это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1550846
Ознакомительный фрагмент работы:
Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и меняет свой социальный статус и роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с конкретными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут быть перечислены: профессия, пол, должность, религиозность, семейное положение, национальность, возраст, политическое влияние, материальное положение и т.д. Многообразие всех социальных статусов человека Р. Мертон называл «статусным набором». Тот самый статус, оказывающий доминирующее влияние на образ жизни человека, его социальную идентичность, называют главным статусом. В малых социальных группах огромное значение имеет личный статус, формирующийся под влиянием индивидуальных качеств человека.
Будучи социальным существом, человек взаимодействует с разными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако, практически не бывает положения, когда личность абсолютно полностью принадлежит к какой-то одной из социальных групп. Каждый человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами. К примеру, человек является членом семьи как малой группы, но он еще и член коллектива, предприятия, студент, друг и так далее. И, непосредственно, в каждой группе он занимает различное положение, исходящее из взаимоотношений с остальными представителями группы. Исходя из этого, все социальные статусы подразделяются на предписанные (аскриптивные), т.е. полученные независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутые, т.е. приобретенные собственными усилиями человека.Существует конкретная иерархия статусов, в которой место называется статусным рангом. Выделяются высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, или же противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при следующих обстоятельствах:
1) когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий ранг - в другой;
2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Понятие «социальный статус» очень тесно связано с понятием «социальная роль», являющаяся его функцией. Социальная роль — это ожидаемое поведение человека, имеющего конкретный статус в данном обществе: можно говорить о статусе детей, статусе солдат, чиновников и т. д. Статус женщины, к примеру, отличается от статуса мужчины, поэтому от них ожидают совсем другого поведения, чем от мужчин. Человек может иметь большое количество статусов. Соответственно, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, а роль — действием в рамках этой совокупности. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, которые соответствуют данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальную роль подразделяют на ролевые ожидания — это то, чего согласно правилам ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — это то, что человек выполняет в рамках своей роли.
Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти главных характеристик:
- уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие - раскованы;
- способом получения - предписанные или достигнутые;
- масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
- степенью формализации - строго установленные или произвольные;
- мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.
Многие люди не могут успешно играть свою роль, если она во время процесса социализации была не принята ими как не соответствующая внутреннему миру. Представим себе молодую девушку, которая под давлением родителей обучалась в университете на экономическом факультете, хотя всю жизнь мечтала стать актрисой театра и кино. Скорее всего, экономика будет ей в тягость, а не в радость.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого человека в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии с ними в конкретной ситуации. Человек постоянно стремится принимать установки и поведение людей, которые его окружают, и добиться более менее адекватного исполнения роли. Соответственно, что внутреннее “Я” человека не остается неизменным в результате такого социального опыта.
Социальные статусы и роли - важнейшие структурные элементы личности. Эти понятия вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е годы их ввел американский социолог Ральф Линтон (1893—1953).
Таким образом, понятия социального статуса и роли, как способы, описывающие взаимодействия человека и общества дают механизмы включения человека в сложнейшие социальные образования. В этом большая заслуга социологической статусно-ролевой теории. Исходя из вышесказанного, понимается важность и необходимость социологической статусно-ролевой теории, дающей определение и понятие социального статуса и социальной роли.
На основании анализа теоретической составляющей понятий «социальный статус» и «социальная роль» и их характеристик, я бы хотела рассказать об одной из своих личных социальных ролей – роль студента.
В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда одна социальная роль сменяется другой. Сейчас я конкретно говорю о смене роли ученика школы на роль студента. Вроде бы кажется, что особо никакой разницы между ролями нету, но на самом деле, это не так. Став студентом, у меня абсолютно поменялось мышление. Во-первых, это из-за того, что все-таки я выросла, стала старше, переступив порог школы, на минуту поняла, что предназначена «самой себе», по сути, так и есть. Во-вторых, студент – это совсем другая ответственность. В школе ты можешь прогулять уроки и практически ничего тебе за это не будет (ну помимо поучительных лекций от родителей на тему того, почему нельзя прогуливать школу), в институте же каждый прогул приходится отрабатывать, потому что от этого зависит, как ты сдашь сессию, и никто тебя «тянуть» как в школе, не будет, не сдал – отчисление. Да, никто не позвонит маме и не нажалуется на тебя, и мама извинится перед учителем за тебя и скажет, что такого больше не будет, здесь не важно, прогулял ты или нет, тут уже твоя ответственность: никто не заставлял тебя идти учиться в институт, раз уж поступил, так учись, а нет – неси ответственность САМ. Это я немного забегая вперед, рассказала о том, с чем столкнулась, когда начала учиться в ВУЗе. Теперь по порядку. Поступление в институт для меня одновременно было и радостным событием и немного волнующим. Вроде бы лето, экзамены все сданы наконец-то, школьная скамья позади и все так здорово, но с другой стороны, поступление в ВУЗ, сбор и подача документов в приемную комиссию, выбор специальности, ожидание зачисления и вообще просто неизвестность того, что же будет дальше, как я буду учиться в институте, как я вольюсь в новый коллектив и т.д конечно же меня очень пугало. Но паника и постоянное волнение не для меня. Я выдохнула, расслабилась, и стала просто ждать, и наслаждаться летом, так как я понимала, что все так и должно быть. На самом деле, мне даже поскорее хотелось уже «изведать неизведанное».
И вот долгожданные списки и моя фамилия в приказе. Я зачислена! Теперь я студентка. Моя новая социальная роль даже давала мне небольшой повод для гордости. Учеба шла хорошо, коллектив как социальная группа собрал в себе разных людей. За время учебы я поняла одну простую вещь, что здесь не все так дружны и приветливы, как в школе. В основном существуют микрогруппы. Кого-то объединяет нежелание учиться, кого-то наоборот желание учиться, а кто-то вообще собрался в микрогруппу абсолютно по другим интересам, никак не связанным с учебой. Но всех нас все равно объединяет одно – это необходимость закончить институт, получить корочки и получить желаемую профессию. На самом деле трудностей на данном жизненном этапе достаточно много, помимо коллектива, экзамены, зачеты, катастрофическая нехватка времени, так как все таки хочется и с друзьями время проводить, накопленные долги под конец семестра, пересдачи, с этим всем по факту я столкнулась во время студенчества, это и есть ролевое исполнение. К сожалению, с ролевым ожиданием оно расходится. Родители, близкие и все те, кто меня окружают, безусловно, представляли все это по-другому. Они все ждали, что я поступлю в институт, буду прилежной студенткой, сдавать все буду вовремя, учиться на пятерки, помимо этого буду активно участвовать в жизни университета: выдвину свою кандидатуру на роль старосты группы, буду участвовать в культурно-массовых мероприятиях, получать повышенную стипендию и так далее. Такое ролевое ожидание в данном случае – это стереотип. Да, я соглашусь, в идеале все так и должно быть, но такое обычно очень редко случается, что ожидание совпадает с исполнением конкретной социальной роли. Этому способствует сам человек, его характер, его поведение, принципы, устои, образ жизни и много других факторов, ведь каждый человек индивидуален.
В завершении моего рассуждения хочется сказать о том, что конечно же, необходимо стремиться к тому, чтобы ролевое исполнение соответствовало ожиданию. Во многом это хорошо тем, что тогда обществу будет легче тебя принимать, и самому будет проще в любом коллективе, будь это семья, друзья или одногруппники, но не нужно терять себя, свою индивидуальность и позицию и полностью погружаться в удовлетворение всех ожиданий общества.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!