это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1469541
Ознакомительный фрагмент работы:
Трудная жизненная ситуация понимается специалистами с различных точек зрения. Для кого-то - это временные трудности, которые можно решить быстрым способом, а для кого-то – это продолжительный период времени, в котором нет однозначного выхода из ситуации. Именно ко второму варианту я отношу ситуацию, сложившуюся в семье моих близких родственников, которые с недавнего времени приобрели статус приемной.
Само понятие приемной семьи подразумевает оказание помощи ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Это проблема масштабная, так как ежегодно в Российской Федерации в отношении более 45 тыс. детей родители лишаются или ограничиваются в родительских правах [4]. Однако, несмотря на положительную динамику устройства сирот в семьи (с 2008 – 71%, до 2017 – 88,6%), даже непродолжительное время, проведенное детьми в интернатных учреждениях, приводит к их деинституциализации, формированию негативного образа взрослого, дальнейшим проблемам в социализации. Решить данные проблемы призваны многие социального-педагогические организации и учреждения, однако во многих случая семья остается без должной помощи.
По моему мнению, принятие ребенка в семью ещё не означает устранение из его жизни трудной ситуации, а является только первой ступенью на пути к решению проблемы. Это означает, что, попадая в новую семью ребенок несет с собой большой багаж негативного опыта, от возможно жестоко обращения с ним, до банального неумения санитарно-гигиеническому уходу за собой. Огромной проблемой является процесс его адаптации в приемной семье, который во многом зависит от наличия опыта приемных родителей по воспитанию таких детей, сложившихся отношений в новой семье, ресурсов этой семьи, а также открытости взрослых к помощи со стороны специалистов.
В своей работе я хочу рассмотреть приёмную семью, которая приняла на воспитание мальчика пяти лет (его одинокая мать была лишена родительских прав из-за различных ситуаций, вызванных алкоголизмом). Семья является полной, супружеский стаж более 15 лет, хорошие материальные условия. В семье воспитывается кровный сын шести лет. Приемный ребенок принят в семью шесть месяцев назад. Это первый опыт приемного родительства в семье. Существенной поддержки родственников в решении принять ребенка не было.
Первыми проблема, с которыми столкнулась семья после окончания так называемого «медового месяца» в адаптации ребенка, стали:
- агрессивное поведение биологического ребенка по отношению приемному, которое проявляется в периодических пинках, задирании, кусании приемного ребенка, отбирании игрушек;
- ухудшении отношения приемного ребенка к приемным родителям (он не слушается, огрызается, перестал убирать за собой вещи и т.д.);
- изменение отношения со стороны родственников по отношению к семье из-за принятия ребенка.
В результате ухудшились также взаимоотношения между супругами, увеличилось количество обвинений и самообвинений в некомпетентности, невнимательности и т.д.
Приемная мать чувствует себя беспомощной, начинает сомневаться в правильности принятия ребенка в семью, сильно тревожится за своего кровного ребенка и изменениях в нем, переживает из-за ссор с супругом, не знает как помочь приемному ребенку, чувствует ограниченность в социальных контактах с окружающими.
Приёмный отец также чувствует неуверенность в своих силах, не может найти адекватное решение ситуации.
Кровный сын пытается переманить родителей в спорных ситуациях с приемным ребенком на свою сторону, обманывает, не желает всем делиться с новым членом семьи, не понимает, почему он уже не на первых ролях.
Приемный ребенок ещё переживает чувство утраты по матери, разлуке с ней; не до конца осознает причины устройства его в новую семью, не понимает плохого отношения другого ребенка к себе; не воспринимает новые границы и порядки семьи; переживает не только смену семьи, но и в целом всего окружения (новый дом, новый детский сад), иногда винит приемных родителей во всем.
Существенным фактором в решении выявленных проблем стало осознание приёмными родителями не уникальности своей ситуации, то есть раньше они воспринимали происходящее сугубо в их личном пространстве, боясь осуждения окружающих. Затем увидели ситуацию со стороны, что есть много подобных семей и они уже справились с основными негативными факторами. Первым шагом стало информирование специалиста, сопровождающего семью о ситуации, с которым в дальнейшем был намечен план консультаций и занятий.
В результате работы со специалистом были выявлены следующие ресурсы:
- наличие различных служб и сообществ по проблемам приёмных семей и детей-сирот. Это позволило родителям получить поддержку со стороны, поделиться проблемами, услышать примеры решения проблем.
- повышение квалификации родителей в области детско-родительских отношений. Это позволило родителям посмотреть на ситуацию глазами детей, увидеть их уязвленность и узнать приемы помощи для них.
- привлечение ближайших родственников к взаимодействию с семьей (в том числе и меня). Мы стали больше времени проводить с этой семьей, организовывали совместные праздники и походы, всеми силами показывали, что мальчик (Слава) очень нам нравится и мы все рады, что он появился в семье.
- осознание важности привлечения биологических родственников приёмного ребенка для улучшения его адаптации и снижения тревожности. Стали осуществлять звонки матери, его бабушке, посылать открытки на праздники, попросили передать фотоальбом с детскими фотографиями. Затем перешли к личным встречам с матерью и бабушкой, после которых ребенок стал более уверенным.
В данной ситуации, специалисту, на мой взгляд, следовало бы уделить внимание на следующие моменты:
1. В отношении приемного ребенка: помочь пережить чувство утраты кровной семьи путем использования арт-терапевтических занятий по снятию напряжения, переживанию утраты, снижению страхов и др., Например, методика «Уничтожение страха» (А.Л. Венгер, В.И. Морозова), сочинение рассказа в шести частях (6 PSM), сказка «У солнца», «Птица найденыш» и др. [5].
2. В отношении приемных родителей: провести консультации с родителями о стадиях переживания утраты ребенком, о периоде адаптации в семье, о важности поддержания контактов с кровными родственниками ребенка; о возможных взаимоотношениях в семье между детьми (чувство ревности и т.д.)
3. В отношении биологического ребенка приемных родителей: провести консультацию об осознании своей роли в семье; провести занятия по обучению навыкам конструктивного урегулирования конфликтов и выходу агрессии.
Также, считаю необходимым организовать совместную психотерапевтическую работу в диадах «приёмные родители – приёмный ребенок», «приемный ребенок - биологический сын». Например, при работе с детьми можно использовать арт-терапевтические занятия по технике каракулей, рисованию с помощью клубка, технике «Шарик чувств», игра «Разозлись», занятия с использованием сказок «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Крокодильчик» о приемах эффективной коммуникации и др. При совместной работе с родителями и детьми может подойти методика «Гармонизация рисунка», семейный коллаж и др.
Немаловажным ресурсом считаю включение семьи в группу поддержки, объединяющую замещающих родителей, и взаимодействие с педагогами учреждений образования, которые посещают дети (в том числе разъяснение особенностей работы с детьми-сиротами).
Таким образом, в работе была рассмотрена ситуация с приемной семьей, которая впервые приняла на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Трудная жизненная ситуация заключалась в изменениях, происходящих в семье, которые могли привести к её распаду; а также в преодолении влияния последствий прошлого ребенка-сироты на его будущее.
Если рассматривать понятие «трудная жизненная ситуация», как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (семьи, ребенка), которую он не может преодолеть самостоятельно, то в решении данной проблемы должны быть задействованы ближайшее окружение семьи, специалисты служб, ответственных за сопровождение и кровные родственники приёмного ребенка.
На мой взгляд, несмотря на уже достаточно большое развитие семейных форм устройств в стане, по-прежнему остаются нерешенными некоторые вопросы, снижающие качество решения трудных жизненных ситуаций подопечных. К ним хочу отнести: низкий уровень квалификации специалистов по семейному устройству; не достаточно высокий уровень подготовки приёмных родителей к новой роли; не качественное сопровождение процесса перехода ребенка-сироты через разные ситуации (кровная семья-приют-приемная семья); широко распространенное мнение общества о корыстности воспитания сирот.
В целом, при оказании помощи данной семье, как и другим подобным, я стремилась бы использовать новые техники и приемы коррекционной и психотерапевтической работы, а также обязательно уделила бы внимание этическим нормам работы. Список использованных источников
Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 992 с. – Режим доступа: https://lib.rin.ru/book/semejnaja-terapija_irina-malkina-pyh/text/. (дата обращения: 04.12.2018)
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. —2-åизд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
Пергаменщик, Л.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум : учеб. Пособие / Л.А. Пергаменщик, Н.Л. Пузыревич. – М.: Изд. Гревцова, 2012. – 340 с.
Семья, материнство и детство / Федеральная служба государственной статистики РФ. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.04.2019)
Сказкотерапия. В помощь приемным родителям / Методическое пособие Челябинского областного центра социальной защиты «Семья». -Челябинск, 2009. Режим доступа: http://www.docviver.yandex.by|view88974614/ (дата обращения: 01.04.2019)
Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: книга для психологов. / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Мн.: Тесей, 2007. -320 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!