это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1514662
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………............…..3
Глава 1. Этапы интеграции науки и производства ……................................5
Глава 2. Характеристика современного этапа интеграции науки и
производства……………………………………………………………………8
Глава 3. Положительные и негативные свойства научных исследований и
их интеграция в производство ………………...…………………..………....11
Заключение………………………………………………….…..…...………...14
Список использованной литературы………………………….…….......…..15
ВВЕДЕНИЕ
Вторая мировая война, ставшая своего рода прелюдией
современного этапа интеграции науки и производства, была первой из
войн, в которой научный потенциал наряду с производственными и
людскими ресурсами играл роль важнейшего фактора, определявшего
соотношение сил воюющих сторон. Она в полной мере стала войной
моторов, брони, автоматического оружия и других видов техники, вплоть
до атомной бомбы, создание которых немыслимо без участия науки, с
одной стороны, и без столь масштабной мобилизации ресурсов, которая
под силу только государству, — с другой.
В результате возникают совершенно новые отношения между
государством, наукой и промышленностью. На протяжении военных лет
под эгидой государства все научные учреждения и вся промышленность
участвовавших в борьбе стран были объединены общей целью и совместно
работали над ее достижением. В непосредственный контакт с наукой
втянулось множество предприятий, до войны об этом и не помышлявших.
[2, с.25]
В свою очередь, университетские и прочие лаборатории, ранее
прикладными исследованиями не занимавшиеся, либо были мобилизованы
правительством для участия в военных проектах, либо сами искали и
использовали любую возможность в такие проекты включиться. Темп
нововведений, разработки новых видов продукции и их освоение
многократно возросли.
После войны многие установленные во время нее связи распались,
но не ушли бесследно, остался опыт, осталось понимание эффективности
сотрудничества, его необходимости для успешного решения
производственных проблем, осталось, наконец, главное — созревшие за
военные годы наукоемкие технологии и соответствующие отрасли
промышленности, которые бурно прогрессировали в последние годы,
выдвигаясь на первый план в экономике передовых государств. Это
электроника и вычислительная техника, создание и эксплуатация
космических аппаратов, атомная энергетика и т. д.
Научный задел, накопленный в военное время и открывавший
множество новых перспектив в гражданских отраслях хозяйства, был
неизмеримо выше уровня, достигнутого к концу 30-х годов. Кроме того, в
условиях последовавшей «холодной войны» мобилизация научных и
технических ресурсов во многом сохранилась.
В итоге научно-технический потенциал становится фактором,
определяющим уровень и темп развития страны, ее экономическое и
социальное благосостояние, конкурентоспособность на мировой арене,
военную мощь.
Сегодня продукция наукоемкого производства, передовая техника и
технология буквально пронизывают все стороны жизнедеятельности
людей. В этом — фундаментальная особенность современного периода
интеграции науки с производством.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей
современного этапа интеграции науки и производства. Для достижения
цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть этапы интеграции науки и производства;
- охарактеризовать современный этап интеграции науки и
производства;
- описать положительные и негативные свойства научных
исследований и их интеграцию в производство.
Структура и объем работы включают в себя введение, три главы,
заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
В процессе интеграции науки и производства можно выделить
следующие основные этапы:
Первый этап – от возникновения первых промышленных
лабораторий до становления промышленного сектора ИР (инновационных
разработок). Промышленные лаборатории стали исторически первой
формой институализации прикладных исследований, а предприятия,
имевшие такие лаборатории – первой институциональной формой
интеграции науки и производства. Хронологически появление первых
промышленных лабораторий относится к концу 70-х и 80-м годам XIX
столетия и связано оно:
- с формированием двух новых по тем временам отраслей
промышленности – электротехнической и нефтеперерабатывающей. В
свой черед появление этих отраслей означало качественное изменение
энергетической базы общественного производства, когда наряду с
механической, гидравлической энергией и энергией ветра начали
использоваться электричество и нефть. Особенностью промышленного
освоения электротехники и органической химии является объективная
необходимость участия теоретического знания в создании конечного
потребительского продукта. Здесь привычный нам сегодня цикл «наука –
производство» неизбежен буквально с первых шагов, ибо
ремесленнический традиционный путь проб и ошибок практически
превратился бы в путь аварий и катастроф.
- общества передовых стран начинают реально
ощущать ограниченность и малую эффективность прямых экстенсивных
факторов обеспечения расширенного воспроизводства за счет увеличения
численности работников, капиталовложений и т. д., ощущать
противоречие между их возможностями и быстро растущими
общественными потребностями. Разрешение этого противоречия возможно
лишь путем перехода к использованию интенсивных факторов
экономического роста, в первую очередь – научно-технического прогресса.
Второй этап – интенсивный рост промышленного сектора
исследований и разработок (далее ИР) и превращение его в одну из
основных составляющих национального научно-технического потенциала.
С появлением промышленных лабораторий в процесс интеграции науки с
производством включаются рыночные механизмы. Наличие собственной
исследовательской базы становится залогом успеха в конкурентной
борьбе, а капиталовложения в ее развитие – чрезвычайно выгодным, хотя
порою и рискованным делом. Сфера науки, в первую очередь за счет ее
промышленного сектора, стремительно расширяется. По оценке Дж.
Бернала, за первую половину нашего столетия численность занятых в ней
работников увеличилась примерно в 40 раз, расходы же на нужды науки
возросли в 400 раз. Такие темпы роста – порядка 10 процентов в год – не
демонстрировал никакой другой элемент общества, даже военные расходы.
Промышленные лаборатории множились в числе, охватывая наряду с
новыми традиционные отрасли. В то же время существенно менялся облик
самих лабораторий: из небольших слабо оснащенных коллективов
исследователей они превращаются в крупные подразделения,
располагающие большими материальными ресурсами, в целые службы,
внутри которых складывается своя организационно-управленческая
структура, разделение труда и механизмы взаимодействия различных
функциональных звеньев.
Становление промышленного сектора ИР повлекло за собою не
только динамичный рост количественных параметров сферы науки, но и
качественную трансформацию самой этой сферы в целом, в нее
пришло разделение труда между фундаментальной и прикладной наукой.
Особенность этой трансформации состоит в том, что она произошла не
столько за счет внутренней эволюции академического сектора и его
последующего раздела, сколько за счет дополнения этого сектора извне, из
сферы производства.
Третий этап начинается после окончания второй мировой войны и
продолжается в настоящее время. В плане исследуемой нами
проблематики основным содержанием этого этапа является превращение
интеграции науки и производства в общенациональную задачу
государственного уровня, создание государственных органов управления
научно технического процесса (далее НТП) и формирование научно-
технической политики как одной из важнейших функций современного
государства, появление и развитие многообразных новых форм реализации
интеграционных процессов.
Таким образом, можно проследить тенденцию к все большему
сближению науки и промышленности, что обусловлено появлением новых
отраслей наукоемкого производства. Также наблюдается и обратная связь,
когда развитие производства ставит новые вопросы перед наукой, тем
самым стимулирует темпы научного развития.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована
на то, чтобы быть воплощенной в практике, в технике, быть
«руководством к действию» по изменению окружающей действительности
и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного
изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но
и в будущем.
Характерная черта современного общественного развития — все
более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства,
все более глубокое превращение науки в непосредственную
производительную силу общества [3, с.186]. При этом:
Во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием
техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой общественного
прогресса материального производства.
Во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный
социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы
общественной жизни, тесно взаимодействует с ними.
В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не на одну
только практику и технику, но прежде всего на самого человека, на
безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей,
культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок
для его всестороннего, целостного развития.
Сам термин «интеграция» требует некоторых пояснений. В
современном обществоведении под интеграцией имеется в виду
объединение, слияние двух или более компонентов в единое целое,
которое приобретает в результате некоторые новые признаки по
сравнению с простой арифметической суммой признаков объединяющихся
частей, приобретает новое, более высокое качество. Исходные компоненты
свое существование в прежнем виде обычно прекращают полностью или
частично. Соответственно, интеграционный процесс – это движение
включенных в него компонентов к такому качественно новому состоянию.
Может ли подобное превращение произойти с наукой и
производством? На глазах нашего поколения и нескольких
предшествовавших связь науки с производством вышла на такой уровень,
когда они друг без друга двигаться вперед уже не могут. Не столь уже
важно, кто тут кого подталкивает или тянет, кто, так сказать, главнее, такая
постановка вопроса непродуктивна. Важно, что теснейшее взаимодействие
данных компонентов общества стало непременным условием их
дальнейшего прогресса.
Но означает ли это, что дело идет к слиянию производства и науки,
прекращению их самостоятельного существования и возникновению
взамен какой-то новой структуры, как, казалось бы, следует из
определения понятия интеграции? Очевидно, такая перспектива пока не
просматривается, и вряд ли сегодня кто-либо рискнет предсказывать
подобное слияние в обозримом будущем. Интеграция же проявляется в
том, что они становятся необходимыми, взаимосвязанными и
соподчиненными звеньями более широкой структуры, объединенными
единой, общей целевой функцией.
Такого рода объединение не есть потеря особенностей труда,
способов его осуществления в этих сферах, и в этом смысле слияния не
происходит. Но на уровне конкретных целей, экономических и
определенных организационно-управленческих связей оно возникает и,
естественно, оказывает существенное влияние на интегрирующиеся
элементы. Производство, интегрированное с наукой, отличается от
неинтегрированного, и наука, включенная в интеграционную форму,
отличается от науки, столь конкретно в интеграционном процессе не
участвующей. Возникают принципиально новые структуры: прикладная
наука как разновидность науки в целом и наукоемкое производство,
имеющее свои отличия от ненаукоемкого. Процесс интеграции науки и
производства и обеспечивается непосредственным взаимодействием этих
новых компонент [5, с .39].
ГЛАВА 3.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СВОЙСТВА
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В
ПРОИЗВОДСТВО
Положительные свойства прикладных исследований состоят в
следующем:
- непосредственная органичная связь с производственной практикой,
целенаправленность, возможность быстрого воплощения идеи в жизнь;
впервые наука как главный и практически неисчерпаемый источник
нововведений объединилась с конкретным потребителем этих
нововведений, обеспечив близкие к оптимальным условия для реализации
цикла наука – производство;
- масштабность финансовой базы и, если говорить не об отдельном
предприятии, а о секторе в целом, ее относительная стабильность; в рамках
промышленного сектора источник средств и их потребитель связаны
воедино, что создает предпосылки как для более полного удовлетворения
потребностей науки, так и для целесообразного распределения и
расходования средств, то есть для повышения эффективности
исследований;
- тесная связь прикладной науки через производство и сбыт
продукции с реальными потребностями общества в той мере, в какой они
выявляются рыночным механизмом и отражаются конъюнктурой рынка.
Создается своего рода система «автоматического» регулирования с
обратной связью, охватывающая источник технических перемен,
производственные мощности и запросы потребителя. Жизненно важной
характеристикой такой системы является ее гибкость, умение быстро
реагировать на внешние изменения, внося необходимые коррективы в
исследовательские программы;
- способность организовывать и выполнять крупные проекты,
требующие не только больших затрат, но и четкого управления большими
коллективами исполнителей, координации усилий и результатов в самых
разных областях науки и техники; групповая, коллективная организация
работ является характерной особенностью промышленного сектора, его
«изобретением» и вкладом в совершенствование научной деятельности как
таковой; в промышленных ИР на первый план выдвигается фигура
ученого-организатора, способного возглавить большие группы
специалистов и успешно решать все вытекающие из этого проблемы;
- междисциплинарность исследований; сегодня междисциплинарный
комплексный подход к научно - техническим проблемам повсюду признан
наиболее продуктивным методом научной работы, а большая часть
крупных открытий, так называемых прорывов, происходит на стыках
традиционных научных дисциплин; но промышленные исследования по
сути своей изначально являются междисциплинарными, так как их
объектом всегда было изделие или технологический процесс,
представляющие собой комбинацию многих элементов, за каждый из
которых отвечают специалисты разного профиля [7, с .56].
Негативными свойствами прикладных исследований являются
следующие:
- подавляющее большинство промышленных проектов
ориентировано на ближнюю, краткосрочную перспективу, обещающую
коммерческую выгоду. Последняя является доминирующим мотивом.
Долгосрочные и рискованные программы не приветствуются, а без риска
трудно ожидать качественно новых научных результатов.
- творческая инициатива ученого, работающего в промышленности,
более обоснована, чем в академическом секторе, рамки жестче, цели
– прагматичнее. Возможны ситуации, когда новые плодотворные идеи, не
вписывающиеся в стратегию фирмы, будут искусственно заморожены на
неопределенное время.
- специфика целей и задач промышленных ИР определяет их
структуру: львиную долю их общего объема (в денежном выражении)
составляют разработки промышленных образцов, на втором месте идут
прикладные исследования, а фундаментальной науке отводится последнее
и сравнительно очень скромное место.
- для промышленных ИР характерна резкая неравномерность
распределения по отраслям производства и по отдельным фирмам внутри
отраслей. Основные объемы исследований сосредоточены в быстро
прогрессирующих технически сложных отраслях и на крупных
предприятиях.
Все это означает, что при многих своих достоинствах и силе
промышленный сектор не может решать полностью тот комплекс задач,
который общество ставит перед сферой науки в целом. Он необходим как
гармоничная часть этой сферы, выполняющая свою долю функций, ей
присущих. Он играет роль своеобразного ретранслятора фундаментальных
научных достижений в полезные и приемлемые для практики
нововведения, причем ретрансляция в данном случае предполагает не
просто передачу сигнала, а его многообразную трансформацию,
избирательное усиление спектра, генерирование множества вторичных
сигналов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует известный парадокс: чем больше мы знаем, тем шире
область непознанного. Наука никогда не стремилась превратить свои
знания в догмы и всегда исходила из установки, что любая научная теория,
какой бы неопровержимой она ни казалась, может быть изменена в связи с
изучением еще неизвестных явлений.
Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована
на то, чтобы быть воплощенной в практике, в технике, быть
«руководством к действию» по изменению окружающей действительности
и управлению реальными процессами.
Потребность современного общества в высокотехнологичных
товарах растет с каждым годом, для решения этого вопроса необходимо в
первую очередь максимально укрепить связь и взаимодействие науки,
техники и производства.
Сегодня наука развивается со скоростью, намного превышающей
темпы производства, она становится ведущей силой общественного
прогресса материального производства. Наука перестала быть
изолированным социальным институтом, сегодня она пронизывает все
сферы общественной жизни, тесно взаимодействуя с ними, и в первую
очередь, это касается производства.
Таким образом, в процессе выполнения работы была достигнута ее
основная цель, которая заключалась в изучении особенностей
современного этапа интеграции науки и производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации /
Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
2. Артемов Е. Т. Научно-техническая политика в советской модели
позднеиндустриальной модернизации / Е.Т. Артемов. - М.: Российская
политическая энциклопедия, 2016. - 256 c.
3. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и
техники: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Г.
Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383
c.
4. Батурин В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин.
- М.: ЮНИТИ, 2015. - 303 c.
5. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Книга 2.
Философия науки и техники / Ц.Р. Зайчик. - М.: ДеЛи плюс, 2011. - 320 c.
6. Лебедев В.Г. Научно-техническая революция и строительство
коммунизма / В.Г.Лебедев. - Москва: Огни, 2013. - 737 c.
7. Ленчук Е. Б. Научно - техническое развитие
постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Проблемы
и перспективы / Е.Б. Ленчук, С.И. Симановский, М.П. Стрепетова. - М.:
Едиториал УРСС, 2017. - 232 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Служебная дисциплина в органах внутренних дел.
Контрольная, Административная деятельность полиции
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно пройти контрольные тестирования по предметам
Тест дистанционно, Административное право, Безопасность жизнедеятельности, Гос. и муниципальные финансы
Срок сдачи к 28 дек.
Взаимодействие экономических и правовых отношени в хозяйственной жизни общества
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 31 дек.
Написать курсовую. Тема курсовой Маркетинг в развитии коммерческой...
Курсовая, Коммерция
Срок сдачи к 8 янв.
Сделать 6 несложных лабораторных в sql
Лабораторная, Информационные системы в экономике
Срок сдачи к 27 дек.
Решить задачу неканонического вида симплекс методом
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
доклад + презентация
Доклад, система государственного и муниципального управления
Срок сдачи к 26 дек.
Написать полные конспекты на темы: нервная система, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты
Реферат, Гистология Животных
Срок сдачи к 26 дек.
Написать текст для рекламной компании фотографа , подробнее ниже
Отчет по практике, Реклама и PR
Срок сдачи к 26 дек.
Расчет тягово-экономических свойств автомобиля.
Курсовая, Автомобильная промышленность
Срок сдачи к 29 дек.
сделать презентацию по заданию, уровнь 2...
Презентация, информационные технологии
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!