это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1563193
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение..............................................................................................................3
Профессиональное становление практического психолога, как индивидуальное развитие личности будущего специалиста.....................4
Учебно – профессиональная подготовка психолога, в комплексной совокупности требований Вуза....................................................................8
Заключение.......................................................................................................13
Список использованной литературы..............................................................14
Введение
В последние годы современная отечественная психологическая теория и практика обогатилась новыми идеями и подходами, как общетеоретического, так и прикладного характера по анализу личности практического психолога в процессе его профессиональной деятельности – это говорит об актуальности данной темы.
Теоретическая разработанность темы: значительное количество исследований посвящено изучению личности психолога (Г. Абрамова, А. Бондаренко, А. Деркач, И. Дубровина, С. Максименко и др.), проблеме профессионального становления практических психологов, работающих в различных отраслях (И. Вачков, Е. Зеер, В. Рыбалко, А. Сергеева и др.), а также изучению проблем, связанных с подготовкой специалистов психологического профиля в высшей школе (Ж. Верная, Л. Долинская, М. Дьяченко, Л. Терлецкая).
Однако на современном этапе возникает объективная потребность уделить внимание учебно-воспитательном процессе для подготовки практических психологов к профессиональной деятельности.
Цель работы: заключается в теоретическом анализе профессиональной подготовки будущих практических психологов в организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи работы:
1. Рассмотреть профессиональное становление практического психолога с точки зрения индивидуального развития личности будущего специалиста.
2. Проанализировать специфику учебно – профессиональной подготовки психолога, в комплексной совокупности требований Вуза.
Профессиональное становление практического психолога, как индивидуальное развитие личности будущего специалиста
В возрастной и педагогической психологии давно считается общепризнанным положение Л. С. Выготского о том, что «именно обучение ведет за собой развитие, а не наоборот». [2]
Именно целенаправленный учебно-воспитательный процесс обеспечивает полноценное развитие ребенка и приобщение его к общечеловеческой культуре, а студента — к профессиональному миру психологии.
Обращаем внимание, что речь идет не просто об обучении (образовании, узко понимаемой), а именно о учебно-воспитательном процессе.
Рассматривая сущность профессионального образования, А. Маркова пишет, что «это процесс и результат овладения студентами системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности». [6, 222]
Таким образом, и продуктивные знания и интегративные умения важны для того, чтобы на их основе сформировалось мировоззрение и личность профессионала, а это уже задача воспитательного характера.
К сожалению, и среди многих современных студентов, и среди их преподавателей нередко обнаруживаются другие ориентации, исключающие полноценное ориентирование в окружающем мире и, более того, препятствие построению «смысловой картины мира». Много тех, кто реально реализует достаточно примитивную прагматичную ориентацию на образование, в которой видят лишь средство для получения «пользы» и «прибыли». Все это характерно для людей с так называемой «рыночной ориентацией», о которых выдающийся психолог Е. Фромм писал, что их главная цель – как можно выгоднее продать Себя (со своими знаниями) на рынке труда, а в результате – на «рынке личностей». [5]
Но если все-таки у студента есть стремление разобраться в сложных проблемах окружающего мира, то ему неизбежно придется проявлять определенную инициативу, поскольку стандартное Вузовское образование именно в этом, студенту, обычно не помогает. Особенно это важно для студента– психолога, поскольку много «жизненных» проблем его будущих клиентов и пациентов имеют социальную природу и связаны с нерешенными общественными проблемами, с несовершенством окружающего мира.
В.В. Семикин справедливо отмечает: «Культура социального взаимодействия есть внешнее проявление особого внутреннего качества взаимодействующих субъектов, которое мы называем психологической культурой» [11, 142].
Студент, будущий психолог, неизбежно выходит за рамки официального, целенаправленного профессионального образования и фактически сам (или вместе с некоторыми своими друзьями и близкими по духу преподавателями) дополняет официальное образование «естественным» и «свободным» профессиональным развитием. Главное при этом — не становиться в открытое противостояние с официальной образовательной системой, а лишь дополнять ее. В высшем профессиональном образовании, в том числе и при подготовке психологов — существует нерешенная проблема.
Несмотря на то, что среди преподавателей есть понимание необходимости подготовки именно личности профессионала, основной акцент делается на формирование системы знаний, умений и навыков (традиционная схема). Студент–психолог должен решать для себя вопрос о личностном развитии самостоятельно. Преподаватели же могут влиять на эти процессы лишь опосредованно, например, задавать на своих занятиях ценностно–смысловые вопросы профессионального и личностного самоопределения, и обсуждать проблемы развития будущего профессионала лишь с согласия самого студента.
Получается, что про самое главное в подготовке профессионала можно говорить только на добровольной основе, и только имея внутреннюю готовность к такому разговору, то есть и студент, и преподаватель еще должны «созреть» для выхода на важнейший уровень профессионального образования – образования и саморазвития личности будущего психолога.
Профессиональное становление будущих психологов-практиков на современном этапе развития нашего общества нужно рассматривать, как индивидуальное развитие личности будущего специалиста, в ходе которого происходит осознание профессионально значимых образований, формируется «Я-концепция» и вырабатывается стратегия профессиональной деятельности в гуманистической парадигме.
Профессиональное становление психолога-практика в процессе Вузовской подготовки, требует от студента сложной напряженной творческой работы над развитием собственной личности, выбор одних возможностей и отказ от других.
Будущий специалист должен достичь, в первую очередь, высокого уровня развития искусства жить – интегративного умения и высокого мастерства в творческом построении своей жизни, развитом самосознании и овладении системой средств, методов, технологий программирования, конструирования индивидуального, личного жизненного проекта.
Среди большого количества профессионально значимых качеств в процессе подготовки будущих практических психологов в высших учебных заведениях, предпочтение должно быть отдано, в первую очередь, системе профессионально необходимых качеств.
Проанализируем систему основополагающих личностных качеств, гармоничное сочетание которых обусловливает эффективность деятельности будущих специалистов в различных видах психологической помощи: психодиагностической, психокоррекционной, психоконсультативной и психотерапевтической.
Профессиональная деятельность психолога-практика имеет количественную меру и качественные характеристики. Содержание и организацию труда практического психолога можно правильно оценить, лишь определив уровень профессионального мастерства специалиста практической психологии, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленной цели.
Будущий профессионал должен быть компетентным на высоком уровне во всех сферах применения психологического консультирования: школьное консультирование, консультирование студентов в системе высшего образования, консультирование при злоупотреблении психологически активными веществами, реабилитационное консультирование, консультирование в области психического здоровья, консультирование в области соматического здоровья и общего оздоровления, профессиональное и управленческое консультирование, семейное консультирование. Кроме этого, специалист должен в совершенстве владеть всеми сферами деятельности практического психолога, в общем плане.
Другими словами, роль психолога практика на современном этапе развития нашего общества становится уникальной потому, что профессионал должен уметь использовать в своей деятельности индивидуальный подход к каждому клиенту и оценить цель консультирования по следующим критериям:
- цели консультирования должны определяться для каждого клиента отдельно;
- быть совместимыми с ценностями конкретного психолога консультанта, хотя могут и не совпадать с ними;
- степень достижений цели консультирования должна быть для клиента ощутимой.
Таким образом, будущие психологи-практики еще учась в высшем учебном заведении должны изучать практический передовой опыт консультативного процесса, формировать свое профессиональное мастерство и заниматься самосовершенствованием.
Учебно – профессиональная подготовка психолога, в комплексной совокупности требований Вуза
Комплексную совокупность требований Вуза, возможно выполнить, если проблема профессиональной подготовки психолога-практика будет рассматриваться как всесторонняя целенаправленная организация жизнедеятельности студента в течение всего срока обучения, которая программно, обеспечивала бы формирование соответствующей профессиональной подготовки практического психолога.
По нашему мнению, должен быть сохранен приоритет фундаментальных научных знаний и основательной научно-экспериментальной подготовки студентов.
Ключевая идея специфики учебно – профессиональной подготовки: успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными качествами специалиста, которые нужно развивать во время профессиональной подготовки в высшей школе, а также, формировать его отношение к видам психологической помощи.
Рассмотрим, основные сферы и объекты деятельности выпускников с высшим образованием по профессиональным направлениям «Психология»:
- сфера производства (психолог-практик), а именно, профориентационная работа, профессиональный отбор, профадаптация, профобучение, социально-психологический изучение трудовых коллективов, исследование причин текучести кадров, травматизма, консультирование;
- учреждения здравоохранения и социального обеспечения (клинический психолог; социальный работник): консультативная и диагностическая работа в клиниках соматических и психических заболеваний, консультативных центрах здоровья, реабилитационных центрах, социально-психологических службах (служба семьи, телефон доверия и др.);
- образовательные, воспитательные и трудовые исправительные заведения: преподаватель психологии в разный тип средних учебных заведениях, психолог-воспитатель и психолог - консультант в средних специальных школах и дошкольных учреждениях, старший лаборант в психологических лабораториях вузов и научно-исследовательских учреждениях, методист-лаборант на соответствующих кафедрах;
- сфера управления, обслуживания, предпринимательства (психолог- практик), органы местной власти (психолог-консультант).
Выпускник может занимать должности, которые не требуют глубоких профессиональных знаний, исследовательской работы и которые ориентированы преимущественно на решение стереотипных задач деятельности. Предприятия, учреждения и организации должны обеспечивать необходимые условия для использования специалистов в соответствии с полученной квалификацией, в соответствии с действующим законодательством.
На современном этапе становления такой отрасли практической психологии, как психологическая помощь обществу происходит всплеск в формировании личностного стиля деятельности, а особенно в сферах психодиагностики, психокоррекционной работы, психологического консультирования и психотерапии. Эффективность оказания психологической помощи зависит от конструктивного личностного стиля деятельности, который, в свою очередь, формируется на основе развития личностных и профессиональных черт будущего психолога-практика.
Личностной стиль деятельности психолога можно считать успешным по оказанию психологической помощи личности, если психолог как личность владеет: мотивацией достижения успеха; позитивным представлениям об образе «Я»; когнитивной позицией по отношению к успеху (неуспеха).
Подготовка будущих психологов практиков к профессиональной деятельности зависит от совершенствования процесса формирования личностного стиля деятельности специалиста. Нужно развивать такие качества, которые бы характеризовали личность в высшей степени производительности специалиста по оказанию психологической помощи личности. Годы обучения в высшем учебном заведении должны быть осмыслены и системно представлены как целенаправленный процесс формирования профессиональной готовности к творческой деятельности и профессиональному росту. Этот процесс должен быть раскрыт как становление личности практического психолога, во время подготовки овладевает профессией ее многосторонними особенностями, целями и требованиями, вплоть до необходимого уровня развития своего языка и умение владеть собой.
Каждый учебный год должен быть направленным на реализацию разных и при этом достаточно автономных целей. Совокупность целей, которые поставлены перед Вузами по подготовке психологов-практиков, позволить создать необходимый уровень формующей целостности учебно-воспитательного процесса, используя потенциал каждого учебного предмета.
Следующим этапом подготовки практических психологов является, формирование навыков практической работы во всех отраслях психологической помощи личности и более глубже в одном или двух направлениях психоконсультирования.
В.М. Розин замечает: «… действия психолога-практика должны быть весьма осторожными и постоянно корректироваться, исходя из результатов психологической помощи и постепенного уяснения самого случая. В связи с этим формулу действий психолога можно определить так: максимум рефлексии и культуры мышления, максимум осторожности, максимум ответственности». [9, 22]
В совершенствовании профессиональной подготовки психолога практика в Вузе особое значение имеет поиск таких возможностей и методов обучения, которые способны стимулировать самостоятельную деятельность студентов. Если рассматривать процесс оказания психологической помощи как управлением его прохождением со стороны психолога, то нужно отметить, что основным фактором управления является информация.
Информация обеспечивает способность психолога к регулированию и коррекции на основе сигналов прямой и обратной связи. Для того, чтобы студент умел самостоятельно не только добывать продуктивные знания, но и наиболее эффективно использовать их, необходимы условия, которые способствуют активизации учебной деятельности наиболее оптимальными способами, а именно это организация преподавателем процесса учебно-творческой деятельности и управление им через самоорганизацию и самоуправление каждого отдельного студента.
Обусловленность целей и задач профессиональной деятельности психолога, наличие социального заказа со стороны общества и его институтов – требует оптимально реализовать потенциальные возможности человека в сфере его деятельности и в повседневной жизни, что накладывает определенные требования к специалистам этого профиля.
В связи с этим важным является определение личностных показателей, детерминирующих механизмы функционирования субъекта в профессиональной деятельности, в многообразии реальной жизни, а также определяющую динамику и направленность профессионального развития. Такой анализ и соответствующие выводы относительно своей профессиональной деятельности специалиста данной сферы будут постоянно направлять его на повышение квалификации по развитию профессиональных способностей и психологического роста своей личности.
Специфика и сложность подготовки специалистов состоят в том, что они должны не только иметь глубокие знания по психологии и смежным с ней научным дисциплинам, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях или обучающихся в школах различного типа, в истоках возникновения и способах решения проблем, возникающих у детей и взрослых (педагогов, родителей, администрации учреждений), и др. Студенты должны освоить не только науку психологию, но и способы реализации научных знаний в конкретной работе с конкретными людьми разного возраста и коллективами.
Каждый студент – это два будущих специалиста: 1) ученый, ориентированный на практику; 2) практик, основательно подготовленный в научном отношении.
Многие огрехи в работе практического психолога происходят из-за слабой их подготовки не столько в области научных психологических знаний, в области владения умениями и навыками практико - ориентированной деятельности, сколько в понимании сути своей профессии, смысла и цели профессиональной деятельности педагога-психолога.
Заключение
В работе теоретически обоснован и представлен анализ форм и методов учебно-воспитательного процесса эффективной подготовки будущих практических психологов в высших учебных заведениях с целью формирования у них продуктивных знаний, интегративных умений и практических навыков.
Эффективность подготовки специалиста любого профиля определяется прежде всего тем, насколько учебные программы в вузах предусматривают развитие профессионального и личностного самоопределения студентов.
Специфика профессии психолога определяется содержанием его деятельности как специалиста, который контактирует с внутренним миром другого человека в процессе решения практических профессиональных задач. Необходимо, чтобы психолог имел такие личностные характеристики, которые помогли бы ему создать максимально благоприятные условия для развития самосознания и осуществления личностных изменений человека, обратившегося к нему за помощью.
Список использованной литературы
Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь личности. – Харьков: Фолио, 1996. – 237с.;
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
Зимняя И.С. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //Высшее образование сегодня. 2005. №11.
Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.
Максименко С. Д. Теоретико-методологические проблемы практической психологии // Психологической службе системы образования 10 лет: достижения, проблемы и перспективы. – К.: Ника-центр, 2002. – С.7-16
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Пономаренко В.А. Профессия – психолог труда. М., 2007.
Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. М.; СПб., 2007.
Розин В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2009. Т. 6. №4.
Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1977.
Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!