это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1554257
Ознакомительный фрагмент работы:
Задание 1Задания к теме:Характеристики и типологии социальных процессов
Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "социальный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерывность социальных изменений. Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация.
Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса [1].
Понятие «социальный» (от лат. socialis - общественный) и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.
В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.
Социальные процессы очень многогранны, их условия и факторы лежат в разных плоскостях:
- составе социальной группы,
- сложившейся системе отношений,
- психологическом климате,
- господствующей системе ценностей,
- разного рода социальных и экономических влияниях.
Примеры социальных процессов:
1. Эволюция - инволюция группы. В первом случае отношения участников между собой крепнут со временем, во втором - слабеют.
2. Консолидация - партикуляризация - индивидуализация. В первом случае участники все больше значения придают общегрупповым ценностям, во втором происходит распад на партии, в третьем - участники ориентируются на соблюдение личных интересов.
3. Легитимизация - коррупция. В первом случае участники со временем стремятся к тому, чтобы жить по общим, внутригрупповым правилам (законам). Во втором - правила и законы со временем приобретают все более условный характер [5].
Если смотреть на процессы с определенной дистанции, с точки зрения внешней перспективы, то можно обнаружить их различные формы и очертания. Так, процессы бывают направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Идея необратимости отражает тот факт, что в человеческой жизни совершаются действия, которые нельзя повернуть вспять; мысли, которые не могут быть помыслены «назад»; чувства, которые нельзя «почувствовать наоборот»; опыт, от которого, приобретя его, уже не освободишься. Если все это имело место, произошло, то оставшиеся неизгладимые следы неизбежно будут влиять на последующие стадии процесса — будь то личная карьера, получение знаний, влюбленность или выживание на войне. Примерами направленных процессов могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии, рост населения. В этом широком смысле и индивидуальная биография, и социальная история наиболее направленны.
В более узком смысле можно говорить, и о специфических субтипах направленного процесса. Некоторые из них могут быть телеологическими (другими словами, конечными), т. е. они постоянно приближаются к определенной цели, или конечному состоянию, с различных стартовых точек, как бы притягиваясь к нему. Соответствующие примеры можно почерпнуть из так называемой теории конвергенции, которая показывает, как различные общества с совершенно разными традициями постепенно приходят к одним и тем же цивилизационным или технологическим достижениям в области производства, демократии, на автомобильном транспорте, в телекоммуникациях. Аналогичные примеры можно найти в структурном функционализме, в котором речь идет о тенденции социальных систем достигать состояния равновесия при помощи внутренних механизмов, компенсирующих любые «возмущения» [10].
Существуют направленные процессы и другой формы — такие, которые постоянно обнаруживают определенные внутренние потенции, как бы беспрерывно «выдавливают» их. Например, непрерывная технологическая экспансия часто объясняется заложенной в человеке природой склонностью к новшествам или творческой жилкой, а, скажем, территориальные завоевания — внутренней жаждой захвата. Если конечное состояние оценивается положительно, то процесс рассматривается как прогрессивный (исчезновение болезней, увеличение продолжительности жизни), если же он направлен в противоположную сторону, т.е. уходит от положительного в ценностном плане, предпочтительного конечного состояния, то мы будем называть его регрессивным (экологическое разрушение, коммерциализация искусства).
Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими, или, как иногда говорят, линейными. Если они следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий, то именуются однолинейными (однонаправленными). Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры — одни раньше, другие позже — должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое [3].
Если же процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, «проскакивают» одни «участки», задерживаются на других или добавляют в своем движении нетипичные стадии, то они называются мультилинейными. Так, анализируя происхождение капитализма, историки указывают различные версии одного и того же процесса и выделяют западную, восточную и другие модели.
Исследователи стран третьего мира описывают разные маршруты, которые вели эти страны к индустриально-урбанистической цивилизации.
Противоположностью линейных являются процессы, которые предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста, проходя специфические пороги или подвергаясь влияний определенных «ступенчатых функций». Эти процессы нелинейны. Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.
Ненаправленные (или текучие) процессы бывают двух типов: одни имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец. Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх; другие представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа — их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие. Если существует возможность повторения, то мы рассматриваем такой процесс как круговой, или замкнутый, цикл. К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или — в более длительной временной перспективе — рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд. На макрошкале экономические циклы экспансии и рецессии, бума и стагнации, «быков и медведей» на рынке часто следуют этому образцу [4].
В случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, то можно говорить, что процесс идет по спирали или по модели открытого цикла. Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но, всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад). Или в самом широком временном диапазоне тенденция, которую Арнольд Тойнби приписывал всей человеческой истории: постепенное совершенствование религии и в целом духовной жизни человечества через многочисленные циклы вызовов и. ответов, роста и упадка; или то, как Карл Маркс видел освобождение человечества через «реки слез», через последовательные циклы углубляющейся эксплуатации, отчуждения, нищеты и их преодоления благодаря революции. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (даже прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл [6].
Частный случаи процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений, определяется как стагнация (застой).
Другой частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу, может быть назван случайным процессом.
Задание 2Задания к теме:Современные концепции управления социальной сферой
Особенности структурных элементов социальной сферы как объектов управления.
В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить, как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.
С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации [8]:
1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.
2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.
3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.
Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы [7].
Ряд исследователей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определенности сфер. Например, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями все сферы общественной жизни. Однако законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.
Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определенным углом зрения.
Классификация отраслей социальной сферы, типы и критерии.
Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей [5]:
1. Образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;
2. Культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;3. Охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;
4. Здравоохранение – деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;
5. Социальное обеспечение и обслуживание – стационарные учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе, дома-интернаты, хосписы, фонды и т. д;
6. Жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;
7. Физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.
Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.
Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, локального и регионального масштаба. Эти услуги невозможно сделать исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять их не оплачивая (бюджетное образование, отдельные виды медицинского, социального обслуживания). Государство гарантирует доступность таких услуг и минимальный социальный стандарт их предоставления. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет регионального бюджета или бюджета страны. Отмеченные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.
В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения и обладают следующими свойствами: индивидуальный характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции (например, частные медицинские центры, частные образовательные услуги и т. д.) [75.Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.
На основе выше приведенной классификации социальных услуг как экономических благ существует также деление социальной сферы по секторам экономики (структура по учреждениям): государственный сектор (производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему государственных минимальных социальных стандартов), коммерческий сектор (производятся частные блага на коммерческой основе), неприбыльный сектор (добровольно-общественный) – спортивные клубы, волонтёрские объединения, творческие коллективы, благотворительные организации и т. д.Состояние и развитие социальной сферы находится в прямой зависимости от уровня развития производственной сферы, объемов ВВП, установленных и соблюдаемых пропорций его распределения между сферой производства и сферой услуг. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на развитие производительных сил, выступает важным фактором повышения производительности труда.
Перечислите современные концепции управления социальной сферой.
1) Концепция базовых нужд. Основная задача государства – удовлетворение минимальных базовых потребностей и минимальных базовых услуг (в еде, одежде, жилье, обеспечение питанием, водой, санитарная очистка, образование, здравоохранение, транспорт).2) Концепция качества жизни. Расширенное число компонентов, которые должны обеспечивать не только в жизненном, но и социальном плане. Семья, социальные связи, гражданские права.
3) Концепция человеческого капитала. Человеческий капитал – это способ человека приносить доход для государства (совокупность знаний, здоровья позволяющих повышать производительность труда) Именно этот фактор является фактором экономического роста [2].
Перечислите основные показатели социальных изменений в социальных сферах.
Когда мы говорим о социальных изменениях в социологическом смысле, то имеются в виду не любые изменения, происходящие в любой сфере, - экономической, политической, технологической, или в обществе вообще, а только лишь изменения в той сфере, которая является предметом социологии. Строго говоря, это изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий. Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Можно выделить основные типы социальных изменений, которые сказываются на социальном развитии.
1. Структурные социальные изменения. Таковы изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная), любой другой общности (малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностей и др.). К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (торговли, системы образования, науки, религии), социальных организаций и др.
2. Процессуальные социальные изменения. Мы постоянно наблюдаем изменения в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей, институтов и организаций, организаций и личностей, индивидов. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.
3. Функциональные социальные изменения различных социальных систем, институтов, организаций. Так, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации произошли существенные изменения в функциях законодательной и исполнительной власти страны. Значительно изменились функции других социальных институтов и организаций – государства, партий.
4. Мотивационные социальные изменения в сфере индивидуальной и коллективной деятельности. Характер потребностей, интересов, мотивации в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным. Например, при построении рыночной экономики существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание.
Так же ученые выделяют другие типы изменений в соответствии с их сферами проявления:
1) природные - естественные изменения природы и социотехнические, стимулируемые деятельностью человека;
2) демографические, которые могут иметь частный, локальный или глобальный характер;
3) производственные - совершенствование орудий труда, информационных систем и автоматизированных производств;
4) в системе управления, информации и коммуникации;
5) в социальной организации систем и связей;
6) в социальной структуре общества, в группах, классах, слоях;
7) в духовной сфере, идеологии, образовании, науке, искусстве. Изменения пронизывают всю структуру общества.
Задание 3Задания к теме:Качество жизни населения России за 2016-2017 года.
Таблица 1
Социологическое исследование
(субъективный подход) Росстат
(объективный подход) Общий вывод по эффективности социального развития
Уровень потребления (расходы домашних хозяйств) За прошедший год несколько выросла доля россиян, считающих, что их доходы достаточны для того, чтобы не экономить (с 6 до 10%). Одновременно увеличилась и доля тех, кто не привык экономить и планировал продолжать жить так, как раньше – а при необходимости «что-то придумать» (с 7 до 11%). Остальные 80% россиян отмечают, что кризис скорректировал привычные для них модели потребления.
Наиболее частым направлением экономии стало для населения сокращение расходов на покупку одежды и обуви (47%), отдых и туризм (44%), дорогостоящие товары длительного пользования (39%). Более трети россиян (35%) экономят также на продуктах питания и на досуге (31%). Фактическое конечное потребление домашних хозяйств: 2016 год 51971,7 млрд. рублей); 2016 год 55162,5 млрд. рублей).Незначительный рост показателей потребления.
Оценка материального положения (доходы населения) За 2016-2017 годы была зафиксирована наиболее высокая доля тех, кто оценивает свою материальную обеспеченность на «хорошо» (19%). За 2017 год оценки россиянами перемен в собственном материальном положении практически не изменились (материальное положение улучшилось у примерно десятой части населения, а треть заявила об его ухудшении). А видение перспектив в этом плане стало более тревожным (в мае 2017 г. на улучшение материального положения рассчитывал 31% россиян, а в октябре – только 26%). Реальный располагаемый денежный доход населения составил в 2017 году 98,3 % от предыдущего года.
Среднедушевые доходы населения в 2017 году составили 31477 руб. в месяц, а в 2016 году – 30747 руб. в месяц. Незначительное снижение реального денежного дохода населения.
Оценки социальных условий жизни – показатели занятости и бюджета времени населения (уровень занятости) Однако если население в целом явно предпочитает переход на самообеспечение и видит выход из кризисной ситуации в уменьшении расходов на необходимое питание, то молодежь использует эту стратегию скорее как дополнительную (на нее указывают 23% молодых людей). В качестве основного способа решения возникающих проблем они рассматривают увеличение своего дохода. Уровень занятости в 2017 году составил 65,5 %. Наблюдается рост занятости населения, особенно молодежи.
Другое (что удалось еще выявить в сравнительном анализе) При анализе удовлетворенности жизнью в целом замечено, что на протяжении практически 20 лет большая часть наших сограждан (не менее 58%), вне зависимости от обстоятельств, оценивает свою жизнь как удовлетворительную, то есть дает ей среднюю оценку. На эту тенденцию не повлияли даже экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Все последние годы доля тех, кто оценивает свою жизнь как «среднюю», варьировалась в коридоре значений от 58 до 70%. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума): 2016 год – 13,3 %, 20117 – 13.2 % от всего населения;Дефицит денежного дохода малоимущего населения в процентах от общего объема денежных доходов населения: 2016 и 2017 годы – 1,3 %. Население занимает более активную позицию в отношении улучшения качества своей жизни.
Выводы
Структурные диспропорции, которые были изначальной и главной причиной кризисных явлений, остались и продолжают определять развитие страны. Поэтому важно не просто зафиксировать осознание россиянами общего улучшения дел в стране, но и понять, в какой степени обычный гражданин ощущает это улучшение в своей повседневной жизни. При анализе социального самочувствия россиян было отмечено, что, по их самооценкам, ситуация в России в целом улучшается, но все еще несет на себе отпечаток трехлетнего кризиса и сопутствующих ему тревожных умонастроений. Для более полной картины необходимо рассмотреть динамику удовлетворенности россиян разными аспектами своей жизни.
Чуть более «чувствительной» в отношении удовлетворенности жизнью оказывается оценка «хорошо»: она не только отражает крупномасштабные негативные события, но и неплохо улавливает тенденции общественных процессов. Самая низкая (после 2011 г.) доля позитивно оценивающих свою жизнь россиян (всего 28%) приходится на пик последнего кризиса (именно 2015 г. эксперты называли одним из наиболее тяжелых в экономической истории постсоветской России), а наблюдающийся после этого стабильный рост данного показателя – явный симптом начала выхода из кризиса. Так, в октябре 2016 г. уже более трети россиян полагали, что их жизнь складывается хорошо, и лишь около 5% оценивали возможности своей жизни как плохие. В целом, если положительные тенденции весны 2016 г. еще можно было интерпретировать как результат временного и не вполне обоснованного оптимизма российских граждан, то к осени 2016 г. стало понятно: наблюдаемые тенденции есть проявление завершающегося кризиса. Россияне приняли и освоили те «правила игры», которые были навязаны последним (новый уровень курсов валют, новые покупательские возможности, скорректированный стиль потребления, новые условия контрактов на рынке труда и т. п.). Таким образом, в конце прошлого года складывалось впечатление, что ситуация нормализовалась.
На первое место ставятся не разовые приработки (к ним склоняются 29% россиян в возрасте 18–30 лет), а постоянная работа по совместительству (31%). Одновременно следует признать, что в вопросе решения насущных материальных проблем российская молодежь занимает заметно более активную, чем население страны в целом, позицию. Причем, что не маловажно, она ориентирована не на подработки от случая к случаю, а на длительную и, следовательно, более стабильную форму трудовой занятости.
Удовлетворенность разными сферами жизни (оценка «хорошо») также подтверждает наметившуюся проблему – противоречие между декларируемым улучшением положения дел в стране и субъективным (пусть даже не всегда осознанным) ухудшением своего личного положения. Те позитивные тенденции, которые наблюдались в октябре 2016 г. в оценках россиянами разных аспектов жизни, заметно сдали свои позиции к весне 2017 г. При этом в ряде случаев (в первую очередь это – возможности общения с друзьями и отношения в семье) ситуация стала даже хуже, чем в пик кризиса осенью 2015 г. По этим позициям наблюдается минимальная за весь период проведения мониторинга удовлетворенность: по общению с друзьями оценку «хорошо» выбрали 46% россиян, по отношениям в семье – 55%.
Задание 4Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.
Рис. 1. Организация управления в области культуры
Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.
Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.
Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например. Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ.Основными задачами Министерства являются:
осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
содействие развитию национальных культур народов России;
определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;
управление деятельностью подведомственных организаций.
Министерство Российской федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций (МПТР России) образовано Указом Президента от 6 июля 1999 г. вместо ликвидированных Государственного комитета РФ по печати и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Эти оргмероприятия осуществлены в целях развития единого информационного пространства в Российской Федерации, а также совершенствования государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций.
На базе региональных управлений регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации (СМИ) ликвидированного Государственного комитета образованы территориальные органы Министерства. Организации, находившиеся в ведении Федеральной службы и Государственного комитета, переданы в ведение Министерства.
Согласно Указу Президента от 6 июля 1999 г. и Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства от 10 сентября 1999 г., основными задачами Министерства являются:
разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции; регулирование производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в указанных областях деятельности;разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массовой информации и массовых коммуникаций;
разработка и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы;
регулирование деятельности, включая разработку и реализацию политики и соответствующих процедур, в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей радиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения массовой информации.
Министерство является органом, координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах, и в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и утверждать нормативные документы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности [3].
Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информации — одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцевиной государственной политики в области СМИ.
Деятельность СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями) и другими нормативными правовыми актами.
В области культуры и средств массовой информации активно действуют разнообразные организации творческих работников — творческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмешиваясь в их деятельность.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 26 июня 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ межотраслевую координацию деятельности по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере кинематографии.
Госкино России действует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в сотрудничестве с Союзом кинематографистов РФ и другими творческими союзами, и общественными объединениями, а также с органами местного самоуправления.
Основными направлениями деятельности Госкино являются:
разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;
разработка и реализация федеральных целевых программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;
участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;
координация развития инфраструктуры кинематографии;
ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории страны, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории;
содействие развитию образования в области кинематографии, кинематографической науки и подготовке творческих и инженерно-технических кадров;
разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинематографии;
развитие международных связей в области кинематографии.
Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации.
В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.
Таблица 2
Цели культурной политики государства
Цель Способы достижения Проблемы достижения
Цель государственной культурной политики — духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры.
Защита русского языка — это и существенное повышение качества обучения независимо от национальности и места проживания человека. В России не должно быть граждан, получивших среднее образование и при этом не владеющих даже разговорным русским. Для иностранных граждан должны быть созданы условия для обучения русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России и для защиты их прав. Защите русского языка должна служить и отлаженная научно и профессионально обеспеченная система изменения и утверждения современных норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.
Государственная культурная политика ставит перед собой задачу защиты русского языка, понимаемую, во‑первых, как создание необходимых условий для повышения качества владения родным языком гражданами, в том числе и представителями власти, журналистами, политиками, педагогами, всеми, чья профессиональная деятельность требует публичного общения.
Поддержка современного литературного творчества, книгоиздания, издания литературных журналов является одной из важнейших задач культурной политики государства.
Необходима постоянная поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической русской литературы и разработке истории отечественной литературы.
С этими задачами неразрывно связана и необходимость возрождения интереса к чтению. Без вдумчивого чтения сложной литературы нельзя овладеть богатствами родного языка, нельзя научиться выражать и понимать сложные смыслы современной реальности. Еще более опасна продолжающая нарастать функциональная безграмотность граждан, когда человек не только не в состоянии передать смысл прочитанного, но затрудняется устно или письменно выразить собственные мысли. Эта тенденция опасна не только общим снижением культурного уровня российского общества, но и ограничением возможности полноценного участия в жизни общества и государства значительного числа граждан.
Поддержка современного литературного творчества, книгоиздания, издания литературных журналов является одной из важнейших задач культурной политики государства. Необходима постоянная поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической русской литературы и разработке истории отечественной литературы. С этими задачами неразрывно связана и необходимость возрождения интереса к чтению. Еще более опасна продолжающая нарастать функциональная безграмотность граждан, когда человек не только не в состоянии передать смысл прочитанного, но затрудняется устно или письменно выразить собственные мысли. Эта тенденция опасна не только общим снижением культурного уровня российского общества, но и ограничением возможности полноценного участия в жизни общества и государства значительного числа граждан.
Благоприятной для становления личности информационная среда может быть тогда, когда вся информация и материалы излагаются правильным литературным языком, когда информация готовится профессиональными журналистами, когда в радио- и телеэфире представлены произведения классического и современного искусства, когда через сеть Интернет открыт доступ к национальным цифровым информационным и культурным ресурсам.
Важно оцифровывать книжные, архивные, музейные фонды, создавать национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы (по музыке, живописи и т. д.) и тем самым формировать единое общее национальное электронное пространство знаний. Необходимо найти эффективные формы и средства повышения качества материалов в Интернете. В бумажную эпоху число людей — самых умных, образованных, компетентных, которые писали статьи и книги, — было ограничено. Их тексты подвергались профессиональной оценке, выверялись на предмет актуальности, качества содержания, языка, полезности, необходимости, и эксперты определяли, каким тиражом выпускать тот или иной труд и где его распространять. Всегда было известно, кто несёт ответственность за конкретный текст, даже если автор писал под псевдонимом.
Анализ статьи:
Фатыхова Д.Р. Мюллер Д.Г. Основные проблемы реализации современной государственной политики РФ в сфере культуры // Казанский социально-гуманитарный вестник. - №4 2017 (27). - С.65-70.
Культуре сегодня отводится первостепенная роль в деле возрождения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, воспитания патриотизма и национальной гордости. В условиях изменяющегося глобального миропорядка, новой расстановки сил на геополитической карте мира, обострения международной ситуации, и прежде всего изменившейся роли России на международной сцене, актуализируются вопросы сплочённости российского общества вокруг общих идей и ценностей, а, значит, вопросы культуры приобретают совершено особый смысл. В этой связи особенную важность приобретают вопросы эффективности современной государственной политики в сфере культуры. Такая ситуация в числе прочих факторов объясняется и сложными экономическими условиями, сложившимися в стране в результате финансово-экономического кризиса сначала в 2008-2009 годах, а затем в свете экономических проблем 2014-2016 годов [7].
В Российской Федерации государство сегодня по-прежнему остаётся главным субъектом формирования и реализации всего комплекса мероприятий в рамках политики в сфере культуры. Изменяется и роль государства в данной сфере: от простого финансирования различных культмассовых проектов, имеющих государственную значимость, к созидательной роли посредника, обеспечивающего новые возможности для всех многочисленных акторов культурной сферы. В идеологическом плане, восприятие культуры как полностью убыточной и дотационной сферы государственных затрат, постепенно уступает место более сложным подходам, которые предполагают и поддержку со стороны государства, и участие бизнеса, и изменение менеджмента собственно организаций культуры. Более того, культура начинает восприниматься как значимый ресурс для развития территорий, внутреннего туризма, геобрендинга, что находит свое отражение в содержании современной государственной культурной политики.
Уровень развития культуры в МосквеРезультаты использования бюджетных ассигнований бюджета города Москвы и иных средств на реализацию мероприятий государственной программы за 2017 год.
Запланированный объем средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы составил 41 658 628,7 тыс. руб.
Фактический объем средств бюджета города Москвы, направленных на реализацию Государственной программы, составил 39 455 158,6 тыс. руб. Отклонение составило – 2 203 470,1тыс. руб.
Соответственно исполнение Государственной программы составило 94,7% [5].
В том числе по подпрограммам: 09.01 "Музеи и выставочные залы" – план 8 181 711,3 тыс. руб., факт 8 113 820,4 тыс. руб., отклонение –67 890,9 тыс. руб., исполнение 99,2%; 09.02 "Театры, концертные организации и учреждения кинофикации" – план 18 244 103,8 тыс. руб., факт 17 978 853,7 тыс. руб., отклонение –265 250,1 тыс. руб., исполнение 98,5%; 2 09.03 "Библиотеки" – план 3 632 941,1 тыс. руб., факт 3 622 735,2 тыс. руб., отклонение –10 205,9 тыс. руб., исполнение 99,7%; 09.04 "Культурные центры, дома культуры, клубы и молодежные центры" – план 5 565 554,2 тыс. руб., факт 5 351 207,3 тыс. руб., отклонение –214 346,9 тыс. руб., исполнение 96,1%; 09.05 "Развитие межрегиональных и международных культурных связей" – план 2 854 656,5 тыс. руб., факт 2 782 024,0 тыс. руб., отклонение –72 632,5 исполнение 97,5%; 09.06 "Развитие кадрового потенциала и научно-методическое обеспечение в сфере культуры" – план 242 814,6 тыс. руб., факт 189 056,4 тыс. руб., отклонение –53 758,2 тыс. руб., исполнение 77,9%; 09.07 "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия" – план 2 936 847,2 тыс. руб., факт 1 417 461,6 тыс. руб., отклонение –1 519 385,6 тыс. руб., исполнение 48,3%.
Отклонения фактических объемов бюджетных ассигнований по Государственной программе относительно плановых значений обусловлены:
- перераспределением бюджетных ассигнований между государственными программами города Москвы;
- мероприятиями по оптимизации подведомственной сети и повышению эффективности использования учреждениями бюджетных средств;
- снижением стоимости контрактов при проведении конкурсных процедур. Фактический объем средств юридических лиц (учреждений культуры города Москвы) от приносящей доход деятельности в рамках Государственной программы составил в 2017 году 22 265 413,2 тыс. руб.
Средства федерального бюджета, отраженные в Государственной программе, в 2017 году составили 24 319 768,3 тыс. руб.
Задание 5Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.
Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.
Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:
пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;
экономический потенциал страны;
национальный рынок, место страны в мировой экономике;
специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);
повышение доли сбережений по мере роста доходов;
воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
создание национального экономического порядка;
традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.
Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность [4].
1. Американская модель
Становление и развитие американской экономической модели сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.
Государственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структуры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть — мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы — образование и здравоохранение). Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.
Тем не менее некоторое государственное вмешательство в экономику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности деятельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.
Признается роль государства в реализации следующих национальных приоритетов XXI в.:
дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;
содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддержки информационных технологий;
всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономический рост и уровень жизни американцев;
обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;
реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.
Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.
Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха.
Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование законодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясняется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защищает работников от дискриминации.
2. Германская модель
Современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для германской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производства), стиля потребления и т.д.
Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида изделий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация дорогостоящей системы социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократического аппарата.
В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту товаров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и средние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.
Социальная политика основана на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.
3. Шведская модель
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Швеции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.
Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:
в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата;
в социальной сфере — возрастание значения человеческого фактора — высококвалифицированного и творческого труда, социальной направленности государства и экономической стабильности общества.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Главный фактор данной модели — сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расходов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.
Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.
4. Французская модель
Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реализации двух масштабных программ приватизации (1986—1988 и 1993—1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.
Государственные предприятия Франции традиционно разделяются на две группы: административные учреждения и акционерные компании. Статус административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом деятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.
Таковыми являются предприятия, выполняющие функции общественной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в отрасли транспорта — Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики — Электрисите де Франс, Гас де Франс, Национальная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи — Генеральная дирекция почты и связи.
Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному предприятию. Государственными считаются также предприятия, в правлениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролировать управление. Правительство, местные власти в ряде районов страны предоставляют компаниям значительные средства из специальных фондов финансирования программ профессионального обучения и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.
Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными.
Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической напряженности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.
5. Китайская модель
Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:
гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.
Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;
гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства.
Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;
гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ;
темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;
гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.
В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.
Одна из значительных причин успеха китайской модели заключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты.
Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая — характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились ли¬беральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.
Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов
Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, выбор варианта экономического регулирования определяется наличием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяйственной культуры; менталитетом.
Экономика России последних лет находится в некотором равновесном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указывают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. Причина возникновения такой разницы цен конкретно в России — это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (особенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для развития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чиновников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.
Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как особую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой этики, общей культуры населения, нравственных устоев общества.
Задание 6Проблема: разводы в молодых семьях.
Уровни:
государство – разработка и внедрение программ поддержки молодых семей;
регион – реализация программ обеспечения молодых семей жильем, образованием и медицинском обслуживанием;
город – формирование структуры услуг для поддержки молодых семей (детских садов, общежитий, трудовых мест);
семья – психологическая поддержка старших поколений.
Таблица 3
Примеры проблем Цели Задачи Объект Предмет Теоретический или прикладной характер? Социальный процесс
Конфликт между поколениями (проблема «отцов и детей»); положительные и отрицательные стороны в этом явлении Рост понимания людьми старших поколений новых тенденций. 1. Сокращение в овладении современными категориями.
2. Рост лояльности в отношении изменений. Социальные и общественные установки Нововведения в социальной и общественной жизни. Прикладной характер Эволюция социальных процессов
Проблема партийного лидерства, влияние его на стабилизацию политических процессов в обществе Умение сформулировать и реализовать социально-экономическую стратегию развития общества. 1. Рост лояльности общества к управлению и руководству.
2. Формирование новых социально-активных слоев молодежи. Политические установки и направления развития Политические трансформации, несущие преобразования с социальную жизнь населения страны Теоретический характер Эволюция политической системы в государстве
Недоверие населения властным структурам, пути выявления и преодоления противоречий Рост доверия населения властным структурам. 1. Повышение эффективности руководства властей.
2. Системность в улучшении качества жизни населения. Население страны Общественное мнение Прикладной характер Эволюция системы общественного управления
Социальные проблемы отклоняющегося поведения молодежи Рост социальной вовлеченности молодежи 1. Ужесточение законодательства.
2. Рост качества жизни молодежи его перспектив. Социальная группа молодежь Отклоняющееся социальное поведение Теоретический характер Повышение перспектив жизни молодежи в стране
Примеры проблем Цели Задачи Объект Предмет Теоретический или прикладной характер? Социальный процесс
Неблагоприятная экологическая обстановка в регионе Повышение уровня заинтересованности населения и предпринимателей в улучшении экологической ситуации 1. Ужесточение законодательства.
2. Активизация общественного мнения. Общественное мнение Экологическая обстановка Теоретический характер Рост заинтересованности населения в экологической чистоте
Отсутствие корпоративной культуры руководителя крупного предприятия Повышение качества руководства 1. Повышение уровня специального образования.
2. Возможность смены руководства. Коллектив крупного предприятия Корпоративная культура Прикладной характер Развитие корпоративной культуры
Разводы в молодых семьях Снижение числа разводов в молодых семьях 1. Повышение перспектив жизни молодежи.
2. Социальная помощь молодым семьям. Качество можно социальной группы - молодежь Социальное благополучие Теоретический характер Повышение качества жизни молодежи
Специфика интеграции наук как методология познания социальной работы
Эссе
Основным способом формирования метаязыка науки о социальной работе является интеграция наук. Этой проблеме в теории социальной работы, к сожалению, уделено мало внимания. Следует отметить, однако, значительное продвижение многих отраслей челоковедческих наук в разработке моделей, методов и технологий социальной работы. Между тем социальная работа как сложная система деятельности отображает сложную структуру бытия человека и в своем осмыслении требует интегративного способа мышления.
Заметим, что по мере усложнения потребности практики на основе метода дизъюнкции (разобщения) новых научных знаний о природе, обществе и человеке, на базе философии, психологии, социологии, медицины и др. формируются и соответствующие научные парадигмы, составляющие элементы метатеории, а позже и теории о социальной работе. Можно привести как пример диагностическую школу, которая сложилась как результат генезиса идей психоанализа и социального бихевиоризма, или функциональную школу, которая отпочковалась от диагностической школы и сложилась на идеях экзистенциализма. Последняя, в свою очередь, стала возможной благодаря выходу метаантропологии за пределы философской антропологии и соединению с экзистенциализмом [1].
Можно также апеллировать к общей теории систем, разработанной в 20-х гг. и широко применяемой сейчас в физике, кибернетике, электронике и т. д. Данная теория была конвергирована и на область живых организмов. Согласно ей, человек рассматривается как составная часть в системе взаимоотношений, в отличие от «фрейдистского человека» как отдельно взятого индивида. Системная дисфункция, согласно данной теории, выявляется через симптомы нарушений у одного из компонентов целостной структуры, и эти симптомы могут проявиться у любого другого компонента данной системы. Теория систем, как это следует из примера, дает ключ к решению групповых задач в процессе социальной деятельности.
Но теория систем имеет и другое социальное измерение, не всегда позитивное с точки зрения социально-общественной практики. В частности, в российском обществе формируется новая социальная онтология. Ключевым моментом признается субъектоцентризм или его разновидность – индивидуализм. До недавнего времени они были присущи европейскому мышлению. Но теперь вновь настойчиво реанимируются отечественной наукой и философией в качестве базовых ценностей и основного вектора общественного бытия. Давая оценку данному явлению, следует заметить, что абсолютизация индивидуальных ценностей, атомизация личности способны с точки зрения теории систем привести к тотальной деградации и свести к минимуму адаптивные свойства любой социальной системы, трансформировать социальность жизненного бытия человека. Следовательно, триумф личности должен состояться в рамках тождества принципов индивидуальной свободы и единства общности (системы), обеспечения социальной стабильности общества и каждой личности.
С учетом сказанного рассмотрим еще один аспект интеграции: возможность создания дескриптивной теории на базе социально-гуманитарных и естественных наук и возможность квантификации (измерения) на основе социальной практики.
Как показывают исследования, интеграционные процессы характерны для точных, естественных, социальных и гуманитарных наук. В основе данной интеграции лежат так называемые парадигмальные прививки. К примеру, математические концепты – «неустойчивость», «бифуркация»; физические – «открытость сидепы», «нелинейность»; биологические – «эволюция», «коэволюция» и т.д., становятся достоянием и эвристическим средством современного познавательного процесса и математики, и физики, и биологии, и экономики, социальной сферы, и др.Интеграция социальных и гуманитарных наук происходит на основе становления общей синергетической методологии. Синергетика как качественно новое междисциплинарное по своему характеру направление научного поиска исследует закономерности процесса различной природы. Тем самым по самой своей сути играя роль коммуникативно-диалогового канала между естественно-научным и социальным познанием.
Интеграции возможны также между естественными (науками о природе) и социально-гуманитарными (науками об обществе и человеке). Фундамент социально-гуманитарных наук первоначально закладывался путем серии «парадигмальных трансплантаций» из области естествознания в область социально-гуманитарного познания [2].
Фундаментальные открытия в естествознании (например, теория относительности и квантовая механика), их влияние на область исследования живых организмов, в т.ч. общества, как признают историки науки, способствовали созданию целостного представления о том или ином уровне реальности и формированию метатеоретически мировоззрение, но и философия как наука универсальная способствовала развитию точных наук.
Закономерность и универсальность интеграционного процесса прослеживаются с особой очевидностью в междисциплинарных и трансдисциплинарных исследованиях, в таких как синергетика, концепция диссипативных структур, теория динамического хаоса. Роль теории динамического хаоса, по своему значению не уступающая фундаментальным законам физики, не ограничивается только естественными науками, в гуманитарных науках его роль не менее важна. Динамический хаос может сыграть роль моста между науками, т. е. служить основой для их интеграции, повлиять и на мировоззрение в целом, включая философию и этику.
Применительно к теории социальной работы синергетика и теория динамического хаоса способствовали осмыслению таких явлений, как неравновесность, неустойчивость, нелинейность, бифуркация. Например, согласно теории неустойчивости, объективно, независимо от человека происходит потеря устойчивости. В социальной жизни проявления этого закона сколько угодно, и оно должно быть учтено в теории и практике социальной работы. Тем более что проявление этого закона значительно усиливается в фазах потери стабильности общественного развития, в том числе в переходных обществах, каковым является современная Россия.
Также примерами интеграции научного знания могут служить использование биологических знаний для анализа явлений общественной жизни (эволюционная теория Дарвина), социобиологии – синтеза научного знания биологии и социально-гуманитарных наук; новое направление – биоэтика, имеющая основной задачей трансформацию моральных проблем в биологическую сферу жизнедеятельности человека и открытие дороги достижениям биомедицинской науки. И, наконец, учение В.И. Вернадского о биосфере, которое открыло неразрывную связь живых организмов с неживой природой как коэволюционный процесс, и др.
Общность естественно-научного и социально-гуманитарного познания прослеживается и в принципах и методах познания. Согласно современному постнекласическому этапу развития науки, принцип историзма (исторического развития) становится ведущим принципом познания как в естественных, так и в науках об обществе и человеке, хотя еще на исходе XIX в. считалось, что «понятие природы исключает понятие исторического развития».
Наука о социальной работе и должна, и не должна в каждом проявлении социальности и индивидуальности реагировать рецептом. Должна в том смысле, что снабжает вспомогательные знания методом создания рецептов. Не должна в том смысле, что она должна отражать человека совокупного, в состоянии «нормы». Ведь никто в обществе не застрахован от отклонений, поскольку в каждом есть проявления социальности, т.е. неустойчивости развития. В таком понимании данная наука отражает социальный срез не всей общественной системы, а системы, имеющей непосредственное отношение к жизненному бытию человека. Она не должна подменять другие науки, изучающие общество. В то же время она не может ограничиться только явлениями «отклонений от нормы». Наука о социальной работе только тогда сможет выполнить роль синтезирующей науки, когда она достигнет познания причинно-следственных связей и отношений в социуме, раскрывая тем самым закономерности социальных процессов.
Список использованной литературыКумыков А. М., Зумакулов Б. М., Хубиев Б. Б., Атабиева З. А. Метатеория социальной работы как интегративное социально-философское знание // Гуманитарий юга России. - 2017. - том 6, № 4. - С. 217 - 229.
Курбанова М. Б. Социология в системе наук // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 673-676.
Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. С.108-125.
Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Помогающие отношения в теории и практике социальной работы (на материалах зарубежных исследований) // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2 (30). - С. 38 - 45.
Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. – М.: Академический проект, 2003.
Осипов Г.В. Измерение социальной реальности: показатели и индикаторы. М., 2011.
Российское общество в 2017-ом: социальное самочувствие, тревоги, надежды на будущее // URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/rezyume_ross_obschestvo_2017.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M.,2018 - 522 с.
Черняк Д. С. Социология: хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. С. Черняк. – К.: КНУТД, 2012. – 364 с.
Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В. А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!