это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1512900
Ознакомительный фрагмент работы:
«Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?»
Ища ответ на этот вопрос, я заглянула в Википедию. Оказалось, над этой задачей размышляли многие исторические личности: философы, психологи, учёные, религиозные деятели и представители искусства. И каждый находил для объяснения своей позиции особые слова и смотрел на проблему под своим особым углом зрения.
Для начала оказалось, что вопрос может рассматриваться в двух аспектах: как смысл жизни одного конкретного человека в его конкретных специфических условиях или как смысл жизнь вообще как таковой. Во втором случае, вопрос теряет смысл по двум причинам: во-первых, как невозможно у гроссмейстера спросить «какой ход в шахматах будет самым лучшим?», так и невозможно ответить на вопрос о «жизни вообще». Во-вторых, так как отсутствует возможность рассуждать о явлении не выйдя за пределы самого явления, то выйдя за грани жизни и смерти, о жизни вообще рассуждать становится бессмысленно…
В итоге, основное философское, религиозное или психологическое осмысление смысла жизни человека подводит нас к вопросу о цели человеческого бытия (цели в значении целесообразности, полезности, вектора).
Психологическое осмысление вопроса смысла бытия впервые появляется в психоанализе. Зигмунд Фрейд считает того, кто постоянно думает о смысле жизни – нездоровым, сублимирующим, убегающим от реальной жизни в философские рассуждения.
Альфред Адлер считал, что смысл жизни, жизненный план человека первичен по отношению к смыслам отдельных его действий. Субъект в этом мире связан с тремя планами:
- с трудовой деятельностью – как продолжением вопроса выживания;
- с темой любви и брака – в связи с существованием двух полов;
- с межличностными отношениями – т.к. человек проживает в социуме.
Смысл жизни, по мнению А. Адлера, определяется возможностью гармоничного ответа на вопросы смысла в каждом из этих планов.
Карл Юнг считал, что человек стоит перед задачей поиска смысла, благодаря которому он вообще может жить. Этот смысл он связывал исключительно с постановкой духовных или культурных целей (т.к. это он считал залогом душевного здоровья). Если же человек не выходит за пределы обыденного приобретения и потребления, то теряет смысл и делается «жалким и потерянным». Как остроумно замечает Юнг, природа в своей доброте и терпении никогда не вкладывает «фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А там, где некому спрашивать, незачем отвечать» [1]. Основными источниками смысла, Юнг называет «архетипы» - «языковые матрицы первоначальных образов».
Более основательный анализ интересующей нас темы произведён в труде Виктора Франкла. В книге «Человек в писках смысла» он предлагает идею, что каждому индивиду присуще изначально стремление к поиску и осуществлению собственного смысла жизни. Автор выражает сожаление, что в современном социуме даже смысл превращается в унифицированный стереотип, оторванный от реальной жизни и подчинённый господствующей идеологической задаче.
Мне близка мысль Виктора Франкла, что в вопросе смысла жизни ключевой является проблема ответственности индивида за собственную жизнь. Если человек не желает или не может взять на себя ответственность за решения, выборы, поступки, значит потоком его жизни управляет не он (а его желания/чувства, случай или другие люди).
В отечественной психологии вопросы смысла рассматриваются в ключе деятельностного подхода. Алексей Николаевич Леонтьев описывает «личностный смысл» как отражение в индивидуальном сознании действительности и регулятор человеческого поведения. По мнению этого психолога «личность рождается дважды». Первый раз – когда возникает иерархия мотивов: появляется главная, ведущая цель и все прочие цели подчинены ей. Как правило, это происходит в раннем детстве. Второй раз личность рождается, когда начинает эти мотивы осознавать.
Именно осознанность мотивов даёт возможность человеку ими управлять (и, при необходимости, менять). Иначе, они могут сами управлять поведением и мышлением человека, делая его жизнь автоматичной.
Данный подход к вопросу смысла жизни предполагает возможность у индивида к рефлексии – обращению внутрь себя, к своим переживаниям, мыслям, побуждениям. Это приближает его к философскому подходу.
Философия намного старше психологии и вопрос смысла бытия там имеет более древнюю историю.
Античный философ Сократ находил цель жизни человека в стремлении к добродетели, в совершенствовании души. Аристотель считал духовную работу приоритетнее физической, ведь цель человеческого бытия – в мышлении и познании, в подчинении инстинктов разуму. А вот Эпикур полагал целью жизни – получение удовольствий, которое кроется в избавлении от страданий. Антисфен и Диоген Синопсикий высшей ценностью считали человеческую свободу от внешнего мира: природы, культуры, семьи, государства, имущества. Для этого они предлагали научиться довольствоваться малым. В развитии этой добродетели (и, как следствие, покоя) и есть, по их мнению, цель существования.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр во всём видел проявление бессознательной мировой воли, бросившей людей на произвол судьбы. А раз так, то человеку мудрому стоит научиться самоограничения и тем самым избежать бед. Он полагал, что отсутствие смысла люди заглушают придумыванием занятий и иллюзий.
В рамках экзистенциальной философии (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдегер, Карл Ясперс) жизнь полагалась полной абсурда и каждый человек сам волен конструировать собственные ценности и смысл.
Фридрих Ницше видел смыслом жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека (человека будущего). Он призывал не удалять смысл из земной жизни, а сконцентрировать внимание на полезном и рациональном – тому, что принесёт пользу собственному организму (например, удовлетворение основных нужд). В религиях смысл из земного существования неоправданно переносится в сферу предполагаемой потусторонней жизни, что, по его мнению, является «нигилизмом» (от латинского «nihil» - «ничего»).
Религиозный взгляд на смысл жизни, действительно, концентрирует внимание на сверхцели, которая не подвластна человеку
В индийской мировоззрении главными добродетелями полагались: почитание старших, следование своему предназначению, исполнение долга. Выход из круговорота перерождений – вот истинная цель человеческого бытия.
В иудаизме несколько вариантов осмысления жизни: в познании Бога; в любви к Богу; в праведной жизни и соблюдении заповедей.
Для мусульманина цель жизни во вручении себя в руки Бога, в преданном служении, в поклонении Всевышнему (поэтому, последователей ислама и называют «преданные»).
В христианстве идея о Богочеловеке (как ипостаси Бога и как сверхчеловеке) получила воплощение в образе Иисуса Христа. После грехопадения и изгнания из Райского сада, человек находится в поиске путей и средств восстановления благодатного союза с Богом. Таким образом, уподобление «образу и подобию Бога» - видится центральной целью человеческого бытия.
Моё внимание привлекла фраза Патриарха Кирилла о смысле жизни: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу - вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя - умственное, духовное, физическое» [3]. В ней я увидела не столько религиозный аспект изучаемого вопроса, сколько безграничный простор для развития каждого конкретного человека на протяжении всей его жизни. При этом, совершенствование себя находится во власти самого человека, а не отдаётся на откуп внешним силам. Соединение личной ответственности с высшей (и возвышенной) целью, на мой взгляд, это интересно и правильно.
Мне показалась интересной мысль Артура Шопенгауэра том, что, пребывая между страданиями и пресыщением, человек все-таки ищет как сделать свою жизнь выносимой. Для этого, по его мнению, он создаёт философию и религию как инструменты в поисках смысла жизни. И, какой бы беспросветной не казалась жизнь человеку, он не опускает руки, он борется. Да, не всегда его попытки результативны. Но есть в нас что-то (присущее ли изначально или выработанное в ходе эволюции), что тянется к жизни, к счастью, к свету…
Понимая это, я испытываю гордость за принадлежность к человечеству.
Как пишут, вопрос смыла жизни – ключевая мировоззренческая проблема. Прекрасной иллюстрацией к вопросу о необходимости наличия смысла жизни я считаю художественный фильм «Изгой» с Томом Хенксом.
Режиссёр показал нам, что даже одна вещь может заставить жить, заставить взглянуть на жизнь с интересом и целью. Герой видел важность в своей работе курьерской доставки, приносящей пользу людям. И, когда он оказался на необитаемом острове, подобранная на берегу посылка с изображением крыльев, буквально окрыляла его мыслью доставить эту коробку адресату. А ещё, он стремился вернуться к любимой девушке, образ которой был с ним всегда рядом в виде фотографии в карманных часах. И, пусть их любовная история не увенчалась успехом, годы проведённые героем на острове, закалили его характер, показали, что он со многими трудностями может справиться сам, теми инструментами, которые может найти или создать.
Ощущение самодостаточности и самоценности – вот то, чему герой Тома Хенкса учится весь фильм (и мы вместе с ним). И, только обретя этот внутренний стержень, «новый Робинзон» понимает, что мир устроен одновременно сложно и просто. Сложность его заключена в многообразии действий, которые может предпринимать человек (для выживания, для обретения комфорта, для достижения целей). Простота же мира в том, что от желания или нежелания человека почти ничего не зависит, произойдёт только то, что должно произойти и людям надо научиться эти события принимать, но, при этом, не утратить способность самостоятельно наполнять смыслом каждый грядущий день, каждый новый виток жизни.
Фильм «Изгой» учит тому, что надо просто продолжать жить, с радостью встречать новый день, ведь никогда не знаешь, какие открытия он для тебя приготовил…
Если выбирать в качестве цели какую-то вещь, событие или человека, то одинаково разрушительны становятся как обретение, так и потеря желаемого. Осуществляя мечту, человек теряет мотивирующую цель. А разбитые мечты приводят к унынию и депрессии (и человек не может увидеть альтернатив). Таким образом, размышляя над вопросом этой работы, я прихожу к выводу, что «смысл» - это не цель. Смысл – это процесс…
Список литературы:
Абдулгалимова С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм // Вестник СПИ. 2011. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-smysla-zhizni-i-smyslozhiznennyh-paradigm (дата обращения: 11.05.2019).
Давлетгаряева Разифа Гариповна О смысле жизни // Вестник ЧелГУ. 2012. №35 (289). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-smysle-zhizni (дата обращения: 11.05.2019).
Смысл жизни // Википедия. [2019-2019]. Дата обновления: 15.04.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=99236145 (дата обращения: 10.05.2019).
Терегулов Филарит Шарифович Образование и смысл жизни человека // Сибирский педагогический журнал. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-smysl-zhizni-cheloveka-1 (дата обращения: 11.05.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!