это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1512655
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
Сущность социальных конфликтов……………………………………… 5
Исторические аспекты межличностных конфликтов…………………... 9
Проблемы межличностных конфликтов в современном обществе……. 11
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы………………………………………… 18
Введение
Актуальность. На сегодняшний день проблема, связанная с исследованием конфликтов имеет право на существование. К проблемам появления и результативного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют значительный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимоотношений людей. Этот все усиливающийся интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не создались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в сфере социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
Социальные конфликты – это неотъемлемые составляющие социальной жизни, они разрушают аморфность и однородность в обществе, выступают источником перемен, напряженности и столкновений. Это одна из ярких форм взаимодействия социальных субъектов – социальных общностей и личностей.
Межклассовый конфликт представляет собой конфликт между целыми классами, связанный с распределением материальных ценностей и власти в обществе.
Целью данной работы является формирование понятия о проблемах межклассовых конфликтов в современном обществе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальных конфликтов.
Проанализировать исторические аспекты межклассовых конфликтов.
Выявить проблемы межклассовых конфликтов в современном обществе.
Сущность социальных конфликтов
Социальный конфликт – это противоборство двух и более социальных субъектов в процессе достижения вознаграждения.
В качестве вознаграждения может выступать интерес, ценность (политическая власть, власть в семье) или социальный статус. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и связаны с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.
Конфликт – это форма взаимодействия социальных субъектов, не дисфункция (т. е. нарушение нормального режима функционирования общества и его институтов), не аномалия, а норма, необходимый элемент социальной жизни. Конфликт дает выход социальной напряженности, энергии деятельности и способствует позитивному развитию общества.
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликта политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.
Конфликты классифицируют по разным признакам:
по характеру субъекта (конфликты внутриличностные и межличностные, семейные и групповые, межклассовые и межнациональные и т.д.);
по сферам общественной жизни (конфликты политические и экономические, на почве столкновения идеологических, культурных, конфессиональных и иных ценностей);
по географии (конфликты локальные и региональные, внутристрановые и выходящие за рамки страны – межгосударственные и международные);
по временным параметрам (конфликты долгосрочные (затяжные и изнурительные) и краткосрочные (быстротекущие); разовые и повторяющиеся);
по характеру развития (конфликты преднамеренные и спонтанные, т.е. самопроизвольные);
по используемым средствам (конфликты насильственные и ненасильственные, вооруженные и мирные);
по влиянию на ход общественного развития (конфликты прогрессивные и регрессивные, конструктивные и деструктивные). Кроме того, различают:
подлинные конфликты: столкновение интересов существует объективно, осознается конфликтантами и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора;
случайные, или условные: конфликт зависит от обстоятельств случайных, легко поддающихся изменению. Это, однако, не осознается его участниками. В случае, если они осознают реально имеющиеся альтернативы, такой конфликт прекращается;
смещенные конфликты: лежащие в основе конфликта причины лишь косвенно связаны с объективными причинами; могут быть выражением истинного конфликта, но в какой-то символической форме;
неверно приписываемые конфликты: развязывание конфликта приписывают не тем сторонам, между которыми развивается действительный конфликт. Это делается либо непроизвольно, либо сознательно с целью спровоцировать столкновение в группе противника и тем самым ослабить ее. В данном случае конфликт между его истинными сторонами затушевывается;
скрытые: конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, не актуализируется; он может быть смещенным, неверно приписанным, либо никак не представленным в сознании людей;
ложные конфликты не имеют объективных оснований, возникают в результате ложных представлений или недоразумений. Конфликт может начаться как ложный, но, сформулировав участников, новые мотивы и установки, превратиться в истинный.
Важную роль в изучении конфликта, возможности его управления или недопущения играет анализ причин конфликта. Среди основных причин социального конфликта можно выделить следующие:
1. Неравенство.
Неравномерное распределение жизненных ресурсов между социальными субъектами и невозможность полного удовлетворения претензий конфликтирующих сторон.
2. Наличие противоположных ориентаций.
У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, различное отношение к собственности у некоторых групп населения (одни считают, что она должна быть коллективной, другие отдают предпочтение частной, третьи – кооперативной); при определенных условиях все они могут вступить в конфликт между собой.
3. Идеологические причины.
Они заключаются в различном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования основополагающего мировоззрения у различных групп общества. В этом случае элементы веры, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
4. Причины конфликтов, связанные с отношениями элементов социальной структуры.
Такие конфликты возникают в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе.
Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить ее самостоятельности. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической социальной структуре. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.
Таким образом, социальный конфликт играет в обществе важную роль: с одной стороны, он выявляет противоположные интересы различных социальных групп, а с другой, служит источником развития социальной системы.
Исторические аспекты межклассовых конфликтов
Конфликт классовый – социальный конфликт, основными участниками которого являются антагонистические классы, отстаивающие свои политические, экономические и идеологические интересы. Формы межклассовых конфликтов: революция, бунт, массовая забастовка, восстание.
Межклассовые конфликты проявляются в различных формах классовой борьбы. О классовой борьбе как борьбе между бедными и богатыми, между различными общественными состояниями писали еще античные историки. Французские ученые периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье) дошли до понимания классовой борьбы как движущей силы общественного развития.
По К. Марксу и Ф. Энгельсу, классовая борьба является основным содержанием и движущей силой истории. Всю историю общества, начиная с появления частной собственности на средства производства, возникновения классов, они подали как историю непрерывной борьбы классов с противоположными интересами – эксплуатируемых против эксплуататоров. Эта борьба всегда вела к ее наивысшему проявлению – социальной революции, в результате которой осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Наибольшей остроты классовая борьба достигает во время капитализма, когда пролетариат ведет борьбу против буржуазии. Развитие этой борьбы приводит к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата как средства уничтожения классов вообще и перехода к обществу без классов.
Опыт развития межклассовых отношений в XX в., особенно во второй его половине, дает возможность сделать вывод, что марксистская теория классовой борьбы имеет методологическое значение для познания закономерностей развития классового общества, формационного общественного развития вообще. Однако она абсолютизирует конфронтационный характер отношений между классами и роль классовой борьбы как движущей силы общественного развития.
Классовая борьба является движущей силой истории на доиндустриальных этапах общественного развития. Классический капитализм создал такие тяжелые условия существования рабочего класса, которые однозначно предопределяли его борьбу против буржуазии, толкали на свержение самого капитализма, что, в конечном счете, и произошло в ряде стран.
Проблемы межклассовых конфликтов в современном обществе
В современном индустриальном обществе социально-экономическое положение рабочего класса существенно улучшилось, зато резко обострились отношения между обществом и природой, появились средства массового уничтожения, возникла угроза существованию всего человечества. Доминирующими в общественном развитии становятся не классовые, а общечеловеческие интересы. Это порождает объективный предел для классовой конфронтации, побуждает избегать острых форм проявления и решения межклассовых конфликтов – восстаний, гражданских войн, революций. На первый план выдвигаются задачи достижения в обществе социального согласия, поиск компромиссных форм и средств решения межклассовых противоречий. Движущей силой общественного развития становится солидарность всех социальных общностей, а не их конфронтация.
Однако это не означает, что в обществе с рыночной экономикой исчезли межклассовые противоречия, а классовая борьба осталась данью истории. Наличие в обществе классов владельцев средств производства и наемных работников, занятых на предприятиях, которые являются частной собственностью, означает существование противоречия в их интересах. Прибыль, которая является формой дохода владельцев, и заработная плата как форма дохода наемных работников находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше доля заработной платы в доходе предприятия, тем меньше в нем доля прибыли, и наоборот. Отсюда стремление владельцев к максимизации прибыли за счет заработной платы и стремление наемных работников к увеличению заработной платы за счет прибыли, столкновение их интересов.
Это противоречие является главным социально-экономическим противоречием капиталистического общества, источником многих социально-политических конфликтов, которые в нем происходят, – революций, восстаний, забастовок и т.д. Классическому капитализму понадобилось более века, чтобы предоставить проявлениям этого противоречия, социальному противостоянию цивилизованных форм, перейти от восстаний и революций к социальному партнерству и согласию. В развитых капиталистических странах важным средством разрешения противоречий и предупреждения конфликтов между интересами наемных работников и предпринимателей является политика социального партнерства, которую проводят профсоюзы и объединения предпринимателей. Она предусматривает, в частности, привлечение работников к участию в управлении предприятиями, прибылях, создание благоприятных условий для труда, отдыха, профессионального роста работников. Арбитром в межклассовых конфликтах выступает государство, которое законодательно регламентирует трудовые отношения на предприятиях, регулирует уровень доходов наемных работников и предпринимателей, развивает систему социального обеспечения и т.д.
Опыт развитых капиталистических стран по регулированию межклассовых отношений имеет большое значение для бывших социалистических стран, в которых в процессе перехода к рыночной экономике формируются классы с разными интересами, следовательно, будут возникать и межклассовые конфликты.
Исторический опыт свидетельствует, что в решении межклассовых конфликтов, выборе путей и средств общественных преобразований предпочтение следует отдавать эволюционному пути перед революционным.
Эволюционный путь характеризуется постепенностью общественных преобразований. Средством их совершения становятся реформы, в проведении которых акцент делается не на обеспечении радикальности и всесторонности, а на последовательности, доведении преобразований до конца. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки перемен, достижению согласия в обществе по их осуществлению. Последствия и размах политических и социальных преобразований, которые наступают в ходе реформ, могут быть такими же, как и в революции, однако их существенное отличие от революции заключается в поэтапном изменении, наличии промежуточных звеньев в процессе преобразований, ненасильственном характере их осуществления.
Опыт общественных преобразований в бывших социалистических странах свидетельствует, что разрушительными за своими социально-экономическими последствиями могут быть и так называемые радикальные реформы, если они осуществляются непоследовательно, без должного научного обоснования, в форме социальных экспериментов, методом проб и ошибок, в угоду лишь определенным социальным и политическим силам и не имеют общей поддержки в обществе.
Радикальные перемены обычно сопровождаются политическими мифами, которые выдвигают заинтересованные в этих преобразованиях социальные и политические силы с целью идеологического обоснования. Такими мифами могут быть, например, обещания обеспечить светлое будущее для всего человечества, зажиточную жизнь в рыночных условиях построения общества всеобщего благоденствия. Одними из распространенных в бывших социалистических странах, ставших на путь рыночных преобразований, является миф о так называемом среднем классе. Суть его заключается в том, что в результате разгосударствления собственности, приватизации формируется средний класс как класс собственников средств производства, который составит большинство общества, основу его социальной и политической стабильности, бесконфликтного развития. Тезис о среднем классе стала неотъемлемой составляющей программных выступлений настроенных на проведение радикальных реформ политиков.
Однако такого среднего класса нигде нет и в принципе быть не может. По условиям рыночной экономики, жесткой конкурентной борьбы собственность на средства производства не может быть распыленной во всем обществе, она непременно концентрируется у его незначительного меньшинства. В странах с развитой рыночной экономикой более 80 процентов самодеятельного населения является не владельцами, а наемными работниками. Основная доля собственности на средства производства сосредотачивается там в каких-то 4-5 процентов населения.
Средний класс ни в марксистском (мелкие собственники средств производства), ни в распространенном в западной социологии понимании (мелкие владельцы, служащие, интеллигенция) не может быть основой социальной и политической стабильности общества. Промежуточное социально-экономическое положение мелких собственников неустойчивое, что обуславливает разнообразие и неустойчивость их идейно-политических предпочтений. Мелкие владельцы являются активными участниками как право -, так и левоэкстремистских политических движений. Еще большее разнообразие идейно-политических взглядов будет характерна для среднего класса, когда в его состав, кроме мелких собственников, привлечь еще и служащих и интеллигенцию.
Это вовсе не означает, что нужно отказаться от обоснованного еще Аристотелем тезиса о среднем классе как основе социальной и политической стабильности общества, от стремления создать такой класс. Обществом среднего класса является общество изобилия, то есть такое, абсолютное большинство членов которого имеет надлежащий уровень материальной обеспеченности, независимо от владения средствами производства. Только общество изобилия может быть социально и политически стабильным. И наоборот, общество с низким жизненным уровнем большинства его членов не может быть стабильным. При наличии в нем, с одной стороны, незначительной прослойки богачей, которые наживаются за счет остальных, а с другой – абсолютного большинства, которая живет в нищете, общество становится поляризованным, политическое нестабильным и социальное взрывоопасным. Именно таким является нынешнее общество, социального взрыва в котором в последнее время удается избегать только благодаря исключительному терпению и благоразумности народа.
Заключение
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
Межклассовый конфликт – политическая борьба между социальными классами на основе различных классовых интересов. Базовый конфликт интересов между классами независимо от того, сопровождается ли он активной политической борьбой. Теории, использующие данное понятие, придерживаются противоположного взгляда на классы, но, как правило, признают, что классовый конфликт неизбежен из-за распределения власти и материальных благ, установления равенства в возможностях, жилищных условиях, образовании, условиях труда и других социополитических вопросах. Причем такие коллективные конфликты обычно не затрагивают непосредственную основу классовой системы. Например, в ходе профсоюзной борьбы за улучшение условий оплаты и труда добиваются лучшей сделки для группы внутри существующих рамок. Социальные конфликты редко влекут за собой мобилизацию классов целиком, и полезно отличать конфликты, происходящие внутри системы и из-за нее. Маркс – один из основателей конфликтного подхода, предвидел неизбежное обострение конфликта, достигающего высшей точки в революционном кризисе. На практике это случалось крайне редко, там же, где в последнее время были фундаментальные кризисы, не наблюдалась борьба одного класса против другого, поскольку участвовали союзы и коалиции различных классовых группировок (например, студентов и рабочих во Франции в 1968 г., групп аналогичного положения в Восточной Европе в 1989 г. и 1990 г.) , имевших разнообразную основу ("властные отношения", "исключение" или "включение"), наряду с собственностью и лишенностью собственности на капитал.
Конфликты имеют в обществе важное значение: с одной стороны, они находят противоположные интересы различных социальных групп, а с другой, служат причинами развития социальной системы.
Список использованной литературы
Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 427 c.
Зайцев А. Социальный конфликт / Андрей Зайцев. – М.: Academia, 2016. – 464 c.
Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К, 2014. – 324 c.
Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 553 c.
Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. – М.: ЛКИ, 2015. – 176 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Экологические кризисы и экологические катастрофы и предотвращения их...
Доклад, Биология
Срок сдачи к 22 дек.
Написать тезисы для вкр по теме: "разработка теплообменника регенеративного типа для системы отопления загородного дома»
Магистерская диссертация, теплотехника
Срок сдачи к 31 дек.
Эссе на тему "Реформы Петра I как первая российская модернизация"
Эссе, история россии
Срок сдачи к 25 дек.
Написать тезисы для вкр по теме: "разработка теплообменника регенеративного типа для системы отопления загородного дома»
Другое, тепломассообмен
Срок сдачи к 31 дек.
Тема: "gap - year placement " срок выполнения желательно до 21.00 (...
Презентация, Английский язык
Срок сдачи к 22 дек.
оформление курсовой, расстановка сносок, поиск правильного источника
Курсовая, нужно оформить курсовую
Срок сдачи к 22 дек.
Решите задачу: Нужно сделать схему в Electronics Workbench
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 22 дек.
Прошу помощи в решении домашней работы за 7 класс (преимущественно в excel)
Другое, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 23 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!