это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1465908
Ознакомительный фрагмент работы:
Инцидент: начало или завершение конфликта?
На сегодняшний день так и не выработано единого мнения у исследователей относительно понятия «инцидент» и его места в структуре и динамике социального конфликта. Большинство исследователей полагают, что инцидент является началом открытого противоборства, другие же считают, что это не полностью соответствует действительности.
Для того чтобы разобраться в сути проблемы проанализируем понятие «инцидента» различных авторов.
Согласно Е.М. Бабосову под инцидентом следует понимать происшествие или случай, неприятно затрагивающий интересы одной или обеих враждующих сторон, который используется ими для развязывания конфликтных действий.
По мнению А.В. Дмитриева инцидентом необходимо называть столкновение, служащее «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям.
В.П. Ратников, в свою очередь, полагает, что инцидент является начальным этапом в динамике открытого конфликта, который характеризуется прямым противоборством сторон.
С мнением В.П. Ратникова согласен А.Я. Анцупов, также считающий инцидент первым открытым этапом в динамике конфликта.
А.Р. Аклаев определяет инцидент как столкновение противодействующих сторон, которое означает перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон [2, c. 84].
Таким образом, наблюдаются различия во взглядах авторов на понятие «инцидент». Если в первых двух представленных определениях «инцидент» трактуется как «случай», то в последующих трех – как начало конфликта.
При обосновании своей точки зрения Ратников разграничивает два понятия: инцидент и повод. Так, под поводом он понимает конкретное событие, послужившее толчком, предметом к началу противостояния. Данное событие может возникнуть как абсолютно случайно, так и быть придумано, но в любом случае повод – не конфликт. Инцидент же – это начало конфликта.
Поводом, к примеру, являлось громкое Сараевское убийство, произошедшее 28 июня 1914 г. в г. Сараево. Тогда убили наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинада и его жену. Убийство, совершенное Австро-Венгрией стало поводом для развязывания Первой мировой войны. Так, через полмесяца Австро-Венгрия объявила Сербии войну под прямым давлением Германии.
Примером инцидента может являться прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу. Данный инцидент свидетельствовал о начале Второй мировой войны.
Другая часть исследователей обращается к этимологии слова «инцидент», поскольку считает, что именно в его основе кроется сущность явления. Так, «инцидент» - случай, происшествие, как правило, неприятного характера, недоразумение, столкновение. Исследователи полагают, что в силу своей случайности, он не может быть началом открытого конфликта, поскольку в основе конфликта лежат осознанные и целенаправленные действия [1, c. 70].
Отметим, что в процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, причем не все из них являются обязательными. Основные стадии конфликта представим на рис. 1.
Первая стадия характеризуется возникновением предконфликтной ситуации. Так, здесь появляются предпосылки для конфликта [3].
Вторая стадия – инцидент. По мнению авторов с него и начинается конфликт. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, однако на самом деле повод является последней каплей, переполнившей чашу.
Например, у Дюма д'Артаньян, выехавший из отчего дома, всю дорогу сознавал, что он выглядит смешным на дряхлом коне желтоватой масти, и «не менее десяти раз на день хватался за эфес своей шпаги». Его случайная стычка в графом Рошфором была не столь уж случайна: если бы не подвернулся Рошфор, д'Артаньян схватился бы с кем-то другим.
Рисунок 1 – Стадии конфликта
Так, инцидент обнажает позиции сторон, явно отображает деление на «своих» и «чужих», врагов и друзей, противников и союзников. Инцидент словно снимает маски с людей, обнажая их реальные мысли и действия.
На этой стадии очень важна «разведка», сбор сведений об истинных мотивах противников, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Так как в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников демонстрируется не на полную мощь. Силы лишь начинают приводиться в боевую готовность.
Отметим, что инцидент не всегда ведет к следующей стадии – эскалации конфликта. После него сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, через переговорный процесс прийти к компромиссу между участниками конфликта. Данную возможность следует использовать всегда. В зависимости от позиции второй стороны конфликт может быть либо решен, либо продолжен [4].
Третьей стадией является стадия эскалации. В фазе эскалации конфликт реализуется в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Здесь уже невозможно добиться мирного решения.
На четвертой стадии происходит кульминация. Часто наблюдется взрывной эпизод конфликтного противостояния.
Далее следует этап завершения конфликта. Случается и так, что конфликт завершается потому, что стороны просто устают от него. Чаще же завершение конфликтов происходит благодаря усилиям, направленным на его разрешение.
И заключительной стадией является – постконфликтная. Конфликт практически всегда не проходит бесследно, оставляя у участников чувство горечи, сожаления, обиды и др.
Подводя итоги, отметим, что существуют различные точки зрения на инцидент. Так, часть авторов называют его лишь поводом для конфликта, другая же часть убеждена в том, что инцидент – начальный этап открытого конфликта.
Моя позиция совпадает в этом вопросе с мнением Ратникова, Анцупова и Аклаева. Я полагаю, что переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент обнажает проблему, которая ранее была скрыта от участников, но наличие ее осознавалось.
Если после инцидента участники конфликта не смогли прийти к его дальнейшему разрешению, то за первым инцидентом будет следовать второй, третий и др. Конфликт перейдет на следующую стадию с названием «эскалация» [3]. Список использованной литературы
Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.
Конфликтология : учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 290 с.
Основные стадии конфликта [Электронный ресурс]: https://www.sites.google.com/site/skazikonfliktamnet/home/osnovy-konfliktologii/osnovnye-stadii-konflikta (дата обращения: 09.04.2019)
Сценарии успешного управления инцидентами в конфликтах [Электронный ресурс]: http://www.elitarium.ru/upravlenie _incidentami_konflikt/ (дата обращения: 09.04.2019)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!