки.
Позже, само использование рисунков в качестве проекции попало под огонь критики многих исследователей, в первую очередь клиницистов, которые считали, что рисунки не легко классифицировать по чётко описанным характеристикам, и что проективные рисуночные тесты не принимают во внимание все многомерные аспекты развития детей; буквальное же толкование знаков и символов уменьшают понимание рисунков.
Так, К. Коломб в 1990 г. отмечал, что в исследованиях мало внимания уделяется аспектам динамики рисунков, которые позволяют терапевту понять, какие характеристики являются нормой, а какие могут быть дифференциальными. Им же выражено беспокойство о преимущественно психоаналитическом анализе большинства проективных методик. Он предостерегал, что интерпретация рисуночных тестов только с психоаналитической точки зрения может привести к редукционизму и директивизму, ограничивая диагностические возможности тестов. Рассматривая детские рисунки с других точек зрения, по его мнению, можно дать более полную и менее предвзятую «картину ребенка» [14].
Тем не менее, современные исследователи подчеркивают, что нет доказательств того, что выявленные проективным методом негативные черты личности не осознаются испытуемым. Теперь утверждается, что процесс проекции отличается от психоаналитического толкования и продукцию проективных методик не следует толковать исключительно как отражение конфликта между "Я" и бессознательным.
С тех пор психологи по-разному подходят к использованию проективных методик; это зависит от принадлежности к той или иной психологической школе или течению. Каждая из них вносит свои оттенки в понимание сущности проективного процесса, осмысление, интерпретацию диагностических данных. Определение проективного подхода в психодиагностике тесно связано с теорией личности и пониманием сути процесса проецирования.
По одному из современных определений «проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии соответствующих ситуации тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей» [3, с. 129].
Таким образом, к концу прошлого века в психодиагностике оформился новый инструмент для изучения когнитивной и личностной сферы – рисуночные методики. Они стали использоваться в детской и взрослой клинико-психологической практике и постепенно из чисто «разведывательного» метода стали самостоятельным психодиагностическим методом. С переходом психологии на личностный этап развития они получили широкое распространение и стали применятся для исследования смысловой сферы личности включающую в себя триаду потребности, ценности, мотивация [4, с. 118].
Характеристика проективного метода «Рисунок семьи»
Для начала следует отметить, что методика «Рисунок семьи» является одной из самых распространенных диагностических проективных методик. Вследствие этого существует множество модификаций применения данного теста и вариантов интерпретации. Например, «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С. Кауфмана.
Также интересна авторская проективная методика Л. Д. Лебедевой «Рисунок семьи в образе цветов» имеет метафорический смысл и актуализирует представления автора об эмоционально-чувственных внутрисемейных отношениях. В научной картине мира цветок в качестве понятия характеризуется признаками: «принадлежность к семейству, виду», «является органом размножения», «имеет соцветие», «имеет цикл развития», что ассоциативно связано с семьей и продолжением рода. Цветы в рисунках и других продуктах творчества несут особую символическую и эмоциональную нагрузку. Рисунок семьи в образах цветов отражает не столько индивидуальные психологические характеристики автора работы, сколько его эмоциональное самочувствие, представления о месте и роли в семье, самовосприятие семейной ситуации и взаимоотношений между членами семьи [8, с. 54].
Множество модификаций объединены единой целью – выявить особенности структуры семьи и внутрисемейных отношений на основе выполнения и анализа изображения, ответов на вопросы, оценки особенностей восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. При диагностике семейного взаимодействия и семенных отношений могут учитываться следующие особенности интерпретации рисунка:
последовательность выполнения задания,
сюжетная линия рисунка,
последовательность расположения членов семьи,
размеры фигур членов семьи,
величина пространства,
цветовая гамма,
плотность расположения членов семьи.
Грамотная интерпретация рисунка семьи позволяет выявить следующие характеристики семейных отношений: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность и агрессивность в семье и т.д.
Собственно, сам проективный метод «Рисунок семьи» направлен на изучение неосознаваемых или не вполне принимаемых сознанием феноменов психической жизни человека, так как они основаны на использовании защитного механизма психики (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Фрейд и др.) [2]. При помощи данного метода, таким образом, изучаются вытесненные мотивы, страх, желания и другие состояния человека и его личности. В связи с этим любой ответ испытуемого предполагается «правильным» и рассматривается как результативный.
Цель методики «Рисунок семьи» относительно «замаскирована» для испытуемого. Данное обстоятельство уменьшает возможность испытуемого давать такие «ответы», которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.
Проективный метод «Рисунок семьи» помогает проанализировать характер межличностного общения, состояние семейных и детско-родительских отношений, сущность и содержание семейных проблем и конфликтных ситуаций, а также базовых причин, лежащих в их основании [5, с. 91].
В процессе психодиагностики с помощью указанного метода могут решаться следующие задачи:
- выявление личностных особенностей членов семьи;
- определение дисфункций в эмоциональных и поведенческих установках членов семьи в адрес друг друга;
- анализ проблем межличностного общения и взаимодействий в семье;
- исследование истории семейных отношений;
- определение психологического семейного диагноза [Там же].
Для проведения проективного теста «Рисунок семьи» необходимо предоставить испытуемому комплект, состоящий из листа чистой бумаги формата А4 и комплекта цветных карандашей. Используются наборы карандашей из 12 цветов. Для психометрического обоснования данной методики набор цветов и их количество существенного значения не имеют [5, с. 95].
Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. При групповом – предпочтительно сформулировать требование: «нельзя подглядывать в чужие рисунки, так как это может сбить Вас (испытуемого) и доставит дискомфорт соседу». Исследователь обязан обеспечить конфиденциальность и озвучить это испытуемым.
Испытуемому дается инструкция: «Нарисуйте свою семью. Ограничений нет никаких. Рисовать можно все что угодно».
Часто следуют вопросы от испытуемых следующего характера: «А как рисовать? То, что было или то, что будет? По частям или целиком? Жизнь в прошлом или в настоящем?» Ответ исследователя должен быть нейтральным, чтобы обеспечить свободу и самостоятельность в выборе образов. Например: «Главное – чтобы по окончании рисования, взглянув на рисунок, Вы сказали: «Да, это моя семья».
Первые минуты испытуемые часто бывают в замешательстве, так как речь идет об абстрактном понятии. Необходимо некоторое время для обдумывания. Однако сбор эмпирического материала исследователями показал, что только единицы отказывались от тестирования. В среднем испытуемым достаточно 20 минут для выполнения рисунка [5, с. 95]. После завершения рисования просят дать название рисунку.
Диагностика начинается уже в процессе рисования. В процессе проведения тестирования отслеживаются следующие факты и отмечаются в протоколе:
темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе, стирания;
последовательность, в которой делались разные части изображения;
вопросы и высказывания ребенка;
краткое содержание последующей беседы.
После оцениваются графологические аспекты рисунка:
анализ линии, направление линии;
характер контура и закрашивания;
сила нажима;
расположения в пространстве;
соотношение размеров частей рисунка цвет;
ограничение пространства, заполнение листа.
Оцениваются содержательные аспекты рисунка: кто изображен, например: все ли члены семьи, соответствие реальности; деятельность, все заняты общим делом или каждый сам по себе; настроение [10].
В качестве методологической основы "Рисунка семьи» использовались теории бессознательного, межличностного отношения Салливана; философия, опирающаяся на эго-психологию, а также делался упор на осознаваемые процессы [13].
В ходе проведения методики, исследователь должен быть заинтересован в точке зрения испытуемого на себя и значимых других и на его отношение к проблемам и конфликтам.
ГЛАВА 2. Специфика использования рисунка семьи для исследования личности человека и его взаимоотношений в семье
Методик «Рисунок семьи» направлена на раскрытие внутреннего мира личности, мира субъективных переживаний, чувств, мыслей, ожиданий, а вовсе не на экспресс-диагностику реального поведения. Можно сказать, что проективная методика основана на выявлении различных проекций в ходе эксперимента с последующей их интерпретацией, анализом и прогнозом развития и функционирования личности.
Так как указанный проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее объектом исследования, то сложность использования метода «Рисунок семьи» при изучении личности обуславливается именно особенностями и обработки, и интерпретации получаемых результатов.
При правильном использовании, методика отвечает требованиям валидности, надежности, репрезентативности, достоверности и другим детерминантам истинности исследования. Однако многие исследователи указывают на тот факт, что нормативность данной методики очень условна. Количественные показатели могут иметь значение лишь как ориентир для интерпретации [4, с. 118].
Так, по мнению А. Анастази, первичные количественные меры в проективных методиках, подобной этой, не могут интерпретироваться непосредственно по таблице норм, как в психологическом тесте традиционного типа [6, с. 52]. Чаще всего для определения норм показателей в шкале отношений подсчитывается среднее арифметическое и стандартное отклонение. Данные о нормативных показателях прилагаются к методике.
Важным этапом при выборе описываемой методики является проверка на соответствие цели операционализации понятия, положенного в основу диагностического конструкта. Если это требование не будет соблюдаться, то возможны не только искаженная трактовка понятия, используемого в методике, но и получение недостоверных результатов, ведущих к грубым ошибкам в работе психолога и, соответственно, к формулировке ятрогенного психологического диагноза.
Следует особо отметить, что в ситуации исследования с помощью методики «Рисунок семьи», в категории достоверность речь идет лишь о существовании данного психологического феномена на индивидуальном уровне. Наличие противоположной трактовки у другого испытуемого в одном и том же примере использования проективной методики не говорит о «недостоверности» его ответа. Это лишь актуальное его состояние «здесь и сейчас» [2, с. 203].
В проективной методике «Рисунок семьи», в отличие от формализованных диагностических процедур, нет «правильных» и «неправильных» ответов. Вместе с тем, интерпретация эмпирических данных в процессе диагностике укладывается в дихотомическую вариацию. Рекомендации по интерпретации результатов предлагаются как набор условных «соответствий между определенными образцами ответов и определенными качественными формулировками возможных выводов без всякой попытки явного введения понятия «шкала результатов» [12, с. 96].
Протокол ответов в данной проективной процедуре не имеет строгой алгоритмизации и допускает обращение к свободной системе категорий и схем анализа идеографического характера, например, когда в рисуночных методиках какой-либо элемент проективного продукта (расположение на листе, периодичность, сила нажима карандаша и т.п.) указывает на вероятный показатель, симптом, личностную характеристику диагностируемого.
Кроме того, «в интерпретацию проективных методик нередко разрешается включать определенную информацию, извлеченную не из самой методической продукции (ответов испытуемых), а из материала живого наблюдения за поведением испытуемого» [Там же].
Главное же отличие от традиционного тестирования, по мнению В. Н. Дружинина [6, с. 53], состоит в том, что акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых.
В целом, успешное применение методики в ходе психодиагностики предъявляет к психодиагносту ряд требований. Прежде всего, в своей практической деятельности он должен умело использовать как метод беседы, так и саму технику тестирования (технику разъяснения инструкций проективного метода, технику интерпретации результатов), технику эмпатии, конгруэнтности и безусловного принятия и т.д.
Определенную сложность для психодиагноста представляет и выявление критериев системы оценивания результатов. Каждая проективная методика в определенной степени уникальна. Вместе с тем, унифицирующим признаком для всех проективных методик, в том числе и для «Рисунка семьи», выступает контент-аналитический подход, в рамках которого осуществляется типизация вариативности эмпирических данных, позволяющая интерпретировать индивидуальные результаты респондента.
Указанная методика может выполнять ряд смежных функций. Так, А.Л. Венгер выделяет следующие психологические особенности, которые можно описывать с помощью рисуночного теста «Рисунок семьи» [5, с. 7]:
• уровень общего умственного развития;
• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
• страхи;
• депрессивные тенденции;
• особенности реакции на стресс;
• агрессивность (с возможностью дифференцировать ее формы: физическая, вербальная, защитная, невротическая);
• экстравертность или интровертность;
• демонстративность;
• неудовлетворенность потребности в общении;
• аутизация, избегание общения;
• степень социализированности и конформности;
• антисоциальные тенденции;
• отношение к сексуальной сфере;
• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.
Таким образом, проективные методики позволяют представить человека в целом, создать его психологический портрет. Интерпретация данной проективной методики допускается только на уровне гипотезы, с учетом анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации клиента. Для создания полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение проективных методик позволяет отслеживать динамику состояния исследуемого.
Отметим также, что на уровне психодиагностической службы выделяются несколько причин, приводящих к возникновению проблем с проективными методиками в целом, и с «Рисунком семьи» в частности.
Главной является отсутствие в России на данный момент лицензированных и адартированных зарубежных методик, а также профессиональных разработчиков и собственно адаптаторов этих методик. Как следствие - скудость инструментария, адаптированного и стандартизированного для использования в нашей стране. Например, М.В. Петрайтене обращает внимание на то, что механически, без тщательной адаптации методики, применяемые для взрослых испытуемых, переносятся на работу с детьми. [1, с. 162]. Также следует упомянуть применение зарубежного опыта интерпретации на проективных рисунках "Рисунок семьи» в нашей стране.
Еще одной значимой причиной «недоверия» к «Рисунку семьи» является низкий профессионализм психологов – пользователей тестов. Это особенно важно для работы с проективными методиками. Так, М.В. Петрайтене описывает нарушения проведения проективных психодиагностических процедур и их дальнейшей интерпретации. По ее оценке, типичными нарушениями являются:
небрежное отношение к выбору стимульного материала;
отсутствие тщательной фиксации протекания исследования;
применение неадекватных установок перед началом работы;
оказание прямой помощи детям, выполняющим тест;
грубая и фрагментарная обработка полученных результатов и т.д. [1, с. 174]
Очевидно, что неадекватное применение методики грозит получением малоинформативных и даже недостоверных результатов диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием психодиагностики понятие проекции в методике «Рисунок семьи» постепенно видоизменяется и понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом, в ходе которого происходит наделение материала теста собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятельности испытуемого (рисунки) несут на себе отпечаток его личности.
Проецирование в процессе реализации методики рассматривается как отражение имеющегося опыта личности в практической деятельности и эмоциональной сфере [11].
Следует отметить, что «Рисунок семьи» как метод исследования имеет как преимущества, так и недостатки:
Преимущества
1) возможность свободного самовыражения при условии неопределенности стимульного материала. В результате, можно говорить о принципе, суть которого заключается в требовании «отсутствия «потолка», ограничения деятельности в целом;
2) вследствие свободного рисования отсутствие понимания диагностической значимости акцентов у исследуемого;
3) проективная методика изучает в целом модус личности;
4) исследование по этому методу может проводиться многократно в ходе психологической работы и демонстрировать динамику изменений. При условии предоставления испытуемому возможности действовать без ограничения, минимизируется влияние предыдущего теста;
5) подходит для любого возраста;
6) не существуют правильных и неправильных ответов;
7) гуманистичность: отсутствие нормативных шкал, статистических норм и сложностей стандартизации;
8) показательны рисунки при обследовании неграмотных людей или людей, страдающих речевыми недостатками.
Недостатки
неопределенность, неоднозначность, используемых стимулов;
результаты диагностики зачастую сложно однозначно интерпретировать;
сложность в измерении валидности, т.к. приняты различные теоретические допущения интерпретации;
невозможно определить степень выраженности выделенных качеств из-за отсутствия формальных показателей;
отсутствие стандартизации процедуры обследования и формализации показателей делает невозможным сравнение оцениваемых;
по сравнению с другими тестами влияние личности экспериментатора при использовании проективных методик максимально, поэтому требования к уровню профессионализма и квалификации психолога более жесткие;
мусульманам не разрешено изображение человека и не рекомендуется рисовать животных, что затрудняет использование в ряде случаев таких методик как «Рисунок семьи». Отказ респондента от выполнения этих методик часто ошибочно интерпретируется как задействованность реакций защитного характера;
низкая надежность получаемых результатов. Она связана с субъективностью интерпретации. В связи с этим следует учитывать некоторые ограничения при их использовании и помнить о необходимости:
• привлечения нескольких независимых экспертов, владеющих интерпретацией тестов;
• получения дополнительных данных исследования личности (наблюдение, беседа, другие тесты);
• использования для интерпретации и заключения не одного, а нескольких признаков, обнаруженных в рисунке.
В целом, существуют различные попытки определить критерии диагностики на основании непосредственного анализа рисунка семьи [10, с. 191]. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой «типологии рисунка» семьи, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.
Несмотря на отмеченные проблемные аспекты использования этого теста, к нему в настоящее время обращается множество исследователей в клинической и психологической практике. Проективная методика «Рисунок семьи» становится все более популярной в современной психодиагностике, так как позволяет в большой степени избежать спланированности даваемых испытуемым ответов.
Значимость проективных методов в современной практике психодиагностики обусловлена и тем, что они часто выступают более эффективными, чем «клишированные тестовые методики, подгоняющие всех под одну гребенку» [12, с. 575].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Воронеж, 2002. 278 с.
2.Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. ПРО-Центр, 2012.
3.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. СПб, изд-во «Питер», 2008.
4.Валявко С.М., Князев К.Е. Возможности использования проективных методик для диагностики особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 110-122.
5.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
6.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
7.Князев К.Е. Научные предпосылки появления рисуночных методик: исторический экскурс // Вестник Московского городского педагогического университета. Научный журнал. Серия «Педагогика и психология». № 1 (31). 2015. С. 79-85.
8.Лебедева Л. Д. Рисунок семьи в образах цветов // Школьный психолог. 2011. № 1. С. 52-58.
9.Лебедева Л.Д. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса // Школьный психолог. № 4. 2009. С. 18–24.
10.Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 400 с.
11.Савенко Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного. Тбилиси. Мецниереба, 1979.
12.Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. 688 с.
13.Drachnik, C. Interpreting metaphors in children’s drawings: A manual. Burlingame, CA: Abbeygate Press., 1995.
14.Golomb, C. The child’s creation of a pictorial world, Berkeley, CA: University of California, 1990.
15.Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual maturity. New York: Harcourt, Brace & World, Inc. 1963. 367 p.
16.Kerschensteiner G. Die Entwicklung der zeichnerischen Begabung. München. 1905. 372 p.
17.Ricci С. L’Arte dei Bambini. Bologna, Italy: Nicola Zanichelli, 1887. 84 p.
18.Rouma G. Le langage Graphique de I’Enfant. Paris: Alcan, 1913. 262 p.
19.Schuyten M.C. De oorspronkelijke ‘Ventjes’ der Antwerpsche Schoolkindem // Paedologisch Jaarboek. 1904. № 5. P. 1–87.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!