это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1498523
Ознакомительный фрагмент работы:
В данной статье раскрываются природа и особенности бродяжничества, или по-другому – дромомании. Рассматриваются личностные особенности безнадзорных лиц, а также характерные черты их поведения в обществе.
Ключевые слова: дромомания, девиантное поведение, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, дезадаптация.
В связи с повышением востребованности идей социальной психологии и педагогики, проблема профилактики беспризорности и бродяжничества приобретает всё большую актуальность. Задачи, включающие в себя создание комфортных условий для самореализации личности, а также активизация человеческого самосознания в преодолении разного рода сложных жизненных ситуаций и недопущения подобных девиаций в дальнейшем, требуют к себе особого внимания. О том, что в России на сегодняшний день существует факт социальной напряженности, говорит следующее [1, c. 427]:
1. Чуть ли не в геометрической прогрессии увеличивается показатель подростковой преступности (около 2,2 миллионов преступлений ежегодно совершается подростками). Около 1/3 обвиняемых в преступлениях, квалифицируемых уголовным законодательством как грабёж, кражи и изнасилования, являются подростками.
2. Увеличивается динамика роста количества детей из неблагополучных семей и детей-беспризорников. Неполные семьи в стране занимают твёрдую позицию в 27% от общего числа зарегистрированных браков, что, в самом деле, является страшным показателем. Неблагополучие семей и их распад становится одной из главных причин психологических стрессов у детей, развития психических заболеваний, побегов из дома, суицидов, и, конечно, жестокого обращения самих родителей с детьми, что провоцирует все вышеупомянутые явления.
Явление детской безнадзорности и беспризорности решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 07.07.98 трактуется так: «Беспризорность и безнадзорность в детской подростковой среде – это следствие, вытекающее из нынешней духовно-нравственной и социально-экономической ситуаций в стране, для которых характерно возрастание неполных семей и ухудшение условий их существования, а также повышением криминогенной обстановки в них».
Детские психологи и социологи десятилетиями ищут ответы на вопросы, касающиеся социальной природы бродяжничества и беспризорности [4, c. 101]. Чем руководствуются беспризорники в совершении каких-либо деяний? Какие факторы их порождают, какими мотивы они преследуют? Что побуждает детей причинять вред себе и социуму? Насколько далеко зашла детская психология как наука в области прогнозирования и профилактики девиантного поведения подростков? Что на сегодняшний день несут в себе программы помощи детям в преодолении тяжёлых жизненных ситуаций?
Современные психологи, педагоги и социологи определяют бродяжничество как вид девиаций в поведении подростков, природой чего является психологическая и социальная дезадаптация личности. Также распространенным в настоящее время стал термин «дромомания», который наделён теми же характеристиками, а, то есть, тоже означает бродяжничество. Термин «дромомания» толкуется как стремление к перемене мест пребывания, желание бесцельного блуждания и странствия. В пособиях по медицине дромомания интерпретируется как расстройство психики, порождающееся различными явлениями, характерное склонностями к побегам. Данное явление получает своё развитие вследствие сотрясений мозга, сильных ушибов головы, воспалительных заболеваний головного мозга и заболеваний ЦНС. Если человек склонен к дромомании, то периодами у него возникает чувство беспокойства, следствием которого становится безудержное желание сменить место пребывания. Такая форма поведения затрудняет вхождение индивида в социум, так как делает невозможным усвоение общепринятых ценностей и норм, правил поведения в обществе, а также затрудняет процесс личностного развития.
Дети-беспризорники не обладают правом на государственное попечение и не имеют родительского, а также не располагают постоянным местом жительства. Такие дети не имеют соответствующего их возрасту психического и социального развития, необходимого ухода и возможности получения образования. Склонность к бродяжничеству принято определять факторами микросоциума, в котором рос ребёнок, и индивидуальными характеристиками его личности. К основным факторам, порождающим бродяжничество, принято относить: уменьшение уровня культурного сознания населения, ухудшений условий воспитания детей в семьях, связанное с неудовлетворительным материальным благополучием, асоциальный и девиантный образ жизни родителей, учащение случаев жестокого обращения с детьми, психические заболевания и врожденные заболевания головного мозга.
К провокационным причинам бродяжничества относятся и следующие факторы: безработица, ухудшающееся социально-экономическое положение в стране, ослабление семейных связей, увеличение неполных семей, положительная динамика случаев разводов, алкоголизм и наркомания [2, c. 553].
Специалист в области безнадзорности и бродяжничества Е.Г. Слуцкий подразделяет причины развития детской безнадзорности и беспризорности на три группы: медико-психологические, социально-экономические и социально психологические. Голод, разного рода эпидемии и экономические кризисы относятся ученым к социально-экономическим факторам. Утеря одного из родителей, ухудшение психологического климата в семье, жестокое обращение с детьми, домогательства сексуального характера относятся к социально-психологическим причинам. Увеличение сила детей с ярко выраженными психофизическими аномалиями и чертами поведения, близкими к асоциальному, носит название медико-психологические причины [3, c. 408].
Ещё одним специалистом этой области Н.Ф. Сморгуновой были выделены конкретные виды побегов из родительского дома. К ним относятся:
1. Побеги в целях развлечения и удовольствия, связанные с недостаточным надзором;
2. Побеги, причиной которых является страх физических истязаний в семье;
3. Специфически пубертатный побег, характерный для детей с развитой фантазией и мечтательностью, которые уверены, что за пределами родного дома их ждёт лучшая жизнь.
Для того, чтобы наиболее полно проанализировать проблему беспризорности и бродяжничества, мы рассмотрели основные этапы побегов из дома.
1. Для первого этапа характерна кратковременность. Предпосылки ухода подростка из дома – это реакция на разного рода внешние раздражители: конфликты с родителями или их конфликты между собой, психологическое или физическое наказание, конфликты в социуме с одноклассниками, друзьями и учителями.
2. Для второго этапа характерны побеги длительного и фиксированного характера. В таких случаях мотивы подростка не всегда объяснимы и понятны. Такие явления становятся более частыми, и возникают по незначительным поводам.
3. Третьим этапом принято называть уже патологический этап. В этом случае склонность к бродяжничеству становится непреодолима, человек становится не в силах этому противостоять.
Такие группы лиц, как беспризорники, склонные к бродяжничеству, чаще являются асоциальными, характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития. Несовершеннолетние дети, долгое время ведущие асоциальный образ жизни, вырабатывают свою философию жизни, специфически усваивая многие нравственные понятия, например, такие как верность, честь, долг, совесть и др. Культура беспризорников непосредственно связана с присущей им поисковой активностью в социальной жизни [5, c. 296]. При этом значительными являются такие особенности личности этих подростков, как неумение общаться с людьми, отчуждённость; нарушение в развитии чувств, не позволяющих понимать других, принимать их; слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбам других; неуверенность в себе, низкая самооценка.
Библиографический список:
1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 c.
2. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 553 c.
3. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 408 c.
4. Петрова, С. С. Криминология / С.С. Петрова. - М.: РИОР, 2017. - 101 c.
5. Шиханцов, Г. Г. Криминология / Г.Г. Шиханцов. - М.: Издательство Гревцова, 2014. - 296 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!