Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эссе на тему: "Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий"

Тип Эссе
Предмет Философия

ID (номер) заказа
1468380

300 руб.

Просмотров
2331
Размер файла
67 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Цитата, стоящая в заголовке моего эссе, принадлежит знаменитому
французскому философу Б.Паскалю. Разумеется, это переводная цитата,
однако сочинения Паскаля переведены на русский язык давно и качественно,
следовательно, за точность и адекватность этой цитаты можно ручаться.
Цитата вырвана из контекста целого, поэтому ее либо можно
воспринимать саму по себе, либо все-таки обращаться к первоисточнику.
Изберу меньшее из зол – пусть цитата будет в моем сознании существовать
сама по себе.
Во второй половине ХХ века соотечественник Паскаля – французский
художник Ж.Брюллер, писавший под псевдонимом Веркор, издал роман
«Люди или животные?» Там, пусть даже в гротескной форме, во время суда
над главным героем, выясняется странное обстоятельство – до сих пор не
выработано внятное определение человека, не сформулированы черты,
отличающие его от представителей животного мира. Вот и приходится
создать комиссию для решения этих актуальных задач.
Почему мне об этом вспомнилось? Хотя бы потому, что основное
понятие рассматриваемой цитаты – тоже человек. Конечно, Веркор слегка
лукавил. К ХХ веку человеку давалось немало определений – и научных, и
метафорических. В них нет и никогда не было недостатка.
О том, что человеческая природа несовершенна, догадывались многие
мыслители, начиная с античных времен. Это и Сократ, и Платон с
Аристотелем, и представители скептицизма. Английский писатель У.Голдинг
уже в ХХ веке назовет человека самым опасным из всех представителей
животного мира. Необходимость социализации не отменяет наличия пороков
и «смертных грехов».
Другое дело, что всегда остается ощущение неполноты. Человек и ясен,
и ускользает от однозначных определений. Именно в размышлении о его
противоречивой природе и заключается актуальность данного эссе.
Очень понимаю, что мое эссе, скорее всего, будет выдержано в стиле
«потока сознания», когда мысль опережает свое воплощение на бумаге.
Впрочем, меня оправдывает сам жанр, в котором работаю. Эссе –
произведение свободной формы. Именно так его мыслил родоначальник
жанра – еще один французский мыслитель М.Монтень. Его главную книгу –
«Опыты» - можно читать с любой страницы. Она – собрание заметок
эссеобразной формы. Так что, почему бы не подражать самому Монтеню?..

Основная часть

Что такое «природа человека» и существует ли она вообще? Ведь
существует же версия, что человек рождается уже «готовым», или, образно
выражаясь, «законсервированным». Дальнейший жизненный процесс – это
процесс «припоминания», узнавания себя и своих возможностей. И
необходимые толчки к этому дают правильное воспитание и образование. В
сумме же своей оба этих процесса являются составными частями общего
процесса социализации.
Есть такой хитрый вопрос в тестах по социологии: «Как долго
продолжается процесс социализации?» Вернее, не столько вопрос хитрый,
сколько варианты – с подвохом. И правильный вариант из них –
«продолжается всю сознательную жизнь». Пусть даже некоторые из особей

3
рода человеческого склонны считать на определенном этапе своего развития,
что достигли вершин материального благосостояния или стали мудрыми.
Если это происходит (особенно, что касается умственного развития) – что ж,
очень прискорбно. Значит, человек останавливается в развитии и начинает
просто пассивно плыть по течению реки, которая называется Жизнь. Пока не
утонет или не доплывает до истоков. А там – и естественный финал.
Рождение, как известно, от нас не зависит. Так решили на небесах, так
сошлись звезды, так удалось родителям. А вот всё остальное – почти
исключительно в руках самого человека. Дальше предстоит социализация. И
путь этот сложен и тернист, потому что поиск своего «я» и своего места в
коллективе и не может быть легким.
Социализация и самовоспитание способны творить чудеса. При одном
условии – добрая воля самого человека. Но ведь, социализируясь, мы все
дальше удаляемся от своего первоначального естества, от своей детской,
незамутненной природы.
А сам по себе человек – существо двойственное. Говоря упрощенно, он
состоит из души и тела. Или, как выражался еще один немецкий философ -
Ф.Ницше – из творца и твари. Чаще всего берут верх тварные инстинкты. А
идеальный вариант – когда мы умом обуздываем их. Тогда и получаем право
называться человеком как существом социальным. В противном случае –
просто существо, особь человеческого рода.
Человек не может без себе подобных. Причин много: необходимость в
личной безопасности, внешние угрозы, потребность в совместной
деятельности. Так возникает общество – совокупность индивидов,
упорядочивающих свою деятельность ради достижения поставленных целей.
Но созданное человеком общество уже начинает упорядочивать его
собственную деятельность. Так возникает мораль, этика. А вслед за
обществом возникает и государство, центральный институт политической
системы. Словом, «опытное поле» для реализации своих природных
стремлений и задатков значительно расширяется.
Стоит осторожно уточнить – по мере возможностей. Да, действительно,
возможности наши ограничены условиями времени и пространства.
Неприятно знать и помнить о том, что человек – существо смертное. Но
знание этого не должно заставить нас опустить руки и просто плыть по
течению в ожидании естественного конца, о чем уже говорилось выше. В
наших силах – постараться максимально выиграть как пространство, так и
время. Сделать это необходимо не только для успешной социализации, но и
для полноты реализации того, что в нас изначально заложено. В истории и
памяти потомков остаются только те личности, которые смогли подняться
над своим временем, а отчасти – и изменить существующий порядок вещей.
Чувственное познание – всегда первично. Эмоции всегда доминируют
над разумом. Голову мы «включаем» гораздо позже. К сожалению для нас…
Еще с «розового детства» мы жадно впитываем впечатления от
окружающего мира. Да, происходит это наивно и стихийно, но зато
совершенно искренне. Польза чувственного познания – именно в его
искренности и непосредственности. Порой эта искренность и
непосредственность граничит с «детскостью», но иначе и быть не может. В
одном из фильмов прошлого десятилетия даже были ключевые слова:
«Чувствуешь – значит, живой». Они как нельзя лучше подходят для
характеристики чувственного познания.
Оно, разумеется, включает в себя и ощущение, и восприятие, и
представление. Можно ли доверять той картине, что сложилась в результате
всех этих «операций»? И да, и нет. «Да» - потому что всё «пропущено»
сквозь себя. «Нет» - потому что ничего общего с реальностью наши эмоции
могут и не иметь. Жить одними эмоциями – разрушительно и опасно.
Именно по этой причине существует еще один вид познания –
рациональное познание. Здесь предлагается «включать» разум, рассудок, а
также опираться на опыт и эксперимент, на научные данные, полученные в
их результате. Конечно, со статистикой не поспоришь. Она – вещь упрямая.
Цифры и факты бьют любые эмоции. И в этом – их несомненная польза.
В идеальном же варианте, чтобы жизнь казалась вполне сносной и
приемлемой, необходимо научиться тому, чтобы «гасить» сердечные порывы
и эмоции холодом аналитического ума. Это непросто. Этому учатся долгие
годы, и тщетно. Но если удается – многое проясняется.
Полностью отрешиться от эмоционального восприятия мира
невозможно. Оно первично. Но жить по расписанию, всё рассчитывать
наперед, тем более невозможно. Это искусственно и неестественно.
И, наконец, нельзя всё измерять категориями пользы. Это прагматизм.
А прагматизм – выродившаяся философия. Как и цинизм. Заменить ими
доброту и радость от взаимопонимания не получится.
В рассматриваемой цитате почти сразу речь заходит о смерти и
уничтожении человека. Это и есть то, перед лицом чего он бессилен.
Спросите любого – чего он больше всего боится? Ответ предсказуем –
смерти, мучительной смерти, смерти близких. Почему? Да потому, что
невозможно ничего сделать с этим страхом. Он липкий, противный,
опутывающий по рукам и ногам. Он причиняет страдание уже самим фактом
своего существования внутри души.
Что есть страдание? Возможны несколько вариантов ответа на этот
вопрос. Во-первых, страдание – есть физическая боль. Именно по этой
причине многими владеет страх смерти. Потому что со смертью люди
склонны ассоциировать физическую боль. «Тяжело умирать, хорошо
умереть» - известное признание поэта Некрасова, умиравшего тяжело и
мучительно. Для тех, кто тяжело страдает физически, смерть – уже не
трагический факт. Это освобождение от мук.
Мало кто из глубоко верующих людей наложит на себя руки, мучаясь
от невыносимых болей. Они склонны считать, что страдания даны им в
наказание за грехи, за не слишком праведную и даже «бурную» жизнь в
молодости. Страдание в этом смысле напоминает о бренности всего земного,
и о твоей собственной бренности тоже.
Философия с некоторых пор учит стойкости в перенесении страдании.
Вот и создатель одного из самых светлых, самых жизнеутверждающих
течений в античной философии – Эпикур – был человек, страдающим от
камней в почках. Но разве это чувствуется по характеру его сочинений? Он
лишь признавал наличие страдания в жизни, и советовал принимать его
мужественно. Как сам и поступал. А вслед за ним и одновременно с ним –
представители философского скептицизма и стоицизма.
В страдании и скорби любой человек узнается лучше, глубже. Как и в
радости. Но радость преходяща, а скорбь и страдание способны затянуться на
неопределенный срок. Их сила как пагубна, так и целебна. Из страдания
никто не выходит прежним. Либо человек ломается, как хлеб, либо
становится крепче на изломе. Но «крепость» эта тоже разная. У одних она
начинает граничить с цинизмом, у других – с мудростью и взвешенностью.
Человек чувствующий – почти неизбежно и человек страдающий тоже.
Болеющий болями своего времени. Совестливый и чуткий. Строго судящий
себя. Иногда сильно пьющий. Но не могущий спиться. Ибо слишком много
думает и мало спит. А на мучающие его вопросы ответов нет как нет. Ибо
почти все вопросы – риторические.
Среди классиков тоже есть люди, питавшие болезненное пристрастие к
теме страдания. Особое место среди них занимает Ф.И.Достоевский. После
бурного успеха первой повести «Белые ночи» он не смог закрепить свою
писательскую репутацию и качнулся в сторону политики. Дальнейшее
известно – арест по делу Петрашевского, следствие и суд, смертный
приговор, отложенная в последний момент казнь. А в человеке уже выгорело
всё, связывающее его с жизнью. Нужно было снова учиться жить. На каторге
и в ссылке. Через боль, через страдания.
Об этом – в «Записках из Мертвого дома», а потом и в «Преступлении
и наказании». А разве случайно Достоевский дал «говорящую» фамилию
главному герою (точнее все-таки – антигерою) «Преступления и наказания»?
Человеку предстоит или сойти с ума, или покончить с собой, или преодолеть
собственный душевный раскол. И другого пути нет, кроме как через
страдание, раскаяние и возрождение к новой жизни. Недаром следователь
Порфирий Петрович, человек тонкий, язвительный, но по-своему
расположенный к Раскольникову, советует ему пострадать, чтобы потом
стать солнцем. Если, конечно, удастся. Но если удастся – то и для других
озарится путь к свету и правде.
Итак, в чем же смысл страдания? Это шанс для возможной
«переоценки ценностей», прихода к истинной вере от воинствующего
нигилизма и атеизма. Это – сигнал о том, что жизнь коротка и конец – не за
горами. Это возможность обнажиться до дна, либо сломаться, либо
мобилизоваться.
Определение смерти с атеистической точки зрения и с позиций
материализма – это прекращение функционирования человеческого
организма ввиду его физической изношенности. Верующие выразятся более
витиевато – это переход в мир иной, это всего лишь окончание земного
бытия. На «том» свете человека ждет либо рай, либо ад.
И те, и другие сойдутся, пожалуй, в одном – как ни готовься к смерти
морально, она почти всегда застает самого человека и его близких врасплох.
Даже если человек долго и тяжело болел, и его смерть была лишь вопросом
времени.
С фактом смерти сложно примириться. Требуется время. И даже не для
того, чтобы душевные раны затянулись, а чтобы притупилась живая боль
утраты. О том, как надлежит вести себя после тяжелой утраты, написало
немало – как «отцами церкви», так и светскими людьми. Но каждый все
равно вынужден справляться с потерей сам.
А как люди встречают сообщение о смерти, если их физический
возраст еще далеко не смертный и они находятся в расцвете сил? Их
отношение к смерти распадается на несколько этапов.
Первый этап – полное неверие, отрицание факта своего скорого
умирания. «Не может быть!» - даже если на руках данные рентгеноскопии и
другие анализы. Эмоции зашкаливают, гордый человеческий дух бунтует.

Второй этап актуален для людей верующих. «Ненавижу я тебя,
Господи!» - восклицает «смертник», удостоверившись, как недолго ему
осталось находиться среди живых. Тоже эмоции, только другого рода.
Разрушительные. Недаром гнев находится среди т.н. «семи смертных
грехов».
Третий этап – лихорадочная попытка успеть как можно больше –
раздать долги, примириться с родными и близкими, окреститься и
исповедоваться. Как это иначе расценивать, если не как попытку задобрить
Всевышнего и оттянуть неизбежный конец? Давайте договаривать всё до
конца, а не ограничиваться намеками и оговорками. Мол, авось, я еще
выкручусь и выскочу, обману смерть. В этом контексте исповедь – всего
лишь формальность. Это понятно и священнику, и умирающему человеку.
Но по молчаливому сговору они «играют по правилам».
В-четвертых, примирение с неизбежностью и отрешенность от всего
земного в последние дни. Умирающий человек лежит, отвернувшись к стене,
и молчит. Он еще здесь своей бренной оболочкой, но мысли уже далеко.
Самый тяжелый период. Когда разговор возникает и продолжается – гораздо
легче. Когда повисает тягостное молчание и уже ничем нельзя помочь – это
молчание говорит понятнее любого языка. Но как же оно невыносимо!..
Таким образом, смерть, как это ни парадоксально утверждать, столь же
разнообразна, как жизнь. Её по-разному приносят, принимают и встречают.
Уход человека из жизни, равно как и его появление на свет, запоминается
особенно остро. Многое говорит о том, что за смертной чертой для человека
всё не заканчивается. Вот только ни один из умерших еще не вернулся
обратно и не рассказал, как оно будет на самом деле. Поэтому споры о жизни
после смерти и продолжаются.
Бессмертие – давняя мечта человечества. Его стремятся достичь даосы
за счет праведного образа жизни и медитации. Пока что удается достичь
только долголетия, и то – далеко не всем. Возможно, наука в союзе с
техникой и откроет рецепт бессмертия рано или поздно, вот только зачем?
Зачем жить вечно, когда можно жить насыщенно? Зачем пытаться продлить
то, что длится доли секунды?
А вот пустоту жизни современный человек ощущает особенно остро.
Он куда-то торопится, спешит, ничего вокруг себя не замечает, все мысли –
только о деньгах и о работе. Насыщенная жизнь? Да нет, сплошная суета.
И бессмертие с суетой абсолютно несовместимы. Еще хуже, когда
смерть духовная наступает гораздо раньше физической кончины. Страшное,
мучительное состояние. И смерть будет долгожданным избавлением от него.
Впрочем, меня не покидает ощущение, когда я читаю и перечитываю цитату
из Паскаля, что сам-то он, скорее, был атеистом, нежели глубоко верующим
человеком. В противном случае вряд ли он написал бы о безразличии и
глухоте Вселенной к судьбам человеческим…

Заключение

Одним из наиболее философических поэтов в русской классической
литературе был Ф.И.Тютчев. Вряд ли стоит кому-то доказывать, что поэзия
является одним из наиболее оригинальных способов философствования. Так
вот, именно в одном из стихотворений Тютчева мы находим почти прямую
перекличку с Б.Паскалем. Тютчев часто пишет о философском двоемирии – о
том, что душа и тело человека, к сожалению, почти всегда находятся в
разладе друг с другом. То, о чем Паскаль написал в прозе, Тютчев высказался
образно и метафорично. Человек – он же «мыслящий тростник» - часто
«ропщет и бунтует» на внешние обстоятельства, а также на себя самого. Он
не в силах обрести вожделенную гармонию. А что природа и Вселенная? Им
никакого дела нет до его скорбей и радостей. Человек – «грёза природы» по
определению Тютчева. И лишь смерть – самый великий миротворец. Перед
ее страшным и величавым ликом равны все.
Итак, проанализированное мной развернутое высказывание
французского философа Б.Паскаля о человеке и его природе, о смерти и
бессмертии, о месте человека в мире и пространстве имело большое значение
для последующего развития философской и поэтической мысли не только во
Франции, но и в нашей стране.
Если в чем Паскаль и не слишком оригинален, так это в указании на
способность мыслить как на особенность, отличающую человека от
представителей животного мира. Но разве поведение животных можно
свести к одним инстинктам? Наблюдая за их поведением внимательно, в этом
легко усомниться. Конечно, развитым сознанием животные вряд ли
обладают, но они дают нам, людям, потрясающие примеры преданности и
самоотверженности, какие не всегда даем мы сами по отношению к другим.

Список использованной литературы:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр./ Общ. ред.
Оболенской Св.; Предисл. Гуревича А.Я.— М.: Издательская группа
«Прогресс» — «Прогресс- Академия», 1992. — 528 с.
2. Кляус Е. М., Погребысский И. Б., Франкфурт У. И. Паскаль. — М.:
Наука, 1971. — 432 с.
3. Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. — М.: Мысль, 1979. — (Мыслители
прошлого).
4. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. — М.: Республика,
1994. — 495 с.
5. Тарасов Б. Н. Паскаль. —  М.:«Молодая гвардия», 2006. — 384 с. 
6. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 1./
Сост. В.Н. Касаткина.- М.: Издательский Центр Классика, 2002- 528 с.:


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 540 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПБГИПСР
Уже не первый раз Татьяна выручает меня. Очень ей благодарна за оперативность и ответствен...
star star star star star
Пвгус
Всё прекрасно и в лучшем виде, если в дальнейшем будут трудности с учёбой,я знаю к кому об...
star star star star star
МГИМО
Очень быстро автор справился с заказом, значительно раньше срока и выполнил на 100 из 100
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.