это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1552926
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение.
Данная работа посвящена исследованию русского маркзизма начала XX века.
Актуальность работы. В настоящее время в политике образуются
разнообразные политические течения, как правой и левой направленности.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в современной политической
ситуации, следует рассматривать различные политические течения в
исторической ретроспетиве.
Цель работы. Выявление особенностей русского марксизма начала XX века.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать предпосылки развития марксизма в России в указанный
временной период;
- рассмотреть основных деятелей данного течения и их концепции.
Объект исследования. Марксизм в России начала XX века.
Предмет исследования. Особенности развития марксизма в России начала
XX века.
При написании данной работы была использована литература,
посвященная преимущественно философским, историческим и
методолгическим аспектам исследования марксизма. Это книга О.Б.
Леонтьевой 1 , посвященная проблемам истории и методологии марксизма,
работа Иовчука М.Т 2 ., исследующая историю философии и статья В.В.
Ушакова, посвященная месту марксизма в русской культуре рубежа XIX-XX
вв 3 .
Основная часть.
Рубеж XIX-XX вв. в России, известный в истории как «Серебряный век»
характерен появлением различных философских течений различной
направленностей, одним из которых стал марксизм.
4
Появлению марксизма в России способствовали развитие капитализма,
переход к индустриализации, что приводит к формированию рабочего класса.
К концу XIX в. рабочее движение в Росси приобретает размах и
организованность. Однако до середины 1890-х гг. идеи марксизма не
получили популярности среди рабочих. Серьёзным препятствием к развитию
марксизма стали идеи народничества. По мнению народников, Россия
должна была прийти к социализму через крестьян и крестьянскую общину,
тогда как у марксизма движущей силой являлся пролетариат 4 .
Одно из важных противоречий марксизма – соотношение в
общественной жизни «базиса» - общественных отношений и «надстройки» -
социально-политической и духовной жизни общества.
Первая русская марксистская организация «Освобождение труда»
была создана Г.В. Плехановым в Женеве в 1883 г. Кроме того, Плехановым
были написаны работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши
разногласия», в которых критиковались идеи народничества и научно
обосновывалась применимость идей марксизма в России. Плеханов отвергает
идею «национальной самобытности» русской общественной жизни и считает,
что России следует развиваться по пути европейских стран. Кроме того, им
отвергается идея о исключительной роли России в революционном
движении. Применяя марксистское учение к общественной жизни России,
Плеханов делает следующие выводы:
- Коммунистическая революция не может вырасти на основе мещанско-
крестьянского народнического движения;
- По характеру своей организации сельская община более склонна
уступить место буржуазным, но не коммунистическим формам общежития;
- Сельская община не способна двинуть Россию на путь коммунизма, она
может лишь сопротивляться подобному движению;
- Инициатором коммунистического движения может стать лищь рабочий
класс 5 ;
Таким образом, Плеханов считает воззрения народников
идеалистическими и доказывает, что марксистское учение наиболее
пригодно и реалистично для совершения революции.
В период между революциями 1905 и 1917 гг. распространяется
разновидность марксизма, связанная с либеральными идеями. В то время, как
обычные марксисты отрицали возможность свободных рыночных
отношений, либеральный марксизм давал возможность их возобновления.
Наиболее известный представитель данного течения – П.Б. Струве,
считающийся основателем так называемого «легального марксизма». Данное
направление было названо так, потому что Струве и его единомышленники
были единственными из марксистов, которые имели возможность печататься
в легальных печатных изданиях. Ещё одна отличительная особенность
«легальных марксистов» заключается в том, что они отказались от
революционной борьбы и сосредоточились на теоретическом устройстве
социальной жизни. Капитализм, согласно воззрениям Струве, является
прогрессивным общественным строем, позволяющим осуществлять идеалы
гражданской свободы. Государство обязано обеспечивать равенство
гражданских прав и свобод, что можно достигнуть мирным преобразованием
общества, возможным при организованности сознания отдельных индивидов.
В итоге, акцент на понятиях «индвида» и «частной собственности»
постепенно приводит Струве к отказу от утопических идей марксизма 6 .
Таким образом, идеи П.Б. Струве о марксизме носили наиболее
либеральный характер и в итоге трансформировались в отдельную
либеральную политическую философию.
Ещё один из этапов марксизма – течение «богостроительства»,
существовавшее с 1908 по 1911 г. Его основоположниками стали А.А.
Богданов и А.А. Луначарский. Манифест «богостроительства» - «Исповедь»
А.М. Горького. Философия «богостроительства» главным образом построена
на важности понимания смысла и хода истории. Представители данного
течения стремились понять, как изменяется на протяжении исторического
процесса сам человек, и подвержена ли его сущность исторической
эволюцию. Идеальное коммунистическое общество Богданов описывает в
романе-утопии «Красная звезда», в котором главный герой оказывается на
Марсе и знакомится с коммунистическим обществом марсиан.
Отличительная особенность марсианского общества – отсутствие
индивидуальности, безличный характер труда: «Творец – главный работник,
но в котором творит творчество и природа».
В свою очередь А.М. Горький и А.В. Луначарский сравнивали
появление коллективистского сознания с появлением нового Бога. Знаменем
пролетарской революции, по их мнению, должна была стать новая религия, а
именно, вера в социалистическое будущее. Коллективизм «богостроителей»
являлся противопоставлением народническим идее «борьбы за
индивидуальность». Также А. А. Богданов считает, что любой вид
деятельности человека следует интерпретировать как решение
организационной задачи. Любая ситуация, в которой участвует человек, из
определённого количества элементов, решение той или иной жизненной
задачи представляет собой наиболее удачную комбинацию данных
элементов.
Периодизация истории у Богданова выстраивается, исходя из эволюции
форм труда и представляет собой следующие периоды: «эпоха первобытных
культур», «эпоха культур авторитарных», «эпоха культур
индивидуалистических» и «эпоха культуры коллективистической» 7 .
Таким образом, философия «богостроительства» представляет собой
наиболее левое течение в русском марксизме начала XX века.
Ещё одно направление марксизма в России начала XX в. связано с
именем Туган-Барановского. Основные черты данного направления – идея о
свободе человеческой личности, как высшей ценности, отказ от рыночных
отношений и от государственного планирования, отдавая предпочтение
кооперации. Туган-Барановский выделяет термин «хозяйство», под которым
обозначает исторически развивающуюся основу жизни общества. Кроме
того, он отрицает «производство» как основу общественных отношений,
отмечая, что «производство» само зависит от непроизводственных
отношений. Частная собственность у Туган-Барановского – корень всякого
зла и препятствие на пути к общественному благу. Экономика должна
регулироваться посредством кооперативного сотрудничества людей.
Причина постоянных экономических кризисов - отсутствие
пропорциональности в хозяйственной жизни рыночной экономики. Туган-
Барановский отрицает возможность естественной смерти капитализма и
предполагает, что капиталистическая система будет разрушена
пролетариатом. Новый фундамент общественных отношений будет построен
на мелких хозяйствах кооперативного типа. Также общественные отношения
должны производиться законом спроса и предложения, как и материальные
вещи. Исходя из данной логики, спрос на идеалы должен порождать
предложение 8 .
Таким образом, Туган-Барановский в своем видении марксизма
выделяет особую роль экономики и мелкой кооперации, отводя
общественные отношения на второй план и делая их зависимыми от
экономических процессов.
8 Ушаков В. В. «Марксизм в контексте русской философской культуры рубежа XIX-XX веков»./ В.В.
Ушаков [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/marksizm-v-kontekste-russkoy-
filosofskoy-kultury-rubezha-xix-xx-vv.
Заключение.
В настоящей работе были рассмотрены особенности развития
марксизма в России в начале XX века.
Основная предпосылка развития марксизма в России – развитие
индустриализации и научно-технического прогресса. Основоположником
идей марксизма в России становится Плеханов Г.В. Он презрительно
относится к воззрениям народников, считая их идеалистическими и
доказывает, что марксистское учение наиболее пригодно и реалистично для
совершения революции. \
П.Б. Струве создаёт наиболее либеральное направление марксизма,
согласно которому главной ценностью являлся человек и соблюдение его
прав и свобод. Однако со временем Струве отходит от марксистких взглядов
и создает отдельную либеральную философию.
Напротив, самым левым направлением в русском марксизме начала
XX века становится учение «богостроительства», полностью отрицающее
человеческий индивидуализм, выделяющее особую роль труда и
предлагающее новую религию – веру в социалистическое будущее
М. Туган-Барановский в своём видении марксизма особую роль
отводит экономике и мелкой кооперации.
Таким образом, марксизм в России начала XX века характеризовался
многообразием и различными акцентами на те или иные аспекты
общественной жизни.
Список использованной литературы.
1. Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. / Иовчук М.Т.
[Электронный ресурс] - https://fil.wikireading.ru/12106
2. Леонтьева О.Б. Марксизм в России на рубеже XIX-XX вв. Проблемы
методологии истории и теории исторического процесса. / О.Б.
Леонтьева [Электронный ресурс]- https://texts.news/uchebnik-istoriya-
rossii/marksizm-rossii-rubeje-xix.html
3. Ушаков В. В. «Марксизм в контексте русской философской культуры
рубежа XIX-XX веков»./ В.В. Ушаков [Электронный ресурс] -
https://cyberleninka.ru/article/n/marksizm-v-kontekste-russkoy-filosofskoy-
kultury-rubezha-xix-xx-vv.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!