это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1511732
Ознакомительный фрагмент работы:
Каждый человек начинает обладать гражданскими правами с момента
рождения, недаром в социологии национальность считается приписанным
статусом. С течением времени, взрослея и социализируясь, человек
сталкивается с проблемой профессионального самоопределения. Он может
стать врачом, учителем, юристом, полицейским… Профессий множество и
все они востребованы обществом, однако отношение к каждой из них
существенно отличается как со стороны государства, так и общественности,
что обусловлено разным доступом к социальным благам, разной мерой
власти и ответственности. Именно эти факторы приводят к формированию
неравенства, социальной дифференциации. Люди, имеющие доступ к власти,
со временем начинают осознавать, что многие вопросы, связанные с жизнью
других граждан, зависят, в конечном счете, от их решения. Нередко эти
решения трансформируются в должностной произвол. Так возникает
политическая коррупция.
Проблему политической коррупции справедливо можно считать одной
из самых актуальных проблем человечества всех времен. Коррупция имеет
давнюю историю и продолжает развиваться, обретая различные формы,
которые образует нынешний бюрократический аппарат.
Истоки коррупции следует усматривать в первобытном обществе,
когда человек дарил что-то вождю, чтобы добиться его расположения в
определённых вопросах.
В дальнейшем упоминания о коррупции прослеживаются в античной
истории. Например, в 320-е годы до н.э. греческий наместник Египта
Клеомен, использовав своё положение, задержал поставки зерна, создав
искусственные препятствия на пути этих доставок. Замедлив поставки зерна,
Клеомен добился того, что дефицит способствовал увеличению цен на это
зерно. В результате чиновник заработал огромное состояние на этой
разнице 1 . Подобных примеров коррупции в истории множество. Порой
получалось так, что коррупция вводила в тяжелейший кризис сразу
несколько государств одновременно из-за нестабильности политического и
экономического аппарата. В этой связи вполне уместно вспомнить мысль
Аристотеля о справедливом социальном строе. По мнению античного
философа, основа социальной стабильности состоит в том, чтобы
посредством разумных законов устроить дело так, чтобы должностным
лицам невозможно было наживаться.
В настоящее время существует как узкое, так и широкое определение
коррупции. В широком смысле коррупция - это продажа или игнорирование
интересов общества чиновниками и руководителями государства в угоду
интересам отдельных лиц или иностранных государств. В узком смысле -
ситуация, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из
которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а само должностное
лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны 2 .
Обобщая современные представления о сущности коррупции, можно
сделать вывод, что ее возникновение, существование и развитие становятся
возможными с момента обособления функций управления в общественной и
хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица
появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в
интересах общества, государства или фирмы, а исходя из своих личных
корыстных побуждений.
В настоящее время в России не существует юридического определения
понятия «незаконное обогащение». Часто в качестве синонимов этому
понятию рассматривают «значительное увеличение активов», «незаконные
доходы», что только запутывает процедуру определения.
Отсутствие четкого определения коррупции может стать причиной
дисфункций в сфере законодательства, т.к. возникает возможность вольной
трактовки этого феномена.
Следует подчеркнуть, что определение коррупции, данное в законе о
противодействии коррупции, является важным, но отнюдь не последним
шагом в решении проблемы дефиниции коррупции. Это, скорее, рабочее
определение, дающее импульс законотворческой деятельности. Впрочем,
возможно, что коррупция является столь сложным социальным явлением,
что дать общее определение для всех времен и народов просто невозможно.
Эти определения могут быть только «оперативными» или
«инструментальными», пригодными только для данной конкретной страны в
определенный исторический период.
Коррупция развивается и модифицируется параллельно с развитием
общества. Этим объясняется то, что на разных исторических этапах мы
можем наблюдать различные причины появления коррупции.
Главной причиной возникновения политической коррупции в России
на современном этапе является неэффективная власть,
неконкурентоспособность, низкая развитость гражданского общества,
сырьевая направленность, теневой характер экономики и несовершенство
законодательства.
Средства массовой информации вновь и вновь пестрят фактами о
коррупционных делах. В списках уполномоченных лиц, замеченных в
коррупционной деятельности, значится экс-министр сельского хозяйства
России, глава «Росагролизинга», присвоивший 38,5 млрд. рублей; значимые
фигуры из Министерства обороны, получившие известность в связи с
крупными хищениями в «Рособоронсервисе»; главы корпорации
«Олимпстрой», курировавшие создание инфраструктуры для проведения
Олимпиады в Сочи и получившие скандальную известность при раскрытии
факта о присвоении 17 млрд. рублей и т.д.
По данным социологов, наиболее коррумпированными
государственными структурами являются силовые органы (суды,
прокуратура, полиция), энергетика, образование и здравоохранение 4 .
В значительной степени появлению коррупции способствует
социально-экономический уклад. В этой связи капитализм можно считать
плодородным субстратом для появления и развития коррупции. Вся жизнь
людей в таком обществе сильно зависит от получения доходов. Даже для
государственных служащих, если взятка увеличит их доходы на
определённую перспективу, они будут брать взятки до тех пор, пока их
деятельность не пресекут силовым путем. При этом реальный уровень
зарплаты для чиновника не важен: деньги растут постоянно. Поэтому такая
мера, как повышение жалованья для государственных служащих,-очень
спорный момент из-за высказанных выше утверждений.
В конечном счете, коррупции может быть подвержен любой человек,
обладающий полномочиями распределять общественные ресурсы по своему
усмотрению. Основной стимул в данном случае состоит в получении
экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий,
а главный сдерживающий фактор – в возможности разоблачения и наказания.
Еще одной причиной является низкий нравственный уровень общества
в целом, т.е. преобладание материальных ценностей над духовными. Лозунг
«Обогащайтесь!», модель жизни, основанная на сверхпотреблении и
растиражированная на телевизионных экранах, дают моральное оправдание и
факту взяточничества. Отсюда происходит желание оправдать явление,
придать ему положительную окраску. В специальных и популярных видах
источников взятка тактируется как скрытая форма налога, как способ
достижения результативной деятельности государственных служащих, как
проявление «неписаных правил», по которым наряду с нормами права живет
общество.
Нельзя отнести этические ценности только к субъективным явлениям,
но в них преобладает волевой, сознательный момент. Поэтому имеется
реальная возможность для воспитания чувства личной совести у каждого
человека в случае, если все общество в целом станет культивировать
высокую шкалу нравственных ценностей. В свою очередь, это чувство,
фиксирующее, что предлагать взятку оскорбительно, а брать ее стыдно,
позволит людям в конкретных условиях делать правильный выбор. На
подобный, вроде бы эфемерный, но весьма действенный на практике барьер
коррупции, можно опираться и в настоящее время.
Помимо выделенных общих причин политической коррупции следует
упомянуть и ряд частных причин: двусмысленность действующих законов,
правовую неграмотность населения, политическую нестабильность,
отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти,
зависимость принципов работы бюрократического аппарата от политики
правящей элиты, профессиональную некомпетентность бюрократии,
кумовство и политическое покровительство, отсутствие единства в системе
исполнительной власти, низкий уровень участия граждан в контроле над
государством, полную непрозрачность управленческих процессов,
отсутствие конкурсности при исполнении расходных статей бюджета.
На основе выделенных причин можно заключить, что коррупцию
практически невозможно «излечить» во всём мире из-за пресловутого
«человеческого фактора»: неэффективности конкретного контроля, влияния
одних людей на других, постоянных изменений в обществе в целом.
История содержит немало примеров самых изощренных способов
борьбы с коррупцией. В разные времена в качестве наказания рубили руки,
пытали, подвергали публичной казни, заключали в тюрьму… Однако
коррупция не исчезла. Более того, она всякий раз снова и снова
возрождалась, приобретая более широкий размах, становясь все более
изощреннее.
Власть – это серьезное испытание для человека, ведь недаром говорят,
что чиновники делятся на тех, кто берет взятки и тех, кто не берет взятки,
поскольку сидит в тюрьме.
Следует полагать, что, несмотря на сложность борьбы с коррупцией, в
российских реалиях следует выделить несколько констант, которые если не
приведут к полной ликвидации этого явления, то хотя бы позволят сдержать
его размах.
Во-первых, снижение участия государства в экономике. Любые
предприятия, тем или иным способом связанные с государством, - это
потенциальная возможность появления очага коррупции. Коррупция чаще
всего возникает тогда, когда происходит «распил» бюджетных денег.
Во-вторых, наличие политической конкуренции.
В-третьих, гласность в СМИ. Если факты о коррупции выносятся на
общественное осуждение, то это явная угроза для коррупционеров.
В-четвертых, возможность рядовым гражданам просмотреть
информацию о деятельности органов власти. Чиновник, который не
обременён необходимостью систематически отчитываться перед другими,
будет продолжать совершать противозаконные манипуляции, т.к. его ничего
не сдерживает.
В-пятых, участие гражданских структур в подготовке, принятии и
контроле исполнения властных решений; ротация управленческих кадров.
В-шестых, внедрение жёстких государственных стандартов в процесс
взаимодействия граждан и государственных учреждений; разработка и
принятие нормативных актов, которые минимизируют случаи возникновения
коррупции.
В-седьмых, распространение действительных конкурсов и аукционов
там, где в полной мере идёт распределение средств бюджета; разработка и
принятие нормативных актов, повышающие прозрачность власти, введение
механизмов конкурсности, вовлекающих общественность в политический
процесс.
В-восьмых, формирование контроля за системой доходов и расходов
всех государственных служащих.
В мировой практике борьбы с коррупцией существует немало
успешных проектов. Так, в Сингапуре был создан специальный орган по
противодействию коррупции - Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB).
Особенность функционирования данной структуры состоит в том, что
рядовым гражданам сюда обеспечивается свободный доступ. Кроме того, в
Сингапуре имеется практика налогового контроля за богатствами всех
граждан страны, чья работа связана с риском возникновения коррупции на
местах 5 .
Широкое распространение антикоррупционная деятельность получила
во Франции. Начало этой деятельности было положено еще в 1919 г. (в этот
период были внесены поправки в Уголовный кодекс, состоящие в том, что
чиновники после отставки в течение пяти лет не могли работать в компании,
которую они прежде контролировали). Для контроля над исполнением
данного положения правительством Франции была сформирована
специальная Комиссия по деонтологии государственной службы.
Существенной составляющей профилактики антикоррупционной
деятельности во Франции следует признать ставку на формирование
профессиональной этики, исключающей утилитаристский,
«потребительский» подход к своим должностным обязанностям и
социальному положению 6 .
Подводя итог, следует заключить, что в настоящее время коррупция
занимает важнейшее место в перечне глобальных проблем человечества,
поскольку, подрывая социальный порядок, может ввергнуть общество в
затяжной кризис и вызвать широкий экономический диссонанс. Такая
перспектива, конечно, никого не радует.
В результате и создаются различные органы и методы, помогающие
сгладить негативный эффект коррупции.
Вместе с тем, не следует создавать иллюзорных прогнозов
относительно полного искоренения коррупции. Причиной особой
«живучести» этого феномена являются сами люди. Если человек здоров,
хорошо образован, понимает экономическое состояние
страны\региона\города, то навряд ли он начнёт заниматься самоуправством и
наживаться на бедах своих сограждан.
Думается, что причины возникновения коррупции следует также
усматривать и в организации воспитания детей и молодёжи. Возможно, стоит
пересмотреть и саму концепцию образования в школах и институтах для
того, чтобы у людей сформировался такой взгляд на вещи, который ему
поможет в дальнейшем и не позволит совершать противоправные действия в
отношении других людей, организаций и государства.
Список литературы:
1. Бинецкий А. Э. Коррупция. – М.: Известия, 2007. - 343 с.
2. Волженкин Б. В. Коррупция . - СПб. : С.-Петерб. юрид. ин-т, 1998. - 43
с.
3. Кирпичников А. И. Российская коррупция = Russian corruption. - СПб. :
Юрид. центр Пресс, 2007. - 440 с.
4. Кривобоков В. А. Коррупция вчера и сегодня. - Харьков : Фолио, 2003.
– 205.
5. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: теоретико-
методологические аспекты исследования. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2013.
– 180 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!