это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1533890
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение……………………………………………………………………. 3
Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности
Эрик Эриксон: эго — теория личности…………………………..….5
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности………………...…8
Карен Хорни: социокультурная теория личности……………….…13
Заключение…………………………………………………………………16
Введение
Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвященных, главным образом, влиянию различных аспектов социального и культурного окружения на развитие личности. Подобно направлениям, представленным Адлером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процессов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декларированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека. Из этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни.
Объект исследования: Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
Предмет исследования: Эрик Эриксон: эго — теория личности, Карен Хорни: социокультурная теория личности, Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Цель работы: изучение сущности и содержания теорий личности в Эго-психологии.
Задачи работы:
1. Выявить особенности эго — теория личности Эрика Эриксона;
2. Описать социокультурная теория личности Карен Хорни;
3. Определить основные направления гуманистической теории личности Эриха Фромма.
1. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности
1.1.Эрик Эриксон: эго — теория личности
Эрик Эриксон (1902-1994) – представитель неофрейдизма, ввиду того, что его исследование развития личности основывается на теории Фрейда, но в дальнейшем стало самостоятельным научным направлением. Эриксон, свою научную деятельность начинает под руководством Анны Фрейд, он разрабатывает теорию, которая напрямую не противоречит классическому психоанализу, однако гораздо большее значение придавала эго-функциям (осознаваемому), чем бессознательным силам. Акцент Эриксоном делается на роли социальных взаимодействий в формировании личности. Исходя из этого, его подход называется теорией психосоциального развития. Еще одним отличием, которое основано на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах, теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда являются представленные в ней стадии развития, охватывающие всю человеческую жизнь.
В основе выделения онтогенетических стадий развития лежит эпигенетический принцип. Биологическая концепция указывает, что во всех живых организмах заложен некий «основной план» (groundplan), который определяет и задает условия для развития на всем протяжении жизни данного организма. Эриксон отходит от классической психоаналитической теории, считая, что она ориентирована на крайние формы поведения. Сходным в теории Эриксона и Фрейда является факт развития каждого человека посредством прохождения нескольких стадий и соответствие ранних стадий, однако в исследованиях Эриксона особое значение придается способу разрешения социальных «кризисов» или конфликтов в каждый такой период. В этом значительное отличие от выделяемого Фрейдом психосексуального созревания в качестве первичного детерминанта развития личности. Эриксон, как и Фрейд считает, что ранний опыт имеет исключительное значение, однако рассматривал развитие личности как динамический процесс от рождения до смерти. Кроме того, хотя он молчаливо поддерживал мнение Фрейда, что удовлетворение инстинктов и импульсов является одной из движущих сил жизни, он считал столь же важным синтез Эго, упорядочение и интегрирование опыта. Ключевое понятие в теории Эриксона считатеся эго-идентичность – основное чувство понимания того, что выражается в терминах Я-концепции.
Теория онтогенетического развития личности Э. Эриксона является одной из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно понимать, что концепция Э. Эриксона почти полностью находится в психологическом поле, в малой степени ориентируясь на педагогические запросы.
По убеждениям А.В. Петровского, необходимо различать собственно психологический подход к развитию личности и то, какая строится на его основе периодизация возрастных этапов и собственно педагогический подход последовательного вычленения задач, обусловленных формированием личности на онтогенетических этапах.
В первом из них, ориентация на реально обнаруженные психологические исследования на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй подход ориентирован на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество. Скрытым образом модель Э. Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Выделяя естественные этапы развития личности, Эриксон, таким образом, подсказывает, в каком возрасте следует принимать какие решения, для благополучного прохождения следующего этапа его жизни. В модели Э. Эриксона содержится определенный, замаскированный педагогический смысл, поскольку не существует данных, что подобные выборы делаться могут лишь бессознательно и не делаются сознательно (действительно, а почему бы и да?).
Развитие личности – результат как естественного, пассивного, – так и активного личностного роста и развития личности, который происходит вследствие авторских инициатив самого человека. В пассивном личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Телом и интеллект развиваются одновременно, постепенно естественно формируется общая и психологическая культура в процессе жизни. Психологическая картина этого процесса описана разными психологами по своему, но общая линия одна: человеком проходится свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а далее к старости.
1. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности
1.2.Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Все равно остается вероятность того, что высшие духовные качества проявятся, поскольку они заложены в каждом как потенциал.
Гуманистическая психология с оптимизмом воспринимает каждого человека и верит в его хорошие наклонности.
Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности:
- установить связи с другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим);
- преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к деструктивности);
- потребность «в корнях», в стабильности, безопасности;
- потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности;
- потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;
- потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.
Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют также типы и структуру личности — «социальные типы характера».
Эрих Фромм, в отличие от Фрейда, подчеркивал роль социальных детерминант в формировании личности и поведения человека, причем различные общественные системы и культуры создают специфические типы личности, своеобразные потребности и формы поведения людей.
Личность — результат динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек делает не то, что хочет или что ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация.
Человек объясняет себе, что подчинение нормам — это не рабство, а проявление собственной воли, поскольку он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого требует общество, а потому, что это нужно ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через того — со всем остальным миром.
Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность к любви, отказывается от равноправия в любви, предпочитая отношения симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.
Он выделяет материнскую любовь, отцовскую любовь, любовь к себе, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.
Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему радость и уверенность в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе — необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается неприспособленным к жизни, не может радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству.
Для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в реализации своих потенциальных возможностей. В современном западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность.
«Бегство от свободы» проявляется как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, — конформность автомата.
Возможно и достижение позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира, единым с людьми и обществом, но при этом не зависит от него, оставаясь автономным и уникальным, спонтанно активным в жизни в соответствии со своей внутренней природой. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности, когда люди объединяются с другими, не теряя при этом своей целостности и уникальности.
В зависимости от особенностей общества, в котором человек живет, формируются специфические «социальные характеры», типы людей.
В совершенном идеальном обществе, по Фромму, находят удовлетворение базисные экзистенциальные потребности человека, в результате большинство составляют люди с продуктивной ориентацией — независимые, честные, любящие, творческие и совершающие социально полезные поступки, способные к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.
1. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности
1.3.Карен Хорни: социокультурная теория личности
Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:
1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.
2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.
3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.
На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.
По Хорни, в детстве у человека существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка: еда, сон и т.п. Хорни считала, что эти потребности не играют основной роли в формировании зрелой личности.
Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности. Для маленького человека главное – быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего мира. В удовлетворении этих потребностей ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинное тепло и любовь в отношении к ребенку, то его потребность в безопасности будет удовлетворена. Если у ребенка происходит фрустрирование этой потребности по разной причине, то главным результатом будет формирование патологической личности – у ребенка появляется установка базальной враждебности. Ребенок как бы психологически разрывается – он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и враждебности.
Такой конфликт приводит к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины. Эти мотивы играют роль психологической защиты, цель которой – выживание через подавление враждебных чувств по отношению к родителям.
Подавление чувства негодования и враждебности, изначально направленные на родителей, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка наблюдается базальная тревога, т.е. ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира. Хорни считала, что именно базальная тревога является главной причиной формирования неврозов.
Заключение
Таким образом, в работе выявлены особенности эго — теория личности Эрика Эриксона; описана социокультурная теория личности Карен Хорни; определены основные направления гуманистической теории личности Эриха Фромма. На основании теоретического анализа можно сделать следующее обобщение:
Акцент Эриксоном делается на роли социальных взаимодействий в формировании личности. Исходя из этого, его подход называется теорией психосоциального развития. Еще одним отличием, которое основано на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах, теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда являются представленные в ней стадии развития, охватывающие всю человеческую жизнь
Эрих Фромм, в отличие от Фрейда, подчеркивал роль социальных детерминант в формировании личности и поведения человека, причем различные общественные системы и культуры создают специфические типы личности, своеобразные потребности и формы поведения людей.
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!