это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1519178
Ознакомительный фрагмент работы:
В современных условиях глобализации, когда интеграционные процессы
охватывают все сферы жизни общества, все более актуальным становится
вопрос сохранения патриотизма и национальных особенностей культуры,
важную часть которой составляет духовное содержание. Духовная культура
включает в себя нравственные ценности, характеризующие внутреннее
богатство человека, степень его развитости. Философское осмысление данного
явления предполагает обращение к специфической форме бытия человека,
указывающей на пограничное состояние, в котором пребывает личность в
процессе созидательной культурной деятельности. Личность не может
существовать вне духовного мира, даже если человек не занимается
производством духовных ценностей, он, так или иначе, соприкасается с
духовной жизнью. В работе «Философия свободного духа» Н.А. Бердяев писал:
«В духовном мире все по-иному происходит, чем в мире природном. Но два
мира смешиваются и переплетаются. Человек есть смешанное бытие –
духовное, сверхприродное и душевно-телесное, природное. Человек есть точка
пересечения двух миров, место их встречи, он принадлежит двум порядкам» [2,
с. 36]
Духовность может определяться как высший уровень развития личности,
который, в свою очередь, опирается на ценности. «Духовность в социальном
плане предполагает определенную ценностную характеристику – это высокая
культура чувств, общения, мышления, нравственности, основанная на
общечеловеческих ценностях» [4, с. 1099]. На основе высокой духовности
формируется патриотизм, выступающий в качестве нравственного и
политического принципа, социального чувства, содержанием которого является
любовь к Отечеству. Патриотизм подразумевает не только идентификацию себя
с народом, стремление защищать интересы Родины, но и гордость
достижениями культуры, а также желание сохранять и приумножать
культурные ценности. Вопрос о сохранении и трансляции культурного
наследия особенно остро стоит, когда речь идёт о молодом поколении, так как
сегодняшняя молодёжь – это люди, рожденные в 90-е годы XX века, в эпоху
глобальных перемен, период утраты базовых ценностных ориентиров.
Естественно, что после распада СССР прекратила своё существование мощная
идеологическая система, создававшаяся не одно десятилетие, страна
находилась в глубоком кризисе, в том числе и духовном. Именно поэтому в
обновленной и стремительно развивающейся России вопрос о формировании
патриотизма является ключевым элементом самоидентификации и культурного
роста, поэтому он решается на государственном уровне. Различные
федеральные программы нацелены, в том числе, и на молодежь, которая
является наиболее мобильной, инновационной и восприимчивой к влиянию
извне частью общества.
В качестве важнейшего элемента культурного развития общества можно
выделить гражданское самосознание, основанное на высоком духе
патриотизма. Воспитание у молодого поколения чувства любви и
ответственности за будущее своей страны очень сложно реализовать в
конкретных условиях, особенно когда основная часть общества находится под
влиянием процессов глобализации. Патриотизм – явление, требующее
пристального внимания различных социальных структур. Только тогда это
понятие становится частью духовной культуры целого народа, когда
взращивается с рождения и органично воспитывается в течение жизни.
«Воспитание детей – это пробуждение в них духовного опыта, укрепление
национального чувства в их сердце, воле, воображении, в творческих
замыслах» [5].
Национальное чувство изначально прививается в семье как институте
первичной социализации, но нельзя забывать, что роль семейного воспитания
ослабевает, поэтому другие социальные институты должны также принимать
активное участие в данном процессе, особый упор, делая на сознательном
отношении к жизни молодых людей. «Воспитать ребенка значит заложить в
нём основы духовного характера и довести его до способности [7, с. 150].
3
Очевидно, что в современных условиях необходимо особое внимание уделять
молодёжи, прививать ей любовь к Родине на самом раннем этапе социализации.
Однако, осознанно и целенаправленно занимаясь воспитанием молодого
поколения, следует видеть чёткую границу между понятиями «патриотизм» и
«национализм», что позволит в дальнейшем не допустить проявления крайне
радикальных взглядов, этноцентризма, расизма и других экстремистских
настроений.
Национализм определяется как идеология, основополагающий принцип
которой заключается в признании ценности нации как высшей формы
общественного единства, её первичности в процессе образования государства.
Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов
определённой национальной общности в отношениях с государственной
властью. Основа национализма – верность и преданность своей нации,
политическая независимость и работа на благо собственного народа. Актуально
звучат слова Н.А. Бердяева по данному вопросу: «...национальность есть
положительная ценность, обогащающая жизнь человечества, без этого
представляющего собой абстракцию, национализм же есть злое, эгоистическое
самоутверждение и презрение и даже ненависть к другим народам.
Национализм порождает шовинизм и ксенофобию, и его нужно решительно
отличать от патриотизма» [1, с. 514-515].
Известный русский мыслитель И.А. Ильин в своей работе «О грядущей
России» отмечал, что «патриотизм совсем не зовет к завоеванию вселенной;
освободить свой народ совсем не значит покорить или искоренить всех соседей.
Поднять всех против своего народа, значит погубить его» [6, с. 69]. Это
особенно значимо для населения России, так как в нашей стране проживает
более ста восьмидесяти народностей и народов, каждый из которых имеет
определенную культуру и историю, свои традиции и обычаи, которые
необходимо сохранять. Российская Федерация – это не только
многонациональное, но и многоконфессиональное государство, в подобных
условиях должна применяться политика мультикультурализма, направленная
на сохранение культурных различий между народами государства. Однако всё
чаще приходится говорить о проявлении ксенофобии, но многонациональность
не приводит к стиранию межкультурных границ, к процессу ассимиляции, то
есть утрате одной культурой своих национальных черт и частичной либо
полной замене их ценностями другого народа. «Ни один народ не может жить в
себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь
определённое участие в общей жизни человечества» [9, с. 4].
Для многонационального государства важной задачей является
сохранение культурных особенностей каждого народа, при этом необходимо
учитывать значимость единения, ибо «без единства людей в мыслях и
стремлениях нет единства в действиях, а значит, нет успеха в достижении
целей, даже если это цели истинные» [8, с. 7]. Было бы неверным выделять
только национальность в качестве высшей степени единения народа, так как
«она не только соединяет, но и разъединяет» [3, с. 445]. Это происходит, когда
представители одной этнической группы пытаются добиться признания своего
превосходства над другими этносами.
Подобное поведение может привести к проявлению крайней формы
национализма – экстремизму. Следует отметить, что националистические
группировки радикального характера искренне убеждены в том, что их
поведение является по-настоящему «патриотическим». Для разведения
смыслового содержания в рамках интерпретации данного понятия предлагается
ввести понятия «истинного» и «ложного» патриотизма. «Истинный»
патриотизм подразумевает бескорыстную любовь к Родине, а значит, и ко всем
народам, её населяющим, стремление к достижению общих целей, сохранению
культурных и духовных ценностей. «Ложным» патриотизмом можно назвать
«слепую» преданность только «своей» этнической группе, отстаивание
интересов определённого народа, при котором могут применяться радикальные
меры, которые со временем могут перейти в экстремизм – крайнюю форму
национализма и агрессии. Естественно, что подобный «патриотизм» не может
воспитывать высокие духовные качества, которые способствуют единению
народов и формированию национальной идеи. В то же время полноценное
развитие общества в качестве главной опоры имеет стремление к духовному
единению народов как внутри, так и в международном отношении. Для
личности в современном социуме важно преодолеть свою изолированность,
чувство одиночества и агрессию, поэтому ей необходимо понимать, что
существуют единомышленники, те, кто разделяет ее убеждения, привязанности,
чувства. Такое ментальное единство позволяет в действительности достичь
поставленных целей. В современном российском обществе многие идеи
отечественных философов начала ХХ века являются необычайно созвучными
нашему времени. Так, в ряде своих работ И.А. Ильин и Н.А. Бердяев
настойчиво отмечают необходимость воспитания патриотизма и формирования
гражданских качеств на государственном уровне, задействуя при этом все
остальные духовные институты, так или иначе связанные с духовным
воспитанием человека.
Однако русские мыслители стремятся обозначить чёткую границу между
понятиями патриотизма и национализма, так как стирание данной границы
может привести к проявлению ксенофобии, ассимиляции. Таким образом, по
мнению русских мыслителей, духовное возрождение возможно только в
условиях искренней любви к Родине, в сохранении культурной самобытности.
Негативный смысл национализма предполагает отстаивание интересов
конкретной этнической группы с возможным ущербом для представителей
других народностей. В свою очередь, патриотизм базируется на традиционных
общечеловеческих ценностях, в том числе и духовных, объединяя различные
народы, стремясь исключить противостояние и вражду. И.А. Ильин
подчёркивает значение семейного воспитания в процессе социализации
личности, а также в формировании гражданского самосознания, поскольку без
осознания личностью себя как части народа нет и полноценного гражданина, а
без чувства единства невозможно и дальнейшее развитие социума.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX
века и начала XX века. Судьба России. - М.:ЗАО «Сварог и К», 1997. - 541 с.
2. Бердяев Н. А.Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
3. Булгаков С. Н.Сочинения: в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. Избранные
статьи. 751 с.
4. Гутова С. Г.О будущем отечественной духовной культуры //
Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-6. - С. 1096-1100.
5. Гутова С. Г.Русские мыслители о патриотизме и национализме
[Электронный ресурс]. - URL: http://ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_sociology/
6. Ильин И. А.О грядущей России. М.: Военное издательство, 1993. - 368
с.
7. Ильин И. А.Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собрание
сочинений: в 10-тит. М.: Русская книга, 1993. Т.1. - 400 с.
8. Ильинский И. М.О российской нации // Знание. Понимание. Умение.
2009. - № 3. - С. 5-16.
9. Соловьёв В. Русская идея / пер. с фр. Г.А. Рачинского. М.:
Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1911. - 51 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!