это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1480277
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье анализируются вопросы функционирования и развития системы социальной поддержки ветеранов. Рассматриваются меры социальной поддержки ветеранов в современной России. Уделяется внимание проблемам реализации мер социальной поддержки ветеранов, предложены рекомендации по их совершенствованию.
Ключевые слова: ветераны, меры социальной поддержки, проблемы реализации
Abstract: the article analyzes the functioning and development of the system of social support for veterans. Measures of social support of veterans in modern Russia are considered. Attention is paid to the problems of implementation of measures of social support of veterans, recommendations for their improvement.
Key words: veterans, measures of social support, problems of realization
Развитие Российской Федерации как демократического, социально ориентированного и правового государства имеет целью повышение уровня жизни ее граждан к социальным стандартам цивилизованных стран мира. Особенно актуальным стоит вопрос создания надежной и адекватной рыночным условиям системы социальной поддержки ветеранов, с учетом имеющихся тенденций финансового обеспечения и сбалансирования бюджетных ресурсов, достаточных для выполнения соответствующих социальных обязательств. В то же время следует отметить, что степень изученности социальных вопросов функционирования и развития системы социальной поддержки ветеранов очень отстает от потребностей современной российской практики.
Активное и своевременное включение России в глобальные трансформационные процессы, выработка новых путей самоорганизации внутреннего развития страны делают социальную поддержку ветеранов ключевым направлением государственной политики в социальной сфере, а также индикатором совершенствования механизмов функционирования правового государства.
Граждане пожилого возраста — это люди, которые строили государство, отдавали ему силы, а иногда рисковали жизнью и здоровьем. Они заслуженно пользуются преференциями за счет госбюджета. Причем социальная поддержка ветеранов зависит от многих факторов, в том числе, категории, к которой относится гражданин.
Социальная поддержка ветеранов различных категорий включает в себя деятельность института социальной защиты населения на уровне субъектов Российской Федерации и представляет собой комплекс экономических, социально-психологических, медицинских, материальных мер и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории населения всю полноту законодательных прав, личное достоинство ветеранов.
Законодательно закреплены достижения людей в сфере защиты Отечества, в трудовой деятельности и других. Кроме того, некоторые граждане в свое время получили различные звания, награждены орденами и медалями. Их заслуги учитываются отдельно предоставлением больших преференций. Законодательство постоянно совершенствуется, планируются и вводятся новые нормы, в том числе, и для ветеранов. Преференции зависят напрямую от категории, к которой отнесен гражданин.
В силу ст. 1 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) (далее – ФЗ № 5), в России существуют следующие категории ветеранов:
ветераны Великой Отечественной войны;
боевых действий, которые осуществлялись на территории СССР и России;
воинской службы;
трудовой деятельности.
Ветераны труда – люди, которые отдали долгие годы своей жизни на осуществление трудовой деятельности на благо государства. О таких гражданах государство старается максимально заботиться. Поэтому на федеральном и региональном уровне разработаны меры социальной поддержки ветеранов труда. Согласно статье 7 ФЗ №5 «О ветеранах», ветеранами труда считаются граждане, имеющие соответствующее удостоверение, которое подтверждает данное звание. При этом обязательно учитываются:
трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда»: для мужчин — 40 и более лет, для женщин — не менее 35 лет;
ведомственные знаки отличия при присвоении звания «Ветеран труда». Также учитывается наличие медалей, орденов в труде.
Согласно федеральному законодательству существует целый ряд мер социальной поддержки ветеранов труда. К ним относятся следующие льготы:
освобождение от уплаты некоторых налогов. Данная категория лиц вправе не платить сбор на все имущество, которое находится в собственности пенсионера. На земельные участки эта привилегия не распространяется. Также ветераны не обязаны уплачивать подоходный налог с пенсии;
бесплатный проезд на городском общественном транспорте. Не действует данное преимущество на маршрутное такси. Для безвозмездного проезда достаточно показать водителю или кондуктору ветеранское удостоверение;
дополнительный отпуск ветеранам труда (работающим пенсионерам). Им пользуются в случае продолжения трудовой деятельности, причем официальной. Отпуск предоставляется в любое удобное время для ветерана и оплачивается;
протезирование зубов на безвозмездной основе. Государство платит за стоимость самих протезов, а за их установку вносит денежные средства сам труженик. Также в льготу не входят дорогостоящие импортные материалы;
скидка на услуги ЖКХ. Люди с ветеранским званием получают компенсацию в размере 50% от счета на коммунальные услуги;
бесплатное медицинское обслуживание. Пенсионер вправе пройти обследование в государственной поликлинике безвозмездно, несмотря на то, что обычно за него взимается плата;
предоставление скидки в 50% на проезд по территории РФ при использовании железнодорожного и водного транспорта.
На региональном уровне также предоставляются меры социальной поддержки ветеранов труда. В разных субъектах льготы могут отличаться, поэтому после получения ветеранского звания стоит обратиться в отделение СЗН за подробной информацией.
К примеру, ветераны труда, проживающие в Москве, имеют законное право на социальную поддержку со стороны государства (ст.3 Закона города Москвы №70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы») и на ежемесячную городскую денежную выплату (статья 10). Они вправе претендовать на следующую социальную помощь ветеранам труда:
безвозмездный проезд на городском общественном транспорте;
компенсация за оплату коммунальных услуг в размере 50%;
денежная выплата, начисляемая каждый месяц;
бесплатное приобретение путевки на санаторно-курортное лечение;
освобождение от налога на имущество и НДФЛ.
В 2019 году ожидается расширение региональных вариантов поддержки. К примеру, собираются установить возможность получения ежемесячного пособия в размере 500 рублей.
В свою очередь, в Санкт-Петербурге предоставляется такой перечень мер социальной защиты ветеранов труда:
надбавка к пенсионным выплатам, выплачиваемая ежемесячно;
скидка на коммунальные услуги в размере 50%;
компенсация за оплату жилья величиной 50%;
бесплатный проезд на общественном транспорте в пределах города.
Однако несколько лет подряд в Санкт-Петербурге список предоставляемых льгот для ветеранов труда существенно сократился. Этому способствовал ряд определенных причин. Самая главная — это экономический кризис в стране, который длится уже довольно долго. Но даже после сокращений перечень субсидий остался широким. С 1 января 2018 года вступил в силу закон «Социальный кодекс Ленинградской области» №72-оз от 17.11.2017, заменивший десятки областных нормативных актов, ранее регулировавших социальную сферу.
В целом государственные органы и органы власти местного самоуправления выполняют обязательства по защите законных прав ветеранов. Заметно улучшилось социально-экономическое положение участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Более целенаправленно осуществляется адресная помощь ветеранам и членам их семей по вопросам пенсионного обеспечения, получения жилья, медицинского обслуживания, увековечения памяти защитников Отечества, некоторым другим вопросам социально-правового характера.
Однако, ряд жизненно важных проблем решаются органами власти неудовлетворительно, что вызывает недовольство у части ветеранов и членов их семей, способствует созданию социальной напряженности в обществе.
К примеру, некоторые регионы вообще не выплачивают ежемесячные пособия ветеранам труда, предоставляя им иные виды льгот и компенсаций. Например, в Иркутской области не предусмотрены прибавки к пенсиям данной категории “льготников”, а в Пензенской области, наоборот, установлено пособие в размере 330 рублей.
К недостаткам регионального законодательства, определяющего порядок реализации обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов в виде субсидий на приобретение жилого помещения, по нашему мнению, следует отнести нечеткость определения сроков такого обеспечения. В большинстве случаев нормативными правовыми актами субъектов РФ конкретный срок перечисления субсидий на лицевые счета граждан не установлен.
По окончании изучения документов орган, осуществляющий социальную поддержку, принимает решение о назначении либо отказе в назначении мер социальной поддержки. Как правило, такое решение оформляется в виде документа и является основанием для осуществления соответствующих денежных выплат, предоставления материальных благ либо оказания услуг. Лицо, обратившее за социальной поддержкой, в случае принятия положительного решения о ее предоставлении приобретает ряд обязанностей перед органом ее назначившим. Такое утверждение справедливо по отношению к мерам социальной поддержки в виде материальных благ.
В отношении мер социальной поддержки, не имеющих материального выражения (например, внеочередное пользование ветеранами всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания), которые реализуются в момент обращения, у данных лиц существует только право использовать их без возложения каких – либо обязанностей.
Отдельные проблемы реализации мер социальной поддержки возникают при превышении полномочий субъектами РФ. В частности, некоторые регионы устанавливают правила осуществления мер социальной поддержки, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, что не входит в их полномочия (Республика Марий Эл, Нижегородская область).
С целью консолидации различных категорий ветеранов, улучшения их социально-экономического положения в обществе участники рекомендуется, на наш, следующее:
Законодательно реализовать в ближайший период:
освободить инвалидов и участников Великой отечественной войны 1941-1945 годов от всех оплат за жильё, услуг жилищно-коммунального хозяйства, электричество, газ, и налогов на земельные участки и недвижимость;
установить 100-процентный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий для инвалидов и ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов;
восстановить федеральный статус ветеранам военной службы;
установить право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" для военнослужащих, направленными органами государственной власти СССР и Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей в государствах и периодах, указанных в разделе III Приложения к закону "О ветеранах";
решить вопрос по выделению земельных участков (бесплатно) для ветеранов – защитников Отечества.
принять новый текст Федерального закона «О ветеранах» с учетом современных концептуальных положений в данной сфере федерального законодательства.
2) Органам государственной власти и местного самоуправления более внимательно изучать и анализировать положение, сложившееся в социально-экономической сфере деятельности ветеранов. Профильным министерствам и ведомствам лучше взаимодействовать с ветеранскими организациями по вопросам социальной поддержки ветеранов членов их семей, включать в состав ведомственных (межведомственных) комиссий представителей ветеранской общественности, практиковать заключение с организациями (объединениями) ветеранов соглашений и совместной деятельности.
3) Продолжать практику адресной помощи ветеранам и членам их семей. Ветеранским организациям, совместно с органами социальной защиты населения проводить мониторинг деятельности, своевременно реагировать на недостатки и случаи невыполнения обязательств государства в социально-правовой сфере. Инициировать предложения по совершенствованию законодательной базы и улучшению мер социальной защиты ветеранов.
4) Руководителям министерств и ведомств, органам местного самоуправления совместно с организациями (объединениями) ветеранов особое внимание в своей работе с ветеранами обратить на проблемы жилищного, медицинского и ритуального обслуживания населения, как наиболее острые и вызывающие недовольство у людей и социальную напряженность в обществе.
5) Создать исполнительный орган по проблемам ветеранов. С этой целью создать пилотный проект федеральной структуры по делам ветеранов.
Таким образом, в условиях функционирующей в настоящее время в нашей стране экономической системы, не позволяющей ветеранам в силу их возраста, полученных военных травм приспособиться к текущим жизненным ситуациям и преобразованиям, государство традиционно ставит во главу социальной политики правовые гарантии защиты рассматриваемой группы ветеранов, подчеркивая тем самым их заслуги перед страной, ее будущими поколениями. Федеральному законодателю совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить существующие проблемы реализации мер социальной поддержки в интересах ветеранов.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.) // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 01.04.2019) // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Закон города Москвы от 03.11.2004 № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (ред. от 14.12.2016) // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 года №72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» // СПС КонсультантПлюс, 2019.
Стародубцева К. А. Теоретическое осмысление правовых основ социальной защиты ветеранов в РФ // Теория и практика общественного развития. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-pravovyh-osnov-sotsialnoy-zaschity-veteranov-v-rf (дата обращения: 18.04.2019).
Фильчакова С.Ю., Хвалев С.А., Шабаева О.А. Социальная поддержка ветеранов в субъектах Российской Федерации: общий обзор законодательного регулирования // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2015. N 1-2 (33). С. 22 - 30.
Хабибулин Р. Р. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации: правовой аспект: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.05 / Хабибулин Р. Р.; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН]. - Москва, 2017. - 163 с.
List of references
1.The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended on 21.07.2014 N 11-FKZ) // PCA ConsultantPlus, 2019.
2.The Federal law "On veterans" of 12.01.1995 N 5-FZ (with izm. and DOP., entry. in force 01.01.2019 g) // ATP ConsultantPlus, 2019.
3.The Federal law from 17.07.1999 No. 178-FZ "About the state social help" (ed. by 01.04.2019) // ATP ConsultantPlus, 2019.
4.The law of city of Moscow from 03.11.2004 n 70 "About measures of social support of separate categories of inhabitants of Moscow" (as amended on 14.12.2016) // ATP ConsultantPlus, 2019.
5.Regional law of the Leningrad region from 17.11.2017 year №72-oz "Social code of the Leningrad region" // SPS ConsultantPlus, 2019.
6.Starodubtseva K. A. Theoretical understanding of legal bases of social protection of veterans in the Russian Federation. Theory and practice of social development. 2016. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-pravovyh-osnov-sotsialnoy-zaschity-veteranov-v-rf (date accessed: 18.04.2019).
7. Filchakova S. Yu., Khvalev S. A., Shabaeva O. A. Social support of veterans in the subjects of the Russian Federation: a General overview of legislative regulation // Bulletin of the Institute of legislation and legal information. M. M. Speransky. 2015. N 1-2 (33). P. 22 - 30.
8.Habibulin R. R. Social support of veterans in the Russian Federation: legal aspect: thesis ... candidate of legal Sciences: 12.00.05 / Khabibulin R. R.; [a protection Place: Institute of state and law Russian Academy of Sciences]. - Moscow, 2017. - 163 p.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!