это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1546537
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1 Формы социальной депривации 4
2 Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа 5
3 Сохранение здоровья детей 11
Заключение 14
Список используемых источников 15
Введение
Проблемам социализации детей раннего возраста в условиях материнской и социальной депривации: в домах ребенка, больницах, закрытых центрах, — были посвящены исследования известных отечественных ученых, отечественные и зарубежные психологи.
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.
Цель написания данной работы является изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей специализированного дома ребенка.
1 Формы социальной депривации
Социальная депривация, понимаемая как ограничение или полное отсутствие контактов человека (или какой-либо группы) с обществом, предстает в разнообразных формах, которые могут существенно различаться как по степени жесткости, так и по тому, кто является инициатором изоляции – сам человек (группа) или общество.
В зависимости от этого выделяются следующие разновидности социальной депривации:
1) вынужденная изоляция, когда человек или группа в целом оказываются оторванными от социума в силу обстоятельств, не зависящих от их воли, а также от воли общества (например, команда корабля, попавшая на необитаемый остров после крушения);
2) принудительная изоляция, когда общество обособляет людей вне зависимости от их желания, а нередко и вопреки ему. В качестве примера такой изоляции, в частности, выступают:
• осужденные в условиях различных исправительно-трудовых учреждений;
• закрытые группы, пребывание в которых не предполагает ущемления в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека – солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской обязанности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;
3) добровольная изоляция, когда люди дистанцируются от общества по собственному желанию (примером могут служить монахи, отшельники, сектанты, живущие в глухих, труднодоступных местах);
4) добровольно-вынужденная (или добровольно-принудительная) изоляция, когда достижение какой-либо значимой для человека (группы) цели предполагает необходимость существенно ограничить свои контакты с привычным окружением (в качестве примера могут выступать различные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа – спортивные школы-интернаты, интернаты для особо одаренных детей и подростков, нахимовские и суворовские училища и т. п.).Данная классификация в целом охватывает достаточно широкий спектр разновидностей социальной депривации. Вместе с тем при ее изучении необходимо учитывать, что важным фактором, определяющим последствия депривации, является возраст человека, оказавшегося в условиях изоляции. В этом плане особого внимания заслуживает изучение характера и последствий ранней социальной депривации, а также депривации в условиях закрытых образовательно-воспитательных учреждений.
2 Превенция социальной депривации детства в контексте социального анализа
Положение ребенка в обществе отличается от положения взрослого. Ребенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы, хотя такого рода потребности у него существуют.
Положение детей и отношение к ним государства - одна из важнейших характеристик общества и свидетельство уровня социально-экономической жизни.
Необходимо отметить, что современная ситуация с детьми в России складывается крайне неблагоприятно. Детей сегодня можно без преувеличения отнести к особой маргинальной группе, поскольку дети (детство как структурный компонент общества) лишены возможности удовлетворять свои основные потребности в развитии, получении образования, медицинской помощи в достаточной мере и в течение длительного времени. Современный ребенок воспитывается и развивается в таких социально-экономических и культурных условиях, где присутствует ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка. А это признаки социальной депривации детства.
Классифицируя источники социальной депривации, выделяется три основные группы.
К первой относятся нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на макросоциальном уровне: падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, рост безработицы, возникновение острых социальных конфликтов в ряде отраслей экономики и регионов страны. Все это приводит к нарушению сложившихся условий жизни детей, создавая опасность для их жизни. Нередки случаи, когда дети оказываются жертвами экологических и производственных катастроф, нелегка судьба детей беженцев. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных потребностях, доступности детских дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры, досуга, где многие услуги стали платными.
В структуре социальных приоритетов личность ребенка вот уже более десяти лет оказывается на одном из последних мест. Решая сложные экономические и политические проблемы, государство не имеет право откладывать на завтра решение детских проблем. Главной превентивной мерой является то, что последствия экономической нестабильности в наименьшей степени должны сказываться на подрастающем поколении.
Второй тип депривирующих факторов - нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением. Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых им для полного становления и развития своей личности.
Основными субъектами социализации, оказывающими детерминирующее влияние на процесс формирования личности ребенка являются семья, школа, группа сверстников, труд во всех видах культуры, средства массовой информации и различные организации (общественные, спортивные, религиозные и т.п.).
Нет сомнения, что основополагающим институтом социализации сегодня является семья. Депривация здесь ни в коем мере не связана с основной тенденцией развития семьи как социального института. Мы далеки от мысли, что нуклеаризация семьи, малодетность, эгалитаризация семейных отношений - как супружеских, так и родительско-детских - ведет к депривации. Общее ухудшение социально-экономической ситуации в обществе не позволяет определенным категориям семей обеспечивать своим детям полноценные условия жизнедеятельности. Они оказываются депривированными, лишенными на длительный период возможности удовлетворять свои потребности.
Особенно остро проблема депривации стоит в семьях, где родители либо не могут, либо не хотят взять на себя ответственность за воспитание детей. Здесь ребенок сталкивается с явлениями проституции, тунеядства, экстремальных форм асоциального поведения, стяжательства и воровства. Воспитательный потенциал фактически сведен к нулю, дети подвергаются различным формам насилия, унижения человеческого достоинства, находятся на грани безнадзорности. Степень социальной депривации в семьях данной группы столь велика, что в детях не только отражаются, но и аккумулируются пороки родителей, приобретая агрессивно-коллапсическую, а иногда и необратимую форму.
Детство как социально-демографическая группа представляет собой группу риска в силу ряда причин. Прежде всего, это неопределенность социального положения представителей раннего юношеского возраста - подростков. Девиантное поведение детей и подростков имеет компенсаторный характер: восполняется нехватка общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла. Детям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает к асоциальному поведению, выполняющему функцию «бегства» от трудностей, реальных проблем. У многих детей и подростков нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет им проводить свободное время интересно и с пользой для физического и духовного здоровья. Для многих подростков характерно неумение получать удовольствие от повседневной работы, достигнутой цели, победы над собой. Это зачастую приводит к различным девиациям в поведении, таким как бродяжничество и беспризорность.
Выявление беспризорных детей, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание социальной, психологической помощи несовершеннолетним и их родителям, восстановление статуса несовершеннолетних, осуществление социальной реабилитации является одним из приоритетных направлений деятельности социально-реабилитационных центров.
Дети попадают под опеку государства часто уже надломленые психически, соматически и интеллектуально запущенные, эмоционально заторможенные. Подавляющее большинство воспитанников детских домов страдают в той или иной степени замедленным умственным развитием. Профилактика здоровья - это еще одна область превенции депривации. Дети получают в интернатных учреждениях хорошее медицинское обслуживание, элементарные знания о гигиене быта, профилактике распространения заболеваний. В семье это осуществляется естественным путем в процессе накопления бытовой информации. Превентивные меры включают обучение простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи, профилактике различных заболеваний. Это придаст детям в будущем уверенность при включении во взрослую жизнь.
Не менее опасна форма проявления депривации в неполных или конфликтных семьях, стоящих на грани развода. Отсутствие одного из родителей порождает как материальные, так и духовные трудности, искажает психологическую структуру отношений.
Экстренной социальной помощи и поддержки требуют дети, рождаемые вне брака, дети несовершеннолетних родителей, дети, изначально лишенные отца. Отсутствие социальной помощи и поддержки в данных случаях в большинстве своем оборачивается эскалацией такого явления, как сиротство при живых родителях. У детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности развития. Депривирующими факторами для них выступают замкнутость жизненного пространства и слабый контакт с социальным окружением, невключенность в организацию быта и питания, недостаточное общение со взрослыми.
Нынешняя ситуация с детьми-сиротами складывается крайне неблагополучно. Сегодняшних питомцев специализированных учреждений в основном лишь условно можно назвать сиротами: их родители, как правило, живы и документально известны. Определение в детские дома обусловлено прежде всего антиобщественным поведением родителей - алкоголизмом, тунеядством, наркоманией - и необходимостью социальной изоляции несовершеннолетних путем их насильственного изъятия из неблагополучных семей.
Другая категория воспитанников детских домов - «отказные дети», родители которых отказались от них в младенческом возрасте.
Определенную часть составляют дети из малообеспеченных семей, переданные родителями на попечение государства в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав.
Новыми формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие института приемной семьи и семейной воспитательной группы в СРЦ для детей и подростков.
Сегодняшняя жилищная практика предполагает, что после выхода из детского дома подростки, у которых есть родители, должны вернуться в их квартиру. Этот факт перечеркивает все предшествующие усилия государства, направленные на воспитание полноценных членов общества. Дети вновь погружаются в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи. Превентивные меры социальной адаптации выпускников интернатных учреждений включают необходимость в обязательном порядке выделения выпускникам сиротских учреждений жилой площади, отдельной от неблагополучной социальной среды проживания их родителей.
Ежегодно около 120 выпускников сиротских учреждений входят во взрослую жизнь, из них до 25% не имеют закрепленного жилья. Основная задача Центра постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений - предоставить временное жилье, помочь обрести постоянное место жительства, устроиться на работу, восстановить утраченные документы, помочь адаптироваться в самостоятельной жизни.
Сиротские учреждения не формируют у своих воспитанников позитивный стереотип семьи. Превентивные меры по социальной адаптации включают изменения организационной структуры этих домов, чтобы их социализирующие функции неизмеримо возросли. В противном случае эти ребята будут в будущем активно пополнять статистику неудавшихся браков. Детская память, сохранившая лишь непривлекательные стороны супружеских отношений, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач.
Сегодня можно констатировать, что рождение большего числа детей - признак неблагополучия, асоциального поведения родителей: пьянства, аморального образа жизни. Различия в мотивах деторождения усложняют, дифференцируют картину социальной депривации в многодетных семьях. В одних случаях она может быть вызвана затруднительным материальным положением семьи, в других - недостаточностью заботы о них.
Общим последствием депривации ребенка в семье является то, что он не осваивает весь комплекс необходимых ему социальных ролей, у него не формируются те личностные свойства и качества, которые нужны, чтобы адекватно воспринимать социальную реальность, оценивать ее и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретной ситуации.
Невыполнение семьей своей социализирующей функции затрудняет или искажает взаимоотношения ребенка с другим социальным институтом - школой, которая сама в немалой степени сегодня служит источником депривации.
Проблема усугубляется тем, что молодёжи после окончания учебного заведения трудно получить работу по профилю. И это тоже не содействует росту престижа образования.
К третьей группе причин возникновения социальной депривации следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути. Эти обстоятельства только обостряют существующие проблемы, делают их трудноразрешими.
Дети-инвалиды находятся в социальной изоляции. Они сталкиваются с немалыми трудностями в приобретении профессии. Для них недоступны музеи, нет условий для занятий спортом.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной Декларации об обеспечении, выживании, защиты и развитии детей в XXI в.
Это далеко не полный анализ социальных проблем, ведущих к социальной депривации ребёнка в современном обществе.
Преодоление социальной депривации детей, связанной с недостатками функционирования социальных институтов, а также с особенностями индивидуального развития, возможно, через комплекс экономических, юридических и социальных мер со стороны государства. Такой подход должен лечь в основу целостной системы социальной политики в области детства, исходящей из оценки реального положения детей в российском обществе.
3 Сохранение здоровья детей
Здоровье — это важнейшая витальная категория, характеризующая физическое, психическое и социальное благополучие человека. В контексте нашего исследования, мы анализируем психическое здоровье индивида, как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, а также может противостоять жизненным проблемам и стрессам без ущерба для своей психики. Дети и подростки, находящиеся в условиях микросоциального конфликта в школе и дома, входят в группу риска по срыву процессов высшей нервной деятельности (ВНД) и попадания в когорту психически уязвимых страт населения. На наш взгляд, задача родителей и педагогов — позаботиться о состоянии эмоционального, физического, психического и социального благополучия ребенка. Сделать это можно только через познание личности растущего человека, его способностей, возможностей и принятие его таким, какой он есть.
Превентивную работу необходимо начинать уже в пренатальный период, посещая на дому беременных женщин и объясняя им не только тактику поведения во время родов, но и дальнейшее сопровождение ребенка в плане охраны его психического здоровья. Лишенный эмоционального тепла и ласки, депривированный ребенок очень уязвим, особенно это касается отчуждения его самым близким человеком — матерью. Большую роль играют программы, направленные на укрепление психического здоровья детей в школах. Они включают профилактику дидактогенных неврозов, фрустрации, педагогической и социальной запущенности. Все мы индивидуальны, и задача родителей и педагогов сделать жизнь детей счастливой. Все институты воспитания и образования должны четко представлять себе, что мы в ответе за тех, кого учим и воспитываем. А это значит, что любой человек, независимо от особенностей внешности, способностей, возможностей должен найти свою социальную нишу в нашем непростом мире и реализоваться как личность. Кроме того, нам бы хотелось обратить внимание родителей и всех социальных структур, которые работают с несовершеннолетними о формировании и развитии у детей социального иммунитета и социальной закаленности. Это означает, что ребенок должен войти в жизнь, будучи готовым к преодолению тех непростых ситуаций, которые могут возникнуть на его жизненном пути и при этом он должен сказать «нет» всем деструктивным структурам, которые попытаются его вовлечь в различные формы девиантного и делинквентного поведения. Нравственная и социальная устойчивость — это залог не только успешной социализации, но и приоритетного направления профилактики психической дисгармонии и патологии.
Заключение
Проблема социального здоровья подрастающего поколения - это отражение экономических, политических, социальных и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы. Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают школьнику адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности.
Список используемых источников
1. Лагмейер Й., Матвейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2011. С. 19.
2. Права детей будут защищены // Соц. обеспечение. 2013. № 6. С.22-25.
3. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей // Соц. обеспечение. 2008. № 5. С. 12-13.
4. Тарасов В. Актуальные проблемы социальной политики в современных условиях // Из выступления главы города Челябинска на научно-практическом совещании. Челябинск, 10 окт. 2000 г.
5. Фортова Л. К., Усенкова Е. В. К вопросу о сохранении психического здоровья детей и подростков // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1018-1020. — URL https://moluch.ru/archive/103/24022/ (дата обращения: 17.05.2019).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!