это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1520748
Ознакомительный фрагмент работы:
Одним из основных направлений противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности Президентом РФ названо привлечение граждан к участию в охране общественного порядка. Но эффективно ли привлекать непрофессионалов к такой работе? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим исторический и современный опыт нашей страны, а также зарубежную практику участия граждан в охране общественного порядка.
Обеспечение общественного порядка посредством привлечения к такой деятельности граждан имеет давнюю историю. Так, еще в 1881 году в Москве создавались добровольные народные дружины. В основном такие дружины занимались поддержанием общественного порядка при проезде высочайших особ по улицам города во время массовых мероприятий. После Октябрьской революции, в период становления новой системы правоохранительных органов, вновь возникла необходимость обратиться за помощью к гражданам для поддержания порядка в стране. В этот период функции охраны правопорядка и обеспечения "революционной законности" были возложены на рабоче-крестьянские вооруженные формирования, деятельность которых регламентировалась не правовыми нормами, а подчинялась принципу "революционной целесообразности". В начале 30-х годов 20 века взамен вооруженных формирований было создано добровольное Общество содействия милиции. Эта общественная организация формально была самостоятельной, но фактически строго контролировалась правоохранительными органами. К 1934 году в РСФСР было создано более 2 тысяч подразделений этого общества.
В 1958 году были организованы добровольные народные дружины, объединившие к 1987 году более 14 миллионов советских граждан. С конца 1950 года участие граждан в охране общественного порядка постоянно увеличивалось и активно пропагандировалось.
В настоящее время участие граждан в охране общественного порядка также используется, хоть и в меньших масштабах. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», одним из основных направлений деятельности полиции является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности. Согласно главе 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее – Закон), основными формами такого участия являются: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, внештатное сотрудничество с полицией, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Закон подробно регламентирует вопросы создания и деятельности народных дружин, а также отдельные вопросы работы внештатных сотрудников полиции. С этой же целью разработана Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции от 10 января 2012 г. № 8 (далее – Инструкци).
Рассмотрим названные формы более подробно. Содействие органам внутренних дел включает в себя сообщение о совершенных правонарушения или угрозах их совершению, участие в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов полиции (ст. 8 Закона). Например, такое участие может быть использовано при проведении массовых спортивных, культурных мероприятий. В рамках поиска пропавших без вести людей, граждане могут по своей инициативе и любым не запрещенных законом способом вести такой поиск. Основное условие – не мешать своими действиями работе правоохранительных органов. При этом обязанностью граждан (ст. 9 Закона) является сообщение всей значимой для такого поиска информации полиции. Граждане имею возможность учувствовать в деятельность общественных объединений правоохранительной направленности согласно ст. Закона. Такие объединения создают гражданами по своей инициативе по месту жительства, учебы или работы. Другой формой содействия правоохранительным органам является распространение правовой информации, разъяснение норма и правил поведения.
Отдельно следует остановиться на работе внештатных сотрудников полиции. Эта форма сотрудничества с полицией предусмотрена ст. 10 Закона. Закон предусматривает ряд требований к таким сотрудникам: наличие полной дееспособности, совершеннолетние, гражданство РФ, отсутствие психических расстройств и болезни наркоманией и алкоголизмом. Существуют и иные ограничения.
Для работы с внештатными сотрудниками полиции в правоохранительном органе назначается ответственный сотрудник, который обязан выдавать поручения, инструктировать, учувствовать в обучении внештатных сотрудников (п. 24 Инструкции). Внештатные сотрудники полиции имеют право, в частности, требовать от других лиц прекратить противоправные действия, принимать меры по охране места происшествия, сохранности доказательств. Отметим, что внештатные сотрудники обязаны знать и соблюдать требования законодательства в сфере охраны общественного порядка, выполнять не противоречащие закону распоряжения штатных сотрудников полиции, соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и иных организаций. Также они должны оказывать первую помощь гражданам, если обладают соответствующей подготовкой.
Особое внимание в Законе уделяется закреплению правовых основ создания и деятельности народных дружин. Народная дружина, согласно документу, – это основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 2 Закона). Создаются дружины по инициативе граждан, которые хотят участвовать в охране общественного порядка. Подчеркнем, что начать свою деятельность народные дружинники смогут только после внесения народной дружины в специальный региональный реестр. Отметим, что дружинникам разрешено применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им самим или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Пределы ее применения закреплены в ст. 19 Закона – определено, в какой ситуации дружинник обязан представиться, заявить о намерении применить силу к правонарушителю и предоставить ему возможность прекратить свои действия, и когда всего этого не требуется. Приказом МВД РФ от 18 августа 2014 г. N 696 урегулированы вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи. Такая подготовка как правило осуществляется в форме инструктажа перед проведением конкретного мероприятия (п. 4 Приказа). Дружинники имеют удостоверение, форменную одежду и отличительную символику (п. 5 Приказа).
Если говорить об участии граждан в охране общественного порядка в целом, то следует особо выделить различные региональные инструкции, которые регулируют взаимодействие правоохранительных органов с гражданами в этом направлении. Эти документы устанавливают полномочия ряда должностных лиц по организации работы с гражданами (например, начальника правоохранительного органа, его заместителей и других должностных лиц), называют основные направления работы с гражданами, вопросы отдельных мероприятий (дежурств, патрулирований, инструктажей и т.д.), а также отчетность.
Возможности участия граждан в охране общественного порядка широко применяются и в зарубежных странах. Наибольшее развитие практика взаимодействия полиции и граждан получила в США. На протяжении всей истории этой страны граждане активно относились к вопросам обеспечения охраны общественного порядка. Это привело к формированию таких органов, как общественная полиция (community-oriented policing - COP) и проблемно-ориентированная полиция (problem-oriented policing - POP). Модель общественной полиции подразумевает привлечение граждан к взаимодействию с органами полиции, увеличение значимости гражданского общества при обеспечении безопасности и правопорядка. В рамках общественной полиции, например, выпускаются образовательные юридические программы для населения, проводятся специальных уроки в школах, гражданам разъясняются меры безопасности, осуществляется охрана школ и иных детских учреждений. Модель проблемной ориентации направлена прежде всего на выявление и устранение возникающих проблем в области общественной безопасности. Другим направлением участия граждан в поддержании общественного порядка в этой стране является создание гражданского патруля, оказывающего помощь дорожной полиции. Помимо этого, гражданский патруль патрулирует территории своих районов, следит за безопасностью одиноких граждан. По подсчетам специалистов, работа такого патруля позволила снизить преступность до 20%.
В Японии общественные организации граждан в основном осуществляют профилактическую работу, особенно среди несовершеннолетних. Например, широко применяется институт наставничества для детей и подростков. Кроме того, в стране уже более 20 лет добровольцы работают в комиссия по руководству несовершеннолетними с специализированных центрах для подростков. Для предупреждения нападений на финансовые учреждения, профилактике преступлений в многоквартирных домах, на транспорте создаются специальные ассоциации граждан.
Возвращаясь к российским реалиям, следует отметить прежде всего возрастающее число преступлений, совершаемых в общественных местах. Так, за январь-апрель 2019 года совершено 215224 таких преступлений, что на 1,7 % больше чем за аналогичный период прошлого года. Принимаемых государством в настоящее время усилий для борьбы с преступностью явно недостаточно. Между тем, согласно данным официальной статистики, в 2018 году благодаря помощи представителей общественности (народных дружинников и представителей казачества) раскрыто более 5 тысяч преступлений, выявлено более 120 тысяч административных правонарушений, задержано 92 тысячи правонарушителей. Кроме того, данные показатели не учитывают помощь внештатных сотрудников полиции.
По состоянию на апрель 2019 года в нашей стране созданы 14 тысяч народных дружин (193317 человек). Однако, такие дружины созданы только в 29 субъекта Российской Федерации, поскольку их создание не является обязательным для субъекта. Таким образом, государство в целом и правоохранительные органы в частности заинтересованы в привлечении граждан к охране общественного порядка. Сказанное подтверждается словами В.В. Путина: "Следует, конечно, активнее задействовать добровольные народные дружины... надо теснее работать с общественными организациями. Там очень много порядочных, озабоченных этой ситуацией людей".
Итак, отечественная и зарубежная практика совместной работы с общественными формированиями правоохранительной направленности показала, что добровольные народные дружины и другие гражданские объединения могут оказывать неоценимый вклад в обеспечение порядка и стабильности общества. Однако, достижения приоритетной задачи обеспечения общественной безопасности – защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина невозможно без совершенствования существующего механизма взаимодействия правоохранительных органов с общественными организациями и гражданами по вопросам обеспечения безопасности и увеличения доли участия граждан и институтов гражданского общества в обеспечении правопорядка.
Список использованных источников:
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 900.
Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"// Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. ст. 1536.
Приказ МВД России от 10.01.2012 N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции"// Российская газета. № 88. 20.04.2012.
Приказ МВД РФ от 18 августа 2014 г. N 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» [Электронный ресурс: Правовой сайт Консультант Плюс] - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 11.06.2019).
Приказ ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 июня 2017 г. N 339 «О некоторых вопросах организации работы с гражданами, участвующими в охране общественного порядка» [Электронный ресурс: Правовой сайт Консультант Плюс] - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 11.06.2019).
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685 // www.consultant.ru (дата обращения: 24.05.2019).
Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (постатейный) // www.consultant.ru (дата обращения: 24.05.2019).
Егорышев С.В., Егорышева Н.В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в РФ / // Российский следователь. 2010. № 4. С. 13-15.
Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - апрель 2019 года // https://мвд.рф/reports/item/16945572/
Об участии граждан в охране общественного порядка за 2018 год. URL: http://www.psj.ru/saver_ magazins/detail.php?ID=78532 (дата обращения: 24.05.2019).
Расширенное заседание коллегии МВД России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (дата обращения: 24.05.2019).
Щербаков О.Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 382 – 386
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!