это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1510356
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 3
Сущность понятия православной педагогики……………………….. 5
Христианская аксиология в творчестве К.Д. Ушинского…………… 9
Заключение………………………………………………………………….. 13
Список использованной литературы………………………………………. 15
Введение
На современном этапе российское общество переживает период, который можно было бы обозначить «временем выбора». «Время перемен», революционных реформ, политических метаний прошло, люди со временем начинают включать в число своих жизненных приоритетов не только материальные запросы, но и нереализованные духовные потребности. На таком фоне духовно-нравственное воспитание в русле культурного возрождения выступает актуальным и необходимым. В последнее время вопросам духовно-нравственного воспитания посвящается большое количество научных исследований, по итогам которых публикуются учебники, монографии, учебные пособия. Тем не менее стоит заметить, что данная научная литература выступает неоднородной, если оценивать основные мысли, заявленные авторами. Плюрализм мнений и мировоззрений ученых, педагогов, общественных и политических деятелей вызвал массу «духовных идеалов», большое количество из которых противоречат друг другу по своей сути. Собственно по такой причине мы можем обозначить наше время «временем выбора». Воспитатель, которому доверяется самое дорогое — внутренний мир ребенка, должен подобрать ту систему идеалов, которая позволит маленькому человеку уяснить «что такое хорошо и что такое плохо», понять свое нравственное начало, развить свои духовные силы.
На протяжении продолжительного исторического периода времени творческое наследие Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) привлекло внимание значительного количества исследователей преимущественно к проблемам педагогики, психологии, воспитания и образования, что являлось вполне справедливым и насущным. Религиозность Ушинского нашла отражение в этической концепции педагога и в его теории нравственного воспитания. «Религия есть не только учреждение, основанное на сверхъестественном откровении, но и создание души человеческой». Именно с этой точки зрения педагог должен подходить к рассмотрению сущности религии, которую необходимо включать при изучении педагогических и психологических курсов в вузах.
Целью данной работы является формирование понятия о христианской аксиологии в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия православной педагогики.
Проанализировать христианскую аксиологию в творчестве К.Д. Ушинского.
Сущность понятия православной педагогики
Исследование начала и становления православной педагогики представляется разумным в логике от общего к частному, исходя из истории становления человеческого социума. За период советской власти подобный раздел педагогической науки, как православная педагогика, был забыт, так как базой педагогики после 1917 года стало новое коммунистическое мировоззрение. Стоит пересмотреть непосредственно подход к нынешнему образованию и воспитанию. Современная концепция должна базироваться на фундаментальных, сформированных тысячелетней историей России ценностях, которые воплощают собой основные специфики и черты российского социума в целом и русского народа, в частности. Одна из существенных задач нынешней педагогики (науки, которая решает базовые проблемы образования и воспитания) – возвращение (возрождение) духовного смысла бытия.
С целью того чтобы дат ответ на вопрос, что представляет собой православная педагогика, необходимо ясно ориентироваться в вопросах православного воспитания и образования. Данные понятия близко связаны с целью жизни православного индивида, его натурой. Стоит ясно представлять, что в людях поддается воспитанию, а что формируется действием Божественной благодати.
Насколько известно, целью жизни православного человека выступает его духовное единение с Богом посредством воцерковления своей жизни. Данная цель достигается не властью Церкви над человеком, а непосредственно образом жизни, который проникнут духом Церкви, духом православия.
Православная педагогика помогает воспитать личность индивида, который несет ответственность перед Богом не только за собственную жизнь, но и за сохранение, а также становление непосредственно исторических и культурных традиций своего народа.
Православную педагогику называют и просто христианской педагогикой, которая ставит задачу приближения личности к Богу, применяя при этом самое оптимальное зерно из науки, искусства, природы и жизни человеческого общества. Она направляет воспитание так, чтобы мышление человека ориентировалось к истине, воля – к свободе и благу, чувство – к любви, при систематическом участии разума.
Существенен вклад в православную педагогику Николая Дмитриевича Ушинского. Его «Педагогическая антропология» в которой анализируются острые проблемы создания личности ребенка, должна стать настольной книгой православного учителя.
Обращаясь к письмам и дневникам педагога, мы можем с уверенностью сказать, что К.Д. Ушинский был не только христианином, но и до конца своей жизни исповедовал православную веру.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в простой религиозной семье, в которой осуществлялись и почитались все религиозные обряды и праздники. По мнению К.В. Ельницкого, именно мать, Любовь Степановна, воспитала его религиозным и породила в нем любовь к педагогике.
Один из последователей Ушинского Н.Ф. Бунаков не случайно опубликовал статью «Всемирный педагог И.Г. Песталоцци и русский педагог К.Д. Ушинский», где представил, как решали одни и те же педагогические проблемы оба знаменитых педагога. Он же в записках отмечал, что формирование дидактики развивающегося обучения довольно успешно шло по линии: Песталоцци — Дистервег — Ушинский, которые, по его словам, развивали педагогическую мысль, применяя примеры педагогической реальности, проводя огромное количество опытов и наблюдений. По мнению Ю.С. Рехневского, личность К.Д. Ушинского «далеко выходила из ряда обычных и подразумевала редкое соединение необыкновенных способностей ума, глубокой веры, высоких, истинно христианских качеств души и непоколебимой независимости характера...; трудился не ради славы, а в полном сознании той глубокой христианской идеи, что от того, кому многое дается, многое и требуется... Он всегда являлся истинным христианином и человеком глубоких религиозных убеждений и наряду с тем считал величайшим благом свободу».
Стоит отметить, что у будущего классика педагогики базой во всех его работах и мировоззрении лежит непосредственно православие, народность и школа, что хорошо подтверждено в научном наследии великого педагога, начиная с первого тома и заканчивая одиннадцатым.
Сильное воздействие непосредственно на особенность педагогической теории К.Д. Ушинского оказали факторы личного характера (семья, обучение в гимназии, природа, церковь), общественно-педагогическое положение в государстве, усиленный интерес во второй половине XIX столетия к вопросам образования и воспитания, а также выявление улучшенной системы национального воспитания, которая строилась бы на базе народности, науки и православной веры. Мощное воздействие на педагогическое наследие русского педагога оказали идеи славянофилов. У К.Д. Ушинского сплетаются идеи славянофильской метафизики о самобытной душевной субстанции, составляющей нрав народа, с демократическим требованием определенного и близкого народу воспитания.
Таким образом, уже в ранних сочинениях К. Д. Ушинский писал о православии, других религиях, воспитании, народной школе.
Ушинский К.Д. был против в деле социального воспитания подражания одного народа другому, которое выведет непременно на ложную дорогу. Странно было бы воспитывать детей Германии, Франции или России по единой системе и осуществлять те маленькие свистящие сквозь зубы карикатуры, над которыми подсмеивался Гоголь. Педагог-просветитель, тем не менее, высоко характеризовал основы европейского воспитания населения этой части планеты Земля, но существовали некоторые различия, которые представляют из себя «ветви одного могучего растения, семя которого было посеяно единой для всех христианской церковью». Существует «сходство педагогических форм всех европейских народов», но имеются и различия, исходя из национальных систем воспитания. Он критически относился ко многим схоластическим упражнениям учеников европейских стран, но они оказывали непосредственно значительное положительное воздействие на остроумие, верность и силу рассудка человека. Опасным выступает для любого учебного заведения, «если в нем набито столько воспитанников, что наблюдение за ними (а порой даже и самое знание их имен) становится для главного воспитателя невозможным; умный воспитатель, имеющий активный нрав, при рациональной организации интерната может вести воспитание ста и даже полутораста воспитанников». Если учебное заведение выступает примерным по всем показателям, то «подобное заведение надобно ценить как особенной милостью Божией: его лелеять и беречь как дорогое многоплодное растение; и новый воспитатель, сменивший прежнего, должен постоянно помнить, что на подобном богатом соками корне можно многое привить, но что самого корня касаться недолжно».
Христианская аксиология в творчестве К.Д. Ушинского
Ушинский полагал, что фундаментом народной школы выступает религиозное образование, церковь.
Стоит выделить, что у Ушинского проблема человека приобретает социальную значимость. В их теориях внимание обращено к внутреннему миру человека, вопросам духовного развития, созданию нравственных принципов и гуманизму. Собственно К.Д. Ушинский поставил личность в центр мировых событий. Своими экзистенциально-духовными, антропологическими откровениями он глубоко вспахал поле отечественной философско-педагогической мысли и посеял зерна в эту благородную почву, которые, взойдя, выявляют актуальные отклики в проблемах нынешнего общества. Ушинский К.Д. задал не только новую проблематику: общественная среда есть формирование человека, но и новый аспект осмысления, понимания мира и человека. Данный аспект мог появиться, должен быть понят и оценен лишь в рамках христианского миропонимания, а, следовательно, измеряется божественной духовностью.
Писатель в своих произведениях раскрывает определяющее значение среды и социальных обстоятельств в создании личности, в частности в ее унижении и деградации. При этом он разумно определяет основания указанного явления и все-таки верит в человека и в то хорошее, что в нем есть, считая неисчерпаемыми его резервы. Верит, что если уничтожить данные основания, то индивид будет другим. Решить данную проблему писатель предлагает непосредственно поиском внутренней свободы и переустройством самого человека, т.е. сложным процессом восстановления его целостности, а лишь потом уже изменить среду. Эту внутреннею свободу духа Ушинский видел в послушании и молитве. Он также полагал, что базой нравственного воспитания выступает религия, «которую понимал, в первую очередь, как залог нравственной чистоты».
Он отмечает такие ценности, как патриотизм(одна из главных в нравственном воспитании), человечность, активность и любовь к труду, воля, честность, правдивость, чувство прекрасного, личная человеческая свобода, человеческое достоинство, равенство людей перед законом, уважение к правам человека, дар слова, стремление к самоусовершенствованию, стремление к божеству. Писатель полагал, что без труда человек развращается, теряет свою личность. Он провозглашает такие христианские ценности, как смирение, покорность, терпение, любовь к человеку, вера в него, ценности правды, добра и красоты.
В качестве базы духовного начала для русского народа Ушинский отмечает «патриархальную нравственность» – веру в правду и добро.
Стержнем его педагогической теории стала идея народности – осознание специфики русского народа, признание неиссякаемой веры в творческие силы народа в истории и его права на образование. Ушинского волновала задача о том, как, с одной стороны, посредством воспитания обогатить народ культурными ценностями, а с другой, сохранить их религиозность и истоки патриархальных качеств русского крестьянства. Он переживал о том, что процесс соприкосновения крестьян с цивилизацией сопровождается разрушением «патриархальной нравственности» и религиозности. Решением указанной проблемы могут служить школы, которые будут решать задачу воспитания в подрастающем поколении, гражданской, общечеловеческой нравственности и применять все те педагогические ценности, которые заложены в народном творчестве, в тесной связи с церковью.
Достоевский чувствовал трагический характер переходной эпохи и видел в ней лишь разрушительное начало, но в мечтах он видел счастливое человеческое общество, торжество жизни и красоты на земле, восстановление человечности в мире.
Писатель развивал теорию «почвенности», связанную с раскрытием особенностей русского народа, его характера, с поиском специфического, пути исторического становления России. И почва эта – непосредственно христианство. Личность не должна терять связи с богом, а потеряв, найти ее снова. К богу и возвращаются раскаявшиеся бунтовщики писателя. Ушинский верит и показывает в своих работах, что лишь посредством православия можно дать свободу личности. Начальная ступень к решению задачи «почвенности» – образование и грамотность русского народа, пробуждение его инициативы, народного творчества.
Проблема детского сознания, формирования и развития личности, воспитания культуры нравственных чувств и духовного мира, а также непосредственно связанные с ними думы о будущем России, семье и ее нынешнем русского народа, признание неиссякаемой веры стоянии проходят через все творчество Ушинского. Помимо этого, у них идея народности осуществляется посредством приоритета полнозвучного и всемогущего русского языка, который они по-особому ценили и разрабатывали как одну из величайших ценностей своей нации. Его философско-религиозные концепции – откровения, пророчества. На сегодняшний день неосознание и выполнение социально-философских, психолого-педагогических исследовательских программ для осмысления православно направленного педагогического наследия прошлого.
Религиозность К. Д. Ушинского оставила видимый след в его педагогическом творчестве. В частности – в этической теории педагога и в его теории нравственного воспитания. Собственно здесь более всего выразилась противоречивость мировоззренческого положения ученого — соединение религии и морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский всегда был верен самому распространенному предрассудку эпохи - преувеличению моральной значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку, которого не избежали даже большое количество представителей домарксового материализма, совершенно не принимавшие религии, христианство породило в мир иное средство культуры: мораль, учение о нравственности. Отдавая науке область знания и оставляя религии область морали, К. Д. Ушинский наряду с тем не раз отмечал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство и социум «берут из морали» только то, что им «необходимо для собственного бытия и преуспеяния».
Педагогические принципы К.Д. Ушинского выступают многогранными и разносторонними, однако между ними существует непосредственно логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, на желании в лучшую сторону изменить систему образования и воспитания и сделать ее не хуже образовательных систем европейских стран.
Заключение
Радикальные изменения в жизни нынешнего социума пробуждают принципиально новые задачи перед системой воспитания и образования россиян. Видоизменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса и мировоззренческие преимущества. Базовые перспективы становления процессов воспитания и образования связываются с осуществлением принципов демократизации и гуманизации, ставящих личность учащегося в центр педагогической деятельности. Выпускники школ, вузов и иных образовательных учреждений должны уметь непосредственно выполнять свои способности, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за результаты своей работы, быть нравственно воспитанными.
В религиозно-философских и педагогических творениях святых отцов и учителей церкви рассматриваются вопросы воспитания и обучения в духе православия, при этом в основе данного рассмотрения заложены принципы: связь обучения с воспитанием, гуманизм воспитания, воспитание в духе евангелия (как основа нравственной культуры индивида), добросовестное и ответственное отношение учителя, духовного деятеля к своим обязанностям.
Анализируя работы К.Д. Ушинского, становится понятным, что православие, по мнению великого педагога, является нравственным, этическим, эстетическим и педагогическим источником просвещения. Целью нравственного воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать стремление каждого человека к совершенству: «Данный идеал необходимо внедрять детям с детства, а этот идеал – Христос. Все христиане рождены для высшего совершенства!».
Условиями, можно сказать, истоками нравственного воспитания должны стать внимание родителей и забота детей о матери и отце. Семейные поколенческие взаимоотношения устанавливают взаимоотношения между людьми («ближними») в целом: «Где родители любят и уважают друг друга, там и дети будут любить и уважать их». К.Д. Ушинский отмечает, что «...христианское понятие «ближний» в большинстве случаев принимает в русском промышленном человеке значение «родственника, семьянина».
Национальное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно учитывать специфику исторических особенностей и национальную веру. Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, применение в практике достижений науки, взаимодействие церкви и школы для результативной организации учебно-воспитательного процесса - вот базовые положения, которыми необходимо руководствоваться, но мнению К.Д. Ушинского, при организации народных школ.
Ушинский К.Д. выступает последователем становления идей православной педагогики. Он не только доказал вероятность применения компонентов православной педагогики (целей, принципов, содержания, методов, способов взаимоотношения участников педагогического процесса) в светской науке о воспитании, но и отметил необходимость их взаимопроникновения. Педагогическая система К.Д. Ушинского строится на принципах народности, науки и христианства.
Список использованной литературы
Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М.: Наука, 2014. – 168 с.
Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. – Чел., 2014. – 195 с.
Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2015. – 604 с.
Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования. – Минск, 2013. – 215 с.
Чекалина Н.И. Религиозное видение человека в русской идеалистической философии// Христианство и Культура. – Астрахань: ЦНТЭП, 2016. – С. 114.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!